Дело № 2-937/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Любинский 11 декабря 2018 года
Любинский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Железновой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Носковой О.Л.,
с участием представителя истца ТО Управления Роспотребнадзора по Омской области в Любинском районе – ФИО2,
представителя ответчика администрации Тавричанского сельского поселения ФИО1,
представителя ответчика ООО «ЖКХ Родник» ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Любинском районе в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство Родник», администрации Тавричанского сельского поселения <адрес> о признании действий противоправными, о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Омской области в Любинском районе в интересах неопределенного круга лиц обратился в Любинский районный суд с иском к ООО «ЖКХ Родник», администрации Тавричанского сельского поселения о признании действий противоправными, о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, мотивируя требования следующим.
В результате административного расследования, проведенного специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Любинском районе в отношении ООО «ЖКХ Родник», администрации Тавричанского сельского поселения выявлены нарушения требований санитарного законодательства в связи с не обеспечением жителей <адрес> водой гарантированного качества, соответствующей требованиям СанПин.
Просили признать действия Общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство Родник», администрации Тавричанского сельского поселения <адрес> противоправными по санитарно-эпидемиологическим требованиям и нарушающим законные интересы неопределенного круга лиц, обязать ответчиков принять необходимые меры устранению нарушений, обязать ответчиков обеспечить жителей <адрес> водой гарантированного качества в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, соответствующей по качеству обязательным требованиям СанПиН.
Представитель истца по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
В судебном заседании представитель администрации Тавричанского сельского поселения <адрес> ФИО1 исковые требования признала, показала суду следующее. В бюджете поселения недостаточно денежных средств для выполнения всех мероприятий по надлежащей организации водоснабжения, в том числе в д. Быструха. Администрацией поселения принимаются возможные меры по обеспечению жителей <адрес> водой гарантированного качества, в частности, была пробурена водоразборная скважина, но вода в ней не отвечает соответствующим требованиям СанПин, то есть не может быть использована для питья.
Представитель ответчика ООО «ЖКХ Родник» ФИО3 в судебном заседании исковые требования признал, суду показал, что в <адрес> у многих жителей имеются свои личные колодцы, также имеются два общественных колодца, пробурена скважина, которую они обслуживают. Но вода в скважине не отвечает требованиям надлежащего качества, для питья ее использовать нельзя. Чтобы обеспечить жителей деревни питьевой водой надлежащего качества необходимо устанавливать очистные сооружения. В настоящее время денежных средств на установку очистных сооружений в организации нет. Некоторые из выявленных нарушений санитарного законодательства в ближайшее время будут устранены, в частности около скважины будет установлена отмостка и сделано ограждение. Просил суд снизить размер государственной пошлины в связи с трудным финансовым положением.
Заслушав представителя истца, представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральным законом от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Положениями ст.ст. 11, 19, ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения водоснабжения населения отнесена к вопросам местного значения поселения.
Из п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.09.2011 года № 24, СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» установлены санитарно-эпидемиологические требования.
В судебном заседании установлено, что деятельность администрации Тавричанского сельского поселения и ООО «ЖКХ Родник» по предоставлению гражданам д.Быструха питьевой воды, отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям не может быть признана соответствующей санитарным нормам, так как жители деревни не обеспечены питьевой водой надлежащего качества. Данные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.
Постановлением Главного государственного санитарного врача № от ДД.ММ.ГГГГ администрация Тавричанского сельского поселения <адрес> привлечена к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ в связи с нарушением требований санитарных правил к питьевой воде. В постановлении указано, что в соответствии с протоколами испытаний воды № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ исследованная проба воды, отобранная из колодца по адресу <адрес> не соответствует требованиям СанПин 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» по санитарно-химическим показателям: хлориды-435 мг\дм.3 при нормируемом показателе 350 мг\дм.3. По органолептическим (мутность, цветность, привкус, запах) показателям: мутность 3,64 мг\дм.3, при нормируемом показателе не более 2,0 мг\дм.3. Не организовано проведение производственного контроля за качеством питьевой воды из колодца <адрес>, отсутствует программа производственного контроля, не проводится лабораторный контроль качества питьевой воды из колодцы, по периметру оголовка колодца не выполнена отмостка из камня, кирпича, бетона или асфальта радиусом не менее 2 м. с уклоном 0,1 м. от колодца в сторону кювета, вокруг колодца отсутствует ограждение, не обустроена скамья для ведер, швы бетонной шахты колода не заполнены цементным раствором, что не исключает попадание в воду колодца поверхностных стоков.
Изложенные в постановлении обстоятельства подтверждаются протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ; экспертным заключением по результатам лабораторно-инструментальных исследований от ДД.ММ.ГГГГ № ЛБ/КГ/Л; протоколами испытаний от ДД.ММ.ГГГГ №, №.
Постановлением Главного государственного санитарного врача №-л от ДД.ММ.ГГГГ Общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство «Родник» привлечено к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ в связи с нарушением требований санитарных правил к питьевой воде. В постановлении указано, что в соответствии с протоколами испытаний воды № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ исследованная проба воды водопроводной, отобранная из скважины по адресу <адрес> не соответствует требованиям СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода ….» по санитарно-химическим показателям: мутность составила 18,87 мг\л при норме не более 1,5 мг\л, окисляемость перманганатная – 13,6 мг\дм3 при нормируемом показателе не более 5 мг\дм3. Не организовано проведение производственного контроля за качеством питьевой воды из подземной скважины д. <адрес>, отсутствует программа производственного контроля, не проводится лабораторный контроль качества питьевой воды из колодца, территория первого пояса зоны санитарной охраны водоисточника не имеет ограждения, не спланирована, по всей территории 1 пояса ЗСО высокая сорная растительность, не оборудованы дорожки с твердым покрытием к сооружениям, водопроводное сооружение не оборудовано с учетом предотвращения возможного загрязнения питьевой воды через оголовок и устье скважины. Приустьевая площадка скважины не зацементирована.
Изложенные в постановлении обстоятельства подтверждаются протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ; экспертным заключением по результатам лабораторно-инструментальных исследований от ДД.ММ.ГГГГ №; протоколами испытаний от ДД.ММ.ГГГГ №, №.
Из пояснений представителя истца следует, что до настоящего времени вода, поступающая из скважины и из колодца в <адрес>, не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Любинском районе в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Тавричанского сельского поселения <адрес> и ООО «ЖКХ Родник» о признании незаконным бездействия по организации обеспечения населения д. Быструха питьевой водой, отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям и возложении обязанности устранить нарушения закона, являются обоснованными, подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ ТО Управления Роспотребнадзора по Омской области в Любинском районе вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод законных интересов неопределенного круга лиц.
Указанные выше факты напрямую затрагивают права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.
Не организовав надлежащим образом работу по обеспечению населения <адрес> питьевой водой, отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям, и не предприняв надлежащих мер к устранению выявленных нарушений, орган местного самоуправления - администрация Тавричанского сельского поселения <адрес> и Общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство «Родник» допустили обеспечение населения <адрес> питьевой водой, не отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям, что негативно отражается на благополучии и здоровье проживающих на территории поселения, чем нарушили конституционные права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду. Обоснованность предъявленных в этой связи ТО Управления Роспотребнадзора по Омской области в Любинском районе требований сомнений не вызывает.
При изложенных обстоятельствах суд находит подлежащими удовлетворению и требования ТО Управления Роспотребнадзора по Омской области в Любинском районе о возложении обязанности на администрацию Тавричанского сельского поселения <адрес> и Общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство «Родник» устранить выявленные нарушения закона: организовать обеспечение жителей <адрес> водой гарантированного качества в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей соответствующей по качеству обязательным требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
В соответствии со ст.333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика ООО «ЖКХ Родник» подлежит взысканию госпошлина в размере 6 000 рублей в доход бюджета Любинского муниципального района Омской области, однако в связи с тяжелым материальным положением организации, суд считает возможным снизить размер государственной пошлины до 1 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2.1.4.1074-01 «░░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░».
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 000 ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░