Дело № 2-496/2022 (УИД № 78RS 0015-01-2020-011166-04)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Волхов 01 марта 2022 года
Волховский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Лахно Д.Г.,
с участием помощника прокурора Волховской городской прокуратуры Ленинградской области Левченко Н.Г., представителей ответчиков Ненюковой Л.А., Кротовой Е.В., Попова Е.С., Белугина С.Г., Турановой О.Д.,
при секретаре Васьковой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волховского городского прокурора Ленинградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Вындиноостровское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, Администрации муниципального образования Потанинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, Администрации муниципального образования Колчановское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, Администрации муниципального образования Усадищенское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, Администрации муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, Администрации муниципального образования Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, Администрации муниципального образования Бережковское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, Администрации муниципального образования Колчановское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, Администрации муниципального образования Староладожское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, Администрации муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, Администрации муниципального образования Свирицкое сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, Администрации муниципального образования Пашское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, Администрации муниципального образования Селивановское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области об обязании исполнить требование законодательства,
установил:
Волховский городской прокурор обратился в Невский районный суд города Санкт-Петербурга с иском к ООО «ЛОТС», в котором просил обязать ответчика совершить следующие действия:
- получить разрешение на допуск в эксплуатацию тепловых сетей и систем теплопотребления здания Физкультурно-оздоровительного комплекса (далее ФОК) по адресу: ******, Волховский район МБУКС «Вындиноостровский центр досуга»;
- обеспечить технической возможностью на своевременную и бесперебойную подготовку и подачу резервного вида топлива в газовые котельные по адресам: ******;
- обеспечить нормативный запас топлива на котельных;
- выполнить схему электроснабжения котельных по адресам: ******, находящиеся на эксплуатационном обслуживании ООО «ЛОТС», удовлетворяющую требованиям надежности электроснабжения электроприемников и категории (согласно п. 1.2.20, 6.1.21-6.129 ПУЭ (7-е издание), раздел 16 СП 89.13330.2016 «СНиП Н-35-76 Котельные установки»).
Определением Невского районного суда города Санкт-Петербурга от 30.09.2022, часть исковых требований истца, предъявленных к ООО «ЛОТС», выделены в отдельное производство, а именно об обязании ООО «ЛОТС»:
- получить разрешение на допуск в эксплуатацию тепловых сетей и систем теплопотребления здания ФОК по адресу: ******, Волховский районе МБУКС «Вындиноостровский центр досуга»;
- обеспечить технической возможностью на своевременную и бесперебойную подготовку и подачу резервного вида топлива в газовые котельные по адресам: ******;
- выполнить схему электроснабжения котельных по адресам: ******, находящиеся на эксплуатационном обслуживании ООО «ЛОТС», удовлетворяющую требованиям надежности электроснабжения электроприемников II категории (согласно п. 1.2.20, 6.1.21-6.1.29 ПУЭ (7-е издание), раздел 16 СП 89.13330.2016 «СНиП П-35-76 Котельные установки») (том 4, л.д. 34-36).
Определением Невского районного суда города Санкт-Петербурга от 30.09.2022, произведена замена ненадлежащего ответчика по делу ООО «ЛОТС» на надлежащих ответчиков: Администрацию МО Свирицкого сельского поселения Волховского района Ленинградской области, Администрацию МО Пашского сельского поселения Волховского района Ленинградской области, Администрацию МО Селивановского сельского поселения Волховского района Ленинградской области, Администрацию МО Потанинского сельского поселения Волховского района Ленинградской области, Администрацию МО Колчановского сельского поселения Волховского района Ленинградской области, Администрацию МО Усадищенского сельского поселения Волховскогорайона Ленинградской области, Администрацию МО Вындиноостровского сельского поселения Волховского района Ленинградской области, Администрацию МО Кисельнинского сельского поселения Волховского района Ленинградской области, Администрацию МО Староладожского сельского поселения Волховского района Ленинградской области, Администрацию МО Новоладожского городского поселения Волховского района Ленинградской области, Администрацию МО Иссадского сельского поселения Волховского района Ленинградской области, Администрацию МО Сясьстройского городского поселения Волховского района Ленинградской области, Администрацию МО Бережковского сельского поселения Волховского района Ленинградской области.
Этим же определением Невского районного суда города Санкт-Петербурга от 30.09.2022, выделенное гражданское дело передано по подсудности в Волховский городской суд для рассмотрения по существу (том.4, л.д.43).
Указанное гражданское дело принято к производству Волховского городского суда Ленинградской области на основании определения от 11.01.2022 (том 4, л.д. 49).
Согласно уточненным требованиям Волховского городского прокурора Ленинградской области от 15.09.2021, прокурор просит обязать:
- Администрацию МО Вындиноостровское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области получить разрешение на допуск в эксплуатацию тепловых сетей и систем теплопотребления здания ФОК по адресу: ******;
- Администрации МО Потанинское, Колчановское, Усадищенское, Иссадское, Бережковское, Вындиноостровское, Кисельнинское, Староладожское сельские поселения Волховского муниципального района Ленинградской области и Администрации МО Сясьстройское, Новоладожское городские поселения Волховского муниципального района Ленинградской области обеспечить технической возможностью на своевременную и бесперебойную подготовку и подачу резервного вида топлива в газовые котельные в части своих муниципальных образований по следующим адресам: ******;
- Администрации МО Свирицкое, Пашское, Селивановское, Потанинское, Колчановское, Усадищенское, Вындиноостровское, Кисельнинское, Староладожское сельские поселения Волховского муниципального района Ленинградской области и Администрация МО Новоладожское городские поселения Волховского муниципального района Ленинградской области выполнить схему электроснабжения котельных в части своих муниципальных образований по следующим адресам: ******, находящиеся на эксплуатационном обслуживании ООО «ЛОТС», удовлетворяющую требованиям надёжности электроснабжения электроприемников II категории (согласно п. 1.2.20, 7.1.14, 6.1.21-6.1.29 ПУЭ (7-е издание), раздел 16 СП 89.13330.2016 «СНиП П-35-76 Котельные установки»).
В обоснование заявленных уточненных требований Волховский городской прокурор указал, что в ноябре 2020 года по поручению прокуратуры Ленинградской области от 06.09.2019 № ****** проведена проверка исполнения требований законодательства, регулирующего вопросы готовности объектов жилищно-коммунального комплекса к отопительному сезону 2020-2021 годов, на территории Волховского района Ленинградской области.
Установлено, что ранее, в сентябре 2020 года, на основании Распоряжения Северо-Западного управления Ростехнадзора № ******/Рк от 01.09.2020,проведена внеплановая, выездная проверка в отношении ООО «ЛОТС», в ходе которой выявлены нарушения требований Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные приказом Минэнерго России № ****** от 24.03.2003. В частности, подключение тепловых сетей и систем теплопотребления здания ФОК по адресу: ******, по договору от 01.02.2020 № ****** произведено без разрешения, выдаваемого органами государственного энергетического надзора; отсутствует техническая возможность обеспечить своевременную и бесперебойную подготовку и подачу резервного вида топлива в газовые котельные, по адресам: ******; отсутствует нормативный запас топлива на котельных на 30.09.2020; гидравлические испытания газовых котлов в котельной по адресу: ****** и угольных котлов в котельной по адресу: ****** проведены без учета величины рабочего давления; в акте технического освидетельствования от 28.08.2020 и в паспорте котла кВа 2,5-9,5 з. № ****** в разделе освидетельствования рабочее давление указано 7 кгс/см.кв, а в технических характеристиках указанных производителем в паспорте расчетное и рабочее давление 6 кгс/см.кв.; схема электроснабжения котельных по адресам: ******, находящиеся на эксплуатационном обслуживании ООО «ЛОТС» не удовлетворяет требованиям надежности электроснабжения электроприемников II категории; Сопротивление заземляющего контура дымовой трубы на котельных по адресу: ******, по результатам инструментальных замеров не соответствует требованиям НТД; отсутствует инструментальная проверка сопротивления заземляющего контура дымовой трубы на котельных по адресу: д. Хвалово, ****** - протокол на одну из двух дымовых труб, без уточнения высоты трубы; резервный котел КВГМ-№ ****** з. № ****** на котельной по адресу: ****** выведен в капитальный ремонт с 04.06.2020; не выполнены п. 3.5 предписания от 06.12.2019 № ******/ПР.
По результатам проверки Тосненским отделом по государственному энергетическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора ООО «ЛОТС» внесено предписание № ******/ПР от 30.09.2020, со сроком - до 30.10.2020.
В ходе настоящей проверки с привлечением специалистов Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору исполнения предписания № ******/ПР от 30.09.2020, выданного ООО «ЛОТС», установлен факт не выполнения обязательных требований, в частности:
1. Подключение тепловых сетей и систем теплопотребления здания ФОК по адресу: ******, Волховский район Ленинградской области по договору от 01.02.2020 № ****** произведено без разрешения, выдаваемого органами государственного энергетического надзора - п.п. 6.2.19, 2.4.1, 2.4.2,2.2.1 ПТЭТЭ;
2. Отсутствует техническая возможность обеспечить своевременную и бесперебойную подготовку и подачу резервного вида топлива в газовые котельные, по адресам: ****** - п. п.4.1.1, 11.9 ПТЭТЭ;
3. Отсутствует нормативный запас топлива на котельных на 30.09.2020 - п.п.11.9, 4.1.1 ПТЭТЭ, статья 20 ФЗ № 190;
4. Схема электроснабжения котельных по адресам: ******, находящиеся на эксплуатационном обслуживании ООО «ЛОТС» не удовлетворяет требованиям надежности электроснабжения электроприемииков II категории (согласно п. 1.2.20, 7.1.14, 6.1.21-6.1.29 ПУЭ (7-е издание), раздел 16 СП 89.13330.2016 «СНиП П-35- 76 Котельные установки») - п. 1.3 ПТЭТЭ, п. 1.2.2 ПТЭЭП.
Кроме того, установлено, что здание ФОК по адресу: ******, принадлежит на праве собственности Администрации МО Вындиноостровское сельское поселение.
Котельные, расположенные по вышеуказанным адресам принадлежат на праве собственности администрациям муниципальных образований на территориях которых они расположены.
На основании изложенного, Прокурор, ссылаясь на нормы Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 (далее по тексту - ПТЭТЭ), полагает, что длительное непредставление администрацией МО Вындиноостровское сельское поселение необходимых документов для получения разрешения на подключение тепловых сетей и систем теплопотребления здания ФОК и Администрациями МО Потанинское, Колчановское, Усадищенское, Иссадское, Сясьстройское, Бережковское, Вындиноостровское, Кисельнинское, Староладожское, Новоладожское городских и сельских поселений не обеспечение своевременной и бесперебойной подготовки и подачи резервного вида топлива в газовые котельные; не выполнение администрациями МО Свирицкое, Пашское, Селивановское, Потанинское, Колчановское, Усадищенское, Вындиноостровское, Кисельнинское, Староладожское, Новоладожское городских и сельских поселений соответствующих схем электроснабжения котельных, препятствует получению паспорта готовности к отопительному сезону 2020-2022 годах и последующим сезонам и указывает на отсутствие готовности теплоснабжающей организации и муниципальных образований к предоставлению услуг теплоснабжения в соответствии с требованиями закона населению Волховского района Ленинградской области.
На основании изложенного, Прокурор обратился в суд с настоящими требованиями.
Процессуальный истец – помощник прокурора Волховской городской прокуратуры Ленинградской области Левченко Н.Г., заявленные исковые требования поддержала и просила удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации МО Новоладожского городского поселения Волховского района Ленинградской области Ненюкова Л.А., возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что требования прокурора об обязании выполнить схемы электроснабжения котельных в настоящий момент исполнены, в части требований обеспечить техническую возможность на своевременную и бесперебойную подготовку и подачу резервного вида топлива в газовые котельные просит отказать, полагая, что указанные требования должен выполнить ООО «ЛОТС», согласно предписанию Тосненского отдела по государственному энергетическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора № ******/ПР от 30.09.2020.
Представитель ответчиков Администрации МО Староладожского сельского поселения Волховского района Ленинградской области и Администрации МО Иссадского сельского поселения Волховского района Ленинградской области Кротова Е.В., возражала против удовлетворения требований прокурора, в части обязания выполнить схемы электроснабжения котельных, поскольку в настоящий момент в указанной части требования исполнены, в части требования обеспечить техническую возможность на своевременную и бесперебойную подготовку и подачу резервного вида топлива в газовые котельные просила предоставить срок для исполнения требований до 31.12.2023.
Представитель ответчика Администрации МО Пашского сельского поселения Волховского района Ленинградской области Попов Е.С. возражал против удовлетворения требований прокурора об обязании выполнить схемы электроснабжения котельных указав, что в настоящий момент эти требования исполнены, в части требований обеспечить техническую возможность на своевременную и бесперебойную подготовку и подачу резервного вида топлива в газовые котельные просит отказать, полагая, что указанные требования должен выполнить ООО «ЛОТС», согласно предписанию Тосненского отдела по государственному энергетическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора № ******/ПР от 30.09.2020.
Представитель ответчика Администрации МО Кисельнинского сельского поселения Волховского района Ленинградской области Белугин С.Г. не возражал против удовлетворения требований прокурора, при этом просил предоставить срок для исполнения требований до 31.12.2023.
Представитель ответчика Администрации МО Сясьстройского городского поселения Волховского района Ленинградской области Туранова О.Д. не возражала против удовлетворения требований Прокурора, при этом просила предоставить срок для исполнения требований до 31.12.2023.
Представитель ответчика Администрации МО Селивановского сельского поселения Волховского района Ленинградской области, извещенная о месте и времени судебного заседания в суд не явилась, представив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, направив сведения об исполнении заявленных прокурором требований о выполнении схемы электроснабжения котельной.
Представитель ответчика Администрации МО Вындиноостровского сельского поселения Волховского района Ленинградской области, извещенная о месте и времени судебного заседания в суд не явилась, в ходе судебного разбирательства не возражал против удовлетворения требований Прокурора, при этом просила предоставить срок для исполнения требований до 31.12.2023.
Ответчики Администрация МО Усадищенского сельского поселения Волховского района Ленинградской области, Администрация МО Бережковского сельского поселения Волховского района Ленинградской области, извещенные о месте и времени судебного заседания, представил ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Ответчики Администрация МО Свирицкого сельского поселения Волховского района Ленинградской области, Администрация МО Потанинского сельского поселения Волховского района Ленинградской области, Администрация МО Колчановского сельского поселения Волховского района Ленинградской области и Администрация МО Усадищенского сельского поселения Волховского района Ленинградской области, извещенные о месте и времени судебного заседания представителя в суд не направили, ходатайств и возражений не представили.
Третье лицо ООО «ЛОТС» извещенное о месте и времени судебного заседания представителя в суд не направило, представило письменный отзыв, в котором указало, что требования предъявленные к ООО «ЛОТС» удовлетворению не подлежат.
Третье лицо Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору извещенное о месте и времени судебного заседания представителя в суд не направило, ходатайств не представило.
Суд, руководствуясь нормой ст. 167 ГПК РФ, определил возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства, извещенных о месте и времени судебного заседания.
Выслушав участников судебного разбирательства явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что при проведении проверки Волховской городской прокуратурой Ленинградской области в ноябре 2020 года, с привлечением специалистов Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, исполнения требований законодательства, регулирующего вопросы готовности объектов жилищно-коммунального комплекса к отопительному сезону 2020-2021 годов, на территории Волховского района Ленинградской области, установлены следующие нарушения требований законодательства, ранее отраженные в представлении № ******/ПР от 30.09.2020, в отношении ООО «ЛОТС» со сроком исполнения до 30.10.2020, в частности:
1. Подключение тепловых сетей и систем теплопотребления здание ФОК, расположенное по адресу: ******, по договору от 01.02.2020 № ****** произведено без разрешения, выдаваемого органами государственного энергетического надзора - п.п.6.2.19, 2.4.1, 2.4.2,2.2.1 ПТЭТЭ;
2. Отсутствует техническая возможность обеспечить своевременную и бесперебойную подготовку и подачу резервного вида топлива в газовые котельные, по адресам: ****** - п.п.4.1.1, 11.9 ПТЭТЭ;
3. Схема электроснабжения котельных по адресам: ******, находящиеся на эксплуатационном обслуживании ООО «ЛОТС» не удовлетворяет требованиям надежности электроснабжения электроприемников II категории (согласно п. 1.2.20, 7.1.14, 6.1.21-6.1.29 ПУЭ (7-е издание), раздел 16 СП 89.13330.2016 «СНиП II-35-76 Котельные установки») - п. 1.3 ПТЭТЭ, п. 1.2.2 ПТЭЭП.
Указанные обстоятельства подтверждаются справкой Тосненского отдела по государственному энергетическому надзору Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору о нарушении законодательства РФ в области энергетики от 13.11.2020 (том 1, л.д. 175-180).
Из материалов дела следует, что здание ФОК расположенное по адресу: ******, принадлежит на праве собственности МО Вындиноостровское сельское поселение.
Котельные, расположенные по вышеуказанным адресам, принадлежат на праве собственности муниципальным образованиям Вындиноостровское, Потанинское, Колчановское, Усадищенское, Иссадское, Бережковское, Колчановское, Староладожское, Свирицкое, Пашское, Селивановское сельским поселениям, Новоладожскому и Сясьстройскому городским поселениям Волховского муниципального района Ленинградской области, на территориях которых они расположены.
По Договорам аренды, заключенным между администрациями вышеуказанных муниципальных образований и ООО «ЛОТС» отопительные Котельные переданы в аренду ООО «ЛОТС» для эксплуатации и предоставления услуг по энергоснабжению населения.
В соответствии с п. 4 ч. 1 и ч. 3 ст.14Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского и сельского поселения относятся, в том числе: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.2 ч. 1 ст. 17Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений,муниципальныхрайонов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (ч. 1 ст. 1).
В соответствии с п. п. 1 и 2 п. 1 ст. 3Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами.
Под требованиями безопасности в сфере теплоснабжения понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе о теплоснабжении, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок. Правила технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок устанавливают обязательные требования безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок и входящих в их состав зданий, помещений, сооружений и оборудования. Теплоснабжающие организации, теплосетевые организации при осуществлении теплоснабжения и потребители тепловой энергии при потреблении тепловой энергии обязаны соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения (ст. 23.2 Закона).
В силу ст. 20Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляются органами местного самоуправления (п. 2).
Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива (п. 5).
В соответствии с вышеизложенным, обязанность по организации теплоснабжения на территории соответствующего муниципального образования возложена на органы местного самоуправления этого муниципального образования.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых установок (далее по тексту – Правила).
В соответствии с п. 4.1.1 Правил эксплуатация оборудованиятопливногохозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного ирезервноготопливав соответствии с нормативами.
В силу подп. «ж» и «з» п. 14 Правил пользования газом ипредоставленияуслуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 № 317, проекты газоснабжения должны предусматривать:
- сооружение резервного топливного хозяйства и создание запасов топлива для тепловых электростанций и источников тепловой энергии или обеспечение подачи газа на них не менее чем от 2 магистральных газопроводов;
- применение газоиспользующего оборудования, приспособленного к работе на газе и на резервном (аварийном) топливе (для тепловых электростанций и источников тепловой энергии, для которых проектом газоснабжения предусматривается сооружение резервного топливного хозяйства).
Ответственность за выполнение Правил несет руководитель организации, являющейся собственником тепловыхэнергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Руководитель организации обеспечивает: содержание тепловых энергоустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с установленными требованиями; своевременное и качественное проведение профилактических работ, ремонта, модернизации и реконструкции тепловых энергоустановок; поддержание исправного состояния, экономичную и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок (пункты 1.7, 2.2.1 Правил).
Пунктом 27 Правил предусмотрено, что для тепловых электростанций и источников тепловой энергии обязательными условиями получения разрешения на пуск газа на газоиспользующее оборудование являются готовность газоиспользующего оборудования к работе на газе, а для тепловых электростанций и источников тепловой энергии, для которых проектом газоснабжения предусматривается сооружение резервного топливного хозяйства, наличие принятого в эксплуатацию резервного топливного хозяйства и готовность газоиспользующего оборудования к работе нарезервном(аварийном)топливе.
В силу п. 1.3 Правил, электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок и эксплуатироваться в соответствии с правилами технической эксплуатации и правилами безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 № 204 «Об утверждении глав правил устройства электроустановок» утверждены Правила устройства электроустановок» (далее Правила устройства электроустановок).
В соответствии с п. 1.2.7 Правил устройства электроустановок, приемник электрической энергии (электроприемник) - аппарат, агрегат и др., предназначенный для преобразования электрической энергии в другой вид энергии.
Согласно пункту 1.2.18 Правил устройства электроустановок, в отношении обеспечения надежностиэлектроснабженияэлектроприемники разделяются на следующие три категории.
Электроприемники первой категории - электроприемники, перерывэлектроснабжениякоторых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.
Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.
Электроприемники второй категории – электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.
Электроприемники третьей категории – все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.
В соответствии с п.п. 1.2.19, 1.2.20 Правил устройства электроустановок, электроприемники первой и второй категорий в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.
В силу п. 1.2.10 Правил устройства электроустановок независимый источник питания - источник питания, на котором сохраняется напряжение в послеаварийном режиме в регламентированных пределах при исчезновении его на другом или других источниках питания.
При этом, в силу п. 1.1.1 Правил устройства электроустановок, положения указанных Правил, в том числе обязывающие обеспечить электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания электроприемники первой и второй категории, распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ, в том числе на специальные электроустановки, рассмотренные в разд. 7 Правил устройства электроустановок.
В соответствии с абз. 3 п. 1.1.1 Правил устройства электроустановок рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки.
Рекомендательный характер ПУЭ не освобождает орган местного самоуправления от возложенной на него обязанности по организации обеспечения населения надежным бесперебойным теплоснабжением в соответствии с требованиями Федерального закона «О теплоснабжении».
В силу пунктов 14.1, 14.2 СНиП II-35-76 «Проектирование котельных установок», утвержденного Постановлением Государственного комитета Совета министров по делам строительства России от 31.12.1976, электротехническая часть проектовкотельныхдолжна разрабатываться в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ), строительными нормами и правилами производства и приемки работ по электротехническим устройствам, Инструкцией по проектированию электроснабжения промышленных предприятий и настоящим разделом. Электроприемникикотельныхпо надежностиэлектроснабженияотносятся к первой или второй категориям, определяемым в соответствии с ПУЭ и п. 1.12 Правил устройства электроустановок. Вкотельныхвторой категории с водогрейными котлами единичной производительностью более 10 Гкал/ч электродвигатели сетевых и подпиточных насосов относятся по условиямэлектроснабженияк первой категории.
Пунктом 4.8 СП 89.13330 «СНиП II-35-76Котельныеустановки», утвержденных Приказом Минстроя России от 16.12.2016 № 944/пр, предусмотрено, что потребители теплоты по надежности теплоснабжения делятся на три категории: первая категория - потребители, не допускающие перерывов в подаче расчетного количества теплоты и снижения температуры воздуха в помещении ниже предусмотренных действующими нормативными документами (больницы, родильные дома, детские дошкольные учреждения с круглосуточным пребыванием детей, картинные галереи, химические и специальные производства, шахты и т.п.); вторая - потребители, допускающие снижение температуры в отапливаемых помещениях на период ликвидации аварии, но не более 54 ч: жилые и общественные здания - до 12 °C; промышленные здания - до 8 °C; третья - все остальные потребители.
Пунктом 1.12 СНиП II-35-76, а также пунктом 4.9 СП 89.13330 «СНиПII-35-76Котельныеустановки» предусмотрено, что котельные по надежности отпуска тепла потребителям относятся: к первой категории -котельные, являющиеся единственным источником тепла системы теплоснабжения и обеспечивающие потребителей первой категории, не имеющих индивидуальных резервных источников тепла; ко второй категории - остальныекотельные.
Поскольку факт отсутствия разрешение на допуск к эксплуатации тепловых сетей и систем теплопотребления здания ФОК, расположенного по адресу: ******, а также отсутствие технической возможности подготовки и бесперебойной подачи резервного вида топлива в газовые котельные, расположенные по адресам: ******, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу, что заявленные Волховским городским прокурором требования к Администрации МО Вындиноостровское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, в части получения разрешения на допуск в эксплуатацию тепловых сетей и систем теплопотребления здания ФОК, расположенного по адресу: ****** и требования, заявленные к Администрациям МО Потанинское, Колчановское, Усадищенское, Иссадское, Бережковское, Вындиноостровское, Кисельнинское, Староладожское сельские поселения Волховского муниципального района Ленинградской области и Администрациям МО Сясьстройское и Новоладожское городские поселения Волховского муниципального района Ленинградской области обеспечить техническую возможность на своевременную и бесперебойную подготовку и подачу резервного вида топлива в газовые котельные в части своих муниципальных образований по адресам: ******, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Рассматривая требования Волховского городского прокурора Ленинградской области, предъявленные к Администрациям МО Свирицкое, Пашское, Селивановское, Потанинское, Колчановское, Усадищенское, Вындиноостровское, Кисельнинское, Староладожское сельские поселения Волховского муниципального района Ленинградской области и Администрации МО Новоладожское городские поселения Волховского муниципального района Ленинградской области, в части обязания выполнить схему электроснабжения котельных, расположенных в границах своих муниципальных образований по адресам: ******, находящиеся на эксплуатационном обслуживании ООО «ЛОТС», подлежат частичному удовлетворению только в отношении Администраций МО Свирицкое, Пашское, Потанинское, Колчановское, Усадищенское, Вындиноостровское и Кисельнинское, сельских поселений Волховского муниципального района Ленинградской области, поскольку в ходе судебного разбирательства ответчиками Администрациями МО Селивановское и Староладожское сельские поселения Волховского муниципального района Ленинградской области и Администрацией МО Новоладожское городские поселения Волховского муниципального района Ленинградской области представлены доказательства подтверждающие исполнение требований Волховского городского прокурора Ленинградской области в указанной части.
