Решение по делу № 2-181/2018 от 08.02.2018

Дело № 2-181/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

3 апреля 2018 года Донецкий городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Степанян Ш.У.,

при секретаре Кузиной К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации г. Донецка Ростовской области к Трапезниковой НИ о понуждении к заключению договора,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация г. Донецка Ростовской области обратилась в суд с исковым заявлением к Трапезниковой Н.И., в котором просит обязать ответчика заключить с Администрацией г. Донецка договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков по форме, установленной Министерством энергетики Российской Федерации.

В обоснование исковых требований Администрация г. Донецка Ростовской области указала, что она осуществляет содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Порядок предоставления социальных выплат определяется Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 г. № 428. Согласно п. 8 указанных Правил, социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организаций уголовной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. В соответствии с п. 12 Правил, орган местного самоуправления шахтерского города и поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее – договор о предоставлении социальной выплаты), по форме, установленной Министерством энергетики Российской Федерации. Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника ветхого жилого помещения, подлежащего сносу, производится путем предоставления социальной выплаты на основании заключенного договора о предоставлении социальной выплаты. Ветхие жилые дома, признанные непригодными для проживания в результате ведения горных работ после переселения граждан подлежат сносу в соответствии с пп. 5 п. 5 Правил. В результате передачи ответственности и финансовых средств от ликвидационной комиссии ДОАО «Донецкое» ОАО «Гуковуголь» к Администрации г. Донецка Ростовской области на основании решения МВК (Протокол № 31 от 25.12.2001 г.) Администрации г. Донецка Ростовской области были переданы для дальнейшей реализации утвержденные списки жильцов, проживающих в ветхом жилье, по состоянию на 01.01.2002 г. В данном списке по адресу: ... указана Трапезникова Н.И., являющаяся собственником квартиры. В целях оказания содействия в переселении, ответчик неоднократно приглашалась в Администрацию г. Донецка для заключения договора о предоставлении социальной выплаты (уведомления от 26.01.2015 г., от 14.07.2016). Однако, от заключения договора о предоставлении социальной выплаты и, соответственно, переселения ответчики уклоняются. Согласно акту обследования технического состояния жилого дома, расположенного в зоне вредного влияния горных разработок шахты «Донецкая» от 07.10.1998 г. дом признан непригодным для проживания по критериям безопасности. По результатам осмотра строительных конструкций выявлено отсутствие отмостки, искривление линии цоколя, многочисленные трещины, отслоение штукатурки и т.д. Учитывая вышеуказанное, можно сделать вывод, что проживание ответчиков в ветхом доме создает угрозу их жизни и здоровью. Кроме того, отказ ответчиков от переселения, и, соответственно, от подписания договора о предоставлении социальной выплаты, препятствует реализации мероприятий по сносу ветхого жилого фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности. П. 1 ст. 422 ГК РФ предусматривает, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, закрепленным законом и иными актами, действующими на момент заключения договора. Согласно п. 4 ст. 421 ТК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случая, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422). П. 4 ст. 445 ГК РФ предусмотрено, что если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Представитель истца и ответчик, извещенные надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили. От представителя истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Извещение, направленное в адрес ответчика, не получено им по причинам, зависящим от ответчика, в связи с чем суд на основании ст. 165.1 ГК РФ и ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие неявившихся сторон.

Суд, изучив материалы гражданского дела, исследовав представленные доказательства в их совокупности, пришел к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом. Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 «О судебном решении» заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. В силу ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает наряду с относимостью, допустимостью, достоверностью каждого доказательства в отдельности, также достаточность совокупности доказательств.

В силу ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации формулирование предмета и основания иска является исключительной прерогативой истца.

Под основанием иска понимаются обстоятельства, из которых вытекает право требования истца. Фактическое основание иска - это совокупность юридических фактов, а правовое - указание на конкретную норму права, на которых основывается требование истца (или совокупность норм). Под предметом иска понимается определенное материально-правовое требование истца к ответчику. Предмет и основание иска определяют границы предмета доказывания по делу.

