Судья Семёнов В.В. Дело № 33-13446/2022
24RS0032-01-2022-002665-89
2.146
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 ноября 2022 г. судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Кучеровой С.М.,
судей Медведева И.Г., Михайлинского О.Н.,
с участием прокурора прокуратуры Красноярского края Иляскина К.И.,
при ведении протокола помощником судьи Юровой Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Медведева И.Г. гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Красноярска к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 249», главному управлению образования администрации г. Красноярска о возложении обязанности устранить нарушения законодательства
по апелляционной жалобе представителя главного управления образования администрации г. Красноярска – Романовой И.Р.
на решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 13 сентября 2022 г., которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Ленинского района г. Красноярска к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №249» и главному управлению образования администрации г. Красноярска о возложении обязанности устранить нарушения законодательства - удовлетворить.
Возложить обязанность на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №249» устранить нарушения требований законодательства, а именно: оборудовать здание охранной сигнализацией; обеспечить здание системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта; оборудовать на первом этаже здания помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудовать здание системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; актуализировать паспорт безопасности объекта по адресу: ул. Московская, д.12 «а», г. Красноярск, в соответствии с действующим законодательством в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложить обязанность на главное управление образования администрации г. Красноярска выделить финансирование на устранение нарушений требований законодательства о противодействии терроризму в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Красноярска обратился в суд с иском к МБДОУ «Детский сад № 249», главному управлению образования администрации г. Красноярска о возложении обязанности устранить нарушения законодательства.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокурором проверки в деятельности МБДОУ «Детский сад №249» выявлены нарушения требований Федерального закона «О противодействии терроризму», а именно: объект не оборудован охранной сигнализацией; система видеонаблюдения не обеспечивает непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта; на первом этаже отсутствует помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); объект не оборудован системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Таким образом, антитеррористическая защищенность объекта образования - здания МБДОУ №249 в полной мере не обеспечена. Выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровью граждан при совершении террористических актов, чем нарушают права обучающихся на безопасные условия обучения.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель главного управления образования администрации г. Красноярска – Романова И.Р. просит решение отменить, ссылаясь на принятие учреждением мер, направленных на пресечений действий, создающих угрозу нарушения прав и интересов обучающихся и работников, и обеспечение антитеррористической защищенности в рамках своей компетенции. Кроме того, возможность выделения денежных средств Управлением ограничены пределами объемов бюджетных ассигнований на обеспечение расходных обязательств г. Красноярска, доведенных в соответствующем финансовом году. Для выполнения мероприятий по антитеррористической защищённости в МБДОУ №249 требуется выделение дополнительных бюджетных средств, которые будут включены в бюджет города на 2023 г. и плановый период 2024-2025 г.г.
Признав возможным рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора прокуратуры Красноярского края Иляскина К.И., проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в пределах, установленных ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит правовых оснований к отмене решения.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ).
Охрана здоровья обучающихся согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно п. 5 постановления Правительства РФ от 02 августа 2019 г. №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В соответствии с п. 6.48 Свода Правил СП 118.13330.2012 года «Общественные здания и сооружения, Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 №635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждения образования и их учащихся предписано предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, МБДОУ «Детский сад № 249» находится по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Московская, д. 12 «а», является юридическим лицом (муниципальным учреждением), имеет обособленное имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления или на ином законном основании.
Согласно п. 3.5 Устава собственником имущества МБДОУ «Детский сад № 249» является муниципальное образование г. Красноярск. Собственник имущества закрепляет за учреждением в целях обеспечения уставной деятельности необходимое имущество на праве оперативного управления в соответствии с законодательством РФ. Объекты собственности, закрепленные за учреждением, находятся в её оперативном управлении с момента передачи имущества. С момента фактической передачи имущества на учреждение переходят обязанности по его учёту, инвентаризации и сохранности. При осуществлении права оперативного управления вверенным имуществом учреждение обеспечивает его сохранность и использование по целевому назначению.
Как следует из паспорта безопасности объекта, МБДОУ «Детский сад № 249» в соответствии с п. 13 постановления Правительства РФ от 02 августа 2019 г. №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» присвоена третья категория опасности.
Учредителем МБДОУ «Детский сад № 249» в соответствии с п. 1.3 Устава является муниципальное образование г. Красноярск. Функции и полномочия учредителя осуществляет орган местного самоуправления администрации г. Красноярска. Органом администрации г. Красноярска, координирующим деятельность образовательного учреждения, а также осуществляющим в отношении неё отдельные функции и полномочия учредителя, переданные органу в соответствии с правовыми актами города, является главное управление образования администрации г. Красноярска.
