Дело № 2-683/2022
УИД: 51RS0002-01-2022-000026-94
Решение в окончательной форме изготовлено 14 марта 2022 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 марта 2022 г. город Мурманск
Первомайский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Романюк С.О.,
при секретаре Степановой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гурова Д.В. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации *** о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности досрочно назначить страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Гуров Д.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации *** о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, досрочном назначении страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указано, что Гуров Д.В., ***, *** обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации *** с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ответчика №*** в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу отказано в связи с отсутствием требуемого 30-летнего стажа. Из специального стажа исключены периоды учебы на курсах повышения квалификации с сохранением средней заработной платы: ***
Считал исключение указанных периодов учебы на курсах повышения квалификации незаконным, поскольку в данные периоды трудовой договор с ним не расторгался, заработная плата, из которой работодатель производил отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации, выплачивалась, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж и стаж работы в районах Крайнего севера с учетом льготного исчисления стажа как один год работы за один год и шесть месяцев.
Кроме того, пенсионным органом не включены периоды нахождения в командировках *** Отмечает, что указанные командировки осуществлялись им в связи с его медицинской деятельностью по направлению работодателя с сохранением рабочего места и заработной платы, отчислениями в Пенсионный фонд Российской Федерации, следовательно, указанные периоды также подлежат включению в специальный стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера с учетом льготного исчисления стажа как один год работы за один год и шесть месяцев.
Пенсионным органом не включены в специальный стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера с учетом льготного исчисления стажа как один год работы за один год и шесть месяцев периоды работы истца, связанные с осуществлением лечебной деятельности в учреждении здравоохранения с *** при этом работа в указанные периоды подтверждается записью в трудовой книжке и уточняющей справкой работодателя от ***, согласно которой он работал в указанные периоды на полную ставку в течение полного рабочего дня.
Период работы истца с *** засчитан ответчиком в стаж в календарном порядке (1 год работы за 1 год). Вместе с тем указывает, что в этот период он работал в должности *** на полную ставку в течение полного рабочего дня.
Обращает внимание, что характер работы, выполняемый *** соответствующего профиля одинаков. *** в период *** выполняет практически те же функции, что и *** работающий по своей специальности, приобретает практические навыки посредством выполнения всех поручаемых ему операций, несет ответственность в случае неверно выбранных методов и форм лечения.
Факт прохождения истцом *** в указанный период с *** по специальности *** подтверждается записью в трудовой книжке, справкой работодателя от ***, а также удостоверением об окончании одногодичной специализации (***) к диплому. Из представленных протоколов операций усматривается, что истцом самостоятельно были выполнены ***.
Таким образом, в период *** истцом выполнялась работа *** на полную ставку в течение полного рабочего дня, в связи с чем полагает, что указанный период подлежит включению в специальный стаж и стаж работы в районах Крайнего Севра в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев.
Истец просит суд отменить решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации *** №***; обязать ответчика включить в специальный стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в льготном исчисления как один год работы за один год и шесть месяцев периоды его работы:
- периоды нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением средней заработной платы: ***
- периоды нахождения в командировках с ***
- периоды работы, связанные с осуществлением лечебной деятельности в учреждении здравоохранения с ***
- период работы в должности *** с ***
признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию с момента обращения с заявлением, то есть с ***; взыскать с ответчика в его пользу судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Определением суда от *** к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ГОБУЗ «***».
Истец Гуров Д.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, воспользовался правом на ведение дела через представителя в порядке статьи 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца Коцюбинский В.В. в судебное заседание после перерыва не явился, до объявления перерыва в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика ОПФР *** Альховик Л.Н. в судебное заседание после перерыва не явилась, до объявления перерыва в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица ГОБУЗ «***» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы гражданского дела, обозрев материалы пенсионного дела в отношении Гурова Д.В., суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии регламентирован вступившим в законную силу с 01 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400–ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»), который в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Аналогичные положения были предусмотрены подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется, в том числе Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список № 781).
Для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период *** включительно применяется Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 (с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления).
Для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с *** включительно применяется Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066.
Из приведенных положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Как установлено судом и подтверждено материалами настоящего гражданского дела, материалами пенсионного дела, Гуров Д.В., ***, зарегистрированный в системе государственного пенсионного страхования ***, *** обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением пенсионного органа от *** №*** Гурову Д.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, а именно отсутствием у истца требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения - 30 лет.
Из указанного решения следует, что документально подтвержденный страховой стаж с учетом льготного исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера составил ***, стаж работы в районах Крайнего Севера – ***, стаж осуществления лечебной деятельности – *** при требуемом не менее 30 лет.
При этом из страхового стажа, стажа работы в районах Крайнего Севера и стажа осуществления лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения исключены периоды отпуска без сохранения заработной платы с ***; из стажа работы в районах Крайнего Севера и стажа осуществления лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения исключены периоды курсов повышения квалификации с *** период работы с *** в МБУЗ «***» в должности *** не принят к зачету в медицинский стаж в льготном исчислении ка один год работы за один год и шесть месяцев, так как *** не предусмотрены Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей ***, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как один год и шесть месяцев (далее – Перечень); период работы истца с *** не принят к зачету в страховой стаж, в стаж работы в районах Крайнего Севера и стаж осуществления лечебной деятельности, поскольку в выписке из индивидуального лицевого счета нет сведений о стаже и начисленных страховых взносах за указанный период.
Решением пенсионного органа от *** №***, принятым во изменение решения об отказе в установлении пенсии №*** от ***, Гурову Д.В. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ ввиду отсутствия требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения - 30 лет.
Согласно указанному решению документально подтвержденный стаж по состоянию на *** составил: страховой стаж в льготном исчислении – ***, стаж работы в районах Крайнего Севера – ***, специальный стаж в соответствии в с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в льготном исчислении – ***, при требуемом не менее 30 лет.
Пенсионным органом из стажа работы в районах Крайнего Севера и стажа осуществления лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения исключены: периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с *** из стажа осуществления лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения исключены периоды работы с *** Кроме тог, пенсионным органом период работы истца с *** в МБУЗ «***» в должности *** не принят к зачету в медицинский стаж в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев, так как Перечнем *** не предусмотрены. Период работы с *** не принят к зачету в страховой стаж, в стаж работы в районах Крайнего Севера и стаж осуществления лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, поскольку в выписке из индивидуального лицевого счета нет сведений о стаже работы и начисленных страховых взносах за указанный период.
Из материалов дела следует, что Гуров Д.В. *** принят ***
*** в связи с окончанием *** переведен на должность ***.
*** истцу присвоена *** квалификационная категория по специальности ***.
В период с *** Гуров Д.В. проходил стажировку ***; с *** переведен на должность ***, с *** проходил курсы повышения квалификации ***, с *** переведен на должность ***.
*** Гуров Д.В. уволен по собственному желанию по пункту 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
С *** Гуров Д.В. принят в МУЗ «***» на должность ***.
*** Гурову Д.В. присвоена *** категория по специальности ***. *** истец переведен на 0,5 ставки должности *** и 0,5 ставки должности ***.
В период с *** Гуров Д.В. проходил курсы повышения квалификации по специальности ***.
*** истец переведен на должность *** на полную ставку, *** подтверждена первая квалификационная категория по специальности ***. В период с *** истец проходил курсы повышения квалификации по ***, *** и в период с *** проходил цикл повышения квалификации по программе «***»; *** наименование структурного подразделения «***» переименовано в «***; *** Гурову Д.В. присвоена *** квалификационная категория по специальности *** *** Гуров Д.В. переведен в *** на должность ***. Согласно записям в трудовой книжке Гуров Д.В. работает в ГОБУЗ «***» по настоящее время.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в льготном исчисления стажа как один год работы за один год и шесть месяцев периодов его работы, связанных с осуществлением лечебной деятельности в учреждении здравоохранения с *** суд приходит к следующему.
Из представленных в материалы дела трудовой книжки истца, а также справок работодателя ГОБУЗ «***» о периодах работы истца следует, что с *** Гуров Д.В, работал на полную ставку полный рабочий день в должности *** с *** истец работал на 0,5 ставки в должности *** и 0,5 ставки в должности *** с *** Гуров Д.В. работал на полную ставку полный рабочий день в должности *** с *** Гуров Д.В. работал на полную ставку полный рабочий день в должности ***
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила от 29 октября 2002 г. № 781).
В соответствии с разделом «Наименование должностей» Списка от 29 октября 2002 г. № 781 право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено врачам-специалистам всех наименований (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность, работающим в учреждениях, перечисленных в том же списке в разделе «Наименование учреждений».
На основании пункта 5 Правил от 29 октября 2002 г. № 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. № 781, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев (подпункт «б» пункта 5 Правил от 29 октября 2002 г. « 781).
Приложением к названным правилам является Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев (далее - Перечень от 29 октября 2002 г. № 781).
В пункте 1 (раздел - наименование структурных подразделений) Перечня от 29 октября 2002 г. № 781 в перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, включены отделения хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 20, 21, 27 - 30 Списка должностей и учреждений от 29 октября 2002 г. № 781.
Пунктом 1 (раздел - наименование должностей) Перечня от 29 октября 2002 г. № 781 в перечне должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, названа должность оперирующего врача-специалиста всех наименований, в том числе оперирующего врача-заведующего.
Аналогичные нормы по исчислению периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применялись и при ранее установленном правовом регулировании данных отношений.
Согласно Списку от 6 сентября 1991 г. № 464 (подлежащему применению для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с *** включительно, и действовавшему в спорный период работы истца) право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Пункт 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» предусматривал, в частности, льготное исчисление стажа (один год и шесть месяцев за один год работы) для врачей - хирургов всех наименований отделений хирургического профиля стационаров.
Списком от 22 сентября 1999 г. № 1066, подлежащим применению к периоду трудовой деятельности истца с *** в разделе «Наименование должностей» поименована должность врача – специалиста (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность. При этом льготное исчисление специального стажа предусматривалось для оперирующих врачей-специалистов всех наименований, отделений хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений здравоохранения согласно приложению (пункт 3 Правил от 22 сентября 1999 г. № 1066 и пункт 1 Перечня от 22 сентября 1999 г. № 1066).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах, не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Для отдельных категорий работников, в частности врачей-хирургов, среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров, предусматривается льгота в исчислении сроков выслуги - один год работы в этих должностях и подразделениях включается в специальный стаж как один год и 6 месяцев.
Таким образом, работая в указанные периоды в ГОБУЗ «***», Гуров Д.В. выполнял работу ***, исполнял свои обязанности по должности и в учреждении, которое предусмотрено Перечнем, утвержденным Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 г., его занятость в совокупности имела место в течение всего рабочего дня на полную ставку.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Гурова Д.В. в указанной части и включения периода его работы с *** в специальный стаж в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев.
Довод ответчика об отсутствии сведений о специальном стаже в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица не является основанием для отказа в удовлетворении требований в данной части, поскольку Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» возлагает на страхователя обязанность представлять в органы Пенсионного фонда сведения, в которых необходимо, в том числе указывать периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10 июля 2007 г. № 9-П, уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» возлагает на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи. Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
Факт отсутствия данных персонифицированного учета при наличии иных доказательств, подтверждающих льготный характер работы истца, не может являться безусловным основанием для отказа во включении спорных периодов трудовой деятельности в специальный стаж. Обязанность подачи сведений в силу действующего законодательства лежит на работодателе и не может быть поставлена в вину истцу.
