Решение по делу № 2-3687/2024 от 30.08.2024

Гражданское дело № 2-3687/2024

68RS0001-01-2024-005212-07

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 декабря 2024 года                

Октябрьский районный суд г.Тамбова в составе:

председательствующего судьи Дьяковой С.А.

при секретаре Шпагиной М.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерство социальной защиты и семейной политики Тамбовской области к Путилину Андрею Петровичу о взыскании неосновательного обогащения,

УСТАНОВИЛ:

Министерство социальной защиты и семейной политики Тамбовской области обратилось в суд с иском к Путилину А.П. о взыскании неосновательного обогащения в размере 626 562 руб. для последующего возвращения в федеральный бюджет.

В обоснование иска указав, что в ходе контрольного мероприятия по вопросам обоснованности оказания государственной финансовой поддержки в обеспечении жильем ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов перед которыми имеются федеральные жилищные обязательства, проведенного ФКУ «Объединенная дирекция» Минстроя России с 27.11.2023 г. по 30.11.2023 г. в Министерстве социальной защиты и семейной политики Тамбовской области выявлена неправомерность предоставления единовременной денежной выплаты Путилину А.П.

Согласно выписки из ЕГРН от 28.11.2023 г. Путилину А.П. принадлежит ? доля в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты>

Путилин А.П. являясь собственником части жилого помещения, расположенного в г.Тамбов, был обеспечен жильем по установленным нормам, следовательно, утратил основания состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, одновременно с этим утратив право на получение мер государственной поддержки из федерального бюджета.

В результате единовременная денежная выплата ответчику предоставлена неправомерно, ущерб федеральному бюджету составил 626 562 руб.

Претензия о возврате незаконно предоставленной единовременной денежной выплаты, направленная в адрес ответчика, оставлена им без удовлетворения, в связи с чем, Министерство обратилось в суд с данными требованиями.

Определением суда от 10.10.2024 г. в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены Министерство финансов Тамбовской области и Администрация г.Тамбова.

Представитель истца Министерство социальной защиты и семейной политики Тамбовской области по доверенности Максимова М.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске, считает, что срок исковых требований по данным требованиям, не пропущен, поскольку Министерству стало известно о данном нарушении из информационной справки, в ходе проведения контрольных мероприятий по вопросам обоснованности оказания государственной финансовой поддержки, а именно с 07.12.2023 г., т.е. с момента выявления факта нарушения.

Ответчик Путилин А.П. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что в период нахождения его на учете, от него не запрашивались дополнительные документы.

Представитель ответчика по устному ходатайству Лахарев А.А. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что постановка Путилина А.П. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку «Инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов» происходила на законных основаниях. Решение о снятии его с учета не принималось. Выплата в размере 626 562 руб. была предоставлена ответчику единожды 07.08.2020 г., данные исковые требования поданы в суд 28.08.2024 г., т.е. по истечении 4 лет, в связи с чем, срок исковой давности истцом пропущен, который просил применить при вынесении решения.

Кроме того, считает, что в данном случае применим п.2 ст.6 Закона о введение в действие Жилищного кодекса РФ, согласно которого граждане приняты на учет до 01.03.2005 г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договору социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Граждане снимаются с учета по основаниям, предусмотренным п.1, 3-6 ЖК РФ, а также в случаях утраты оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Путилин А.П. был поставлен на учет до 2005 г., поэтому данные нормы принимаются к нему по аналогии, что на момент предоставления денежной выплаты должен был действовать ЖК РСФСР. Оснований для снятия ответчика с очереди, ЖК РСФСР предусматривал.

Представители третьих лиц Министерство финансов Тамбовской области, Администрация г.Тамбова в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания извещены надлежащим образом. Согласно отзыва на исковое заявление, представленных в материалы дела Министерство финансов Тамбовской области не возражало против удовлетворения исковых требований, считая, что единовременно денежная выплата предоставлена Путилину А.П. неправомерно.