В соответствии с пп. 18 п. 19 Положения о главном управлении образования администрации города Красноярска, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 20 февраля 2014 г. № 56-р, главное управление образования администрации города Красноярска формирует предложения о распределении (перераспределении) средств субсидий и субвенций по муниципальным образовательным учреждениям после получения уведомления о выделении (изменении) сумм субсидий и субвенций, формирует и направляет в орган исполнительной власти Красноярского края, осуществляющий управление в сфере образования, предложения об увеличении или сокращении средств субсидий и субвенций в соответствии с заявками подведомственных муниципальных образовательных учреждений, а также отчёт об использовании этих средств.
В 2021 г. прокуратурой Ленинского района г. Красноярска проведена проверка соблюдения требований антитеррористической защищенности объектов образования, в том числе, в отношении МБДОУ «Детский сад № 249».
В ходе проверки в указанном учреждении прокуратурой выявлены нарушения пп. «а» п. 25, п. 30, пп. «в» п. 25, пп. «д» п. 24 требований к антитеррористической защищенности объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 г. №1006, в частности - объект не оборудован охранной сигнализацией; система видеонаблюдения не обеспечивает непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта; на объекте на первом этаже отсутствует помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); объект не оборудован системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
По данному факту прокурором Ленинского района г. Красноярска 06 сентября 2021 г. на имя и.о. руководителя главного управления образования администрации г. Красноярска внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о противодействии терроризму, на которое 07 октября 2021 г. дан ответ, согласно которому возможность приобретения и монтажа оборудования будет рассмотрена в ходе исполнения бюджета на 2021 г. и плановый период 2022-2023 г.г.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав содержание требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 года №1006, и установив, что здание МБДОУ «Детский сад № 249» указанным требованиям не соответствует, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, а также работников учреждения в период их нахождения в образовательной организации, пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований и возложении на МБДОУ «Детский сад № 249» обязанности по устранению нарушения требований законодательства, а также с возложением на главное управление образования администрации г. Красноярска обязанности по выделению финансирования на эти цели в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлен факт неисполнения ответчиком требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта, указанных в представлении прокурора об устранении нарушений требований законодательства о противодействии терроризму и исковом заявлении.
Доводы апелляционной жалобы представителя главного управления образования администрации г. Красноярска о принятии учреждением иных мер, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности (назначение должностного лица, ответственного за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, согласование паспорта безопасности объекта, оборудование учреждения автоматической пожарно-охранной сигнализацией и системой эвакуации при пожаре, проведение разъяснительной работы и тренировок с обучающимися и работниками учреждения и др.), не опровергают правильных выводов суда о допущенных ответчиками нарушениях требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта, выявленных в ходе прокурорской проверки и указанных в представлении прокурора.
Доводы апелляционной жалобы о том, что для выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности в МБДОУ №249 требуется выделение дополнительных бюджетных средств в 2023-2025 годах, также не могут повлечь отмену принятого решения.
Отсутствие финансирования не является основанием, либо уважительной причиной несоблюдения органом местного самоуправления своей непосредственной обязанности по выделению средств на выполнение дошкольным образовательным учреждением необходимых мероприятий в целях обеспечения террористической защищенности объекта и исполнению требований действующего законодательства в указанной части. Несмотря на то, что образовательное учреждение, как юридическое лицо, самостоятельно несет обязанность по принятию мер антитеррористической защищенности объекта дошкольного образования; вместе с тем, реализовать такую обязанность оно может только за счет выделяемых средств бюджета муниципального образования, которые органом местного самоуправления в необходимом размере не обеспечены, несмотря на то, что вышеуказанными требованиями к антитеррористической защищенности объектов прямо предусмотрена обязанность по обеспечению системой видеонаблюдения, системой экстренного оповещения, охранной сигнализацией, а также организацией помещения для охраны на первом этаже зданий на объектах такой категории за счет средств местного бюджета.
Доводы апелляционной жалобы о выборе прокурором ненадлежащего способа защиты прав и свобод неопределенного круга лиц судебной коллегией признаются несостоятельными. Предметом иска является обеспечение безопасности обучающихся, работников во время пребывания в учреждении, в связи с чем заявленные прокурором требования о необходимости выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности данного учреждения обеспечивают защиту прав и свобод неограниченного круга лиц.
При этом неисполнение образовательной организацией и органом управления образования установленной законом обязанности создает угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних учащихся, работников учреждения и иных лиц, что допускает возможность обращения в суд прокурора с иском в интересах неопределенного круга лиц в любой момент вплоть до устранения нарушения, а также свидетельствует о надлежащем способе защиты права.
С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 13 сентября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя главного управления образования администрации г. Красноярска Романовой И.Р. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в полном объеме 15.11.2022