РЕШЕНИЕ
07 сентября 2017 года г. Ростов-на-Дону
Судья Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону Косоногова Е.Г., с участием представителя Черноморо-Азовского Морского Управления Росприроднадзора - Шевченко Е.А., действующей на основании доверенности № 55 от 27.12.2016 года, представителей ФГУП «Росморпорт» Азовский бассейновый филиал - Зозуля Р.Ю., Малышевой Я.В., действующих на основании доверенностей №№, 55 от 07.09.2017 года и от 27.12.2016 года, рассмотрев жалобу представителя ФГУП «Росморпорт» Азовский бассейновый филиал Лямцева С.В., действующего на основании доверенности № 131 от 25.10.2016 года на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Таганрогского отдела по надзору на море Черноморо-Азовского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № № от 02.08.2017 года о привлечении ФГУП «Росморпорт» к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.19 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
18.07.2017 года старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы в сфере природопользования Шевченко Е.А. в отношении ФГУП «Росморпорт» составлен протокол № № об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.19 Кодекса РФ об АП.
На основании указанного протокола, 02.08.2017 года, вынесено постановление № №, которым ФГУП «Росморпорт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.19 Кодекса РФ об АП, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Согласно обжалуемому постановлению, в Черноморо-Азовское морское управление Росприроднадзора поступила информация о том, что ежегодная отчетность по осуществлению наблюдений за районом захоронения отходов (донного грунта) и состоянием морской среды в районе захоронения за 2016 год ФГУП «Росморпорт» в Росприроднадзор не представлена (вх. № № 29.05.2017г.). ФГУП «Росморпорт» выдано Разрешение на захоронение во внутренних морских водах донного грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ №70М от 15.04.2016 года, согласно которому предприятию разрешено извлекать донный грунт в акватории порта Ростов-на-Дону (рейды «Донецкий», «Нахичеванская протока», «Нижнегниловской», «Постоянный карантинный»). Районы захоронения донного грунта - акватория порта Ростов-на-Дону, рейды «Донецкий», «Нахичеванская протока», «Нижнегниловской», «Постоянный карантинный», географические координаты указаны в п. 4 Разрешения №М от 15.04.2016 года. Период работ - август-ноябрь 2016 года. При этом, для ФГУП «Росморпорт» установлены условия проведения работ по захоронению донного грунта. Так, п. 10 Разрешения №7 № от 15.04.2016 года предусмотрена обязанность представления по итогам работы в Росприроднадзор отчетности по осуществлению наблюдений за районом захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ и состоянием морской среды в районе захоронения донного грунта, в соответствии с приказом Минприроды № от 24.03.2014 года. В соответствии с Порядком представления отчетности по осуществлению наблюдений за районом захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, и состоянием морской среды отчетность представляется заявителем, получившим разрешение на захоронение грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, обязанным осуществлять наблюдения за районом захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительньк работ, и состоянием морской среды в соответствии с программой наблюдений. Указанная отчетность предоставляется ежегодно не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования. По состоянию на 18.07.2017 года указанная отчетность в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования ФГУП «Росморпорт» не представлена. По состоянию на 18.07.2017 года ФГУП «Росморпорт» были нарушены правила захоронения с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов во внутренних морских водах.
11.08.2017 года в Железнодорожный районный суд г.Ростова-на-Дону поступила жалоба представителя ФГУП «Росморпорт» Лямцева С.В. на указанное постановление, мотивированная тем, что ФГУП «Росморпорт» считает данное постановление незаконным подлежащим отмене, в связи с тем, что, 15.04.2016 года ФГУП «Росморпорт» в лице Азовского бассейнового филиала было получено Разрешение № № на захоронение во внутренних морских водах донного грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ в рамках проектной документации Р5771 «Проект строительства рейдов акватории Ростовского морского порта. Этап 1». Согласно пункта 10 Разрешения № № М следует, что на ФГУП «Росморпорт», возложена обязанность по предоставлению в Росприроднадзор отчетности по осуществлению наблюдений за районом захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, и состоянием морской среды в районе захоронения донного грунта, в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.03.2014 № «Об утверждении формы и порядка представления отчетности по осуществлению наблюдения за районом захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, и состоянием морской среды» по итогам работы. Работы в рамках выданного Росприроднадзором Разрешения № М Азовским бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт» в 2016 году не проводились. Из буквального толкования пункта 10 Разрешения №М следует, что отчетность должна быть предоставлена в Росприроднадзор по итогам выполнения работ, вопрос с подачей отчетности в случаях, когда работы не проводились, является спорным, в Разрешении № М и в законодательстве отсутствуют пояснения, как поступать в подобных случаях. 26.05.2017 года Азовским бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт» в адрес Федеральной службы по надзору в сфере природопользования было направлено письмо (исх. № № г.) с информацией о том, что ввиду отсутствия дноуглубительных работ при строительстве рейдов, захоронение донных грунтов во внутренних морских водах в рамках Разрешения № М не производилось. 20.07.2017 года Азовским бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт» повторно в адрес Федеральной службы по надзору в сфере природопользования было направлено письмо (исх. № № от 19.07.2017г.) с информацией о том, что в течение 2016 года работы в рамках Разрешения № М не проводились, донный грунт не извлекался и не подвергался захоронению, вследствие чего наблюдения за районом захоронения донного грунта не осуществлялось. Негативного воздействия на окружающую среду оказано не было. Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. Действия Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» по факту не предоставления отчетности в Росприроднадзор не привели к наступлению негативных последствий. Доводы, приведенные в Постановлении Заинтересованным лицом, о том, что «действующим законодательством не предусмотрено освобождение природопользователей от представления отчетности в тех случаях, когда какая-либо деятельность не осуществлялась либо осуществлялась частично. Обязанность по предоставлению отчетности по осуществлению наблюдений за районом захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ и состоянием морской среды в районе захоронения донного грунта сохраняется и в том случае, когда в отчетном периоде времени работы не проводились» ничем не подтверждены, ссылки на нормативно-правовые акты, которыми руководствовалось Заинтересованное лицо в тексте Постановления отсутствуют. Вывод Заинтересованного лица, изложенный в постановлении, о том, что «существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается в пренебрежительном отношении ФГУП «Росморпорт» к исполнению своих публично-правовым обязанностям, установленным законодательством» является слишком категоричным. Отчет по итогам работы, предусмотренный Разрешением №М от 15.04.2016 года, не был представлен в Росприроднадзор ввиду того, что работы фактически не проводились. Заинтересованное лицо в Постановлении указывает, что «Объективная сторона данного административного правонарушения состоит в том, что виновное лицо нарушает установленные правила захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах», однако Заявителем захоронения отходов и других материалов не осуществлялось. Несвоевременное предоставление отчетности, предусмотренной Разрешением № М, при условии, что работы не проводились и негативного воздействия на окружающую среду оказано не было, не в полной мере попадает под состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.19 КоАП и явно несоразмерно величине штрафа, предусмотренного санкцией данной статьи.
Ничем не подтвержден вывод Заинтересованного лица о том, что «административное правонарушение, совершенное юридическим лицом ФГУП «Росморпорт» свидетельствует об отсутствии у последнего надлежащего контроля за соблюдением законодательства и неисполнением своих публично - правовых обязанностей, установленных законодательством». В постановлении о назначении административного наказания отсутствуют сведения, о каких именно обязанностях идет речь и к каким последствиям привело их неисполнение.
В судебное заседание представители ФГУП «Росморпорт» Малышева Я.В., Зозуля Р.Ю. явились, доводы жалобы поддержали, просили обжалуемое постановление отменить, в виду отсутствия в действиях ФГУП «Росмотрпорт» состава административного правонарушения, либо применить, при вынесении судом решения нормы, предусмотренные статьями 2.9, 4.1 КРФ от АП.
Представитель Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Шевченко Е.А., в судебное заседание явилась, просила постановление от 02.08.2017 года оставить без изменения, а жалобу ФГУП «Росморпорт» без удовлетворения. В судебное заседание представила пояснения, в которых подробно изложены все обстоятельства дела, а так же опровергнуты доводы ФГУП «Росмортпорт», изложенные в жалобе. Данные пояснения приобщены к материалам дела в судебном заседании.
В судебное заседание по запросу суда был представлен административный материал об административном правонарушении, в рамках которого было вынесено обжалуемое постановление..
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему.
Статья 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривает ответственность за нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Самовольное либо с нарушением правил захоронение с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
Согласно ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно п. 2 ч. 23 ст. 37.1 ФЗ О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", осуществлять наблюдения за районом захоронения донного грунта и состоянием морской среды в соответствии с программой наблюдений и представлять отчетность по форме и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.
Должностное лицо, в соответствие с требованиями закона, рассмотрело в отношении ФГУП «Росморпорт» дело об административном правонарушении, при этом в постановлении изложил основания, по которым признал подтвержденным материалами дела наличие в действиях ФГУП «Росморпорт» состава вмененного правонарушения. При этом, как следует из протокола № № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, представитель привлекаемого лица Лямцев С.В. присутствовал при рассмотрении административного дела, после рассмотрения им подано ходатайство о применении ст. 2.9 КоАП РФ, в котором определением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы в сфере природопользования Шевченко Е.А. от 01.08.2017 года отказано.
Вывод должностного лица о виновности ФГУП «Росморпорт» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.19 Кодекса РФ об АП, соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на доказательствах, приведенных в обжалуемом постановлении.
Постановление соответствует требованиям ст. 29.10 Кодекса РФ об АП. В нем указаны обстоятельства, установленные должностным лицом, проанализированы доказательства, обосновывающие вывод о виновности ФГУП «Росморпорт» в совершении указанного административного правонарушения, и мотивированы выводы относительно квалификации действий правонарушителя.
Действия ФГУП «Росморпорт» по статье 8.19 Кодекса РФ об АП квалифицированы правильно.
Назначенное наказание является справедливым и соразмерным содеянному. Оснований для применения ст. 2.9 Кодекса РФ об АП, не имеется, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо вредных последствий от правонарушения, а в неисполнении публично-правовых обязанностей.
Довод представителей ФГУП «Росморпорт» о том, что согласно разрешению № М отчетность должна представляться только по итогам выполнения работ, а не в тех случаях, когда работы не проводились, суд считает необоснованным, так как Разрешением № М не предусмотрена обязанность представления отчетности, такая обязанность предусмотрена Порядком представления отчетности по осуществлению наблюдений за районом захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, и состоянием морской среды, утвержденном Приказом Минприроды России от 24.03.2014 года, согласно которому отчетность представляется заявителем, получившим разрешение, на захоронение грунта извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, обязанным осуществлять наблюдения за районом захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, и состоянием морской среды в соответствии с программой наблюдений. Указанная отчетность предоставляется ежегодно не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования. При этом суд соглашается с доводами представителя административного органа – Шевченко Е.А. о том, что действующим законодательством не предусмотрено освобождение от представления отчетности в случаях, когда какая-либо деятельность не осуществлялась, либо осуществлялась частично. Обязанность по представлению отчетности по осуществлению наблюдений за районом захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ и состоянием морской среды в районе захоронения донного грунта, сохраняется и в том случае, когда в отчетном периоде времени работы не проводились, поскольку предоставление отрицательного или «нулевого» отчета необходимо для составления сводного статистического отчета данной категории по всем предприятиям, получившим разрешение на извлечение грунта. Случаи, когда отчетность не представляется, оговорены в законодательстве, доказательств этому по отчету, являющемуся предметом рассмотрения в данном судебном заседании, представители лица, привлекаемого к административной ответственности, в суд не представили.
При вынесения решения суд учитывает также и то, что письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.05.2017 года №, письмом АБФ ФГУП «Росморпорт» от 19.07.2017 года № № - подтверждается необходимость представления отчетности заявителем, получившим разрешение на захоронение грунта в любом случае.
Иные доводы заявителя, изложенные в жалобе опровергаются материалами дела, а так же доводами, изложенными в пояснениях представителя Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора, с которыми суд считает необходимым согласиться.
Таким образом, указанные выше доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны обоснованными, поскольку они направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных административным органом, не содержат фактов, имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность постановления административного органа, либо опровергающих его выводы.
Каких-либо существенных нарушений при составлении протокола, возбуждении и рассмотрении данного дела, которые могли бы повлиять на правильность вывода о виновности ФГУП «Росморпорт» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статье 8.19 Кодекса РФ об АП, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст.30.7 Кодекса РФ об АП, суд
РЕШИЛ:
Постановление № № от 02.08.2017 года, вынесенное старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, о привлечении ФГУП «Росморпорт» к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.19 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу ФГУП «Росморпорт», - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья