Решение по делу № 33-17042/2022 от 21.09.2022

Судья Дорошенко Н.В. 33-17042/2022

УИД № 61RS0007-01-2022-002160-64

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 октября 2022 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Михайлова Г.В.

судей Владимирова Д.А., Портновой И.А.

при секретаре Фадеевой Д.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2458/2022 по иску прокурора г. Шахты в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Шахты, МБОУ г. Шахты Ростовской области «Средняя общеобразовательная школа № 12», третьи лица Департамент образования г. Шахты, ФГКУ «УВО ВНГ России по Ростовской области» об обязании устранить нарушения антитеррористической защищенности образовательного учреждения по апелляционной жалобе Администрации г. Шахты на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 23 июня 2022 года.

Заслушав доклад судьи Владимирова Д.А., судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Шахты в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г. Шахты, муниципальному бюджетному образовательному учреждению г. Шахты Ростовской области «Средняя общеобразовательная школа №12» (далее МБОУ г. Шахты СОШ №12) об обязании устранить нарушения антитеррористической защищенности образовательного учреждения, указав, что в соответствии с антитеррористическим законодательством по итогам категорирования МБОУ г. Шахты СОШ №12 в отношении данного образовательного учреждения разработан комплекс мер по обеспечению антитеррористической защищенности.

В соответствии с паспортом безопасности объекта, реализация указанных мероприятий предусмотрена до 31.12.2021. Поскольку образовательное учреждение является бюджетным, то обязанность по устранению нарушений антитеррористической защищенности образовательного учреждения возложена законом на учредителя - администрацию г. Шахты.

Однако прокурорской проверкой установлено, что в МБОУ г. Шахты СОШ №12 имеются нарушения антитеррористической защищенности: не обеспечена охрана объекта (территории) сотрудниками ЧОП, подразделениями вневедомственной охраны ВНГ РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной ФСВНГ РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

На основании изложенного, прокурор просил суд обязать Администрацию г. Шахты в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения выделить денежные средства для исполнения требований антитеррористической защищенности МБОУ г. Шахты Ростовской области «Средняя общеобразовательная школа № 12» - обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками ЧОП, подразделениями вневедомственной охраны ВНГ РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной ФСВНГ РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Обязать МБОУ г. Шахты Ростовской области «Средняя общеобразовательная школа № 12» в течение четырех месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения исполнить следующие требования к антитеррористической защищенности образовательного учреждения – обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками ЧОП, подразделениями вневедомственной охраны ВНГ РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной ФСВНГ РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 23 июня 2022 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Суд возложил на Администрацию г. Шахты обязанность в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения выделить денежные средства для исполнения требований антитеррористической защищенности МБОУ г. Шахты Ростовской области «Средняя общеобразовательная школа № 12» - обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками ЧОП, подразделениями вневедомственной охраны ВНГ РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной ФСВНГ РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Обязал МБОУ г. Шахты Ростовской области «Средняя общеобразовательная школа № 12» в течение четырех месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения исполнить следующие требования к антитеррористической защищенности образовательного учреждения – обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками ЧОП, подразделениями вневедомственной охраны ВНГ РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной ФСВНГ РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Не согласившись с решением суда, администрация г. Шахты подала апелляционную жалобу, в которой просит суд данное решение отменить и при постановлении нового решения в удовлетворении исковых требований отказать. Апеллянт приводит доводы о том, что вопреки выводам суда, Федеральный закон «О противодействии терроризму» и Федеральный закона «Об общих принципах, организации местного самоуправления в Российской Федерации», на которые в решении сослался суд, не содержат указания на конкретные обязанности органов местного самоуправления в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов, в том числе предусматривающие выделение денежных средств на данные цели.

Также апеллянт указывает на то, что порядок рассмотрения и утверждения решения о местном бюджете устанавливается городской Думой. К полномочиям администрации городского округа отнесена разработка проекта бюджета городского округа, внесение его в Городскую Думу города Шахты на утверждение (пункт 2 и пункт 5 статьи 65 Устава). Таким образом, выделение денежных средств, не предусмотренных соответствующей статьей бюджета, не относится к полномочиям администрации городского поселения.

Ссылаясь на ч. 3 ст. 217 БК РФ, апеллянт заявляет, что внесение изменений в сводную бюджетную роспись для исполнения судебных решений на средства местного бюджета без изменения решения о бюджете допустимо лишь при условии соблюдения основных параметров бюджета по расходам, утвержденных представительным органом муниципального образования. Иное приводило бы к произвольному изменению воли местного сообщества относительно осуществления права муниципальной собственности на средства местного бюджета, выраженной от его имени представительным органом муниципального образования, и являлось бы вмешательством в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования.

Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие представителя Департамента образования г. Шахты, представителя администрации г. Шахты, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.

Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Чернову Е.В., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями ст.330 ГПК РФ для изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Удовлетворяя исковые требования, суд руководствовался Федеральным законом от 06.03.2006 N35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федеральным законом от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" и исходил из того, что согласно паспорту безопасности объекта образовательному учреждению было предписано в срок до 31.12.2021 обеспечить охрану сотрудниками ЧОП, подразделениями вневедомственной охраны ВНГ РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной ФСВНГ РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Однако, в нарушение указанных предписаний соответствующая охрана объекта не обеспечена.

Поскольку учредителем образовательного учреждения является муниципальное образование в лице администрации города Шахты, суд нашел обоснованными требования прокурора о возложении финансирования мероприятий по антитеррористической защищенности образовательного учреждения на указанный муниципальный орган.

Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно положениям пункта 2 части 6 и части 7 статьи 28 указанного федерального закона образовательное учреждение обязано создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, и несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с пунктом 7.1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

Пункт 3 части 1 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006, утвержденные им Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

Согласно п. 6-8 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006, в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).

Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории)

Как следует из п. 11 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006, комиссия в ходе своей работы, в том числе, определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.

Материалами дела подтверждается, что с целью реализации положений Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N1006 было проведено категорирование МБОУ г. Шахты СОШ №12. Согласно паспорту безопасности объекта, категорируемому объекту присвоена третья категория опасности.

Рекомендовано: обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками ЧОП, подразделениями вневедомственной охраны ВНГ РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной ФСВНГ РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Срок до 31.12.2021.

Факт невыполнения рекомендаций до настоящего времени подтвержден прокурорской проверкой.

При таких обстоятельствах, решение суда которым МБОУ г. Шахты СОШ №12 обязано исполнить требования к антитеррористической защищенности образовательного учреждения, а администрация г. Шахты профинансировать указанные мероприятия, судебная коллегия находит законным и обоснованным.

Доводы жалобы, сводящиеся к тому, что бюджет на текущий год не содержит статей расходов на мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности МБОУ г. Шахты СОШ №12, изменения в бюджет могут быть внесены только городской Думой, соответствующие полномочия у администрации г. Шахты отсутствуют, свидетельствуют о том, что ответчиками не предпринималось мер с целью создания в бюджете статьи на финансирование соответствующих расходов.

Поэтому отсутствие соответствующих статей расходов в городском бюджете является следствием неисполнения ответчиками требований Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N1006 и акта категорирования, а следовательно, не может являться основанием к отмене постановленного судебного акта.

Ссылки апеллянта на бюджетное законодательство для указания на невозможность исполнения решения суда в установленные в нем сроки, судебной коллегия отклоняются, так как ч. 3 ст. 217 БК РФ позволяет вносить изменения в бюджетную роспись в пределах объема бюджетных ассигнований и в случае использования (перераспределения) средств резервных фондов, и в случае получения уведомления о предоставлении субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение. Кроме того, администрация не лишена возможности поставить перед городской Думой вопрос о принятии решения о выделении дополнительных денежных средств в текущем году, либо обратиться за предоставлением субсидии к областному бюджету.

Доводы о том, что Федеральный закон «О противодействии терроризму» и Федеральный закон «Об общих принципах, организации местного самоуправления в Российской Федерации» не содержат указания на конкретные обязанности органов местного самоуправления в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов, в том числе предусматривающие выделение денежных средств на данные цели опровергаются приведенными выше правовыми нормами: пунктом 7.1 статьи 14, пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года,

Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, а доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о неправильности выводов суда и не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения судебного решения.

Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 23 июня 2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации г. Шахты - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение изготовлено 12 октября 2022г.     

33-17042/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г.Шахты
Ответчики
МБОУ г.Шахты РО СОШ №12
Администрация г.Шахты РО
Другие
ФКГУ УВО ВНГ России по РО
Департамент образования г.Шахты
Суд
Ростовский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.ros.sudrf.ru
10.10.2022Судебное заседание
21.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.10.2022Передано в экспедицию
10.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее