66RS0016-01-2022-000372-73

Дело № 2-495/2022

Мотивированное решение составлено 16.05.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 мая 2022 года Артемовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Поджарской Т.Г., с участием представителя истца помощника Артемовского городского прокурора Шаньгина М.В., истца Лебедевой Е.С., представителя ответчика Администрации Артемовского городского округа Черемных Е.В., при секретаре Дружининой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артемовского городского прокурора, действующего в интересах Лебедевой Е. С., к Администрации Артемовского городского округа об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Артемовский городской прокурор, действующий в интересах Лебедевой Е.С., обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Артемовского городского округа об обязании совершить определенные действия.

В обоснование исковых требований Артемовский городской прокурор в иске указал, что Артемовской городской прокуратурой по обращению Лебедевой Е.С. о нарушении ее жилищных прав реализованы функции органов прокуратуры по надзору за исполнением органами местного самоуправления Артемовского городского округа требований жилищного законодательства. В ходе надзорных мероприятий установлено, что Лебедева Е.С. является собственником жилого помещения в <адрес> в <адрес>. Постановлением Администрации Артемовского городского округа от 05.10.2020 года многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. С целью обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан собственникам помещений многоквартирного <адрес> рекомендовано принять меры к сносу многоквартирного дома в срок до 01.06.2021 года. В связи с тем, что в установленный срок собственниками жилых помещений многоквартирного <адрес> решение об его сносе принято не было, Администрацией Артемовского городского округа было издано постановление от 28.06.2021 «Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд». Согласно данному постановлению, принято решение об изъятии для муниципальных нужд путем выкупа земельного участка с кадастровым номером , площадью 1566 кв.м., по адресу: <адрес>, с целью сноса многоквартирного дома, а также об изъятии путем выкупа жилых помещений №. По состоянию на 14.03.2022 действия по изъятию земельного участка и жилых помещений в указанном многоквартирном доме не осуществлены, процедура достижения соглашения с собственником жилого помещения в данном доме о выкупе жилого помещения или предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого не инициирована.

Просит обязать Администрацию Артемовского городского округа осуществить действия по изъятию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признанный аварийным в установленном порядке и подлежащим сносу, путем приобретения доли на праве общей долевой собственности на земельный участок у собственника жилого помещения , расположенного по адресу: <адрес>, осуществить действия по изъятию жилого помещения у собственника указанного жилого помещения Лебедевой Е.С. в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, с целью дальнейшего выкупа указанного жилого помещения либо по соглашению с собственником указанного помещения Лебедевой Е.С. предоставить ей взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Представитель истца помощник Артемовского городского прокурора Шаньгин М.В., истец Лебедева Е.С. в судебном заседании исковые требования поддержали по изложенным в иске доводам.

Представитель ответчика Администрации Артемовского городского округа Черемных Е.В., действующая на основании доверенности (л.д. 28), в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, пояснив, что Артемовский городской округ является высоко трансфертной территорией и выполнить в короткие сроки заявленные требования по изъятию земельного участка и изъятию жилого помещения не представляется возможным. Неоднократно Администрация АГО обращалась в адрес Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, направлялись обращения в адрес Губернатора Свердловской области в 2019, 2020, 2021,2022 годах о предоставлении денежных средств для выкупа жилых помещений у граждан собственников, которые находятся в аварийных домах в черте Артемовского городского округа, но область финансирование дополнительно не предоставляет, указывая на то, что Администрация АГО должна самостоятельно распределять бюджетные денежные средства, учитывая приоритеты. Поскольку, Артемовский городской округ является высокотрансфертной территорией, сделать это не представляется возможным. Просила установить разумный срок для осуществления действий, указанных в иске, до 31 декабря 2023 года. Кроме этого, просила учесть, что у истца есть в собственности жилое помещение, в котором она проживает в настоящее время. Жилое помещение, расположенное по <адрес>, было получено истцом в собственность по договору дарения в октябре 2019 года, то есть, на тот момент дом уже находился в аварийном состоянии, это было установлено при рассмотрении гражданского дела № 2-351/2022, собственник ФИО обращалась в суд с аналогичным иском, она указывала, что дом давно находится в разрушенном состоянии. В 2022 году никакого дополнительного финансирования не будет, и Администрация АГО не сможет исполнить данное решение суда.

Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится осуществление муниципального жилищного контроля.

В соответствии с п. 3 ст. 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации, принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

В силу ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (ч. 1).

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2).

Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (ч. 10).

В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

Согласно п. 6 ст. 6 Устава Артемовского городского округа, утвержденного решением Артемовской Думы от 16.06.2005 № 530, к вопросам местного значения Артемовского городского округа относится создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с п. 1 ст. 30, ст. 31 Устава Артемовского городского округа Администрация городского округа - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 6 настоящего Устава, и полномочиями но осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области.

Судом установлено, следует из письменных материалов дела, что постановлением Администрации Артемовского городского округа от 05.10.2020 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Управлению по городскому хозяйству и жилью Администрации АГО необходимо направить собственникам помещений в многоквартирном доме уведомления о необходимости проведения до 01.06.2021 работ по сносу многоквартирного дома в соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д. 17-18).

Постановлением Администрации Артемовского городского округа от 28.06.2021 «Об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд» предписано изъять для муниципальных нужд путем выкупа земельный участок с кадастровым номером , площадью 1566 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилой дом многоэтажной жилой застройки, расположенный по адресу: <адрес>, с целью сноса многоквартирного дома, жилые помещения – квартиры № (л.д. 19).

Собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, является Лебедева Е.С., что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 13-14, 15).

27.01.2022 Администрацией АГО в адрес Лебедевой Е.С. направлено уведомление о рассмотрении вопроса по отселению из жилого помещения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в маневренные жилые помещения на срок до регистрации права собственности Артемовского городского округа в порядке ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д. 45, 46-48).

Таким образом, судом установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, собственникам помещений многоквартирного дома установлен срок для его сноса до 01.06.2021.

Поскольку на момент рассмотрения дела жилое помещение в указанном многоквартирном доме Администрацией Артемовского городского округа у собственника не изъято, процедура по изъятию земельного участка, на котором расположен аварийный многоквартирный дом, реализована не в полном объеме, доказательств обратного ответчиком не представлено, суд считает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Наличие у истца Лебедевой Е.С. иных жилых помещений, согласно доводам представителя ответчика, не освобождает ответчика от выполнения возложенных на него действующим законодательством обязанностей и на существо спора не влияет (л.д. 61-62).

Суд не усматривает оснований для установления срока исполнения решения суда до 31.12.2023 года, согласно доводам представителя ответчика, в том числе, в соответствии с п. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и считает достаточным удовлетворение требований без указания срока их исполнения с исполнением решения суда в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Кроме того, доказательств невозможности исполнения решения суда в более ранние испрашиваемых до 31.12.2023 сроки по объективным причинам ответчиком суду при рассмотрении дела не представлено.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 32 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░

2-495/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Артемовский городской прокурор
Лебедева Екатерина Сергеевна
Ответчики
Администрация Артемовского городского округа
Суд
Артемовский городской суд Свердловской области
Судья
Поджарская Татьяна Георгиевна
Дело на сайте суда
artemovsky.svd.sudrf.ru
16.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.03.2022Передача материалов судье
22.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.05.2022Судебное заседание
16.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее