УИД: 41RS003-01-2019-000759-81
Дело № 2-563/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 декабря 2019 года г. Вилючинск Камчатского края
Вилючинский городской суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Хорхординой Н.М., при секретаре Ерёминой Ю.В., с участием:
представителя истца Петровой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску акционерного общества «Камчатэнергосервис» к Егоровой Валентине Ильиничне о взыскании задолженности по оплате за коммунальные услуги, судебных расходов,
установил:
Истец акционерное общество «Камчатэнергосервис» (далее по тексту АО «Камчатэнергосервис», общество) обратился в суд с иском к Егоровой В.И. о взыскании задолженности по оплате за коммунальные услуги, указав в обоснование своих требований, что ответчик является потребителем коммунальных услуг, предоставленных обществом по жилому помещению, расположенному в г. Вилючинске Камчатского края по <адрес>. Право собственности ответчика на вышеуказанное жилое помещение зарегистрировано 10 июля 2006 года за № в Едином государственном реестре недвижимости. С 20 апреля 2015 года собственниками помещений многоквартирного дома № 17 по ул. Мира выбран способ управления многоквартирным домом – управление управляющей организацией, выбрана управляющая организация МУП «Жилремсервис» и принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию. С 08 февраля 2017 года на основании результатов открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом заключен договор управления в отношении вышеуказанного многоквартирного дома с ООО «Полимир Плюс». С 01 августа 2017 года между истцом и ООО «Полимир Плюс» заключены договоры № 547-17/ХВ и ВО и № 547-17/ТС и ГВС со сроком действия с 01 октября 2017 года, с 01 ноября 2018 года заключены соглашения об уступке прав требований в рамках исполнения вышеуказанных договоров об уступке исполнителем коммунальных услуг за расчетный период с 01 октября 2017 года по 30 сентября 2018 года и с 01 октября 2018 года по 30 июня 2019 года своих прав требования на получение денежных средств с потребителей. Многоквартирный дом № 17 по ул. Мира в г. Вилючинске общедомовым прибором учета объемов коммунального ресурса, поданного в дом, не оборудован. Между истцом и ответчиком договор на приобретение коммунальных ресурсов не заключался. Документы, свидетельствующие об оборудовании в жилом помещении ответчика индивидуальных приборов учета тепловой энергии, ХВС и ГВС, альтернативных источников отопления, у истца отсутствуют. Начисление платы за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение производится в соответствии с утвержденными нормативами. За период с 01 февраля 2016 года по 30 июня 2019 года по спорному жилому помещению образовалась задолженность по оплате за коммунальные услуги в размере 278 935 рублей 71 копейки. Определением мирового судьи судебного участка № 26 Вилючинского судебного района Камчатского края от 11 июня 2019 года на основании заявления Егоровой В.И. был отменен судебный приказ, вынесенный 27 декабря 2018 года по делу № 2-9238/2018, поэтому из требуемой ко взысканию суммы подлежит исключению взысканная по данному судебному приказу за спорный период оплата коммунальных услуг № 2-9238/2018 на общую сумму 9 511 рублей 89 копеек. Поскольку ответчик задолженность за оказанные АО «Камчатэнергосервис» услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжению и водоотведению не оплатил, ссылаясь на ст.ст. 153, 155, 157 Жилищного кодекса РФ, истец обратился с настоящим иском о взыскании с ответчика указанной задолженности, а также судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 5 531 рубля 96 копеек.
В судебном заседании представитель истца Петрова Н.Г. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенным в исковом заявлении основаниям, с письменными возражениями ответчика не согласилась в полном объеме. Дополнительно суду пояснила, что весь спорный период истец предоставляет населению Вилючинского городского округа, в том числе и ответчику по спорному жилому помещению, коммунальные услуги в виде отопления и горячего водоснабжения, а до 31 декабря 2018 года также в виде холодного водоснабжение и водоотведения, которые с 01 января 2019 года предоставляет Вилючинский водоканал. 20 апреля 2015 года собственниками на общем собрании был выбран способ управления многоквартирным домом № 17 по ул. Мира – управление управляющей организацией, которой являлось МУП «Жилремсервис», однако, поскольку в данном многоквартирном доме процент мцн7иципальной собственности составляет 62,1%, данное собрание было проведено в нарушение положений ч. 2 ст. 163 ЖК РФ, поскольку договор управления с управляющей организацией в данном случае может быть заключен только по результатам открытого конкурса, в связи с чем, вышеназванное решение собственников не являлось легитимным, администрация была привлечена к административной ответственности, в связи с чем, продолжал действовать ранее действовавший непосредственный способ управления многоквартирным домом, исполнителем коммунальных услуг фактически являлся истец. С 08 февраля 2017 года уже на основании результатов открытого конкурса по отбору управляющих организаций, управляющей организацией стало ООО «Полимир Плюс», с которой до 30 сентября 2017 года договоров на приобретение коммунальных ресурсов в целях предоставления коммунальных услуг по данному дому не заключалось, коммунальные услуги продолжали предоставляться истцом напрямую. В последующем указанные договоры между АО «Камчатэнергосервис» и ООО «Полимир плюс» были заключены, а также были заключены договоры переуступки права требования с потребителей денежных средств по оплате коммунальных услуг. 25 ноября 2019 года собственниками было принято на общем собрании решение о заключении прямых договоров на предоставление коммунальных услуг с РСО. Пояснила, что многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение, принадлежащее на праве собственности ответчику, подключен к централизованным сетям обеспечения энергетическими ресурсами: тепловой энергией, горячей водой, холодной водой, а также сети водоотведения, истец предоставляет услугу до стены дома, которая является границей раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и ответственности. Между истцом и ответчиком договор на приобретение коммунальных ресурсов в письменном виде не заключался, однако в соответствии со ст.ст. 539, 540 ГК РФ таковой фактически заключен с ответчиком путем совершения последним конклюдентных действий с момента первого фактического присоединения к сетям тепловодоснабжения. Коммунальный ресурс в спорный период времени подавался в многоквартирный д. 17 по ул. Мира без нарушения качества. Данных о наличии альтернативных источников тепла в жилом помещении ответчика, наличия осуществленного в установленном порядке с соблюдением действующих нормативных требований переустройства внутриквартирной системы отопления, у истца не имеется, таких документов Егоровой не предоставлялось. Указала, что многоквартирный дом № 17 по ул. Мира не оснащен общим домовым прибором учета тепловой энергии, в связи с чем, услуга по отоплению в спорный период начислялась в соответствии с установленными нормативами потребления. Жилое помещение ответчика индивидуальными приборами учета горячего и холодного водоснабжения также не оборудовано, в связи с чем, с 01 февраля 2017 года в соответствии с п. 56.2 Правил № 354 начисления ГВС, ХВС и водоотведения производятся при отсутствии ИПУ в соответствии с нормативами потребления на одного собственника вне зависимости от количества зарегистрированных в спорном жилом помещении лиц. Основанием для снятия такой платы может являться только акт о невозможности установки в жилом помещении ИПУ, который у истца отсутствует.
