К делу № 2-1753/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Гулькевичи 18 октября 2018 года
Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Бочко И.А.,
при секретаре Чеботаревой В.Н.,
с участием истца Сирота И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Сирота И. А. к Администрации МО Гулькевичский район, Администрации Гулькевичского городского поселения о сохранении квартиры в переоборудованном состоянии,
установил:
Истец Сирота И.А. обратилась в суд с иском к ответчикам и просит сохранить в переоборудованном состоянии квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, со следующими ТЭП: общая площадь 73,2 кв.м, в том числе жилая - 44,6 кв.м; обязать Межмуниципальный отдел по Кавказскому и Гулькевичскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю провести кадастровый учет квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый номер: ДД.ММ.ГГГГ, со следующими ТЭП: материал стен - керамзито-бетон, этажность дома - 5, год постройки дома -ДД.ММ.ГГГГ, расположение - этаж 1, общая площадь - 73,2 кв.м.
Исковые требования обоснованы тем, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит истцу на праве собственности на основании договора купли-продажи квартиры от 07 января 2006 года. Филиалом ГУП КК «Крайтехинвентаризация» по Гулькевичскому району была произведена техническая инвентаризация данной квартиры, в результате которой выявлено, что в квартире выполнены перепланировка и переустройство. Разрешение на перепланировку и переоборудование не оформлялось, проектная документация не изготовлялась. В ходе перепланировки и переустройства квартиры выполнены следующие строительные работы: переоборудованы дверной и оконный проемы в открытый арочный проем между помещением №7 (кухня) и помещением №9 (лоджия); переоборудованы дверной и оконный проемы в открытый арочный проем между помещением №2 (жилая комната) и помещением №10 (лоджия); демонтирована и оборудована на новом месте перегородка с дверным проемом между помещением №5 (санузел) и №6 (коридор); установлен санитарно-технический прибор (унитаз) в помещении №5 (санузел). В результате переоборудования площадь квартиры составила: общая – 73,2 кв.м, в том числе жилая - 44,6 кв.м. Функциональное назначение образованных помещений квартиры после выполненной реконструкции: №1 - жилая комната, №2 - жилая комната, №3 - жилая комната, №4 - ванная, №5 - санузел, №6 - коридор, №7 - кухня, №8 - коридор, N9 - вспомогательное помещение, №10 - вспомогательное помещение. Соответствие надежности конструкций квартиры и то, что переоборудование не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровья граждан, подтверждается техническим заключением, согласно которому строительные работы выполнены технически верно, признаков неблагоприятного воздействия (сквозных трещин, отклонения от вертикали, выпучивания стен и т.д.) не выявлено. Состояние строительных конструкций хорошее, образованные помещения соответствуют по основным санитарно-гигиеническим (освещенности, наличию отопления, проветривания, инсоляции), противопожарным, планировочным и градостроительным требованиям СНиП, предъявляемым к данной категории помещений.
В судебном заседании истец Сирота И.А. исковые требования поддержала по изложенным выше основаниям.
Представители ответчиков, третьего лица, надлежаще извещенные о месте и времени разбирательства, в суд не явились, в своих заявлениях дело просили рассматривать в их отсутствие.
Представитель третьего лица Управления Росреестра в отзыве на иск против удовлетворения исковых требований в части сохранения в перепланированном состоянии квартиры не возражал, в части обязания Отдела провести государственный кадастровый учет в отношении квартиры возражал, поскольку обязание государственных органов в судебном порядке произвести те или иные действия предусмотрено главой 24 АПК РФ и главой 22 КАС РФ, возможно только в случае обжалования действий государственного органа в порядке устранения допущенного нарушения права. Если действия Управления Росреестра по Краснодарскому краю в иске не обжалуются, то и обязание Управления произвести определенные действия не предусмотрено законодательством. Управление Росреестра по Краснодарскому краю является органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, не является субъектом материально-правовых отношений, не претендует на спорный объект недвижимости, действия (бездействия) Управления не обжалуются в рамках данного искового заявления.
Суд, выслушав истца, изучив материалы дела, приходит к выводу, что требования истца обоснованны и подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда возможно сохранение жилого помещения в переустроенном и перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
В судебном заседании установлено, что квартира № в доме № по <адрес> принадлежит на праве собственности Сирота И. А. на основании договора купли-продажи от 17 января 2006 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № от 04 апреля 2006 года.
В указанной квартире без получения разрешения в установленном порядке проведена перепланировка своими силами: переоборудованы дверной и оконный проемы в открытый арочный проем между помещением №7 (кухня) и помещением №9 (лоджия); переоборудованы дверной и оконный проемы в открытый арочный проем между помещением №2 (жилая комната) и помещением №10 (лоджия); демонтирована и оборудована на новом месте перегородка с дверным проемом между помещением №5 (санузел) и №6 (коридор); установлен санитарно-технический прибор (унитаз) в помещении №5 (санузел). В результате переоборудования площадь квартиры составила: общая – 73,2 кв.м, в том числе жилая - 44,6 кв.м.
Истица с целью приведения всех документов на квартиру в соответствие с действующим законодательством обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии, однако письмом Администрации Гулькевичского городского поселения № от 23 августа 2018 года в этом ей было отказано.
В соответствии с частью 4 статьи 29 Жилищного кодекса РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Данная норма предусматривает одно из последствий самовольного переустройства или самовольной перепланировки жилого помещения, то есть в судебном порядке устанавливаются правовые последствия самовольно произведенной перепланировки и решается вопрос о ее сохранении. Наличие решения об отказе в согласовании перепланировки и переустройства ввиду их несоответствия требованиям закона не является непреодолимым препятствием для признания права истца, но с выявлением обстоятельств, не нарушающих права и законные интересы граждан либо не создающих угрозу жизни и здоровью граждан.
Из смысла приведенных норм следует, что жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии при наличии ряда оснований: соответствие произведенного переустройства и (или) перепланировки строительным нормам, правилам СНиП, отсутствие нарушения прав и законных интересов граждан, отсутствие угрозы их жизни или здоровью.
Согласно техническому заключению, выполненному Отделом Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» по Гулькевичскому району, о соответствии строительным нормам и правилам и состоянии несущих и ограждающих конструкций после перепланировки и переустройства квартиры № в доме № по улице <адрес> на основании проведенного анализа технической документации и визуального осмотра определено, что выполненные в ходе перепланировки и переустройства квартиры строительные работы не затронули несущих конструкций здания и существующих инженерных систем здания, так как демонтированные элементы стенового заполнения (дверного) относятся к ограждающим конструкциям, которые служат для внутреннего разграничения квартиры (одного элемента от другого) и не выполняют функции несущих элементов, образованные проемы выполнены в существующих габаритах без расширения. Признаков неблагоприятного воздействия на конструкцию стен, перекрытия (деформаций, сквозных трещин, отклонения от вертикали, выпучивания стен и др.) не выявлено, состояние квартиры после выполненной перепланировки удовлетворительное, выполненные строительные работы по перепланировке и переустройству квартиры не создают угрозы жизни и здоровью граждан.
Оборудование инженерными сетями помещений №№ 9, 10 (отопление) в существующих габаритах без расширения дает обоснование образованию помещения вспомогательного использования, предназначенного для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд. Площадь вновь образованного помещения вспомогательного использования входит в общую площадь квартиры. (Жилищный кодекс Российской Федерации - ст. 16, п. 4). Выполненная перепланировка и переустройство не затрагивает интересы других (третьих) лиц. Согласно своему функциональному назначению помещения можно использовать как: №1, 2, 3 – жилые комнаты площадью, соответственно, 16,6 кв.м, 9,7 кв.м, 18,3 кв.м, № 4 ванная площадью 3,1 кв.м, № 5 санузел площадью 1,6 кв.м, № 6 коридор площадью 2,4 кв.м, № 7 кухня площадью 9,3 кв.м, № 8 – коридор площадью 6,6 кв.м, № 9, 10 – вспомогательные помещения площадью, соответственно, 2,9 кв.м и 2,7 кв.м, общая площадь квартиры 73,2 кв.м, жилая 44,6 кв.м.
Учитывая, что по техническому заключению перепланировка спорной квартиры соответствует санитарно-эпидемиологическим и пожарным нормам, не нарушаются права и законные интересы граждан и не создается угроза их жизни или здоровью; отказ администрации в выдаче разрешения на перепланировку связан лишь с отсутствием полномочий на сохранение квартиры в перепланированном состоянии, а не с нарушением прав и законных интересов граждан, либо наличием угрозы их жизни или здоровью, суд считает возможным сохранить в реконструированном состоянии квартиру № в доме № по <адрес>, признав за истцом право собственности на нее.
Из части 1 статьи 3 Федерального закона № 218-ФЗ от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в законную силу с 01.01.2017 года следует, что государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и представление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Во исполнение указанной нормы права полномочия по государственному кадастровому учету недвижимого имущества с 01 января 2017 года осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами.
В соответствии с Законом о регистрации, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
Согласно п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года №10/22, судебный акт является основанием для внесения записи в ЕГРП только в том случае, когда об этом указано в его резолютивной части. Суд вправе сделать такой вывод, если изменение ЕГРП не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость.
Обязание государственных органов в судебном порядке произвести те или иные действия предусмотрено главой 24 АПК РФ и главой 22 КАС РФ, возможно только в случае обжалования действий государственного органа в порядке устранения допущенного нарушения права.
Управление Росреестра по Краснодарскому краю является органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, не является субъектом материально-правовых отношений, не претендует на спорный объект недвижимости, действия (бездействия) Управления не обжалуются в рамках данного искового заявления.
Поскольку действия Управления Росреестра по Краснодарскому краю в иске не обжалуются, в удовлетворении данного требования следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 73,2 ░░.░, ░ ░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 44,6 ░░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░: ░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░░-░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ - 5, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ -░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░ 1, ░░░░░ ░░░░░░░ - 73,2 ░░.░, ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░