Дело

(УИД №)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 марта 2024 года с.Калтасы РБ

Краснокамский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Мухаметнасыповой А.Р.,

с участием помощника прокурора Калтасинского района РБ Тарасевич Д.Ю.,

при секретаре Иргибаевой Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калтасинского района Республики Башкортостан, действующего в интересах ФИО1 к ГБУЗ РБ Калтасинская центральная районная больница, Министерству здравоохранения Республики Башкортостан о возложении обязанности по бесперебойному обеспечению лекарственными препаратами,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Калтасинского района Республики Башкортостан, действующий в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к ГБУЗ РБ Калтасинская центральная районная больница, Министерству здравоохранения Республики Башкортостан о возложении обязанности по бесперебойному обеспечению лекарственными препаратами, указав, что прокуратурой района по поступившей информации от ГУП «Башфармация» РБ организована проверка исполнения законодательства о здравоохранении в части обеспечения ФИО1 лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения. Установлено, что ФИО1 нуждается в лечении и состоит на диспансерном учете у <данные изъяты> ГБУЗ РБ Калтасинская ЦРБ с диагнозом <данные изъяты> В ходе проверки установлены факты ненадлежащего обеспечения ФИО1 лекарственными препаратами для лечения, имеющегося у него заболевания. Так, рецепт на имя ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ серия № на препарат – Спиронолактон был отсрочен и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ препарат им не получен. Таким образом, учитывая наличие у ФИО1 диагноза <данные изъяты>, который нуждается в постоянном и длительном обеспечении медицинскими препаратами, промедление в обеспечении медицинскими изделиями и организации лечения нарушает его право гарантированное государством на жизнь и охрану здоровья надлежащего качества в соответствии с рекомендациями врачей. Истец просит суд обязать ГБУЗ РБ Калтасинская ЦРБ своевременно и в полном объеме выписывать рецепты на бесплатное получение ФИО1, препарата «Спиронолактон» не менее 25 мг в сутки, в соответствии со стандартом медицинской помощи и врачебными рекомендациями, до минования надобности. Обязать Министерство здравоохранения РБ бесперебойно обеспечивать ФИО1, препаратом «Спиронолактон», не менее 25 мг в сутки, в соответствии со стандартом медицинской помощи и врачебными рекомендациями, до минования надобности, решение суда обратить к немедленному исполнению.

Помощник прокурора Калтасинского района РБ Тарасевич Д.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Материальный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом судебной повесткой, имеется заявление о рассмотрении дела без его участия, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Ответчик представитель Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, будучи надлежащим образом извещенным, в судебное заседание не явился, суду представили письменное возражение, указав, что с исковыми требованиями не согласны, так как обязанность по бесплатному обеспечению гражданина лекарственными препаратами и медицинскими изделиями возникает у медицинской организации только при наличии у гражданина, выписанного в установленном законом порядке лечащим врачом рецепта или по решению врачебной комиссии на получение медицинского изделия бесплатно. В исковом заявлении отсутствуют доказательства о принятии мер медицинской организации по организации закупа медицинских изделий и лекарственных препаратов для пациента. Фактов отказа Минздрава РБ истцу в обеспечении медицинскими изделиями не было. Отпуск лекарственных препаратов, медицинских изделий осуществляется в течение указанного к рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли. Считают, что в споре об обязании бесперебойного обеспечения медицинских изделий, Минздрав РБ, действуя строго в рамках действующего и применяемого законодательства, регламента, положения здравоохранения, не может являться ответчиком. Вопреки утвержденным полномочиям, прокурор просит обязать Минздрав РБ обеспечивать пациента, а не организовать обеспечение. Просят судебные заседания провести без участия представителя ответчика, в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика ГБУЗ РБ Калтасинская ЦРБ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом судебной повесткой, заявлением просят суд рассмотреть дело без их участия, исковые требования признают.

Руководствуясь ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав прокурора, исследовав материалы гражданского дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что прокуратурой района по поступившей информации от ГУП «Башфармация» Республики Башкортостан организована проверка исполнения законодательства о здравоохранении в части обеспечения ФИО1 лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.

Установлено, что ФИО1 нуждается в постоянном лечении и состоит на диспансерном учете у <данные изъяты> ГБУЗ РБ Калтасинская ЦРБ с диагнозом <данные изъяты>

В ходе проверки установлены факты ненадлежащего обеспечения ФИО1 лекарственными препаратами для лечения, имеющегося у него заболевания. Так, рецепт на имя ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ на препарат – Спиронолактон 25 мг на 3 месяца был отсрочен и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ препарат им не получен.

Таким образом, учитывая наличие у ФИО1 диагноза <данные изъяты>, он нуждается согласно жизненным показаниям в длительном обеспечении лекарственными препаратами, промедление в обеспечении медицинскими изделиями и организации лечения ФИО1 нарушает его право, гарантированное государством на жизнь и охрану здоровья надлежащего качества в соответствии с рекомендацией врачей.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Лекарственный препарат «Спиронолактон» назначен ФИО1 лечащим врачом, то есть в данном случае имеется медицинский документ, являющийся основанием для приобретения этого препарата.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья положениями пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и пункта 21.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесена среди прочего организация обеспечения лекарственными препаратами.

Министерство здравоохранения Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории Республики Башкортостан (пункт 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09 июля 2014 г. № 310).

    Одной из основных задач Министерства здравоохранения Республики Башкортостан является разработка и реализация мер по развитию здравоохранения, организации оказания медицинской помощи населению и его лекарственного обеспечения. Министерство в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции и имеет полномочия: осуществления организации оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством Республики Башкортостан для определенной категории граждан; организации обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению нуждающихся лиц лекарственными препаратами. Непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.

Доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление о том, что Министерство здравоохранения Республики Башкортостан не являться надлежащим ответчиком по делу, суд отклоняет, поскольку указанные обязанности ответчика следуют из вышеперечисленных нормативно-правовых актов и находит исковые требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» разъяснено, что обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.

Между тем, наличие особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу или невозможности его исполнения, по делу не установлено. При таких обстоятельствах оснований для обращения решения к немедленному исполнению, у суда не имеется.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 (░░░░░░░ №) ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░», ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░ № ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░ 2024 ░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-365/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Галактионов Валерий Георгиевич
Прокурор Калтасинского района РБ
Ответчики
министерство здравоохранения РБ
ГБУЗ РБ Калтасинская ЦРБ
Суд
Краснокамский районный суд Республики Башкортостан
Судья
Мухаметнасыпова А.Р.
Дело на сайте суда
krasnokamsky.bkr.sudrf.ru
14.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.02.2024Передача материалов судье
14.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.03.2024Подготовка дела (собеседование)
04.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.03.2024Судебное заседание
20.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее