Решение по делу № 33-10626/2018 от 07.08.2018

Судья: Черняков Н.Н.               Гр. дело № 33 – 10626 / 18

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 сентября 2018 года           г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Салдушкиной С.А.

судей: Пияковой Н.А., Занкиной Е.П.

при секретаре: Сукмановой Ю.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению заместителя Куйбышевского транспортного прокурора ФИО5 на решение Самарского районного суда г. Самары от 20 июня 2018 года, которым постановлено:

«Иск заместителя Куйбышевского транспортного прокурора Приволжской транспортной прокуратуры об обязании ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте, предоставив возможность масштабирования шрифта и элементов интерфейса официального сайта, оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Салдушкиной С.А., пояснения представителя куйбышевской транспортной прокуратуры ФИО6, возражения на апелляционное представление представителя ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» ФИО7, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Заместитель Куйбышевского транспортного прокурора Приволжской транспортной прокуратуры обратился в суд с иском ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» об обязании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте, предоставив возможность масштабирования шрифта и элементов интерфейса официального сайта.

В обоснование требований указал, что при мониторинге интернет- сайта ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» (далее ООО «СРПП») было выявлено отсутствие версии для слабовидящих.

Ранее прокурором в адрес ответчика внесено представление, однако, нарушения закона до настоящего времени не устранены.

Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, просил суд обязать ответчика обеспечить доступ инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте, предоставив возможность масштабирования шрифта и элементов интерфейса официального сайта.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционном представлении заместитель Куйбышевского транспортного прокурора ФИО5 просит решение суда отменить, удовлетворить иск прокурора.

Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда, считая его законным и обоснованным.

Согласно статье 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В силу части 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006, вступившей в силу для Российской Федерации 25.10.2012, провозглашен принцип доступности, который предоставляет возможность инвалидам вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к транспорту, информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, в том числе на электронные и экстренные.

На основании части 2 статьи 9 Конвенции установлено, что государства-участники также принимают надлежащие меры для того, чтобы частные предприятия, которые предлагают объекты и услуги, открытые или предоставляемые для населения, учитывали все аспекты доступности для инвалидов; для поощрения доступа инвалидов к новым информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет.

Реализуя положения указанной Конвенции, в Российской Федерации принят Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов".

Статья 22 указанного закона устанавливает, что порядок обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети "Интернет" устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти".

В силу положений абзаца 1 статьи 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер по социальной поддержке, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание ими равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Из содержания пунктов 1, 2 статьи 15 Закона о защите инвалидов следует, что организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования, в том числе, водным транспортом.

Приказом Росстандарта от 29.11.2012 № 1789-ст утвержден ГОСТ 52872-2012 «Интернет-ресурсы «Требования доступности для инвалидов по зрению», который распространяется на русскоязычные ресурсы глобальной компьютерной сети Интернет и устанавливает общие требования доступности для инвалидов по зрению, использующих компьютер в качестве технического средства реабилитации.

В соответствии с п. 4.2 указанного ГОСТ при разработке Интернет-ресурсов, доступных для инвалидов по зрению, необходимо придерживаться следующих основных принципов: воспринимаемость, то есть информация и компоненты пользовательского интерфейса должны быть представлены в виде, в котором пользователи с нарушением зрения могут их воспринимать; управляемость компонентов пользовательского интерфейса и навигации пользователями с нарушением зрения; понятность информации и операций пользовательского интерфейса пользователям с нарушением зрения; надежность контента в степени, необходимой для его соответствующей интеграции широким кругом различных пользовательских прикладных программ, включая специальные технологии экранного доступа для пользователей с нарушением зрения.

Судом установлено, что ООО «СРПП» является коммерческой организацией, оказывающей услуги перевозок, имеет собственный официальный сайт в глобальной компьютерной сети Интернет: http://srpp63.ru/.

На данном сайте размещается, в том числе информация для пассажиров.

Специальной версии для инвалидов по зрению сайт не содержит.

Оставляя исковые требования заместителя Куйбышевского транспортного прокурора Приволжской транспортной прокуратуры об обязании ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте, предоставив возможность масштабирования шрифта и элементов интерфейса официального сайта, без удовлетворения, суд пришел к правильному выводу об отсутствии каких-либо требований, обусловленных ратификацией Конвенции о правах инвалидов, к интернет-сайтам частных организаций, поскольку законодательно данные требования установлены только в отношении официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети "Интернет".

Кроме того, судом правильно обращено внимание на то, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих нарушение прав граждан, являющихся инвалидами, действиями ответчика, а также доказательств того, что граждане, пользующиеся интернет-сайтом ответчика, получают какие-либо преимущества по сравнению с гражданами, лишенными возможности в силу состоянию здоровья воспользоваться сайтом, прокурором не представлено.

Также, судом правильно не принята во внимание ссылка прокурора на ГОСТ 52872-2012 «Интернет-ресурсы «Требования доступности для инвалидов по зрению» как не имеющего значения для рассматриваемого дела, поскольку указанный ГОСТ носит рекомендательный, а не обязательный характер.

Пунктом первым приказа Росстандарта от 29.11.2012 N 1789-ст "Об утверждении национального стандарта" установлено, что указанный стандарт утверждается для добровольного применения.

Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, направлены на иное толкование закона и иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Самарского районного суда г. Самары от 20 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционное представление заместителя Куйбышевского транспортного прокурора ФИО5 - без удовлетворения.

Определение судебной коллегии вступает в законную силу в день принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.

Председательствующий –

Судьи -

33-10626/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Куйбышевская транспортная прокуратура
Ответчики
ООО Самарское речное пассажирское предприятие
Суд
Самарский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.sam.sudrf.ru
03.09.2018Судебное заседание
04.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.09.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее