Дело № 2а-6684/2018 Мотивированное решение изготовлено 24.11.2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 ноября 2018 года г. Мурманск
Октябрьский районный суд г. Мурманска в составе
председательствующего судьи Хуторцевой И.В.
при секретаре Яганшиной А.М.
с участием старшего помощника прокурора
г.Североморска Пожидаева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора города Североморска Мурманской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по Мурманской области о признании информации, распространённой посредством сети Интернет, запрещенной,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Североморска Мурманской области обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по Мурманской области о признании информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указав в обоснование, что прокуратурой проведен мониторинг сети Интернет на предмет распространения информации, провоцирующей совершение правонарушений и преступлений.
В ходе мониторинга сети Интернет, установлена интернет-страница, расположенная по сетевому адресу http://territoria-prava.ru/skolko-stoit-litsenziya-ohrannika-4-razryada-bez-ucheby/, ip адрес – 46.105.102.20, на которой в открытом доступе без ограничения на передачу, копирование и распространение размещена информация о возможности приобретения за плату лицензии для осуществления частной охранной деятельности, а также удостоверения частного охранника.
Вместе с тем, Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности» и принятыми Постановлениями Правительства РФ в области детективной и охранной деятельности определен специальный порядок приобретения правового статуса частного охранника, гражданам прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, предъявляемые к ним требования, круг лиц, уполномоченных на выдачу, продление и аннулирование удостоверений частного охранника и лицензий на осуществление частной охранной деятельности.
Установленным в области детективной и охранной деятельности порядком продажа удостоверений и лицензий на осуществление частной охранной деятельности не предусмотрена.
Незаконное осуществление частной охранной деятельности влечет административную ответственность (ч.1 ст.20.16 КоАП РФ).
Уголовный закон Российской Федерации устанавливает уголовную ответственность за незаконное приобретение или сбыт официальных документов, а также изготовление и подделку документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанности.
Действующее законодательство предусматривает возможность ограничения распространения информации в сети Интернет в целях защиты конституционных прав и законных интересов граждан и публичных интересов Российской Федерации.
Наличие в свободном доступе на указном сайте подобного рода предложений вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования данных документов за плату и без прохождения обучения, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению, тем самым ставит под угрозу порядок осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства.
Данная страница в информационно - коммуникационной сети Интернет открыта для свободного доступа неопределенного круга лиц. На момент проверки вышеуказанный интернет ресурс в единый реестр информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, не внесен. Установить информацию о владельце сайта, местонахождении владельца домена не представляется возможным.
Целью обращения прокурора с настоящим заявлением в интересах Российской Федерации о признании указанной информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации, является последующее включение в реестр сведений, указанных в части 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.
Просит признать информацию, размещенную в сети Интернет на странице: http://territoria-prava.ru/skolko-stoit-litsenziya-ohrannika-4-razryada-bez-ucheby/ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателя страницы сайта в сети «Интернет», в Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании представитель административного истца, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области извещался судом о месте и времени рассмотрения дела. В судебное заседание не явился.
Представитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд удовлетворяет заявление.
В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно статье 9 Закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 6 статьи 10 Федерального закона РФ № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ) запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 3 статьи 15 Закона № 149-ФЗ).
Судом установлено, что в ходе проведенного прокуратурой г.Североморска мониторинга интернет ресурсов выявлена страница в сети «Интернет»,расположенная по сетевому адресу: http://territoria-prava.ru/skolko-stoit-litsenziya-ohrannika-4-razryada-bez-ucheby/, на которой размещена информация, содержащая сведения о возможности приобретения за плату лицензии для осуществления частной охранной деятельности, а также удостоверения частного охранника.
Данные обстоятельства подтверждаются скриншотами Интернет-страницы.
Владельца сайта, администратора доменного имени, лиц, осуществляющих распространение вышеуказанной информации, а также осуществляющих указанную деятельность в ходе проверки установить не представилось возможным.
Доменное имя зарегистрировано на территории Франции.
Правовую основу частной детективной и охранной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», другие законы и иные правовые акты Российской Федерации.
Статьей 11.1 Закона РФ № 2487-1 установлено, что право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. Порядок сдачи квалификационного экзамена и выдачи удостоверения частного охранника устанавливается Правительством Российской Федерации.
Одновременно определен круг лиц, которые не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица.
Утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» Правилами выдачи и продления территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации срока действия удостоверения частного охранника (Приложение №7) предусмотрено, что удостоверение частного охранника (далее - удостоверение) представляет собой документ, имеющий уровень защиты класса "В", серию и номер. Бланк удостоверения является защищенной полиграфической продукцией и изготавливается централизованно. Образцы удостоверений и порядок их учета утверждаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации (пункт 1).
Выдают удостоверения (их дубликаты), продлевают срок их действия и принимают решения об их аннулировании Территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, (пункт 2).
Для получения удостоверения гражданин представляет в территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по месту жительства либо по месту нахождения охранной организации в том числе медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника по форме, установленной Министерством здравоохранения Российской Федерации (пункт 3).
За выдачу удостоверения (дубликата удостоверения) частного охранника, а также за переоформление и внесение изменений в удостоверение частного охранника уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 11.1 Закона № 2487-1).
В силу закона № 2487-1 частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 2 статьи 11.2 Закона № 2487-1 порядок лицензирования частной охранной деятельности, осуществляемой организациями, специально учрежденными для оказания услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», а также перечень лицензионных требований по каждому виду охранных услуг установлен Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498.
Данным Положением определено, что лицензия на осуществление частной охранной деятельности (далее - лицензия) предоставляется юридическому лицу сроком на 5 лет соответствующими подразделениями Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, уполномоченными в сфере частной охранной деятельности, или ее территориальным органом (далее - лицензирующий орган).
Бланк лицензии является полиграфической продукцией с уровнем защиты от подделки класса "Б", имеет серию, номер и изготавливается централизованно. Порядок учета и хранения бланков лицензий утверждается Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Приказом МВД России от 29.09.2011 N 1039 утверждены Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче лицензии на частную охранную деятельность (приложение N 2) и Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче удостоверения частного охранника (приложение N 3).
Согласно административным регламентам государственная услуга по предоставлению (продлению срока действия) лицензии на осуществление частной охранной деятельности, оформлению и переоформлению документа, подтверждающего наличие лицензии (его дубликата) предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации, министерствами внутренних дел по республикам, главными управлениями (управлениями) МВД России по иным субъектам Российской Федерации и их структурными подразделениями.
Государственная услуга по выдаче, продлению срока действия, переоформлению удостоверения частного охранника, выдача его дубликата, а также аннулированию и изъятию указанных документов предоставляется территориальными органами МВД России на региональном уровне.
За предоставление лицензии, переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, выдачу дубликата, подтверждающего наличие лицензии, а также продление срока действия лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 13 Приложения № 2).
Таким образом, действующим законодательством прямо предусмотрен особый порядок приобретения правового статуса частного охранника, гражданам прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, предъявляемые к ним требования, круг лиц, уполномоченных на выдачу, продление и аннулирование удостоверений частного охранника и лицензий на осуществление частной охранной деятельности.
Частью 1 статьи 20.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за незаконное осуществление частной охранной деятельности.
Статьей 19.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за подделку документов, подтверждающих наличие у лица права, а равно за подделку штампа, печати, бланка, их использование, передачу либо сбыт.
Статьями 324, 327 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков.
Доступ на Интернет-сайт http://territoria-prava.ru/skolko-stoit-litsenziya-ohrannika-4-razryada-bez-ucheby/ свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с его содержанием и воспользоваться предлагаемыми услугами может любой Интернет-пользователь на всей территории Российской Федерации.
Сведения, размещенные на указанном сайте вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения за плату и использования удостоверения частного охранника без прохождения соответствующего обучения и сдачи квалификационного экзамена, лицензии на частную охранную деятельность в нарушение установленного законом порядка, побуждают неопределенный круг лиц к совершению административных правонарушений и преступлений и способствуют их совершению.
Прямой запрет Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовного кодекса РФ на осуществление указанных действий и положения ФЗ от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» являются основанием для признания информации, размещенной на данном сайте, информацией, распространение которой в РФ запрещено.
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» на странице по адресу: http://territoria-prava.ru/skolko-stoit-litsenziya-ohrannika-4-razryada-bez-ucheby/ предложений о получении за денежные средства удостоверения частного охранника без прохождения соответствующего обучения и сдачи квалификационного экзамена, лицензии на частную охранную деятельность ставит под угрозу порядок осуществления государственной власти, защиту порядка управления, законных экономически интересов физических и юридических лиц, общества и государства.
Предложения, размещенные по сетевому адресу: http://territoria-prava.ru/skolko-stoit-litsenziya-ohrannika-4-razryada-bez-ucheby/ являются фактором, способствующим совершению уголовно наказуемых деяний и административных правонарушений.
В соответствии с частями 1, 2, пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).
В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На момент проверки указанный Интернет ресурс в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесен, что подтверждается данными общедоступных сведений с сайта Роскомнадзора.
Целью обращения прокурора с настоящим заявлением в интересах Российской Федерации о признании вышеуказанной информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации, является последующее включение в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006, для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.
Признание тех или иных информационных материалов, запрещенными для распространения, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу от факторов, негативно влияющих на физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
По делам о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора города Североморска Мурманской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по Мурманской области о признании информации, распространённой посредством сети Интернет, запрещенной – удовлетворить.
Признать информацию размещенную в сети «Интернет» на странице по сетевому адресу: http://territoria-prava.ru/skolko-stoit-litsenziya-ohrannika-4-razryada-bez-ucheby/, информацией, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации.
Настоящее решение является основанием для внесения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций указателя страницы сайта в сети «Интернет» по адресу: http://territoria-prava.ru/skolko-stoit-litsenziya-ohrannika-4-razryada-bez-ucheby/ в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: И.В. Хуторцева