Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
«08» февраля 2022 года дело № 2а-739/2022
город Ростов-на-Дону УИД № 61RS0005-01-2022-000084-93
Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе судьи Черняковой К.Н., с участием прокурора <...> Агапова Р.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смагиной А.А., при участии:
представителя административного истца Широкорад С.В. (доверенность от 30.03.2021 №, диплом от ... г. №);
административного ответчика Чекризова И.В.;
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ростовской области» к Чекризову И. В. об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы,
УСТАНОВИЛ:
федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 2 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ростовской области» (далее – ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области, административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Чекризову И. В. (далее – Чекризов И.В., административный ответчик) об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, указав в обоснование административного иска на то, что Чекризов И.В. был осужден за совершение преступления небольшой тяжести в период административного надзора. В связи с этим административный истец просит суд об установлении в отношении осужденного административного надзора на срок до 06.03.2028 после отбытия наказания с установлением обязательной явки 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Представитель административного истца в судебном заседании поддержал административные исковые требования, просил удовлетворить в полном объеме, привел доводы в обоснование административного иска.
Административный ответчик в судебном заседании признал административные исковые требования.
Прокурор, участвующий в судебном разбирательстве в соответствии с частью 7 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), в судебном заседании дал заключение по делу, согласно которому просил административный иск удовлетворить.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, представленные и собранные по делу доказательства, дав им правовую оценку в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 5 ст. 270 КАС РФ административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, подается в суд по месту нахождения исправительного учреждения.
Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон об административном надзоре).
Исходя из положений ст. 2 Закона об административном надзоре, административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 3 Закона об административном надзоре, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Аналогичное указание содержится в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Исходя из п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона об административном надзоре, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 1 (п. 3) и ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно п. «в» ч. 3 ст. 86 УК РФ в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести судимость, погашается по истечении трех лет после отбытия наказания.
Из содержания п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона об административном надзоре следует, что срок административного надзора в отношении вышеуказанных лиц исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, закреплены в ст. 4 Закона об административном надзоре. Перечень административных ограничений является исчерпывающим.
Судом установлено, что приговором Таганрогского городского суда Ростовской области от 23.08.2021 Чекризов И.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228 УК РФ, с назначением наказания в виде 8 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима (л.д. 8-10). В свою очередь, решением Усть-Донецкого районного суда Ростовской области от 14.01.2020 административному ответчику установлен административный надзор на срок 8 лет, в связи с признанием его виновным приговором Таганрогского городского суда Ростовской области от 07.11.2016. Чекризов И.В. освобожден по отбытию срока наказания по данному приговору 06.03.2020.
Начало срока отбывания наказания – 28.07.2021, конец срока – 27.03.2022. С 23.09.2021 осужденный отбывает наказание в исправительной колонии административного истца.
Из справки о поощрениях и взысканиях, представленной ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области в отношении административного ответчика следует отсутствие поощрений, взысканий за период отбывания наказания (л.д. 6).
Характеристика на осужденного отражает, что за период отбывания наказания, осужденный посещает мероприятия воспитательного характера, требует постоянного контроля, не проявляет интерес, в работах по благоустройству территории учреждения без оплаты труда участвует, но нуждается в постоянном контроле, характеризуется отрицательно (л.д. 5).
Административный ответчик неоднократно судим, при этом осужден к реальному отбытию срока наказания в 2 случаях. В настоящее время отбывает наказание за совершение небольшой тяжести преступление.
Как следует из материалов дела, административный надзор, установленный в отношении Чекризова И.В., был прекращен в связи с его осуждением к лишению свободы и направлением к месту отбывания наказания.
Пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», предусматривает, что осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания является основанием для прекращения административного надзора (п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона об административном надзоре).
Исходя из положений ч.ч. 2, 2.1 ст. 3 Закона об административном надзоре, назначение административного надзора за указанными в них лицами связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определенной категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращен.
С учетом этого административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в ч.ч. 2, 2.1 ст. 3 Закона об административном надзоре. Установление административного надзора при названных обстоятельствах в рамках срока непогашенной судимости по первоначальному приговору не является повторным.
При этом, по смыслу п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 5 Закона об административном надзоре, заявление об установлении административного надзора в отношении указанного выше лица может быть подано в пределах срока погашения судимости.
В п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» разъяснено, что в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор (ч. 1 ст. 5 Закона об административном надзоре, ст. 86 УК РФ).
При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (ст. 3, ч. 1 ст. 5 Закона об административном надзоре).
Принимая во внимание обстоятельства, установленные решением суда, приговорами, а именно совершение преступления относящегося к тяжким, по которому срок погашения судимости истекает по истечение 8 лет после отбытия наказания, освобождение по отбытию указанного наказания 06.03.2020, то в рассматриваемом случае административный ответчик имеет непогашенную судимость, по которой срок погашения истекает 06.03.2028. В свою очередь, по приговору Таганрогского городского суда Ростовской области от 23.08.2021 Чекризов И.В. подлежит освобождению по отбытию наказания 27.03.2022, срок погашения судимости по которой истечет 27.03.2025. Соответственно, определяя срок административного надзора в отношении административного ответчика, суд приходит к выводу о необходимости установления административного надзора в связи с прекращением ранее назначенного административного надзора на срок до 06.03.2028. Данный срок надлежит исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, принимая во внимания конкретные обстоятельства дела, данные о личности Чекризова И.В., отсутствие поощрений, взысканий за период отбывания наказания, совершение небольшой тяжести, отрицательную характеристику, наличие не снятой и непогашенной судимости, в том числе реальное отбытие сроков наказаний, назначенных приговорами в 2 случаях, а также позицию ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области, выраженную в административном иске, заключение прокурора, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 273 КАС РФ суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения.
В силу ст. 4 Закона об административном надзоре, установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, является обязательным.
Как установлено судом в ходе судебного заседания и следует из приговора суда, Чекризов И.В. до осуждения проживал по адресу регистрации, после освобождения намерен убыть по данному адресу.
При выборе конкретных административных ограничений суд учитывает отсутствие поощрений, взысканий у осужденного, отрицательную характеристику, полагает необходимым и соразмерным обусловленным интересам общественной безопасности и соответствующим задачам административного надзора по предупреждению совершения административным ответчиком преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, установить административное ограничение в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, а также административные ограничения, ранее установленные решением Усть-Донецкого районного суда Ростовской области от 14.01.2020, административный надзор по которому прекращен ввиду совершения новых преступлений.
В случае добросовестного соблюдения установленных ограничений и положительной характеристики по месту работы и (или) месту жительства поднадзорное лицо не лишено возможности ставить вопрос о досрочном прекращении административного надзора по правилам ч. 2 ст. 9 Закона об административном надзоре.
Принимая во внимание положения подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35, подпункты 9 и 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации в их совокупности, согласно которым административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины по делам об административном надзоре, с административного ответчика не подлежит взысканию государственная пошлина в порядке ст. 111 КАС РФ.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ростовской области» к Чекризову И. В. об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, удовлетворить полностью.
Установить в отношении Чекризова И. В., ... г. года рождения, место рождения <...>, освобождаемого из мест лишения свободы, административный надзор на срок до ... г., за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Установить Чекризову И. В., ... г. года рождения, место рождения <...>, освобождаемому из мест лишения свободы, административные ограничения в виде:
- обязательной явки поднадзорного лица два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрещения выезда за пределы территории муниципального образования г. Таганрога Ростовской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий: подпись
Мотивированное решение изготовлено 08 февраля 2022 года.
Копия верна:
Судья К.Н. Чернякова