Дело № 2а-1767/2018
УИД 33RS0008-01-2018-002221-76
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Гусь-Хрустальный 12 ноября 2018 года
Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего Забродченко Е.В.,
при секретаре Платоновой Я.А.,
с участием прокурора Зайцевой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор обратился в
Гусь-Хрустальный городской суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с административными исковыми требованиями к администрации МО г. Гусь-Хрустальный в которых просил признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по обращению в регистрирующий орган с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного имущества сетей водопровода расположенных по адресам:
г. Гусь-Хрустальный, ул. Гражданский переулок, д. 13; г. Гусь-Хрустальный, ул. Прудовая. Возложить на административного ответчика обязанность обратиться в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных указанных сетей водопровода.
В обоснование требований указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией МО г. Гусь-Хрустальный законодательства о собственности, в ходе которой выявлены нарушения.
В ходе проверки владельцы сетей водопровода, находящихся на территории МО г. Гусь-Хрустальный и расположенные по ул. Гражданский переулок, д. 13 и ул. Прудовая, не установлены.
В Едином государственном реестре недвижимости указанные объекты недвижимости не значатся. Сведений об указанных объектах недвижимости в реестре муниципальной собственности МО г. Гусь-Хрустальный, МО
Гусь-Хрустальный район не имеется. По данным Гусь-Хрустального филиала ГУП ВО «БТИ» право собственности на указанные объекты недвижимости не зарегистрировано. По данным МУВКП г. Гусь-Хрустальный в собственности и на балансе предприятия также указанные объекты не числятся.
В соответствии с действующим законодательством орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Администрация МО г. Гусь-Хрустальный в регистрирующий орган с заявлением о принятии указанных объектов на учет как бесхозяйных не обращалась, что свидетельствует о бездействии исполнительного органа местного самоуправления и невыполнении им обязанностей, вытекающих из пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отсутствие права собственности на указанные сети водопровода не освобождает органы местного самоуправления от участия в предупреждении угроз экологической безопасности и угроз причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан.
В судебном заседании прокурор Зайцева Ю.В. поддержала заявленные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном иске. Полагала необходимым обязать административного ответчика исполнить решение суда в течение 6 месяцев, со дня его вступления в законную силу.
Представитель административного ответчика - администрации МО
г. Гусь-Хрустальный в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в отзыве просили рассмотреть дело без участия представителя. В своем отзыве администрация МО г. Гусь-Хрустальный просит отказать в удовлетворении требований прокурора в полном объеме, указывая что законодательством не установлен срок, в течении которого орган местного самоуправления обязан обратится в соответствующий орган с заявлением о принятии на учет недвижимых вещей в качестве бесхозяйных. Ссылаясь на п. 5 ст. 8 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 года N 416, полагают, что в действиях администрации МО г. Гусь-Хрустальный отсутствует незаконное бездействие, поскольку администрация определила организацию, которая должна обслуживать спорные участки бесхозяйных водопроводных сетей, а также осуществляет постановку недвижимых объектов на учет в качестве бесхозяйных по мере их выявления, однако на спорные участки водопроводных сетей в 2018 году не было запланировано финансирование. Кроме того, полагают, что круг лиц в интересах которых обращается прокурор определен – ими являются лица, проживающие в районе нахождения спорных водопроводных сетей, при этом жалоб о наличии угрозы жизни и здоровью, имуществу, экологической безопасности на данные сети за 2014-2018 гг. от граждан не поступало.
Представитель заинтересованного лица МУВКП г. Гусь-Хрустальный в судебное заседании не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки представителя суду не сообщили, о рассмотрении дела в отсутствие представителя или об отложении рассмотрения дела не просил.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд определил рассмотреть административное дело без участия представителей администрации МО
г. Гусь-Хрустальный и МУВКП г. Гусь-Хрустальный, поскольку их явка в судебное заседание не признана обязательной.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Исходя из положений пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Пунктом 3 статьи 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйные вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Пунктами 4 и 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 №
218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, и его территориальных органов относится, в числе прочего, принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Согласно п. 3, 5 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015
N 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. 30 Устава МО г. Гусь-Хрустальный администрация муниципального образования город Гусь-Хрустальный является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным в соответствии с настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования федеральными законами и законами Владимирской области. К полномочиям администрации города в частности относятся: формирование и исполнение бюджета города
Гусь- Хрустального; разработка и реализация проектов местного бюджета, программ, планов экономического и социального развития, подготовка отчетов об их исполнении; организация в границах города Гусь-Хрустальный электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Гусь-Хрустальный, в порядке, установленном нормативным правовым актом городского Совета.
Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости объекты, расположенные в г. Гусь-Хрустальный, по ул. Гражданский переулок, д. 13 и ул. Прудовая не значатся. Сведений об указанных объектах недвижимости в реестре муниципальной собственности МО
г. Гусь-Хрустальный, МО Гусь-Хрустальный район не имеется. По данным Гусь-Хрустального филиала ГУП ВО «БТИ» право собственности на указанные объекты недвижимости не зарегистрировано. По данным МУВКП
г. Гусь-Хрустальный в собственности и на балансе предприятия указанные объекты также не числятся.
Постановлением главы администрации МО г. Гусь-Хрустальный от 02.12.2014 № 864 утверждена схема водоснабжения и водоотведения МО
г. Гусь-Хрустальный на период 2014-2015 годы и об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Схема).
Согласно раздела 8 Схемы к бесхозяйным объектам водоснабжения относятся в том числе: сети водопровода по ул. Гражданский переулок, д. 13 и ул. Прудовая.
Спорные объекты не имеют собственника и не состоят в регистрирующем органе как бесхозяйные.
Отсутствие права собственности на указанные сети водопровода не освобождает органы местного самоуправления от участия в предупреждении угроз экологической безопасности и угроз причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан.
Администрация МО г. Гусь-Хрустальный внеся спорные объекты в схему водоснабжения и водоотведения МО г. Гусь-Хрустальный, в регистрирующий орган с заявлением о принятии указанных объектов на учет как бесхозяйных не обращалась, что свидетельствует о бездействии исполнительного органа местного самоуправления и невыполнении им обязанностей, вытекающих из пункта 3 статьи 225 ГК РФ.
При этом довод административного ответчика о том, что законодательством не установлен срок, в течении которого орган местного самоуправления обязан обратится в соответствующий орган с заявлением о принятии на учет недвижимых объектов в качестве бесхозяйных не может быть принят во внимание, поскольку согласно вышеуказанному Постановлению главы администрации МО г. Гусь-Хрустальный от 02.12.2014 № 864, о том что спорные объекты являются бесхозяйными администрации стало известно в 2014 году, что с очевидностью свидетельствует о пропуске администрацией разумного срока обращения с таким заявлением.
Довод административного ответчика о том, что в действиях администрации МО г. Гусь-Хрустальный отсутствует незаконное бездействие, поскольку администрация определила организацию, которая должна обслуживать спорные участки бесхозяйных водопроводных сетей, юридического значения для дела не имеет, поскольку данное обстоятельство не освобождает администрацию от установленной законом обязанности обратиться в регистрирующий орган с заявлением о принятии спорных объектов на учет в качестве бесхозяйных.
Довод административного ответчика об отсутствии финансирования для постановки на учет бесхозяйных водопроводных сетей, является несостоятельным, поскольку отсутствие финансирования не освобождает административного ответчика от исполнения обязанностей, возложенных на него законом.
Довод административного ответчика о том, что лицами в интересах которых обращается прокурор, являются граждане, проживающие в районе нахождения спорных водопроводных сетей, а также о том, что в отношении данных сетей за 2014-2018 гг. не поступало жалоб о наличии угрозы жизни и здоровью, имуществу, экологической безопасности, также не может быть принят во внимание, поскольку непринятие соответствующих мер по определению владельца спорных сетей водопровода создает угрозу экологической безопасности и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций может повлечь причинение вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенных лиц.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что администрация МО
г. Гусь-Хрустальный является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.
Также суд приходит к выводу, что решение суда подлежит исполнению в течение шести месяцев со дня вступления его в законную силу, полагая что данный срок будет достаточным и разумным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Гусь-Хрустального межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный, выразившееся в непринятии мер по обращению в регистрирующий орган с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного имущества сетей водопровода расположенных по адресу:
г. Гусь-Хрустальный, ул. Гражданский переулок, д. 13, и по адресу:
г. Гусь-Хрустальный, ул. Прудовая.
Возложить на администрацию муниципального образования город
Гусь-Хрустальный обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных сетей водопровода расположенных по адресу: г. Гусь-Хрустальный, ул. Гражданский переулок, д. 13, и по адресу: г. Гусь-Хрустальный, ул. Прудовая, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий Е.В. Забродченко
Мотивированное решение суда изготовлено 17 ноября 2018 года.
Судья Е.В. Забродченко