Доводы представителей Администрации МО Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области и Администрации МО Пашское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, о необоснованности иска, предъявленного к органу местного самоуправления, не могут быть приняты во внимание.
Поскольку обязанность обеспечения населения теплоснабжением, вышеприведенными федеральными законами, возложена на органы местного самоуправления. Сама по себе передачакотельныхв аренду ООО «ЛОТС», как исполнителю услуг по теплоснабжению, не свидетельствует о том, что обязанность по обеспечению населения теплоснабжением выполнена и орган местного самоуправления не несет ответственности за необеспечение надлежащей технической оснащенности указанных котельных.
Поскольку из материалов дела следует, что для выполнения, заявленных Волховским городским прокурором Ленинградской области требований, необходимо закупка и установка в котельных нового оборудования, то есть проведение капитальных работ по модернизации указанных Котельных, а имеющиеся в материалах дела Договора аренды не содержат обязанностей ООО «ЛОТС», по проведению капитальных работ, надлежащими ответчиками по делу являются именно Администрации соответствующих муниципальных образований, как исполнительные органы указанных муниципальных образований.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм (если указанные действия могут быть совершены только ответчиком), суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая объем работ, который необходимо выполнить ответчикам в связи с возложением на них обязанностей по устранению выявленных нарушений, суд полагает возможным установить:
- ответчику Администрации МО Вындиноостровское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области срок для получения разрешения на допуск к эксплуатации тепловых сетей и систем теплопотребления здания ФОК, расположенного по адресу: ****** – шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- ответчикам Администрациям МО Потанинское, Колчановское, Усадищенское, Иссадское, Бережковское, Вындиноостровское, Кисельнинское, Староладожское сельским поселениям Волховского муниципального района Ленинградской области и Администрациям МО Сясьстройское и Новоладожское городским поселениям Волховского муниципального района Ленинградской области срок для обеспечения технической возможностью на своевременную и бесперебойную подготовку и подачу резервного вида топлива в газовые котельные по адресам: ****** – до 31.12.2023;
- ответчикам Администрациям МО Свирицкое, Пашское, Потанинское, Колчановское, Усадищенское, Вындиноостровское, Кисельнинское сельским поселениям Волховского муниципального района Ленинградской области срок для выполнения схемы электроснабжения котельных по адресам: ****** – шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Таким образом, суд, оценивая представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, находит заявленные Волховским городским прокурором Ленинградской области требования подлежащими частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Волховского городского прокурора Ленинградской области, заявленные в защиту интересов неопределенного круга лиц – удовлетворить частично.
Обязать Администрацию МО Вындиноостровское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, получить разрешение на допуск в эксплуатацию тепловых сетей и систем теплопотребления здания Физкультурно-оздоровительного комплекса, расположенного по адресу: ******.
Обязать Администрацию МО Потанинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, в срок до 31.12.2022, обеспечить техническую возможностью на своевременную и бесперебойную подготовку и подачу резервного вида топлива в котельную, расположенную по адресу: ******.
Обязать Администрацию МО Колчановское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, в срок до 31.12.2022, обеспечить техническую возможностью на своевременную и бесперебойную подготовку и подачу резервного вида топлива в котельные, расположенные по адресам: ******.
Обязать Администрацию МО Усадищенское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, в срок до 31.12.2022, обеспечить техническую возможностью на своевременную и бесперебойную подготовку и подачу резервного вида топлива в котельную, расположенную по адресу: ******.
Обязать Администрацию МО Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, в срок до 31.12.2022, обеспечить техническую возможностью на своевременную и бесперебойную подготовку и подачу резервного вида топлива в котельную, расположенную по адресу: ******.
Обязать Администрацию МО Сясьстройское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, в срок до 31.12.2022, обеспечить техническую возможностью на своевременную и бесперебойную подготовку и подачу резервного вида топлива в котельную, расположенную по адресу: ******.
Обязать Администрацию МО Бережковское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, в срок до 31.12.2022, обеспечить техническую возможностью на своевременную и бесперебойную подготовку и подачу резервного вида топлива в котельную, расположенную по адресу: ******.
Обязать Администрацию МО Вындиноостровское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, в срок до 31.12.2022, обеспечить техническую возможностью на своевременную и бесперебойную подготовку и подачу резервного вида топлива в котельную, расположенную по адресу: ******.
Обязать Администрацию МО Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, в срок до 31.12.2022, обеспечить техническую возможностью на своевременную и бесперебойную подготовку и подачу резервного вида топлива в котельные, расположенные по адресам: ******.
Обязать Администрацию МО Староладожское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, в срок до 31.12.2022, обеспечить техническую возможностью на своевременную и бесперебойную подготовку и подачу резервного вида топлива в котельные, расположенные по адресам: ****** и ******.
Обязать Администрацию МО Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, в срок до 31.12.2022, обеспечить техническую возможностью на своевременную и бесперебойную подготовку и подачу резервного вида топлива в котельную, расположенную по адресу: ******.
Обязать Администрацию МО Свирицкое сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, выполнить схему электроснабжения котельной, расположенной по адресу: ******, удовлетворяющую требованиям надежности электроснабжения электроприемников II категории (согласно п. 1.2.20, 7.1.14, 6.1.21-6.1.29 ПУЭ (7-е издание), раздел 16 СП 89.13330.2016 «СНиП П-35-76 Котельные установки»).
Обязать Администрацию МО Пашское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, выполнить схему электроснабжения котельных, расположенных по адресам: ******, удовлетворяющую требованиям надежности электроснабжения электроприемников II категории (согласно п. 1.2.20, 7.1.14, 6.1.21-6.1.29 ПУЭ (7-е издание), раздел 16 СП 89.13330.2016 «СНиП П-35-76 Котельные установки»).
Обязать Администрацию МО Потанинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, выполнить схему электроснабжения котельных, расположенных по адресам: ******, удовлетворяющую требованиям надежности электроснабжения электроприемников II категории (согласно п. 1.2.20, 7.1.14, 6.1.21-6.1.29 ПУЭ (7-е издание), раздел 16 СП 89.13330.2016 «СНиП П-35-76 Котельные установки»).
Обязать Администрацию МО Колчановское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, выполнить схему электроснабжения котельных, расположенных по адресам: ******, удовлетворяющую требованиям надежности электроснабжения электроприемников II категории (согласно п. 1.2.20, 7.1.14, 6.1.21-6.1.29 ПУЭ (7-е издание), раздел 16 СП 89.13330.2016 «СНиП П-35-76 Котельные установки»).
Обязать Администрацию МО Усадищенское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, выполнить схему электроснабжения котельной, расположенной по адресу: ******, удовлетворяющую требованиям надежности электроснабжения электроприемников II категории (согласно п. 1.2.20, 7.1.14, 6.1.21-6.1.29 ПУЭ (7-е издание), раздел 16 СП 89.13330.2016 «СНиП П-35-76 Котельные установки»).
Обязать Администрацию МО Вындиноостровское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, выполнить схему электроснабжения котельной, расположенной по адресу: ******, удовлетворяющую требованиям надежности электроснабжения электроприемников II категории (согласно п. 1.2.20, 7.1.14, 6.1.21-6.1.29 ПУЭ (7-е издание), раздел 16 СП 89.13330.2016 «СНиП П-35-76 Котельные установки»).
Обязать Администрацию МО Кисельнинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, выполнить схему электроснабжения котельных, расположенных по адресам: ******, удовлетворяющую требованиям надежности электроснабжения электроприемников II категории (согласно п. 1.2.20, 7.1.14, 6.1.21-6.1.29 ПУЭ (7-е издание), раздел 16 СП 89.13330.2016 «СНиП П-35-76 Котельные установки»).
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Волховский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья –
Мотивированное решение суда составлено 07 марта 2022 года.
Судья –