При этом сторона ответчика не оспаривает фактическое осуществление истцом трудовой деятельности в спорный период и то, что учреждение фактически осуществляло хозяйственно-финансовую деятельность.
Разрешая требования о включении в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев периода работы в должности *** с *** суд приходит к следующему.
Гуров Д.В. в соответствии с приказом и.о. начальника *** №*** от *** принят на должность *** с ***
Согласно справке ГОБУЗ «***» Гуров Д.В. в период *** проходил *** в должности ***
В период прохождения Гуровым Д.В. интернатуры действовало Постановление Минтруда РФ от 27 августа 1997 г. № 43 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации», которым были установлены разряды оплаты труда единой тарифной сетки по должностям работников здравоохранения Российской Федерации. В приложении № 1 к указанному постановлению врачи-интерны включены в раздел 2.1 «Специалисты с высшим медицинским и фармацевтическим образованием», согласно должностным обязанностям врачи-интерны осуществляли функции врача под руководством врача-специалиста, отвечая наравне с ним за свои действия, выполняли рабочую нагрузку по каждой специальности.
В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 377, должность врача-интерна отнесена к врачам (пункт 2).
В соответствии с Положением об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденным названным Приказом, к врачебному персоналу лечебно-профилактических учреждений отнесены: врачи-интерны, врачи-стажеры, врачи-специалисты (общей практики, хирурги всех наименований, анестезиологи, урологи и др.), старшие врачи, педиатры (пункт 3.3 Положения).
Согласно Положению об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения СССР от 20 января 1982 года № 44, интернатура - это обязательная одногодичная последипломная подготовка для выпускников медицинских институтов с целью получения ими квалификации врача-специалиста. Для прохождения интернатуры выпускники медицинских институтов зачисляются в качестве врачей-интернов по соответствующей специальности. Заработная плата врачам-интернам выплачивается в течение всего периода в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа. Подготовка врачей-интернов проводится по индивидуальному плану на основании типовых учебных планов и программ. Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной основе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности (пункты 1, 8, 9, 14, 16 названного Положения).
Таким образом, из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что период прохождения интернатуры отдельными категориями врачей-специалистов, может быть засчитан в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии документального подтверждения выполнения врачом-интерном функциональных обязанностей по должности врача-специалиста.
Следовательно, юридически значимым обстоятельством для разрешения спора в указанной части является подтверждение выполнения врачом-интерном функциональных обязанностей врача при прохождении им интернатуры.
Проанализировав представленные в дело доказательства, установив, что в указанный выше период истец осуществлял ***, участвовал в ***, работая в ***, исполнял обязанности ***, суд приходит к выводу об осуществлении Гуровым Д.В. лечебной деятельности в ***, в связи с чем указанный период работы истца подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении как один год работы за один год шесть месяцев.
Разрешая требования истца в части включения в специальный стаж работы периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд приходит к следующему.
Материалами дела подтверждено, что в периоды: с *** истец находился на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением заработной платы.
Из решения об отказе в назначении пенсии следует, что указанные периоды не были включены ответчиком в льготный стаж, в соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516 (далее Правила).
Вместе с тем, материалами дела подтверждено, что на курсы повышения квалификации Гуров Д.В. направлялся в соответствии с приказами работодателя, следовательно, обучение на курсах повышения квалификации для истца являлось обязательным. В периоды нахождения на курсах повышения квалификации за истцом сохранялось место работы и заработная плата, из которой производились отчисления в Пенсионный фонд. Данные обстоятельства стороной ответчика не оспаривались и подтверждены материалами дела.
Согласно статье 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516 (далее Правила), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 4 Правил).
В силу пункта 5 Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Аналогичные положение содержались в ранее действовавшем Кодексе законов о труде Российской Федерации (статья 112).
В силу приведенных выше норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Не включение в специальный стаж периодов нахождения работников на курсах повышения квалификации влечет необоснованное ограничение их пенсионных прав.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
За время нахождения Гурова Д.В. на курсах повышения квалификации за ним в соответствии с действующими нормативными правовыми актами сохранялась средняя заработная плата по основному месту работы, следовательно, производились отчисления страховых взносов.
Истец находился на курсах повышения квалификации в периоды его работы в должностях и учреждения, поименованных соответствующими Списками, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Право лица на назначение досрочной пенсии по старости на льготных условиях не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им как работником на основании должностной инструкции обучения на курсах повышения квалификации, которое является для него обязательным условием дальнейшей медицинской деятельности, исключение данного периода, фактически носящего вынужденный характер, из специального стажа приведет к ущемлению прав работника в сфере пенсионного обеспечения.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что указанные периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
Поскольку время нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Таким образом, поскольку Гуров Д.В. в периоды нахождения на курсах повышения квалификации занимал должность, включенную в Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, указанные выше периоды также подлежат включению в стаж работы истца в льготном исчислении (один год работы как один год и шесть месяцев стажа).
Относительно требований истца о включении в специальный стаж работы периодов нахождения Гурова Д.В. в командировках с *** с *** суд приходит к следующему.
Материалами дела подтверждено, что в командировки Гуров Д.В. направлялся работодателем в соответствии с приказами (приказ от *** №***, приказ от *** №*** приказ от *** №***), следовательно, нахождение в командировке было для истца обязательным. Данными приказами предусматривалось сохранение средней заработной платы по основному месту работы.
Из решения пенсионного органа об отказе в назначении пенсии следует, что указанные периоды не были включены в льготный стаж, в соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516.
Статьей 166 Трудового кодекса Российской Федерации определено понятие служебной командировки - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
В соответствии со статьей 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка.
Согласно вышеуказанным положениям трудового законодательства Российской Федерации период нахождения в служебных командировках, по сути, приравниваются законодателем к выполнению служебных обязанностей по профессии и замещаемой должности.
В спорные периоды за истцом сохранялось место работы, средняя заработная плата, следовательно, производились отчисления страховых взносов.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что спорные периоды нахождения истца в командировке подлежит включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном исчислении как один год за год и шесть месяцев.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом вступивших в силу с 1 января 2019 г. изменений, внесенных в Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ (в ред. Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии»), в части изменения сроков назначения пенсий, в том числе досрочно, страховая пенсия по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения досрочно назначается с применением положений части 1.1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В силу части 1.1. статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с Приложением 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ срок назначения страховой пенсии по старости при возникновении на нее права в *** году наступает не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Как следует из представленных пенсионным органом суду сведений и расчету стажа, по состоянию на *** стаж истца на соответствующих видах работ составил ***, право на пенсию у Гурова Д.В. возникло с ***
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении сроков назначения страховой пенсии по старости имеет значение день, с которого возникает право на страховую пенсию по старости.
Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» срок назначения страховой пенсии по старости наступит у истца не ранее чем через *** со дня возникновения права на пенсию ***, то есть с ***, поскольку требуемая продолжительность стажа, полные ***, выработана истцом ***
Таким образом, поскольку право Гурова Д.В. на страховую пенсию по старости возникло ***, срок для назначения ему пенсии составляет ***, исчисляемых с указанной даты.
При таких обстоятельствах, решение пенсионного органа от *** №***, которым истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене.
В соответствии со статьёй 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пользу истца подлежат взысканию расходы, понесенные в связи с рассмотрением гражданского дела, которые состоят из государственной пошлины в размере 300 рублей, оплаченной при подаче искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ *** ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ *** ░░ *** №*** ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ *** ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 20 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2013 ░. № 400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░»:
░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ *** ░ ***
░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░ ░░░░░░ ░ *** ░ ░░░░░░░░░ *** ░ ***
░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░: ***
░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ***
░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ***, ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ***, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ *** ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░