Дело № 2а-2451/2021
Р Е Ш Е Н И Е С У Д А
Именем Российской Федерации
12 октября 2021 года г. Электросталь
Электростальский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Пучковой Т.М., при секретаре судебного заседания Блиновой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Ногинску Московской области к Абрамовой Ольге Борисовне о взыскании транспортного налога, пени за несвоевременную уплату транспортного налога, налога на имущество, пени за несвоевременную уплату земельного налога,
у с т а н о в и л :
21.07.2021 в Электростальский городской суд поступило административное исковое заявление ИФНС России по г. Ногинску Московской области к Абрамовой Ольге Борисовне о взыскании транспортного налога за 2016 год в сумме 799,10 руб., за 2017 год в сумме 890 руб., за 2018 год в сумме 890 руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2016 год в сумме 35,41 руб., за 2017 год в сумме 19,21 руб., за 2018 год в сумме 11,60 руб., налога на имущество за 2016 год в сумме 67 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2015 год в сумме 1 038,79 руб.
Административный истец ИФНС России по г. Ногинску Московской области свои требования мотивировал тем, что налогоплательщик Абрамова О.Б. в установленные законодательством сроки не исполнила обязанность по уплате транспортного налога за 2016 год в сумме 799,10 руб., за 2017 год в сумме 890 руб., за 2018 год в сумме 890 руб., предусмотренного ст. 356 НК РФ. Кроме этого, Абрамова О.Б. в соответствии со ст. 400 НК РФ является плательщиком налога на имущество физических лиц по объекту недвижимости, в связи с чем, налоговым органом начислен налог на имущество в сумме 67 руб. Сумма задолженности административным ответчиком уплачена не была, в связи с чем, налоговым органом на сумму неуплаченных налогов начислены пени по транспортному налогу за 2016 год в сумме 35,41 руб., за 2017 год в сумме 19,21 руб., за 2018 год в сумме 11,60 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2015 год в сумме 1 038,79 руб. Налоговым органом вынесены требования № от 23.11.2017, № от 22.06.2018, № 19781 от 26.02.2019, № от 03.02.2020 о добровольной уплате пени за несвоевременную уплату транспортного налога и уплате транспортного налога и налога на имущество, пени за несвоевременную уплату налога на имущество, пени по земельному налогу. Однако, Абрамовой О.Б. суммы транспортного налога, пени, налога на имущество, пени по земельному налогу в добровольном порядке не уплачены. Просит суд взыскать с Абрамовой О.Б. транспортный налог за 2016 год в сумме 799,10 руб., за 2017 год в сумме 890 руб., за 2018 год в сумме 890 руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2016 год в сумме 35,41 руб., за 2017 год в сумме 19,21 руб., за 2018 год в сумме 11,60 руб., налог на имущество за 2016 год в сумме 67 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2015 год в сумме 1 038,79 руб. и восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу данного искового заявления.
В судебном заседании представитель административного истца ИФНС России по г. Ногинску Московской области не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившегося административного истца.
В судебное заседание административный ответчик Абрамова О.Б. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась судом надлежащим образом путем направления судебной корреспонденции, которая возвращена в суд по истечении срока хранения; ходатайств об отложении не заявляла, об уважительности причины неявки суд не уведомила. При таких обстоятельствах, суд признает извещение административного ответчика о дате судебного заседания надлежащим, причины неявки неуважительными и полагает возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие административного ответчика в соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налогоплательщиками признаются физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги (ст.19 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствие с законодательством РФ. Сумма транспортного налога исчисляется на основании сведений, представляемых в налоговый орган органами ГИБДД (п.п.1 и 3 ст.362 НК РФ).
В силу ст. 2 Закона Московской области от 16.11.2002 N 129/2002-ОЗ "О транспортном налоге в Московской области" налоговые ставки устанавливаются законами соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Местные налоги, к которым относится налог на имущество физических лиц, обязательны к уплате (ст.ст. 12,15 НК РФ).
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу положений ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с п. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Налоговым периодом признается календарный год (ст.405 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи (ст.406 НК РФ).
В силу ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п.1); сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса (п.2).
Согласно ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.1); налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (п.2).
В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения.
По сведениям, полученным административным истцом в порядке п. 4 ст. 85 НК РФ на административного ответчика в 2016-2018 годы зарегистрировано транспортное средство.
В соответствии со ст. 400 НК РФ административный ответчик Абрамова О.Б. является плательщиком налога на имущество. Расчет налога на недвижимое имущество произведен налоговым органом в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ, судом проверен, административным ответчиком не оспорен.
Налоговым органом налогоплательщику произведен расчет транспортного налога за 2016 год в сумме 799,10 руб., за 2017 год в сумме 890 руб., за 2018 год в сумме 890 руб., налог на имущество за 2016 год в сумме 67 руб.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В связи с неуплатой налогоплательщиком указанных налоговых платежей по сроку уплаты, налоговым органом в соответствии с положениями ст. ст. 57, 75, 69 НК РФ, с учетом действовавших в указанном периоде ставок, начислены пени по транспортному налогу за 2016 год в сумме 35,41 руб., за 2017 год в сумме 19,21 руб., за 2018 год в сумме 11,60 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2015 год в сумме 1 038,79 руб. и выставлены требования № от 23.11.2017, № от 22.06.2018, № от 26.02.2019, № от 03.02.2020, в которых налогоплательщику указано о наличии задолженности и предложено в добровольном порядке уплатить недоимки по налогам и пени. Требования налогового органа налогоплательщиком не исполнены, указанные выше суммы налогов не уплачены.
В силу ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования (п.2).
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Мировым судьей судебного участка № 290 Электростальского судебного района Московской области определением от 18.12.2020 в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Абрамовой О.Б. недоимки по налогу и пени отказано на основании п. 3 ч. 3 ст. 123.4 КАС РФ, со ссылкой на истечение шестимесячного срока на обращение в суд (срок истек до обращение к мировому судье – 30.09.2020).
Административный истец, заявляя о восстановлении пропущенного срока, указывает, что пропуск срока предъявления административного иска обусловлен тем, что они предпринимали меры для взыскания налога, об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа им было неизвестно, кроме того, произошел технический сбой.
Административный иск подан 21.07.2021, и при этом налоговый орган изначально обратился к мировому судье с пропуском установленного ст. 48 НК РФ срока, в связи с чем, не имеет решающего значения дата направления административным истцом данного иска в Электростальский городской суд Московской области. Фактически срок истек 30.09.2020, еще до обращения административного истца к мировому судье, доказательств наличия технического сбоя суду также не представлено.
Никаких отвечающих требованиям об относимости и допустимости (ст.ст. 60, 61 КАС РФ) доказательств уважительности причин пропуска срока на обращение с заявлением о вынесении судебного приказа административный истец не представил, в то время как в силу ст.62 КАС РФ бремя доказывания возложено на административного истца; кроме того, суд учитывает, что административный истец – юридическое лицо, который должен иметь необходимый штат сотрудников для своевременного и надлежащего выполнения своих обязанностей по взысканию налогов.
Оснований для восстановления пропущенного срока суд не находит. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (п. 8 ст. 219 КАС РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований ИФНС России по г. Ногинску Московской области к Абрамовой Ольге Борисовне о взыскании транспортного налога, пени за несвоевременную уплату транспортного налога, налога на имущество, пени за несвоевременную уплату земельного налога – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Электростальский городской суд Московской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья: Т.М. Пучкова
Полный текст решения суда изготовлен 28 октября 2021 года.
Судья: Т.М. Пучкова