Судья Тявлина М.А. Дело № 33-3003/2024
24RS0047-01-2023-000260-26
2.211
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 марта 2024 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Деева А.В.,
судей Андриенко И.А., Макурина В.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бретавской С.В.
с участием прокурора отдела прокуратуры по Красноярскому краю Андреева А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Северо-Енисейского района к МБОУ «Брянковская средняя школа № 5», управлению образования администрации Северо-Енисейского района, администрации Северо-Енисейского района о возложении обязанности выполнить требования антитеррористического законодательства,
по апелляционной жалобе представителя ответчика - МБОУ «Брянковская средняя школа № 5» Храмцовой Н.С.
на решение Северо-Енисейского районного суда Красноярского края от 22 ноября 2023 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Северо-Енисейского района Красноярского края удовлетворить.
Обязать МБОУ «Брянковская средняя школа № 5», в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, оснастить объект (территорию) – образовательное учреждение, расположенное по адресу: <адрес>, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.»
Заслушав докладчика Андриенко И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Северо-Енисейского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с уточненным иском к МБОУ «Брянковская средняя школа № 5», управлению образования администрации Северо-Енисейского района, администрации Северо-Енисейского района о возложении обязанности выполнить требования антитеррористического законодательства. Требования мотивированы тем, что в результате проведенной проверки было установлено, что ответчиками допущено бездействие и нарушение законодательства о противодействии терроризму. Здание образовательного учреждения МБОУ «Брянсковская средняя школа №5» не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Нарушения законодательства об образовании в части необеспечения безопасности учащихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также требований антитеррористического законодательства могут повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создать опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушают их права и законные интересы. Истец просил: обязать МБОУ «Брянковская средняя школа № 5» провести мероприятия по оснащению объекта (территории) образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся или иных лиц, находящихся на территории, о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; возложить на администрацию <адрес>, управление образования администрации Северо-Енисейского района обязанность по финансированию расходов МБОУ «Брянковская средняя школа № 5» по оснащению объекта (территории) образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся или иных лиц, находящихся на территории, о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации, в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от 22.11.2023 принят отказ прокурора от иска в части требований к администрации Северо-Енисейского района, управлению образования администрации Северо-Енисейского района о возложении обязанности по финансированию расходов МБОУ «Брянковская средняя школа № 5» по оснащению объекта (территории) образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся или иных лиц, находящихся на территории, о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации, в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, производство по делу прекращено в данной части.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе директор МБОУ «Брянковская средняя школа № 5» Храмцова Н.С. просит отменить решение суда. В обоснование доводов жалобы указывает, что в судом не принято во внимание, что мероприятия по оснащению данными системами были запланированы на 2024 год. Данный срок определен паспортом безопасности, а также актом о проверке готовности образовательного учреждения к 2023-2024 учебному году. МБОУ «БСШ № 5» до указанного выше срока предприняло все меры по оснащению территории школы системами оповещения и эвакуации. Основания для дополнительных мер принуждения к исполнению данной обязанности у суда отсутствовали.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Северо-Енисейского района Красноярского края Рейнварт К.Р. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе заказными письмами с уведомлением о вручении (л.д.136-145), в связи с чем, их неявка не может служить препятствием к рассмотрению дела.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя процессуального истца прокурора Андреева А.И., возражавшего по доводам жалобы, проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в пределах, установленных ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту так же – ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям закона решение суда в полном объеме не отвечает.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту так же – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Согласно п.п. «а» и «б» п.4 и п.6 ч.1 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом, под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ №35-ФЗ «О противодействии терроризму», Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 ФЗ №35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
В силу п.п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 ФЗ №35-ФЗ «О противодействии терроризму», органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
Согласно пп. 7.1 п. 1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.
Судом первой инстанции на основании материалов дела правильно установлено, что МБОУ «Брянковская средняя школа № 5» расположено по адресу: <адрес>.
Согласно Уставу образовательного учреждения, учредителем школы является муниципальное образование Северо-Енисейский район. Функции и полномочия учредителя осуществляются администрацией Северо-Енисейского района. Учреждение находится в ведении управления образования администрации Северо-Енисейский района, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
01.11.2022 прокурором Северо-Енисейского района внесено представление об устранении выявленных нарушений в сфере антитеррористического законодательства, соблюдении прав и законных интересов несовершеннолетних.
В соответствии с паспортом безопасности, МБОУ «Брянковская средняя школа № 5» (2022 год) имеет 4 категорию опасности, мероприятия по оборудованию объекта (территории) автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации запланированы на 2024 год.
Согласно комиссионному акту об оценке готовности общеобразовательного учреждения к 2023-2024 учебному году от 08.08.2023, срок по оборудованию объектов (территории) автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объектах (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации установлен - 2024 год.
Согласно письма руководителя управления образования администрации Северо-Енисейского района от 21.09.2023 года № 1791, в 2024 году включены в расходную часть бюджета Северо-Енисейского района затраты на выполнение мероприятий по оснащению образовательных учреждений (школы) системами оповещения и управления эвакуацией, либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В материалы дела представлен договор № на выполнение работ <адрес> от <дата>, заключенный между МБОУ «Брянковская средняя школа № 5» (заказчик) и ИП Беляевым В.А. (исполнитель), по условиям которого исполнитель обязуется выполнить работы по монтажу оборудования объекта (территории) системой оповещения и управления эвакуацией при потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в здании школы МБОУ «Брянковская средняя школа № 5» по адресу: <адрес>, отраженные в локальном сметном расчете, в срок не позднее 25.12.2023, а заказчик обязуется принять и оплатить работу.
Разрешая исковые требования, суд руководствовался положениями Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 г. № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, исходил из того, что в настоящее время МБОУ «Брянковская средняя школа № 5» не оборудована системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, в связи с чем, пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований с установлением МБОУ «Брянковская средняя школа № 5» срока для исполнения решения суда - три месяца со дня вступления решения суда в законную силу, который по мнению суда, является разумным и достаточным для исполнения данного решения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в части необходимости возложения на ответчика обязанности по оснащению объекта (территории) – образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, поскольку они основаны на представленных доказательствах, фактически установленных обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, согласно которым защита прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма являются одним из безусловных приоритетов в деятельности образовательного учреждения.
При этом судебная коллегия находит заслуживающим внимания довод апеллянта о неразумности установленного для осуществления мероприятий срока.
Согласно пункту 6, подпункту «е» пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 г. № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее по тексту – Требования), в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий). При проведении категорирования объекта комиссия определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования на два финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.
Судебная коллегия полагает, что при определении срока исполнения необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории), необходимо учитывать сведения паспорта объекта и выводы компетентной комиссии в акте об оценке готовности общеобразовательного учреждения к 2023-2024 учебному году от 08.08.2023. Поскольку указанными документами, законность и обоснованность которых сомнению истцом не подвергается, установлен срок исполнения мероприятий – 2024 год, оснований для пересмотра этого срока в сторону уменьшения не имеется, с учетом положений подпункта "е" пункта 11 Требований, этот срок должен быть установлен по 31 декабря 2024 года.
В остальной части с решением суда коллегия соглашается.
Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено, решение суда является законным и обоснованным. Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленного судом решения, судебной коллегией не выявлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329,330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Северо-Енисейского районного суда Красноярского края от 22 ноября 2023 года изменить в части срока установленного для выполнения мероприятий указанных в резолютивной части, установив его по 31 декабря 2024 года.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: А.В. Деев
Судьи: И.А. Андриенко
В.М. Макурин
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11.03.2024.