Дело № 2-390/2023
УИД 04RS0016-01-2023-000481-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июля 2023 года с. Мухоршибирь
Мухоршибирский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Алексеевой И.Н. при секретаре Базаровой Д.Д., с участием:
представителя истца - помощника прокурора Мухоршибирского района Республики Бурятия Адамова Р.Е.,
представителя ответчика Администрации МО «Мухоршибирский район» по доверенности Степановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мухоршибирского района Республики Бурятия к Администрации МО «Мухоршибирский район» об обязании ликвидировать несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов, расположенных на земельных участках,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мухоршибирского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском, указывая в обосновании заявленных требований, что 15.06.2023 года прокуратурой Мухоршибирского района с привлечением специалиста – государственного инспектора РБ в области охраны окружающей среды Бурприроднадзора, проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, об охране окружающей среды на территории <адрес> вблизи <адрес>. Установлено, что на земельных участках вблизи <адрес> расположены несанкционированные свалки ТКО, а именно на земельных участках: <адрес> Поскольку право собственности на земельные участки не разграничено, собственником отходов является орган местного самоуправления – администрация МО «<адрес>». Территории муниципального образования подлежит регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Истец просит обязать ответчика ликвидировать несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов, расположенных на земельных участках вблизи <адрес> РБ.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Адамов Р.Е. исковые требования уточнил, окончательно просил обязать Администрацию МО «<адрес>» ликвидировать несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов, расположенных на земельных участках в местности «<адрес>, начало», «<адрес>, проулок» в срок до 31.10.2024 г.
Представитель ответчика Администрации МО «Мухоршибирский район» по доверенности Степанова Е.В. уточненные исковые требования признала.
Третье лицо - представитель Бурприроднадзора РБ Водопьянов С.В. на судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.
Выслушав сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия.
В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса РФ установлен приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
В соответствии со ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
В соответствии с положениями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (ст.1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (п. 2 ст. 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизация, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 22).
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ № 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Пунктами 5,7 ст.12 вышеуказанного закона запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Статьей 1 ФЗ № 89-ФЗ определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 ФЗ № 89-ФЗ).
Согласно ст. 6 указанного закона организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесена к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (п. 1 ст. 13).
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1 ст. 13.1 ФЗ № 89-ФЗ).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно п. 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Международный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
П. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
В соответствии с абз. 4 и абз. 8 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществить мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы. На собственника возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнений отходами производства и потребления (п.п.2 а. 2 ст. 13 ЗК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, 13.06.2023 года по результатам проведенной совместной выездной проверки о соблюдении экологического законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, с участием помощника прокурора <адрес> ФИО2, государственного инспектора РБ по охране природы ФИО4 составлена справка экологического обследования (с фототаблицей), из которой следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 29 минут обследован земельный участок (<адрес> где расположена несанкционированная свалка ТКО, компонентным составом преимущественно из: упаковка из бумаги/картона, загрязненная функциональными компонентами, необходимыми для производства продуктов переработки молока (ФККО 3 01 159 62 50 4), покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные, бой строительного кирпича, отходы полиэтилена в виде пленки и пакетов при изготовлении упаковки из него; в 12 часов 42 мин. обследован земельный участок <адрес> вблизи <адрес>, где расположена несанкционированная свалка ТКО, компонентным составом преимущественно из: бой строительного кирпича, отходы производства полых стеклянных изделий (бутылок, посуды, украшений и тд.), изделия из натуральной древесины, утратившие потребительские свойства, покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные; в 13 часов 05 мин. обследован земельный участок (<адрес>) вблизи <адрес>, где расположена несанкционированная свалка ТКО, компонентным составом преимущественно из: бой строительного кирпича (ФККО 3 43 210 01 20 5), отходы производства полых стеклянных изделий (бутылок, посуды, украшений и т.д.) (<адрес> отходы производства шифера (<адрес>), изделия из натуральной древесины, утратившие потребительские свойства, незагрязненные (<адрес> покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные (<адрес> в 13 часов 11 мин. обследован земельный участок (<адрес>) вблизи <адрес>, где расположена несанкционированная свалка ТКО, компонентным составом преимущественно из: бой строительного кирпича (ФККО 3 43 210 01 20 5), отходы производства шифера (<адрес> изделия из натуральной древесины, утратившие потребительские свойства, незагрязненные (<адрес>); в 13 часов 19 мин. обследован земельный участок (<адрес>) вблизи <адрес>, где расположена несанкционированная свалка ТКО, компонентным составом преимущественно из: отходы известняка, доломита и мела в кусковой форме практически неопасные (<адрес>).
27.07.2023 года в ходе проведенной специалистом – экспертом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ Ефимовой Т.И. проверки установлено следующее:
- по сведениям ЕГРН территория занимаемая свалкой в 130 км. юго-восточнее земельного участка с кадастровым номером 03:14:350114:181, с месторасположением <адрес> расположена в границах земельного участка с кадастровым номером 03:14:000000:7 (Респ. Бурятия, р-н Мухоршибирский, <адрес>, колхоз "Искра". Зарегистрировано право общей долевой собственности. В соответствии со схемой перераспределения земель колхоза «Искра» <адрес> (инв №) земельный участок расположен в пределах земель, предназначенных для передачи в коллективно-долевую собственность (вид угодий пастбище, контур №). (Рис. 1,2, Фото 1,2);
- по сведениям ЕГРН территория занимаемая свалкой в <адрес> расположена на землях, право государственной собственности на которые не разграничено в границах муниципального образования "<адрес>" Республики Бурятия в кадастровом квартале <адрес>Рис. 3, Фото 3,4);
- по сведениям ЕГРН территория занимаемая свалкой в 15м. западнее земельного участка с кадастровым номером <адрес> (Рис. 4, Фото 5,6).
Учитывая, что спорный объект загрязнения – две несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов (местность «<адрес>, начала», «<адрес>, проулок»), находятся на земельных участках, право государственной собственности на которые не разграничено, в границах МО «<адрес>», а также доводы представителя ответчика, в связи с чем, обязанность по принятию мер по организации работ по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на администрацию МО «<адрес>».
Таким образом, в нарушение действующего законодательства Администрация МО «<адрес>» не осуществило очистку от отходов указанных выше земельных участков в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, в связи с чем, на территории земельных участках в местности «<адрес>, начало», «<адрес>, проулок» образовалась несанкционированная свалка, что, безусловно, влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и угрозу загрязнения земель твердыми коммунальными отходами.
С учетом изложенного, исковые требования прокурора Мухоршибирского района Республики Бурятия обоснованы и подлежат удовлетворению.
Судебных расходов подлежащих взысканию не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Мухоршибирского района Республики Бурятия к Администрации МО «Мухоршибирский район» удовлетворить.
Обязать Администрацию МО «Мухоршибирский район» (ИНН 0314003242) в срок до 31.10.2024 года ликвидировать несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов, расположенных на земельных участках:
- <адрес>
<адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в течение месяца, со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Мухоршибирский районный суд Республики Бурятия.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись И.Н. Алексеева
Копия верна: И.Н. Алексеева