Представитель администрации города Тамбова Бурлина С.Ю. ранее в судебном заседании пояснила, что 17 апреля 2020 года в жилищный комитет администрации города Тамбова поступил запрос Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области о формировании и направлении учетных дел в Управление учетных дел граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет в органах местного самоуправления до 01.01.2005 года. 23 апреля 2020 года жилищных комитетом направлен запрос Путилину с целью обновления документов учетного дела, после подтверждения данных ответчиком 7 мая 2020 года учетное дело было направление в Управление социальной защиты и семейно политики для рассмотрения вопроса о получении мер поддержки по обеспечению жильем.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами нуждающимися в жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, признаются члены семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N181-ФЗ) предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ установлено, что на получение государственных мер социальной поддержки в улучшении жилищных условий могут претендовать только инвалиды и семьи, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 настоящего Федерального закона.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (абз. 3 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).

Согласно ст. 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года (ч. 1 данной статьи).

В соответствии с абз. 2 ст. 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

Абзацем 8 статьи 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ предусмотрено, что форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2005 года N 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее по тексту - Правила).

Пунктом 5 Правил также предусмотрено, что форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Из анализа приведенных норм права следует, что, предоставляя социально защищенным категориям граждан, в том числе инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, права на соответствующие меры социальной поддержки, законодатель установил, что реализация этих прав должна происходить в порядке, определенном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно абз. 5 подп. "в" п. 3 Порядка право на обеспечение жильем за счет средств, полученных из федерального бюджета в виде субвенций, имеют вставшие на учет до 1 января 2005 года инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 2 настоящего Порядка.

В соответствии с п. 4 Порядка граждане принимают решение о получении субсидии на строительство или приобретение жилья в собственность добровольно и могут реализовать свое право на получение и использование субсидии за счет средств федерального бюджета один раз.

Пунктами 13 и 14 Порядка установлено, что граждане, получившие субсидию для приобретения или строительства жилых помещений, снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Последующее улучшение жилищных условий граждан осуществляется на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 г. №181-ФЗ, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 г., обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а порядок и формы предоставления мер социальной поддержки таким гражданам устанавливается законодательством Тамбовской области.

Законом Тамбовской области от 31.03.2009 г. №511-З «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» предусмотрено предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в форме социальной выплаты в соответствии с единой очередью отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 г.

Полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 г. возложены на министерство социальной защиты и семейной политики Тамбовской области.

Согласно ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на, указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Частью 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

Таким образом, исходя из приведенных правовых норм, основанием для получения гражданином субсидии является принимаемое в установленном порядке уполномоченным органом местного самоуправления решение о постановке на учет и решение уполномоченного органа субъекта РФ о предоставлении субсидии. При этом обязанность проверить соответствие действительности представляемых гражданином сведений, признаваемых условиями для выдачи субсидии, возлагается на указанные органы.

Как следует из материалов дела, Постановление мэра г.Тамбова от 26.01.2001 г. <данные изъяты> по списку «Инвалиды и семьи имеющие детей-инвалидов» Путилин А.П. с составом семьи один человек, проживающего в общежитии дома <данные изъяты>, занимающий в комнате <данные изъяты>, принят на учет граждан, нуждающийся в улучшении жилищных условий.

Согласно выписке из лицевого счета от 10.01.2019 г. <данные изъяты>, выданной МКУ «Долговой центр» Путилин А.П. проживал в жилом помещении, расположенном по адресу: <данные изъяты> с составом семьи 1 человек.

Согласно уведомлению от 23.04.2020 г. <данные изъяты>, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствовала информация о правах Путилина А.П. на объекты недвижимости за период с 01.04.1998 г. по 22.04.2020 г.

На основании приказа Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области от 08.06.2020 г. <данные изъяты> «О предоставлении социальной поддержки по обеспечению жильем» 07.08.2020 г. Путилину А.П. предоставлена мера социальной поддержки по обеспечению жильем, путем выдачи сертификата от 10.06.2020 г. <данные изъяты> на сумму 626 562 руб.

22.07.2020 г. между ООО ЖК «Видный» и Путилиным А.П. заключен договор купли-продажи недвижимого имущества – квартиры <данные изъяты>, расположенной по адресу: <данные изъяты> общей площадью 34,1 кв.м.

Стоимость указанной квартиры составила 1 358 800 руб., из которых: 100 000 руб. – оплачены покупателем за счет собственных денежных средств до подписания договора; часть стоимости имущества в размере 626 562 руб. оплачивается за счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты по государственному жилищному сертификату на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем <данные изъяты>, выданному 10.06.2020 г. Управлением социальной защиты и семейной политики Тамбовской области; денежная сумма в размере 632 238 руб. уплачивается покупателем продавцу за счет целевых кредитных денежных средств, предоставляемых ПАО Сбербанк, на основании кредитного договора <данные изъяты> от 22.07.2020 г.

31.07.2020 г. указанная квартира зарегистрирована Управлением Росреестра по Тамбовской области за Путилиным А.П.

Постановлением Администрации г.Тамбова от 12.11.2020 г. <данные изъяты> г. Путилин А.П. с составом семьи один человек на основании п.4 ч.1 ст.56 ЖК РФ, снят с учета, в связи с получением в установленном порядке от органа государственной власти бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.

Таким образом, на основании решения межведомственной комиссии по улучшению жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) ветеранов и инвалидов боевых действий, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с приказом Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области от 08.06.2020 г. <данные изъяты> Путилину А.П., <данные изъяты>, поставленному на учет нуждающихся в жилых помещениях администрацией г.Тамбова Тамбовской области 26.01.2001 г., предоставлена мера социальной поддержки по обеспечению жильем в виде сертификата на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем на сумму 626 562 руб. Основанием для обращения суд с иском явилось то, что в ходе контрольного мероприятия по вопросам обоснованности оказания государственной финансовой поддержки в обеспечении жильем ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов перед которыми имеются федеральные жилищные обязательства, проведенного ФКУ «Объединенная дирекция» Минстроя России с 27.11.2023 г. по 30.11.2023 г. в Министерстве социальной защиты и семейной политики Тамбовской области выявлена неправомерность предоставления единовременной денежной выплаты Путилину А.П.

Согласно выписки из ЕГРН от 28.11.2023 г. Путилину А.П. принадлежит ? доля в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты>, площадью 31,1 кв.м., в связи с чем он был обеспечен жильем по установленным нормам (учетная норма для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в г.Тамбов составляет менее 14,0 кв.м. общей площади на одного человека).

Следовательно, Путилин А.П. утратил основание состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, и одновременно с этим утратил право на получение мер государственной поддержки из федерального бюджета.

Ссылка представителя истца Лахарева А.А. о том, что к ответчику должны применяться нормы ЖК РСФСР, поскольку он был принят на учет до 01.03.2005 г., законна и обоснована.

На основании ст. ст. 49, 50 Жилищного кодекса РФ, постановка на учет, предоставление жилых помещений, снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.

Основания для снятия граждан с учета, которые были приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 года, определены в ч. 2 ст. 6 указанного Федерального закона.

Часть 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Из содержания приведенных правовых норм следует, что граждане, поставленные на учет до 01 марта года могут быть сняты с такого учета только по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6, ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Основания для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года определялись ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР.

Снятие Путилина А.П. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем исключения из списка очереди инвалиды и семьи, имеющие детей- инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, могло производиться при наличии оснований, указанных в ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент постановки ответчика на учет в 2001 году.

Согласно ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.

В данном случае, таких оснований на момент постановки не учет, судом не установлено.

В исковом заявлении Министерство взыскать с Путилина А.П. единовременную денежную выплату в размере 626 562 руб., поскольку она была предоставлена ответчику неправомерно, в результате чего, был нанесен ущерб федеральному бюджету.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.

По смыслу положений п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 года N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, предусмотренных мерами социальной поддержки, установленных законодательством субъекта Российской Федерации.

Судом установлено, что Путилиным А.П. в Администрацию г. Тамбова Тамбовской области при постановке на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий, были представлены необходимые документы, в том числе уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений.

Какие-либо данные, подтверждающие несоответствие действительности представленных ответчиком сведений, органом местного самоуправления при постановке Путилина А.П. на учет, установлены не были.

Не установлены и судом при рассмотрении настоящего дела данные, свидетельствующие о недобросовестности Путилиным А.П. и совершении им противоправных действий, направленных на получение за счет бюджетных средств субсидии, являющейся по своему характеру социальной выплатой, предоставляемой гражданину в качестве меры социальной поддержки.

Истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ не доказано, что ответчик совершил какие-либо действия по сокрытию сведений о нахождении в его собственности недвижимости, скрыл какие-либо сведения или сообщил ложные, совершил недобросовестные действия или представила подложные документы, направленные на необоснованное получение субсидии.

Кроме того, сведений о том, что решение органа местного самоуправления и межведомственной комиссии Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, никем оспорены, признаны недействительными или незаконными, материалы дела не содержат.

В ходе рассмотрения дела, ответчиком Путилиным А.П. и его представителем Лахаревым А.А. заявлено ходатайство применении срока исковой давности обращения в суд с данными требованиями.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске, в соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса РФ.

Пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В рассматриваемом случае подлежит установление судом начального момента течения данного срока, то есть дня, когда истец узнал или должен был узнать исходя из его полномочий по контролю за целевым использованием субсидий, выделенных за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, подведомственными государственными учреждениями Тамбовской области, к числу которых относится и Министерство социальной защиты и семейной политики Тамбовской области о возможной утрате Путилиным А.П. права на получение единовременной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета, при этом начало течения срока исковой давности должно совпадать с моментом возникновения у Министерства права на иск и возможности реализовать его в судебном порядке.

Судом установлено, что 04.12.2000 г. Путилин А.П. обратился в Администрацию г.Тамбова с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты и необходимым пакетом документов, в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 <данные изъяты>

Комиссией по жилищным вопросам при мэрии г.Тамбова, на основании Постановления мэра г.Тамбова от 26.01.2001 г. <данные изъяты>, Путилин А.П. принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Сертификат <данные изъяты> на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем, Путилину А.П. выдан 10.06.2020 г.,

С данным иском в суд Министерство обратилось 30.08.2024 г., то есть с пропуском срока исковой давности.

Представитель истца в своих возражениях указывает, что о нарушении права им стало известно из информационной справки о нарушениях, выявленных в ходе проведения контрольного мероприятия по вопросам обоснованности оказания государственной финансовой поддержки в обеспечении жильем ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, перед которыми имеются федеральные жилищные обязательства, проведенного ФКУ «Объединенная дирекция» Минстроя России с 27.11.2023 по 30.11.2023 в Министерстве социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, т.е. с 07.12.2023 г.

Довод представителя истца о том, что срок исковой давности следует исчислять с 07.12.2023 г. судом подлежит отклонению, поскольку, при должном контроле истец мог и должен был в силу своих полномочий знать как минимум на дату выдачи ответчику Сертификата <данные изъяты> (10.06.2020) о предоставлении Путилину А.П. в 2020 году меры социальной поддержки по обеспечению жильем, и о возможной утрате ответчиком права на получение единовременной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что настоящее исковое заявление подано с нарушением установленных законом сроков, поскольку истцом пропущен срок для обращения в суд по исковым требованиям к Путилину А.П. Обстоятельств, препятствующих своевременному предъявлению заявленных исковых требований, судом не установлено.

Из разъяснений, данных в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", следует, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац 2 пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

Такое правовое регулирование направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков и третьих лиц, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.

При таких данных, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований Министерства социальной защиты и семейной политики Тамбовской области к Путилину А.П. о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 626 562 руб., в том числе и ввиду пропуска истцом срока исковой давности.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Министерству социальной защиты и семейной политики Тамбовской области к Путилину Андрею Петровичу о взыскании неосновательного обогащения - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тамбовского областного суда через Октябрьский районный суд г.Тамбова в течение месяца.

Судья С.А.Дьякова

Мотивированное решение суда изготовлено 13 декабря 2024 года

Судья С.А.Дьякова

2-3687/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство социальной защиты и семеной политики Тамбовской области
Ответчики
Путилин Андрей Петрович
Другие
Администрация г.Тамбова
Министерство Финансов Тамбовской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Тамбов
Дело на сайте суда
sud23.tmb.sudrf.ru
30.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.08.2024Передача материалов судье
02.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.09.2024Подготовка дела (собеседование)
23.09.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.10.2024Предварительное судебное заседание
07.11.2024Судебное заседание
18.11.2024Судебное заседание
05.12.2024Судебное заседание
11.12.2024Судебное заседание
13.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее