Решение по делу № 2-4230/2021 от 17.02.2021

копия

РЕШЕНИЕ

      ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 ноября 2021 года

г.Красногорск

дело №2-4230/21

Красногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Зотовой С.В.,

при секретаре ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3, ФИО2 к Администрации городского округа <адрес> о признании права на выкуп земельного участка, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3, ФИО2 обратились в суд с иском к Администрации городского округа <адрес> о признании права на выкуп земельного участка, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка.

В обоснование исковых требований указывают, что являются собственниками жилого дома общей площадью 184,4 кв.м, по адресу: <адрес>, с/п Ильинское, <адрес>, в равных долях. Жилой дом расположен на земельном участке площадью 600 кв.м с кадастровым номером , категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения садоводства. Указанный земельный участок предоставлен на праве аренды по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с администрацией Красногорского городского округа <адрес>, срок на 49 лет.

В августе 2020 года они обратились в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.

Решением администрации от ДД.ММ.ГГГГ им отказано в предоставлении в собственность земельного участка, поскольку земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне второго пояса санитарной охраны источника питьевого водоснабжения. Считая отказ незаконным, обратились в суд.

В судебном заседании представитель истцов по доверенности ФИО6 исковые требования поддержала.

Представитель ответчика администрации городского округа Красногорск по доверенности ФИО7 возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенных в возражениях.

Выслушав представителей сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.

Пункт 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации называет в числе прочих оснований для отказа в предоставлении земельного участка то, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

Водный кодекс Российской Федерации, регулируя вопросы водопользования, предусматривает, что для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2 статьи 43).

В силу абзаца 2 пункта 5 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 1.4 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Согласно пункту 1.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 защитные санитарные зоны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Границы зон второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определяются в соответствии с СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02.

Согласно подпункту 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.

В силу пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Из приведенных нормативных положений следует, что земельные участки, находящиеся во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте и в силу прямого указания закона не предоставляются в частную собственность.

Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка за плату, указанный в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Судом установлено, что истцы ФИО3, ФИО2 являются собственниками в равных долях жилого дома общей площадью 56,7 кв.м с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, с/п Ильинское, <адрес>.

Жилой дом расположен на земельном участке площадью 600 кв.м с кадастровым номером , категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения садоводства.

Договором уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, истцы приняли на себя права и обязанности по договору аренды земельного участка с кадастровым номером , по условиям которого, срок аренды установлен 49 лет.

ФИО3, ФИО2 обратились в администрацию городского округа <адрес> с заявлением о выкупе земельного участка.

Решением Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №Р истцам отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером в собственность без проведения торгов, поскольку земельный участок расположен во второй поясе зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения, то есть является ограниченным в обороте и не предоставляется в частную собственность.

Для установления обстоятельств, необходимых для правильного рассмотрения спора, судом назначена судебная землеустроительная экспертиза.

Согласно выводам экспертизы, земельный участок с кадастровым номером находится в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности и не расположен в зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.

Суд, оценивая приведенное выше экспертное заключение, считает его достоверным, поскольку экспертиза проведена лицом, имеющим специальные познания и опыт работы, при проведении экспертизы земельный участок обследован в натуре; эксперт предупрежден об уголовной ответственности, выводы экспертизы согласуются с данными, содержащимися в материалах дела.

Таким образом, администрация не представила достаточных доказательств в порядке ст.56 ГПК РФ, позволяющих сделать однозначный вывод, что земельный участок с кадастровым номером расположен в санитарной зоне источника питьевого водоснабжения, в связи с чем ограничен в обороте и не подлежит предоставлению в собственность.

С учетом изложенного, поскольку отсутствуют предусмотренные статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации основания для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка за плату без проведения торгов, оснований полагать отказ администрации Красногорского городского округа соответствующим требованиям подпункта 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации не имеется.

Согласно п.2 ст.39.4 ЗК РФ при заключении без проведения торгов договора купли-продажи земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или государственная собственность на который не разграничена, цена такого земельного участка определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.

Пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта соответствующего договора (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направить принятое решение заявителю.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности <адрес> или государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, сооружений либо помещений в них, расположенных на таких земельных участках», в редакции ДД.ММ.ГГГГ , с ДД.ММ.ГГГГ установлена цена продажи земельных участков, находящихся в собственности <адрес> или государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, сооружений либо помещений в них, расположенных на таких земельных участках, в размере трех процентов кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Суд признает заявленный ФИО2, ФИО3 способ восстановления нарушенного права надлежащим, в связи с чем требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление удовлетворить.

Признать за ФИО2, ФИО3 право на выкуп земельного участка с кадастровым номером площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, с/п Ильинское, <адрес>.

Обязать администрацию городского округа <адрес> заключить с ФИО2, ФИО3 договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, с/п Ильинское, <адрес>, по цене, равной трем процентам его кадастровой стоимости.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Красногорский городской суд в течение 1 месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Федеральный судья: подпись

2-4230/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Трошкина Татьяна Всеволодовна
Захцер Алексей Борисович
Ответчики
Администрация г.о. Красногорска
Суд
Красногорский городской суд Московской области
Судья
Зотова Светлана Владимировна
Дело на сайте суда
krasnogorsk.mo.sudrf.ru
17.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.02.2021Передача материалов судье
18.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.03.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
12.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.03.2021Подготовка дела (собеседование)
19.05.2021Подготовка дела (собеседование)
19.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.07.2021Судебное заседание
29.10.2021Производство по делу возобновлено
25.11.2021Судебное заседание
25.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее