Дело № 2-419/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июня 2024 года с. Улаган
Улаганский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего Аймановой Е.В., при секретаре Тыпаевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению КУ РА «Управление социальной поддержки населения Улаганского района» к Миненковой Альмире Юрьевне о взыскании денежных средств по социальному контракту,
УСТАНОВИЛ:
КУ РА «Управление социальной поддержки населения Улаганского района» обратилось в суд с иском к Миненковой А.Ю. о взыскании денежных средств в размере 250000 руб., мотивируя тем, что по социальному контракту от 12.04.2022 г. истец перечислил ответчику денежные средства в размере 250 000 руб., а Миненкова А.Ю. приняла обязательство встать на учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход, предпринять активные действия по выходу их трудной жизненной ситуации, использовав единовременную денежную выплату. Ответчиком не предоставлены документы, подтверждающие факт выполнения условий социального контракта. Требование о возврате денежных средств оставлено без ответа.
По настоящему делу вынесено заочное решение, которое отменено, производство по иску возобновлено судом в соответствии со ст. 243 ГПК РФ.
Представитель истца директор КУ РА «Управление социальной поддержки населения Улаганского района» Санаа А.А. просил о рассмотрении дела без его участия.
Ответчик Миненкова А.Ю. не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания, причина неявки суду неизвестна.
Представитель ответчика Кайгина Н.С., допущенная по ходатайству, просила о рассмотрении дела без её участия, ранее в судебном заседании иск не признала. Из письменного отзыва следует, что ответчик иск не признает в связи с тем, что сроки постановки на учет в налоговом органе в социальном контракте не определены, в 2022 году денежные средства не потрачены в связи с отсутствием дополнительных финансов. В марте 2023 года приобретены строительные материалы, начато строительство с вложением собственных средств, поэтому постановка на учет в налоговом органе осуществлена в сентябре 2023 года. Отчетные документы сданы истцу вовремя, они находятся в личном деле. Миненкова А.Ю. имеет на иждивении сына ФИО6, являющегося <данные изъяты>, в браке не состоит, данные обстоятельства также привели к оттягиванию сроков строительства и начала работ по организации отдыха.
Суд, изучив материалы дела, оценив доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз.8 ст.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальный контракт представляет собой соглашение, заключенное между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина, по которому орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Согласно ч.1 ст.7 данного федерального закона получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.8.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 названного Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
Пунктом 2.1 статьи 10 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что 14.03.2022 года Миненкова А.Ю. обратилась в КУ РА «Управление социальной поддержки населения Улаганского района» с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта, приложив бизнес-план по организации базы отдыха по адресу: <адрес>.
12.04.2022 года между КУ РА «Управление социальной поддержки населения Улаганского района» и Миненковой А.Ю. заключен социальный контракт, действующий до 12.04.2023 года, по которому КУ РА «Управление социальной поддержки населения Улаганского района» предоставило получателю государственную социальную помощь в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и государственной программой Республики Алтай «Обеспечение социальной защищенности и занятости населения», утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 17.08.2018 года № 268, в размере 250 000 рублей.
В свою очередь Миненкова А.Ю. приняла обязательство: встать на учет в налоговом органе по Республике Алтай в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; представить в орган социальной защиты населения документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства (не более 15% назначаемой выплаты), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в орган социальной защиты населения подтверждающие документы; возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе); ежемесячно представлять в Управление документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации; уведомить Управление в течение 3 рабочих дней о досрочном прекращении выполнения мероприятий программы социальной адаптации, ведения индивидуальной предпринимательской деятельности в период действия социального контракта; представлять по запросу органа социальной защиты населения информацию об условиях жизни в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта; использовать государственную социальную помощь строго на заявленную цель - осуществление предпринимательской деятельности; возместить в течение месяца денежные средства, полученные неправомерно или использованные не на цели, предусмотренные условиями настоящего контракта; взаимодействовать с работником Управления, осуществляющим сопровождение контракта, регулярно предоставлять все сведения о ходе исполнения программы социальной адаптации; известить Управление об изменениях сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, являвшихся основанием для назначения ему (его семье) государственной социальной помощи на основании социального контракта, в течение двух недель со дня наступления указанных изменений; повысить денежные доходы и преодолеть трудную жизненную ситуацию по истечении срока действия настоящего контракта (п. 2.3 социального контракта).
20.04.2022 года КУ РА «Управление социальной поддержки населения Улаганского района» перечислило на счет ответчика денежные средства в размере 250 000 руб., что подтверждается представленными документами.
18.10.2023 года истцом направлено требование о нарушении п. 2.3 социального контракта, возврате в срок до 01.11.2023 г. суммы в размере 250000 руб.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылается на отсутствие факта ведения предпринимательской деятельности и регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, непредставление отчетов об исполнении социального контракта.
Разрешая заявленные требования, суд принимает во внимание, что в силу п.6.1 социального контракта основанием для взыскания выплаченных денежных средств в судебном порядке является невыполнение или ненадлежащее выполнение условий контракта получателем.
При этом социальный контракт от 12.04.2022 года, заключенный между сторонами, не содержит условий о конкретных сроках приобретения основных средств, постановки на учет в налоговом органе, представления документов, подтверждающих факт расходования средств.
Программа социальной адаптации, предусматривающая приобретение необходимых основных средств (до 12.07.2022 года) и получение свидетельства о регистрации в качестве ИП (до 15.07.2022 года), не указана в социальном контракте в качестве приложения.
Из представленных материалов не следует, что Миненкова А.Ю. была предупреждена о необходимости обязательного соблюдения сроков, указанных в программе социальной адаптации, а также о возврате денежных средств в случае их нарушения.
Судом установлено, что в личном деле Миненковой А.Ю., представленном истцом, имеются договор купли-продажи от 15.03.2023 года, товарная накладная и кассовый чек, подтверждающие приобретение у ООО «Альрами» двух пластиковых окон, двери (изотерма), трех межкомнатных дверей и полубруса 9 куб.м. на общую сумму 256600 руб., что опровергает доводы истца о непредставлении ответчиком отчетов об исполнении социального контракта. Указанный договор купли-продажи заключен в период действия контракта, что согласуется с положениями пп.3 п.2.3 социального контракта.
Из фотографий и справок, представленных ответчиком, усматривается, что гостевой дом по адресу: <адрес>, построен, Миненкова А.Ю. осуществляет деятельность по предоставлению гостевого дома в аренду, с 27.09.2023 года является налогоплательщиком налога на профессиональный доход и оплачивает данный налог. Указанные доводы ответчика на основании ст. 56 ГПК РФ истцом не опровергнуты, доказательства того, что приобретенные строительные материалы не используются для предпринимательской деятельности, истцом не представлены.
Сам по себе факт приобретения ответчиком товаров, не включенных в смету, либо приобретение за стоимость, превышающую указанную в смете, с безусловностью не порождает у ответчика обязанности по возврату денежных средств, выплаченных и израсходованных в соответствии с условиями и целями социального контракта.
Доказательства осуществления истцом ежемесячного контроля за выполнением получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также подготовки учреждением отчета об оценке эффективности реализации социального контракта материалы дела не содержат и суду не представлены.
Факт постановки на учет в налоговом органе по истечении срока действия социального контракта не может являться безусловным основанием для взыскания выделенных при заключении социального контракта денежных средств.
Поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании сумм неосновательного обогащения вследствие необоснованного получения мер социальной поддержки презюмируется, то бремя доказывания недобросовестности ответчика при получении соответствующих выплат в истребуемом размере возлагается на орган, требующий их возврата, то есть на истца.
Принимая во внимание сведения о фактической реализации целей и задач социальной программы, совершение ответчиком действий по выходу из трудной жизненной ситуации в виде приобретения на полученные денежные средства строительных материалов, наличие отчетных документов в личном деле, доказательства возведения гостевого дома и осуществления предпринимательской деятельности, постановку на учет в качестве налогоплательщиком налога на профессиональный доход, суд приходит к выводу, что доказательства недобросовестности ответчика при получении социальной выплаты истцом не представлены, что свидетельствует об отсутствии оснований для квалификации истребуемых денежных средств как неосновательного обогащения и их взыскания в пользу истца.
На основании вышеизложенного, исковые требования не подлежат удовлетворению, в связи с чем оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» (░░░ 0401001474) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░ №) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 03 ░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░