Ответчик Егорова В.И. о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в судебном заседании участие не принимала, просила о рассмотрении дела в своё отсутствие, при этом, представила свои письменные возражения, в которых с заявленными требованиями не согласилась, указывая на разрушение плит перекрытий и несущих конструкций стен <адрес>, что данное жилое помещение является непригодным для проживания, а указанный многоквартирный дом подлежащим сносу либо реконструкции ввиду постоянных протечек кровли и вентиляционных шахт. Ненадлежащим образом выполненные ремонтные работы и постоянные протечки с 2010 года по настоящее время, привели к поражению её квартиры грибком и плесенью. В её квартире отсутствует сантехническое оборудование, при помощи которого потребляется холодная и горячая вода и отводятся стоки в общедомовую канализацию, а также отсутствуют радиаторы отопления с 2010 года. Полагала, что стояки отопления, стены, пол и потолок, в спорном жилом помещении, при отсутствии энергопринимающих устройств не могут быть признаны, как выполнение обязательств по поставке тепловой энергии в помещение, так как тепловые потери от стояков отопления не могут рассматриваться в качестве коммунальной услуги, а факт прохождения через нежилое помещение (подвал) магистрали горячего водоснабжения сам по себе не свидетельствует о наличии оснований для взыскания с собственника такого помещения в пользу теплоснабжающей организации платы за отопление, которая фактически представляет собой технологические расходы (потери) тепловой энергии в сетях. Температурный режим в её квартире поддерживается сертифицированными керосиновым или газовым обогревателями. Указала, что в результате противозаконных действий Российской Федерации, администрации ВГО и бездействия управляющей организации в виду недолжного состояния общедомового имущества, находящегося в спорном помещении, она не имела возможности воспользоваться своим имуществом, и как следствие, коммунальными услугами в заявленный в иске период. Указала, что между ней, как собственником <адрес> с АО «Камчатэнергосервис» и ООО «Полимир Плюс» никаких договорных отношений нет, конклюдентных действий по потреблению энергоресурса, она не совершала.
Третье лицо ООО «Полимир Плюс», о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направило, об отложении, равно как и о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, не просило.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом извещенных ответчика и третьего лица.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав и проанализировав материалы и обстоятельства настоящего гражданского дела, а также материалы дела № 2-9238/2018 по заявлению АО «Камчатэнергосервис» о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг с Егоровой В.И., суд приходит к следующему.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и иных правовых актов.
Кроме того, ст. 310 ГК РФ установлено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Данное положение согласуется с ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), в соответствии с которой собственник жилого помещения несет бремя содержания своего помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В соответствии ст.ст. 153, 155 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период времени), плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
В соответствии с ч. 5 ст. 154 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2016 года № 469-ФЗ), в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (…в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (в ред. Федерального закона от 29 июля 2017 года № 258-ФЗ).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (ч. 1 и ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).
Согласно ч. 8 и ч. 11 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7.1 настоящей статьи и ст. 171 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2012 года № 271-ФЗ).
Часть 7.1 ст. 155 ЖК РФ (в ред. Федеральных законов от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ, от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ) предусматривала возможность прямых расчетов собственников помещений в многоквартирном доме и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме по оплате за все или некоторые коммунальные услуги с ресурсоснабжающими организациями, на основании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, признавалось выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 03 апреля 2018 года № 59-ФЗ, ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, утратила силу.
В случае заключения лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 13 статьи 161 настоящего Кодекса, а также в случае, если договор управления многоквартирным домом заключен с указанным лицом в соответствии с частью 8 статьи 161 настоящего Кодекса, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится такой управляющей организации (ч. 7.2 ст. 155 ЖК РФ).
С 30 июня 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с частью 17 статьи 12 Федерального закона № 176-ФЗ договоры, заключенные до дня вступления в силу Федерального закона № 176-ФЗ между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, в том числе, при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
Согласно части 18 статьи 12 Федерального закона № 176-ФЗ в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
С 01 сентября 2012 года вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 (далее Правила предоставления коммунальных услуг № 354).
