копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 ноября 2021 года
г.Красногорск
дело №2-4230/21
Красногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Зотовой С.В.,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3, ФИО2 к Администрации городского округа <адрес> о признании права на выкуп земельного участка, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3, ФИО2 обратились в суд с иском к Администрации городского округа <адрес> о признании права на выкуп земельного участка, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка.
В обоснование исковых требований указывают, что являются собственниками жилого дома общей площадью 184,4 кв.м, по адресу: <адрес>, с/п Ильинское, <адрес>, в равных долях. Жилой дом расположен на земельном участке площадью 600 кв.м с кадастровым номером №, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения садоводства. Указанный земельный участок предоставлен на праве аренды по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с администрацией Красногорского городского округа <адрес>, срок на 49 лет.
В августе 2020 года они обратились в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.
Решением администрации от ДД.ММ.ГГГГ им отказано в предоставлении в собственность земельного участка, поскольку земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне второго пояса санитарной охраны источника питьевого водоснабжения. Считая отказ незаконным, обратились в суд.
В судебном заседании представитель истцов по доверенности ФИО6 исковые требования поддержала.
Представитель ответчика администрации городского округа Красногорск по доверенности ФИО7 возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенных в возражениях.
Выслушав представителей сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.
Пункт 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации называет в числе прочих оснований для отказа в предоставлении земельного участка то, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Водный кодекс Российской Федерации, регулируя вопросы водопользования, предусматривает, что для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2 статьи 43).
В силу абзаца 2 пункта 5 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 1.4 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Согласно пункту 1.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 защитные санитарные зоны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Границы зон второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определяются в соответствии с СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02.
Согласно подпункту 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.
В силу пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
Из приведенных нормативных положений следует, что земельные участки, находящиеся во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте и в силу прямого указания закона не предоставляются в частную собственность.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка за плату, указанный в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Судом установлено, что истцы ФИО3, ФИО2 являются собственниками в равных долях жилого дома общей площадью 56,7 кв.м с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, с/п Ильинское, <адрес>.
Жилой дом расположен на земельном участке площадью 600 кв.м с кадастровым номером №, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения садоводства.
Договором уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, истцы приняли на себя права и обязанности по договору аренды земельного участка с кадастровым номером №, по условиям которого, срок аренды установлен 49 лет.
ФИО3, ФИО2 обратились в администрацию городского округа <адрес> с заявлением о выкупе земельного участка.
Решением Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №Р№ истцам отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность без проведения торгов, поскольку земельный участок расположен во второй поясе зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения, то есть является ограниченным в обороте и не предоставляется в частную собственность.
Для установления обстоятельств, необходимых для правильного рассмотрения спора, судом назначена судебная землеустроительная экспертиза.
Согласно выводам экспертизы, земельный участок с кадастровым номером № находится в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности и не расположен в зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
Суд, оценивая приведенное выше экспертное заключение, считает его достоверным, поскольку экспертиза проведена лицом, имеющим специальные познания и опыт работы, при проведении экспертизы земельный участок обследован в натуре; эксперт предупрежден об уголовной ответственности, выводы экспертизы согласуются с данными, содержащимися в материалах дела.
Таким образом, администрация не представила достаточных доказательств в порядке ст.56 ГПК РФ, позволяющих сделать однозначный вывод, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в санитарной зоне источника питьевого водоснабжения, в связи с чем ограничен в обороте и не подлежит предоставлению в собственность.
С учетом изложенного, поскольку отсутствуют предусмотренные статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации основания для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка за плату без проведения торгов, оснований полагать отказ администрации Красногорского городского округа соответствующим требованиям подпункта 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации не имеется.
Согласно п.2 ст.39.4 ЗК РФ при заключении без проведения торгов договора купли-продажи земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или государственная собственность на который не разграничена, цена такого земельного участка определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.
Пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта соответствующего договора (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направить принятое решение заявителю.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности <адрес> или государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, сооружений либо помещений в них, расположенных на таких земельных участках», в редакции ДД.ММ.ГГГГ №, с ДД.ММ.ГГГГ установлена цена продажи земельных участков, находящихся в собственности <адрес> или государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, сооружений либо помещений в них, расположенных на таких земельных участках, в размере трех процентов кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Суд признает заявленный ФИО2, ФИО3 способ восстановления нарушенного права надлежащим, в связи с чем требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление удовлетворить.
Признать за ФИО2, ФИО3 право на выкуп земельного участка с кадастровым номером № площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, с/п Ильинское, <адрес>.
Обязать администрацию городского округа <адрес> заключить с ФИО2, ФИО3 договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, с/п Ильинское, <адрес>, по цене, равной трем процентам его кадастровой стоимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Красногорский городской суд в течение 1 месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Федеральный судья: подпись