2-156/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 февраля 2024 года <адрес>
Наурский районный суд Чеченской Республики в составе:
судьи Тазабаева Р.Х., при секретаре судебного заседания ФИО4, с участием помощника прокурора <адрес> ЧР ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Чеченской Республики ФИО1 в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к Администрации Наурского муниципального района ЧР о компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> Чеченской Республики ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к Администрации Наурского муниципального района ЧР о компенсации морального вреда, обосновывая свои требования следующим.
Как следует из справки ГБУ «Наурская центральная больницв» от ДД.ММ.ГГГГ №, несовершеннолетний ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подвергся нападению безнадзорной бродячей собаки, в результате чего его здоровью были причинены повреждения в виде укуса левого предплечья.
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний ФИО2 доставлен в приемное отделение ГБУ «Наурская центральная районная больница», где ему оказана первая медицинская помощь.
Мать несовершеннолетнего ФИО2, ФИО3, опрошенная в прокуратуре района, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ на <адрес> на ее сына напала собака без ошейника, намордника и сопровождения хозяина, что послужило причиной возникновения у него кинофобии.
Статья 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ гоа № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» наряду с организациями, административными, инжерено-техническими, медико-санитарными, ветеринарными мерами к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям относит и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. Под государственными санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами (санитарными правилами) в указанной статье понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
На основании п. 1 ст. 29 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно- противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан, санитарно-гигиенического просвещения населения и пропаганды здорового образа жизни.
Согласно пункту 1789 Санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, регулирование численности безнадзорных домашних и диких животных относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Регулирование численности безнадзорных домашних животных проводится путем их отлова, стерилизации и содержания в специальных питомниках. Отстрел в черте населенных пунктов не допускается. Регулирование численности диких животных осуществляют путем отстрела при активизации эпизоотии в природных очагах и повышении риска инфицирования человека, домашних и сельскохозяйственных животных.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Как регламентирует ч. 2 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российско Федерации», наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 2 Закона Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 72-РЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чеченской Республики государственными полномочиями Чеченской Республики по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» (далее - Закон ЧР от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ) установлено, что государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев наделяется в том числе орган местного самоуправления Наурского муниципального района Чеченской Республики.
Как предусмотрено ст. 3 Закона ЧР от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ, органы местного самоуправления муниципальных образований Чеченской Республики, указанных в статье 2 Закон ЧР от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ, наделяются наряду с другими государственными полномочиями по отлову животных без владельцев, в том числе их транспортировка и немедленная передача в приюты для животных, и содержанию животных без владельцев в приютах для животных.
Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу положений статьи 150 Гражданского кодекса РФ личная неприкосновенность, достоинство личности относятся к числу неотчуждаемых нематериальных благ, принадлежащих гражданину от рождения, признаваемых и подлежащих защите.
Посягательство на физическую неприкосновенность причиняет потерпевшему не только физические, но нравственные страдания, связанные с унижением достоинства личности, чувством обиды и несправедливости.
Компенсация морального вреда имеет целью возместить потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания.
В пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» (далее - ПП ВС от ДД.ММ.ГГГГ №), указано, что учитывая причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда.
Как следует из ст. 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ч. 3 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.
Таким образом, полномочия по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак входят в компетенцию органа местного самоуправления в лице администрации Наурского муниципального района Чеченской Республики, которая является надлежащим ответчиком по иску о компенсации морального вреда, причиненного укусом безнадзорного животного.
Виновным бездействием со стороны администрации Наурского муниципального района по невыполнению возложенных на него законом обязанностей по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения несовершеннолетнему ФИО2 причинен моральный вред и нравственные страдания, связанные с причинением боли от укуса собаки, перенесением нервного потрясения, проявившимся в последующей кинофобии.
Положением, закрепленным в п. 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» (далее - ПП ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), установлено, что при определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости (п. 2 ст. 1101 ГК РФ).
В связи с этим сумма компенсации морального вреда, подлежащая взысканию с ответчика, должна быть соразмерной последствиям нарушения и компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания (ст. 151 ГК РФ), устранить эти страдания либо сгладить их остроту.
Судам следует иметь в виду, что вопрос о разумности присуждаемой суммы должен решаться с учетом всех обстоятельств дела, в том числе значимости компенсации относительно обычного уровня жизни и общего уровня доходов граждан, в связи с чем исключается присуждение потерпевшему чрезвычайно малой, незначительной денежной суммы, если только такая сумма не была указана им в исковом заявлении.
С учетом требований разумности, справедливости, а также перенесенных физических и нравственных страданий несовершеннолетним компенсацию морального вреда необходимо взыскать в размере 15 тыс. рублей.
Иск о компенсации морального вреда по общему правилу (статья 28 ГПК РФ) предъявляется в суд по месту жительства ответчика (адресу организации- ответчика) (абз. 2 п. 57, 58 ПП ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Ввиду того, что ответчиком по настоящему спору является администрация Наурского муниципального района Чеченской Республики, находящаяся по адресу: ЧР, <адрес> районным судом Чеченской Республики, чья юрисдикция распространяется на Наурское сельское поселение <адрес> Чеченской Республики.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Из вышеуказанного следует, что прокурор района обладает правом на обращение в суд в защиту интересов несовершеннолетнего с настоящим исковым заявлением.
Прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд (пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Как предусматривает ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании помощник <адрес> ЧР ФИО5 исковые требования поддержал.
Ответчик по делу надлежащим образом уведомлённый о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
Заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание не явилась, обратилась с заявлением о рассмотрении дела без ее участия.
Изучив письменные доказательства, выслушав помощника прокурора <адрес> ЧР, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащим удовлетворению.
Кроме того, ответчик признал исковые требования, и суд принимает эти признания. Эти обстоятельства, в соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, уже являются достаточными основаниями для удовлетворения заявленного иска без приведения других доказательств.
Оценивая в совокупности, приведенные по делу доказательства, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора <адрес> ЧР ФИО1 в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к Администрации Наурского муниципального района ЧР о компенсации морального вреда
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> ЧР ФИО1 в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к Администрации Наурского муниципального района Чеченской Республики о компенсации морального вреда, удовлетворить.
Взыскать с администрации Наурского муниципального района Чеченской Республики компенсацию морального вреда в пользу законного представителя несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, в размере 15 000 рублей, а также государственную пошлину в размере 300 рублей – в доход соответствующего бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Наурский районный суд Чеченской Республики в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики в течение месяца со дня его вынесения, в окончательной форме.
Судья Р.Х. Тазабаев
Решение вступило в законную силу «___» _________2024 года.
Подлинник решения хранится в материалах гражданского дела № в Наурском районном суде ЧР.
Копия верна
Судья Р.Х. Тазабаев