В п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 установлено, что исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а потребитель - это лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Пунктами 34, 36-38 указанных Правил предоставления коммунальных услуг от 6 мая 2011 года № 354, также установлено, что потребитель коммунальных услуг должен своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги за расчетный период, который устанавливается равным календарному месяцу, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. При этом, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ст. 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным, в связи с чем, цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
На основании п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (п. 2 ст. 540 ГК РФ).
В силу ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами применяются правила, предусмотренные ст. 544 ГК РФ, согласно которой оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу п. 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Согласно п.п. 13, 14, 17 Правил, управляющая организация может приступить к предоставлению коммунальных услуг соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором выбран способ управления управляющей организацией, только со дня начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией, а до наступления указанного события коммунальные услуги предоставляются собственникам и пользователям помещений в таком многоквартирном доме непосредственно ресурсоснабжающими организациями, для которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, заключение договора с потребителем является обязательным.
Подобное регулирование правоотношений направлено в данном случае на обеспечение стабильности оказания коммунальных услуг при смене по решению общего собрания собственников помещений одной управляющей организации на другую, либо при изменении способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с п.п. 6, 30 вышеуказанных Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, который может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия), при этом договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
АО «Камчатэнергосервис» с 08 июля 2011 года зарегистрировано в качестве юридического лица, с основным видом деятельности производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными; дополнительными видами деятельности: передача пара и горячей воды (тепловой энергии), забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, распределение воды для питьевых и промышленных нужд, сбор и обработка сточных вод, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, копиями свидетельств о государственной регистрации юридического лица и постановки на учет в налоговом органе, а также Устава (т. 1 л.д. 74, 75, 76-88, 89-94).
Как следует из материалов дела, 01 сентября 2015 года между МУП «ГТВС» (Арендодателем), в лице конкурсного управляющего Феофанова С.М., действующего на основании определения Арбитражного суда Камчатского края по делу № А24-2528/2012 от 07 августа 2014 года, и АО «Камчатэнергосервис» (Арендатором), в лице генерального директора Глебова В.Г., действующего на основании Устава, был заключен Договор аренды имущества, в соответствии с которым Арендодатель передал за обусловленную сторонами плату во временное владение и пользование Арендатора на срок с 01 октября 2015 года по 31 августа 2016 года имущественный комплекс, используемый в целях обеспечения потребителей на территории Вилючинского городского округа коммунальными услугами по поставке тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения, а также водоотведения в порядке и в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами (т. 1 л.д. 95-106).
Как следует из дополнительных соглашений от 13 мая 2016 года и от 01 декабря 2016 года к договору аренды имущества от 01 сентября 2015 года, стороны пришли к соглашению о продлении срока действия договора до 31 декабря 2019 года (т. 1 л.д. 107, 108).
Согласно п.п. 4.2.2, 4.2.3, 8.1 Договора аренды, Арендатор обязуется использовать имущество в соответствии с его назначением, обеспечивать сохранность имущества и его поддержание в исправном состоянии, своими силами осуществлять обслуживание переданного Имущества в целях обеспечения его надежной работы, в том числе, осуществлять оперативно-техническое обслуживание, текущий ремонт (аварийно-восстановительные работы), нести расходы, связанные с обеспечением Имущества электрической энергией, на закупку и поставку топлива для котельной. Одновременно с принятием имущества непосредственно используемого для производства и реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, Арендатор принял на себя обязательства обеспечить потребителей Вилючинского городского округа коммунальными услугами по поставке тепловой энергии, горячего, холодного водоснабжения, а также водоотведения в порядке и в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами, а также заключить договоры поставки топлива в необходимом количестве для бесперебойного прохождения отопительного периода.
Постановлением администрации Вилючинского городского округа от 11 января 2016 года № 2 единой теплоснабжающей организацией Вилючинского городского округа определено АО «Камчатэнергосервис» (т. 1 л.д. 136).
Постановлением администрации Вилючинского городского округа № 1635 от 21 декабря 2015 года АО «Камчатэнергосервис» с 01 октября 2015 года определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения Вилючинского городского округа (т. 1 л.д. 135).
В ходе рассмотрения дела установлено и стороной ответчика не опровергнуто, что многоквартирный дом № 17 по ул. Мира г. Вилючинска присоединен к централизованным сетям обеспечения энергетическими ресурсами: тепловой энергией, горячей водой, холодной водой, а также присоединен к централизованной сети водоотведения.
Судом также установлено, что с 10 июля 2006 года по настоящее время Егорова В.И. является собственником указанного в иске жилого помещения, расположенного по адресу: г. Вилючинск, <адрес>, на основании договора купли-продажи от 02 июня 2006 года, зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости, что подтверждается сообщением ФГБУ Росреестра № 3515 от 22 ноября 2019 года, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе права на объект недвижимости от 28 марта 2019 года, копией свидетельства о регистрации права собственности (том 1 л.д. 20, 187, 203).
В соответствии с данными поквартирной карточки по спорному жилому помещению, а также сведений, представленных УВМ УМВД России по Камчатскому краю в спорном жилом помещении никто зарегистрированным не значится. С 04 июля 1995 года по настоящее время Егорова В.И. зарегистрирована по месту жительства по <адрес> г. Вилючинске Камчатского края (т. 1 л.д. 19, 191, т. 2 л.д. 44).
Из представленных суду документов также следует, что до 01 октября 2015 года централизованные сети теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, к которым присоединен указанный многоквартирный дом, находились во владении у МУП «ГТВС», а с 01 октября 2015 года по настоящее время находятся во владении в соответствии с вышеуказанным договором аренды у АО «Камчатэнергосервис».
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме 17 по ул. Мира в г. Вилючинске, где соотношение муниципальной собственности составляет 62,1%, оформленного протоколом № 1 общего собрания собственников помещений от 20 апреля 2015 года был выбран способ управления общим имуществом дома – управление управляющей организацией с 01 мая 2015 года, одновременно собственниками принято решение о расторжении договора обслуживания с МУП «Жилремсервис», в качестве управляющей организации указанным домом выбран МУП «Жилремсервис», с которым заключен договор управления многоквартирным домом № 17 по ул. Мира в г. Вилючинске сроком на 5 лет, принято решение о внесении платы за коммунальные услуги (отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение и электроснабжение) собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме № 17 по ул. Мира непосредственно в ресурсоснабжающие организации (т. 1 л.д. 21-23).
Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 ст. 163 Жилищного кодекса РФ, управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем 50% осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии с ч. 4 ст. 161 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 4. ст. 161 Жилищного кодекса РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Таким образом, решение общего собрания собственников о выборе управляющей компании МУП «Жилремсервис» в данном случае не могло приниматься собственниками помещений дома 17 по ул. Мира в г. Вилючинске, поскольку при нахождении более 50% площади дома в муниципальной собственности, управляющая компания должна определяться в условиях конкурса.
В соответствии с п. 1 ст. 181.3 ГК РФ, решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
На основании вступившего в законную силу решения мирового судьи судебного участка № 26 Камчатского края от 19 апреля 2016 года, установлено, что постановлением мирового судьи судебного участка № 26 Камчатского края от 14 октября 2015 года администрация Вилючинского городского округа была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, при этом, основанием к этому явилось то, что в нарушение ч. 4 ст. 161 ЖК РФ управление общим имуществом д. 17 по ул. Мира в г. Вилючинске, где доля муниципального образования в праве собственности на общее имущество составляет более 50% осуществляется МУП «Жилремсервис» на основании договора управления по результатам проведенного общего собрания собственников помещений, а не на основании открытого конкурса.
Из представленной в материалы дела копии договора № 1 от 08 февраля 2017 года управления многоквартирным домом № 17, расположенным по адресу: Камчатский край, г. Вилючинск, ул. Мира, заключенного между собственниками указанного многоквартирного дома в лице и.о. главы администрации городского округа Смирновой Т.И., на основании результатов открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом и ООО «Полимир Плюс» (управляющая организация) следует, что предметом договора является оказание управляющей организацией услуг по управлению многоквартирным домом, выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление коммунальных услуг, а также осуществление иной, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности (т. 1 л.д. 24-30).
Согласно п. 3.1.12 договора, управляющая организация осуществляет расчет и начисление обязательных платежей, сборов и взносов, подлежащих оплате собственниками (нанимателями), с правом передачи этих полномочий по Договору третьим лицам.
В соответствии с п. 3.1.23 договора, управляющая организация обеспечивает поставку ресурсоснабжающими организациями коммунальных ресурсов холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления (теплоснабжения), электроснабжения, газоснабжения в соответствии с главой 39 ГК РФ, обязательными требованиями, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Правительством РФ, и настоящим договором, установленного качества, и в необходимом объеме, безопасные для жизни, здоровья потребителей и не причиняющие вреда их имуществу, в том числе: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, отопление (теплоснабжение). При этом, управляющая организация не становится для ресурсоснабжающих организаций потребителем (Абонентом), а для собственников (нанимателей) – поставщиком горячей и холодной воды, электрической и тепловой энергии, не приобретает вещных прав (правомочий) на сети, присоединенные к сетям ресурсоснабжающих организаций, обеспечивает безопасность эксплуатации только находящихся в её ведении внутридомовых сетей, являющихся собственностью собственников, и исправность приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, воды, установленных только на внутридомовых сетях. Коммунальные ресурсы приобретаются управляющей организацией с целью предоставления коммунальных услуг собственникам (нанимателям), объем потребления коммунальных ресурсов не зависит от её воли.
Согласно п. 3.1.27, п. 3.1.31 указанного договора, в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, управляющая организация производит перерасчеты платы коммунальных услуг в соответствии с настоящим договором и положениями действующего законодательства РФ; управляющая организация участвует в проверках и обследованиях многоквартирного дома, а также в составлении актов по фактам непредоставления, некачественного или несвоевременного предоставления коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту помещений (общего имущества) по настоящему Договору.
Согласно п. 3.1.32 договора, осуществляет расчеты за коммунальные услуги, в том числе, начисляет обязательные платежи за коммунальные услуги, оформляет платежные документы и направляет их собственнику помещений для оплаты услуг, оказываемых по настоящему договору, и оплаты коммунальных ресурсов с указанием платежных реквизитов поставщиков коммунальных ресурсов.
В соответствии с п. 3.2.5 вышеназванного договора управления, управляющая организация вправе совершать юридически значимые и иные действия, предусмотренные настоящим договором, в том числе, передавать право требования долгов потребителя жилищно-коммунальных услуг другому лицу.
Срок действия договора управления многоквартирным домом с ООО «Полимир Плюс» - с момента подписания договора 08 февраля 2017 года, и действует один год (п. 7.1 Договора управления). Собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения настоящего договора управления многоквартирным домом, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом: по соглашению сторон; в случае ликвидации управляющей организации; по решению суда (п. 7.3 Договора управления).
При рассмотрении дела на основании пояснений представителя истца, а также представленных суду копий договоров ресурсоснабжения, соглашений об уступке права требования, судом установлено, что в период с 01 февраля 2016 года по 01 октября 2017 года договоры о приобретении коммунальных ресурсов в целях предоставления собственникам и пользователям помещений дома 17 по ул. Мира в г. Вилючинск коммунальных услуг между управляющей организацией МУП «Жилремсервис», а с 08 февраля 2017 года ООО «Полимир Плюс», и ресурсоснабжающей организацией АО «Камчатэнергосервис», заключены не были. Такие договоры ресурсоснабжения были заключены управляющей организацией с АО «Камчатэнергосервис» только 01 октября 2017 года со сроком начала их действия с 01 октября 2017 года, а именно: Договор № 547-17/ХВ и ВО холодного водоснабжения и водоотведения и Договор № 547-17/ТС и ГВС теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Доказательств того, что указанные управляющие организации в период времени с 01 февраля 2016 года по 30 сентября 2017 года приступили к предоставлению собственникам и пользователям помещений указанного многоквартирного дома коммунальных услуг по горячему, холодному водоснабжению, водоотведению и отоплению, суду не представлено.
Таким образом, совокупность вышеуказанных правовых норм возлагает на потребителя, а в рассматриваемом случае, - собственника жилого помещения – <адрес> г. Вилючинска, обязанность по своевременному и самостоятельному внесению исполнителю коммунальных услуг, которым в рассматриваемом споре в период с 01 февраля 2016 года по 30 сентября 2017 года являлось АО «Камчатэнергосервис», платы за предоставленные по жилому помещению коммунальные услуги в виде отопления (теплоснабжения), горячего и холодного водоснабжения и водоотведения.
Из исследованных в судебном заседании доказательств следует, что с 01 октября 2017 года управляющая организация ООО «Полимир Плюс» приступила к предоставлению собственникам помещений <адрес> г. Вилючинска коммунальных услуг по отоплению, горячему, холодному водоснабжению и водоотведению.
При этом в рамках заключенных 01 августа 2017 года с АО «Камчатэнергосервис» договоров поставки коммунальных ресурсов, указанная управляющая организация передала право требования с потребителей оплаты за предоставленные с 01 октября 2017 года коммунальные услуги по отоплению, горячему, холодному водоснабжению и водоотведению в пользу АО «Камчатэнергосервис», о чем 01 ноября 2018 года и 13 августа 2019 года были заключены соглашения об уступке права требования к договорам поставки коммунальных услуг.
Согласно пунктам 2 вышеуказанных соглашений об уступке права требования, стоимость объемов коммунальных ресурсов, переданных ресурсоснабжающей организацией исполнителю коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению с учетом НДС составила – 8 316 255 рублей 00 копеек (по соглашению от 01 ноября 2018 года), 2 961 538 рублей 33 копейки (по соглашению от 13 августа 2019 года); по теплоснабжению и горячему водоснабжению – 56 350 711 рублей 06 копеек (по соглашению от 01 ноября 2018 года), 78 243 155 рублей 68 копеек (по соглашению от 13 августа 2019 года).
В силу пунктов 3 вышеназванных соглашений об уступке права требования, перечень потребителей, к которым Исполнитель коммунальных услуг уступает права требования оплаты коммунальных услуг, предоставляется ресурсоснабжающей организации в соответствии с п. 3.2.1 Договора № 547-17/ХВ и ВО холодного водоснабжения и водоотведения, и соответственно п. 5.2.1 Договора № 547-17/ТС и ГВС теплоснабжения и горячего водоснабжения, а также приложением к данным соглашениям списка потребителей по каждому помещению в отдельности, с указанием периода и суммы задолженности, в которые также включена ответчик Егорова В.И. за период с 01 октября 2017 года по 30 июня 2019 года в следующих объемах задолженности по оплате коммунальных услуг: по холодному водоснабжению и водоотведению – 6 496 рублей 24 копейки (5075,89 + 1420,35); по теплоснабжению и горячему водоснабжению – 153 466 рублей 93 копейки (78688,82 + 74778,11).
В силу ст.ст. 382, 383, 384, 388 ГК РФ право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона. Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором. Не допускается переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах и о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью. Если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. Не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника.
Давая оценку условиям представленных договоров управления № 1 многоквартирным домом от 08 февраля 2017 года, холодного водоснабжения и водоотведения, а также теплоснабжения и горячего водоснабжения (п.п. 3.2, 3.2.1, 3.2.2., 3.3 договора № 547-17/ХВ и ВО, п.п. 5.2, 5.2.1, 5.2.2, 5.3 договора № 547-17/ТС и ГВС), соглашений уступки прав требования, в той части, в которой они предусматривают возможность передачи управляющей организацией в пользу ресурсоснабжающей организацией АО «Камчатэнергосервис» права требования оплаты за предоставленные коммунальные услуги с потребителей, суд приходит к выводу, что данные условия не противоречат требованиям действующего гражданского и жилищного законодательства, не нарушают прав потребителей и не являются ничтожными.
В рамках договора № 1/547-17 от 01 октября 2017 года АО «Камчатэнергосервис» по поручению управляющей организации ООО «Полимир плюс» в соответствии с договором на предоставление коммунальных услуг потребителям с условием уступки прав требования, ведет электронную базу данных потребителей коммунальных услуг, осуществляет учет показаний ИПУ, производит расчет с потребителями коммунальных услуг, формирует и печатает платежные документы потребителям заказчика за потребленные коммунальные услуги один раз в месяц, производит прием платежей (сбор денежных средств) от потребителей коммунальных услуг, осуществляет иные действия, направленные на взыскание задолженности с потребителей в пользу исполнителя, в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, поскольку управляющими организациями в период с 01 февраля 2016 года до 30 сентября 2017 года коммунальные услуги не предоставлялись, так как договоры о приобретении соответствующих коммунальных ресурсов с АО «Камчатэнергосервис» в указанный период заключены не были, следовательно, события, указанные в п. 14 Правил предоставления коммунальных услуг № 354, не наступили, в силу п. 17 Правил № 354 коммунальные услуги в данном случае в указанный период времени собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме № 17 по ул. Мира продолжались предоставляться непосредственно ресурсоснабжающей организацией АО «Камчатэнергосервис» по присоединенным централизованным сетям тепловодоснабжения и водоотведения и подключенных к ней внутридомовых инженерных систем данного многоквартирного дома. В последующем указанные договоры управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией были заключены, и коммунальные услуги стали предоставляться с 01 октября 2017 года управляющей организацией ООО «Полимир плюс», вместе с тем, 01 ноября 2018 года и 13 августа 2019 года ООО «Полимир плюс» переуступило АО «Камчатэнергосервис» право требования платы за потребленные коммунальные услуги за расчетный период с 01 октября 2017 года по 30 июня 2019 года с потребителей д. 17 по ул. Мира в г. Вилючинске.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии у АО «Камчатэнергосервис» права требования в свою пользу платы за предоставленные по жилому помещению – <адрес> коммунальные услуги: за период с 01 октября 2017 года по 30 июня 2019 года по отоплению (теплоснабжению) и горячему водоснабжению, и за период с 01 октября 2017 года по 31 декабря 2018 года также по холодному водоснабжению и водоотведению.
Доказательств, опровергающих данные выводы суда, при рассмотрении дела не установлено и суду не представлено.
Сведений о том, что Егорова В.И., как собственник жилого помещения, обращалась по вопросу заключения письменного договора о предоставлении коммунальных услуг в АО «Камчатэнергосервис», а также доказательств, подтверждающих отказ или уклонение истца от заключения данного письменного договора, в материалах дела не имеется, доказательств этому стороной ответчика не представлено.
Как указывалось выше, в соответствии с пунктом 6, 7 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Таким образом, отсутствие письменного договора о предоставлении коммунальных услуг между истцом и ответчиком не может служить основанием для освобождения собственника квартиры от установленной жилищным законодательством обязанности вносить плату за фактически предоставленные коммунальные услуги.
Спорное жилое помещение, по которому образовалась задолженность, как было установлено в ходе судебного разбирательства, расположено в многоквартирном доме, имеющем внутридомовые инженерные сети, подключенные к централизованным инженерно-техническим сетям АО «Камчатэнергосервис», посредством которых истцом обеспечивается поставка соответствующего коммунального ресурса в дом.
Данных, указывающих на то, что ответчиком был осуществлен перевод жилого помещения на отопление посредством индивидуальных квартирных источников тепловой энергии с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления и отсоединение от системы центрального отопления, в судебном заседании не установлено, соответствующих доказательств этому не представлено.
Согласно требованиям ст.ст. 12, 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Из представленных суду расчета задолженности (т. 1 л.д. 14-16), карточки расчетов (т. 1 л.д. 17-18), выписке по лицевому счету, следует, что у ответчика по жилому помещению, расположенному по адресу: г. Вилючинск, <адрес>, имеется задолженность по оплате за коммунальные услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению за период с 01 февраля 2016 года по 30 июня 2019 года включительно, размер которой составил 278 935 рублей 71 копейка (278 935 рублей 71 копейка размер начислений за указанный период – 9 511 рублей 89 копеек сумма оплат, учтенных за данный период), при этом начисления за холодное водоснабжение и водоотведение произведено истцом только до 31 декабря 2018 года.
При этом, как установлено в судебном заседании на основании пояснений представителя истца, не оспорено и не опровергнуто ответчиком, а также следует из материалов дела № 2-9238/2018 и копии решения суда от 19 апреля 2016 года по делу № 2-249/2016, поступившие в указанный период оплаты на общую сумму 9 511 рублей 89 копеек были удержаны в рамках исполнения судебного приказа о взыскании задолженности, включающего спорный период, при отмене которого поворот исполнения решения суда не осуществлялся, в связи с чем, правомерно учтены истцом в счет оплат коммунальных услуг за спорный период времени. В свою очередь, оплаты на общую сумма в размере 29 969 рублей 24 копеек поступали в рамках исполнения ранее взысканной судом по решению от 19 апреля 2016 года задолженности за период с 01 октября 2015 года по 31 января 2016 года, в связи с чем, в качестве оплат за спорный период времени истцом обоснованно не учитывались и были исключены.
Таким образом, с учетом установленных по делу конкретных обстоятельств, произведенный истцом расчет задолженности суд находит арифметически верным, составленным в соответствии с утвержденными тарифами и нормативами на данные коммунальные услуги, и с указанным расчетом соглашается.
Каких-либо доказательств того, что указанная задолженность в настоящее время оплачена, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, в соответствии с которой, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, суду не представлено.
Не установлено в судебном заседании и обстоятельств, свидетельствующих о не предоставлении либо некачественном предоставлении по вине истца каких-либо видов коммунальных услуг в указанный в иске период. Также суду не представлено доказательств, свидетельствующих, что у истца на основании обращений ответчика возникла обязанность по перерасчету платы за коммунальные услуги по иным, предусмотренным законом основаниям.
Оснований для перерасчета платы коммунальных услуг, рассчитываемых исходя из нормативов потребления, по основанию временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении, предусмотренных Правилами № 354, не установлено.
Так, согласно ч. 11 ст. 155 ЖК РФ при временном отсутствии нанимателей (собственников) и (или) членов их семей внесение платы за иные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Перерасчет платы в таких случаях производится на основании заявления, поданного гражданином в сроки, предусмотренные правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 56 (2) Правил № 354, введенного Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 года № 1498 и вступившего в силу с 01 января 2017 года), при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
В соответствии с п. 91 Правил № 354, перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее - заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
В случае подачи заявления о перерасчете в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя исполнитель осуществляет перерасчет размера платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия, подтвержденный представленными документами, с учетом платежей, ранее начисленных исполнителем потребителю за период перерасчета.
При этом, согласно п. 86 Правил № 354 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2016 года № 1498 с началом действия с 01 января 2017 года), при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "д" и "е" пункта 4 настоящих Правил.
Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.
Однако ответчиком, ни истцу, ни суду, не представлено надлежащих документов, свидетельствующих о наличии в её жилом помещении установленных, введенных в эксплуатацию, опломбированных и поверенных индивидуальных приборов учета, допущенных к расчету, либо акта об отсутствии технической возможности их установки, в связи с чем, оснований для перерасчета платы данных коммунальных услуг либо её снятия, у суда не имеется.
Доводы ответчика о необоснованности начисления платы за коммунальную услугу по отоплению сводятся к отсутствию у Егоровой В.И., как собственника жилого помещения, обязанности её оплачивать в виду отсутствия в принадлежащем ей жилом помещении радиаторов отопления.
Вместе с тем, к данным доводам ответчика, суд относится критически, поскольку сам по себе факт отсутствия в жилом помещении радиаторов отопления не является безусловным основанием для освобождения ответчика от оплаты предоставляемой коммунальной услуги по отоплению.
В соответствии с п. 21 Правил № 354 ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Так, в силу главы 9 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 потребитель имеет право на перерасчет платы за отопление в виду его не предоставления или предоставления ненадлежащего качества, при этом, основанием для изменения платы за коммунальную услугу в виде отопления является наличие в жилом помещении температуры воздуха ниже нормативной.
В силу п. 98 Правил № 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. В указанном случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальных услуг, превышающие их установленную продолжительность, возникли во внутридомовых инженерных системах, то изменение размера платы за коммунальную услугу не производится, а потребители вправе требовать возмещения причиненных им убытков, в том числе вызванных внесением платы за непредоставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества с лиц, привлеченных собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов (домовладений) для обслуживания внутридомовых инженерных систем (п. 103 Правил).
Как следует из акта технического освидетельствования системы отопления и горячего водоснабжения от 06 декабря 2010 года в <адрес>, радиаторы отопления отсутствуют, демонтированы по технепригодности при замене стояков отопления 24 апреля 2010 года. Стояки пластиковые, рабочие. Температура воздуха +16 °С, необходимо установить радиаторы.
Из представленных возражений, а также письменных заявлений ответчика в адрес МУП «Ремжилсервис» также следует, что радиаторы системы отопления были демонтированы МУП «Ремжилсервис» во всей квартире в 2010 году, при этом вплоть до 2013 года Егорова В.И. предпринимала меры к их установке, в дальнейшем из-за аварийного состояния квартиры необходимости в установке отопительных приборов не усматривала. Поддержание температурного режима около + 18°С в спорном жилом помещении достигается посредством керосинового обогревателя. Стояки отопления в наличии, транзитом проходят наверх, на окнах установлены стеклопакеты, квартира теплая.
Таким образом, в судебном заседании обстоятельств, свидетельствующих о непредоставлении либо некачественном предоставлении в указанный в иске период по вине истца или управляющей организации ответчику каких-либо видов коммунальных услуг не установлено, представленные со стороны ответчика документы об этом не свидетельствуют.
Доказательств, свидетельствующих о том, что у истца на основании обращений ответчика возникла обязанность по перерасчету платы за коммунальные услуги в связи с отсутствием радиаторов отопления или по иным, предусмотренным законом основаниям, также не представлено.
Ответчик в обоснование своих доводов об отсутствии обязанности оплачивать услугу по отоплению ссылается только на отсутствие в спорном жилом помещении радиаторов отопления, факт отсутствия которых сам по себе не возлагает на ресурсоснабжающую организацию обязанность производить перерасчет платы.
Многоквартирный дом № 17 по ул. Мира в г. Вилючинске непригодным для проживания граждан, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в установленном порядке также не признавался, доказательств этому ответчиком не представлено. В 2013 году осуществлялся капитальный ремонт крыши дома, а в 2015 году фасада данного многоквартирного дома.
Данных, свидетельствующих о признании жилого помещения – <адрес> в г. Вилючинске, в установленном порядке компетентным на это органом до настоящего времени непригодным для проживания, не имеется, к общему имуществу многоквартирного дома оно не относится, каких-либо виновных действий (бездействия) со стороны истца, управляющей организации, в приведении жилого помещения Егоровой В.И. в ненадлежащее техническое состояние, не усматривается.
В свою очередь, из представленных ответчиком документов следует, что данная квартира ею выкупалась из муниципального жилищного фонда по остаточной стоимости, требовала больших затрат на восстановление, о чем, покупателю было заведомо известно, квартира ею осматривалась, претензий по состоянию квартиры у неё не имелось, при этом, в силу ч. 4 ст. 30 ЖК РФ, именно на собственнике жилого помещения лежит обязанность поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. В силу ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Оснований для признания в рамках рассматриваемого спора факта того, что <адрес> в октябре 2013 года была преобразована, по мнению ответчика, из жилого помещения в техническое помещение, действиями администрации г. Вилючинска и муниципальными управляющими компаниями, у суда не имеется. В установленном порядке с такими требованиями ответчик к указанным лицам не обращалась, условия предъявления встречного иска, предусмотренные ст. 137 ГПК РФ, ответчиком также не соблюдены.
На обращения ответчика от 22 января 2018 года в адрес истца АО «Камчатэнергосервис» и управляющей организации ООО «Полимир плюс» по вопросу перерасчета платы коммунальных услуг, указанными организациями даны соответствующие и обоснованные ответы об отсутствии оснований для перерасчета платы. При этом, управляющей организацией ответчику в целях производства такого перерасчета предложено представить документацию о переустройстве жилого помещения либо обратиться в управляющую организацию для установки отопительных приборов.
Поскольку до настоящего времени стороной ответчика, ни истцу, ни суду, не представлено надлежащих документов, свидетельствующих о переустройства системы внутриквартирного отопления в установленном законом порядке, а также выражения в адрес управляющей организации своего волеизъявления на установку в квартире радиаторов отопления, оснований не согласится с позицией АО «Камчатэнергосервис» и ООО «Полимир плюс» в указанном вопросе, у суда не имеется.
Аргументы ответчика Егоровой В.И о не введении надлежащим образом многоквартирного жилого дома № 17 по ул. Мира в г. Вилючинске в эксплуатацию после реконструкции и невозможности его эксплуатации, не относится к предмету настоящего спора, в свою очередь, АО «Камчатэнергосервис», являясь ресурсоснабжающей организацией в соответствии с требованиями закона обеспечивает потребителям поставку коммунального ресурса до границы эксплуатационной ответственности, в данном случае - до стены дома.
Доводы Егоровой В.И. о не совершении ею каких-либо конклюдентных действий, свидетельствующих о заключении договора с АО «Камчатэнергосервис» о приобретении коммунального ресурса судом не принимаются, поскольку опровергаются исследованными по делу доказательствами и установленными обстоятельствами.
Так, из представленных, в том числе ответчиком, в материалы дела документов следует, что в спорной квартире имеются стояки отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, при этом, сантехнические приборы (унитаз, ванна, мойка, умывальник и др. подобные приборы) к внутридомовой системе водоснабжения и водоотведения не подключены.
Таким образом, спорное жилое помещение, принадлежащее на праве собственности ответчику Егоровой В.И. фактически подключено к внутридомовой системе теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения многоквартирного дома № 17 по ул. Мира в г. Вилючинске и присоединенным к ней централизованным сетям тепловодоснабжения и водоотведения. Данное свидетельствует о том, что потребителем Егоровой В.И. совершены соответствующие конклюдентные действия, указывающие на то, что в силу требований ст. 540 ГК РФ, договор на предоставление коммунальных услуг фактически заключен и, соответственно, Егорова В.И. является надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу и потребителем коммунальных услуг поставляемых в многоквартирный дом.
Каких-либо доказательств того, что указанная в иске задолженность в настоящее время оплачена в полном объеме или частично, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, суду ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, установив, что коммунальные услуги по отоплению, холодному, горячему водоснабжению и водоотведению по жилому помещению, расположенному по адресу: г. Вилючинск, <адрес>, в указанный в иске период предоставлялись, ответчик Егорова В.И., как собственник жилого помещения, их в полном объеме не оплачивала, доказательств этому не представила, суд находит исковые требования АО «Камчатэнергосервис» о взыскании с ответчика задолженности за предоставленные в период с 01 февраля 2016 года по 30 июня 2019 года коммунальные услуги обоснованными и подлежащими удовлетворению в заявленном размере.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В силу ст. 88 ГПК РФ государственная пошлина относится к судебным расходам.
При подаче иска в суд, истцом была уплачена государственная пошлина в соответствии с платежными поручениями № 8832 от 26 ноября 2018 года в размере 2 660 рублей 02 копеек и № 8188 от 04 октября 2019 года в размере 3 329 рубля 34 копеек, а всего на общую сумму 5 989 рублей 36 копеек (л.д. 8,9)
Исходя из установленного п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации размера государственной пошлины, подлежащей уплате, исходя из заявленной цены иска, учитывая, что исковые требования истца удовлетворены в полном объеме, а именно на сумму 269 423 рублей 82 копеек, судебные расходы, понесенные истцом в связи с оплатой государственной пошлины, исходя из установленного п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации размера, составят 5 894 рубля 24 копейки, и подлежат взысканию с ответчика.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ и на основании заявления истца, излишне уплаченная 04 октября 2019 года государственная пошлина по платежному поручению № 8188 в размере 95 рублей 12 копеек (5 989,36 – 5 894,24) подлежит возврату истцу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ 01 ░░░░░░░ 2016 ░░░░ ░░ 30 ░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░. ░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ 269 423 ░░░░░░ 82 ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 894 ░░░░░░ 24 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 275 318 ░░░░░░ 06 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 04 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ № 8188 ░ ░░░░░░░ 95 ░░░░░░ 12 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ | ░.░. ░░░░░░░░░░ |