Исходя из оснований и предмета рассматриваемого искового заявления, юридически значимым для разрешение настоящего спора является установление наличия (отсутствия) обязанности ответчика обязанности ответчика в силу закона заключить испрашиваемый истцом договор, а также факт уклонения ответчика от заключения данного договора.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д.19) Тапезникова Н.И. является собственником жилого помещения по адресу: ....

В соответствии с Актом обследования технического состояния жилого дома, расположенного в зоне вредного влияния горных разработок шахты «Донецкая» от ... жилой дом по адресу: ..., - признан непригодным для проживания по критериям безопасности (л.д. 8).

Трапезникова Н.И. включена в список жильцов, проживающих в ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ шахты «Донецка» ДОАО «Донецкое» непригодным для проживания по критериям безопасности по состоянию на 01.01.2002 г. (л.д. 15-18).

Основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), особенности, определяющие государственную политику в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев) регулируются Федеральным законом от 20.06.1996 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", сфера действия которого определена ст. 3 указанного закона.

В силу пунктов 2 и 3 Федерального закона от 20.06.1996 N 81-ФЗ финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев). Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.

Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержден постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840, согласно п. 8 которого реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков включает в себя, в том числе, снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 года N 428 "О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков", на реализацию программ местного развития местным бюджетам шахтерских городов предоставляются межбюджетные трансферты за счет средств федерального бюджета.

Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07 февраля 2008 года N 266-О-О положения Правил направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления социальных выплат, на основании ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению (п. 8 Правил).

Внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем. Такие списки составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, утверждаются органами местного самоуправления и подлежат ежегодному уточнению.

Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.

Предусмотренные Правиламисоциальныевыплатыадресованы тем лицам, которые не имеют возможности разрешить своижилищныепроблемы без государственной помощи, поскольку фактически лишилисьжильяв результате деятельности, осуществляемой организациями угольной промышленности, ликвидируемыми в рамках мероприятий по реструктуризации угольной промышленности. Мерысоциальнойпомощи носят целевой характер, являются одной из форм государственнойсоциальнойпомощи, оказываемой лицам, нуждающимся впредоставленииэтой помощи, проживающим в домах, непригодных для проживания вследствие ведения работ организациями угольной промышленности на дату формирования списка домов, подлежащих сносу в связи с ликвидацией угольного предприятия.

Согласно п. 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 года N 428 "О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.

Согласно п.4 ст. 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Обязанность заключить с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья, в предусмотренных случаях возложена на орган местного самоуправления. Именно на истца, в случае его уклонения от заключения с ответчиками договора социального найма в отношении жилого помещения может быть по иску гражданина, поданному на основании п. 4 статьи 445 Гражданского кодекса РФ возложена обязанность заключить такой договор.

Вышеуказанной обязанности истца не корреспондирует обязанность ответчика заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья. Ни гражданское, ни жилищное законодательство, ни положения вышеуказанных Правил не предусматривают понуждения к заключению испрашиваемого истцом договора.

Законодательством не предусмотрена возможность защиты в судебном порядке прав органа местного самоуправления путем понуждения гражданина принять от него исполнение возложенных законом обязанностей.

Тем самым истец не вправе требовать от ответчика понуждения к заключению договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

Поскольку действующим законодательством на граждан не возложена обязанность заключать договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья, то у суда отсутствуют основания для применения п. 4 ст. 445 ГК РФ к рамках рассматриваемого спора и понуждения ответчика к заключению испрашиваемого договора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении исковых требований Администрации г. Донецка Ростовской области к Трапезниковой НИ о понуждении к заключению договора.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Донецкий городской суд в течение месяца.

Председательствующий:

2-181/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация города Донецка Ростовской области
Ответчики
Трапезникова Н.И.
Трапезникова Надежда Ильинична
Суд
Донецкий городской суд Ростовской области
Дело на сайте суда
donecky.ros.sudrf.ru
08.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.02.2018Передача материалов судье
12.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
12.03.2018Подготовка дела (собеседование)
28.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.04.2020Передача материалов судье
28.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.04.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
28.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.04.2020Подготовка дела (собеседование)
28.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.04.2020Судебное заседание
28.04.2020Судебное заседание
28.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.04.2020Дело оформлено
28.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее