Дело № 2-3145/2024
(34RS0002-01-2024-004827-19)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июля 2024 года город Волгоград
Дзержинский районный суд города Волгограда в составе:
председательствующего судьи Землянухиной Н.С.,
при секретаре судебного заседания Щербининой К.К.,
с участием истцов Манукяна Р.Г., Овсепян Л.Г.,
представителя ответчика администрации Дзержинского района Волгограда - Стенковой Ю.С.,
третьего лица Мелояна Г.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по иску Манукяна Рачика Гегамовича, Овсепян Лилит Гегамовны к администрации Дзержинского района Волгограда, администрации Волгограда о сохранении жилого дома в реконструированном состоянии, признании права собственности на доли в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
первоначально истцы Манукян Р.Г., Овсепян Л.Г. обратились в суд с иском к администрации Дзержинского района Волгограда о сохранении жилого дома в реконструированном состоянии, признании права собственности на доли в жилом помещении.
В обоснование исковых требований истцы указали на то, что Манукян Р.Г., Овсепян Л.Г. являются собственниками земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>. Общая площадь жилого дома составляла 24,7 кв.м., общая площадь земельного участка составляет 300 кв.м. для эксплуатации жилого дома.
В результате строительных работ в 2022 году произведена реконструкция жилого дома и внутренняя перепланировка, в связи с чем его общая площадь в настоящее время составляет 66,0 кв.м. (по наружным обмерам 81,6 кв.м.), однако зарегистрировать право собственности истцы не имеют возможности, в связи с отсутствием разрешительной документации.
В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ истцами направлено заявление в администрацию Дзержинского района Волгограда с просьбой ввести в эксплуатацию жилой дом.
Письмом от 03 апреля 2024 года администрацией Дзержинского района Волгограда отказано во вводе в эксплуатацию жилого дома и рекомендовано обратиться в суд.
Согласно заключению МУП «Центральное межрайонное БТИ» о состоянии строительных конструкций жилого дома по адресу: <адрес>, жилой дом находится в работоспособном состоянии. Изменения в рамках произведенной реконструкции не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности помещений и иных помещений жилого дома в целом, не создают угрозу жизни и здоровью граждан, что позволит проводить дальнейшую безопасную эксплуатацию объекта в соответствии с функциональным назначением.
Расположение строения не влияет на доступ к соседним земельным участкам и помещениям, не препятствует движению транспортных средств, не нарушает известные коммуникации и инженерные сети.
Строительные конструкции жилого дома соответствуют строительно-техническим, санитарным нормам и правилам, не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц, не создают угрозу жизни и здоровью людей.
По указанным основаниям истец просит суд сохранить жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в реконструированном состоянии общей площадью 66,0 кв.м. Признать за Манукяном Рачиком Гегамовичем право собственности на 1/2 долю жилого дома площадью 66,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, за Овсепян Лилит Гегамовной право собственности на 1/2 долю жилого дома, площадью 66,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
Определением судьи Дзержинского районного суда города Волгограда от 27 мая 2024 к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Волгограда, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, Березина Н.Ю., Ерошенко В.И.
02 июля 2024 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Мелоян Г.К., Гндоян С.А.
Истцы Манукян Р.Г., Овсепян Л.Г. в судебном заседании настаивают на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика администрации Дзержинского района Волгограда - Стенковая Ю.С. в судебном заседании возражает против удовлетворения исковых требований Манукяна Р.Г., Овсепян Л.Г., поскольку реконструкция жилого дома произведена без соответствующего разрешения.
Представитель ответчика администрации Волгограда в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, причины неявки суду не сообщил.
Третье лицо Мелоян Г.К. в судебном заседании поддерживает исковые требования Манукяна Р.Г., Овсепян Л.Г.
Третье лицо Березина Н.Ю. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, причины неявки суду не сообщила.
Третье лицо Ерошенко В.И. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, причины неявки суду не сообщил.
Третье лицо Гндоян С.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, причины неявки суду не сообщил.
Суд, выслушав истцов, представителя ответчика, третье лицо, исследовав письменные доказательства по делу, находит исковые требования Манукяна Р.Г., Овсепян Л.Г. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 2 ст. 26 ЖК РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Согласно ч. 4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда помещение в многоквартирном доме может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
В соответствии с ч. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Реконструкция представляет собой комплекс работ по изменению архитектурно-градостроительного решения существующего градостроительного объекта путем создания капитальных построек, пристроек, надстроек, мансард, изменения несущих конструкций и систем инженерного оборудования объекта.
Согласно ст. 21 Федеральный закон от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» достройка, перестройка и перепланировка относятся к изменениям архитектурного объекта.
Таким образом, законодательство определяет реконструкцию, капитальный ремонт, перепланировку и переоборудование - как изменение существующего объекта.
При реконструкции (капитальной перестройке) существующего объекта путем изменения его основных технических характеристик либо при строительстве нового объекта с использованием прежнего объекта (возведение в здании надстроек, пристроек, встроек и т.п.) объект недвижимости может утратить тождественность, в связи с чем, измененные параметры зданий не будут соответствовать правоустанавливающим документам.
В соответствии с ч. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Согласно ч. 2 ст. 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (часть 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (ч. 2 ст. 260).
Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
Последствия самовольной постройки, возведенной или созданной на земельном участке его собственником или другими лицами, определяются ст. 222 ГК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
На основании ч. 1 и ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Как следует из разъяснений, данных в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В силу ч. 1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется Градостроительным кодексом РФ, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного Кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
На основании п. 6 ч. 5 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением населенных пунктов, указанных в статье 3.1 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»), - федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория.
Согласно ч. 13 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
В силу п. 1.1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с ч. 15 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.
Федеральным законом от 03 августа 2018 года № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Градостроительный кодекс РФ внесены следующие изменения: в статье 51: части 9 - 9.2 признать утратившими силу.
Согласно ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» правообладатель дачного или садового земельного участка, правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу Федерального закона от 03 августа 2018 года № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» начаты строительство или реконструкция жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 1 марта 2026 года направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотренное частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства. При этом применяются положения статьи 51.1, частей 16 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.
Судом установлено, что Манукян Р.Г., Овсепян Л.Г. являются собственниками жилого дома площадью 24,7 кв.м., земельного участка площадью 300 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра от 27 декабря 2022 года.
Как пояснил в судебном заседании истец Манукян Р.Г., в целях повышения благоустройства занимаемого жилого помещения произведена реконструкция спорного дома. В результате реконструкции общая площадь жилого дома составила 66,0 кв.м.
Согласно техническому паспорту, оформленному 29 декабря 2022 года, составленному МУП «Центральное межрайонное бюро технической инвентаризации» Волгограда, общая площадь жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, 1946 года постройки, реконструкция 2022 года, составляет 66,0 кв.м., в том числе жилая – 35,4 кв.м., подсобная – 30,6 кв.м., состоит из одного этажа надземной части, лит. А, лит. А1. На возведение жилой пристройки А1 разрешительной документации не представлено.
Истцы Манукян Р.Г., Овсепян Л.Г. направили в администрацию Дзержинского района Волгограда обращение о принятии в эксплуатацию самовольно выполненной реконструкции индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
03 апреля 2024 года письмом № 01-21-Ж/726-24 администрация Дзержинского района Волгограда сообщила истцам о том, что администрация Дзержинского района Волгограда является территориальным структурным подразделением администрации Волгограда, действует в пределах делегированных ей полномочий и согласно Положению об администрации Дзержинского района Волгограда, утвержденному решением Волгоградской городской Думы от 24 декабря 2010 года № 40/1252, не обладает полномочиями по сохранению самовольно выполненной реконструкции индивидуальных жилых домов. В соответствии со ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных строительных норм и правил. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Из заключения МУП «Центральное межрайонное бюро технической инвентаризации» о техническом состоянии конструкций здания с кадастровым номером 34:34:030095:337 лит А (основное строение – жилой дом), расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, следует, что в результате визуального обследования установлено, что техническое состояние строительных конструкций здания жилого дома (лит. А) общей площадью 66,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на момент обследования в декабре 2022 года работоспособное и пригодное для дальнейшей эксплуатации по своему функциональному назначению и не создает угрозу жизни и здоровью людей. Выполненная реконструкция не нарушает права и интересы граждан, не оказала влияния на основные несущие конструкции здания и его безаварийную дальнейшую эксплуатацию.
Суд, оценивая вышеуказанное заключение специалиста в совокупности с другими доказательствами по делу, приходит к выводу о том, что оно соответствует требованиям гражданско-процессуального законодательства, выполнено специалистом, квалификация которого сомнений не вызывает, оформлено надлежащим образом, научно обосновано, не имеет противоречий, его выводы являются ясными и понятными, в связи с чем оснований ему не доверять не имеется. В свою очередь, ответчики каких-либо доказательств, опровергающих выводы, изложенные в указанном заключении, суду в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представили, ходатайства о назначении судебной экспертизы суду не заявляли.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что в данном случае единственным признаком незаконной реконструкции, установленным судом, является отсутствие соответствующего разрешения на возведение жилого дома.
Таким образом, спорный объект недвижимости расположен в границах земельного участка, находящегося у истцов на праве собственности, категория земельного участка, на котором расположен спорный индивидуальный жилой дом: земли населённых пунктов – для индивидуального жилищного строительства. Строение не нарушает прав и законных интересов третьих лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с ч. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
- если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
- если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
- если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Между тем администрациями не представлено суду достаточных доказательств наличия нарушений градостроительных норм и правил спорного жилого дома, нарушения прав граждан возведенного жилого дома и наличия угрозы для жизни и здоровья граждан возведенным строением.
При этом, суд принимает во внимание заявления Гндоян С.А., Мелоян Г.К., Березиной Н.Ю., Ерошенко В.И., согласно которым Гндоян С.А., Мелоян Г.К., Березина Н.Ю., Ерошенко В.И. исковые требования Манукян Р.Г., Овсепян Л.Г. поддерживают, просят их удовлетворить. Реконструированный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не нарушает их прав и интересов и не создает угрозу их жизни и здоровью.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 23 июня 2022 года собственниками земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, является Мелоян Г.К.
Гндоян С.А. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости от 23 июля 2024 года.
Березина Н.Ю. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости от 24 июля 2024 года.
Суд учитывает, что собственники смежных земельных участков не имеют претензий по произведенной истцами реконструкции жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
При этом суд принимает во внимание, что в настоящем гражданском деле отсутствуют доказательства, свидетельствующие об общественной опасности спорного объекта недвижимости, доказательства того, что строительство произведено с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, влечет угрозу жизни и здоровью граждан, нарушает их права и охраняемые законом интересы, равно как и отсутствуют доказательства того, что возведение спорного объекта недвижимости нарушает публичные интересы.
Таким образом, из материалов дела следует, что возведенный спорный объект недвижимости соответствует виду разрешенного использования земельного участка, существенных нарушений градостроительных и строительных норм при строительстве не установлено, равно как и доказательств реальной угрозы для жизни и здоровья граждан.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.
К существенным нарушениям строительных норм и правил относятся, неустранимые нарушения, которые могут повлечь уничтожение постройки, причинение вреда жизни, здоровью человека, повреждение или уничтожение имущества других лиц. При этом в связи с возведением данной постройки должны быть нарушены права и охраняемые интересы других лиц.
Таким образом, к юридически значимым обстоятельствам, служащим основаниями для удовлетворения требований о признании права собственности на самовольную постройку, относятся существенность допущенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил, а также факт нарушения прав и интересов заинтересованных лиц, либо угроза жизни и здоровью граждан.
В данном случае таких обстоятельств: факта нарушения прав и интересов заинтересованных лиц, либо угроза жизни и здоровью граждан, наличие существенных и неустранимых нарушений градостроительных и строительных норм и правил, судом не установлено.
При этом, как усматривается из письменных материалов настоящего гражданского дела, индивидуальный жилой дом, принадлежащий истцам на праве собственности, не имеет существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, не нарушает прав и законных интересов собственников смежного земельного участка, создан на земельном участке, принадлежащем истцам на праве собственности.
При таких обстоятельствах, поскольку произведенная реконструкция жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, назначение земельного участка в связи с проведенными работами не нарушается, суд приходит к выводу о наличии оснований для сохранения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в реконструированном состоянии общей площадью 66,0 кв.м., признания за Манукяном Р.Г. права собственности на 1/2 долю жилого дома площадью 66,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, за Овсепян Л.Г. права собственности на 1/2 долю жилого дома, площадью 66,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в связи с чем иск Манукяна Р.Г., Овсепян Л.Г. подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░ №), ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░ №) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░ 3443900373), ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░ 3444059139) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 66,0 ░░.░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 1/2 ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ 66,0 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 1/2 ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ 66,0 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 01 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░