№ 1/2-1729/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 декабря 2015 года г. Ливны Орловская область
Ливенский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Семеновой Г.В.,
при секретаре Распоповой И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда гражданское дело по иску Калашниковой Ю.Н. к администрации г. Ливны Орловской области об обязании принять на учет и предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
Калашникова (Иванова) Ю.Н. обратилась в суд с иском, который дополнила в судебном заседании, к администрации г. Ливны Орловской области об обязании принять её на учет с 22 апреля 2015 года как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенного жилого помещения, и обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, указав, что она относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать В. умерла ДД.ММ.ГГГГ года, а её отец П. ДД.ММ.ГГГГ решением суда лишен родительских прав. С 8.09.2008 года она была передана на воспитание в приемную семью и проживала в семье приемного родителя У. в Залегощенском районе до 2009 года. Постоянно она была зарегистрирована и в настоящее время проживает по адресу: <адрес> вместе со своим отцом, площадь занимаемого жилого помещения составляет 18 кв.м., то есть обеспеченность жилой площадью на каждого члена семьи составляет 9 кв.м. и является ниже учетной нормы, установленной Ливенским городским Советом Народных депутатов. 19.08.2015 года Администрацией г. Ливны Орловской области ей было отказано в постановке в очередь на улучшение жилищных условий как ребенка-сироты, поскольку ею был достигнут предельный возраст для обращения с таким заявлением -23 года. Однако она обращалась до достижения 23 лет в администрацию г. Ливны с аналогичным заявлением в апреле 2015 года, но 19.05.2015 года ей также было отказано в постановке на учет, ссылаясь на то, что с подобным заявлением она должна обращаться по месту установления попечительства в администрацию Залегощенского района Орловской области. Просит обязать администрацию г. Ливны принять её на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного фонда, нуждающуюся в предоставлении благоустроенного жилого помещения, с 22 апреля 2015 года и обязать администрацию г. Ливны предоставить ей жилое помещение на территории г. Ливны общей площадью не менее 28-40 кв.м. по договору найма специализированных жилых помещений на состав семьи 1 человек.
В судебном заседании истец Калашникова Ю.Н. исковые требования поддержала и пояснила, что считает незаконным отказ администрации г. Ливны от 19.05.2015 года, поскольку в момент её обращения с заявлением о постановке на учет 22.04.2015 года она не находилась под попечительством приемного родителя и была постоянно зарегистрирована на территории г. Ливны Орловской области, поэтому администрация г. Ливны была обязана поставить её на учет.
Представитель ответчика администрации г. Ливны Фролова Э.В. исковые требования Ивановой Ю.Н. не признала, пояснила, что отказ администрации г. Ливны от 19.05.2015 года в постановке Калашниковой (Ивановой) Ю.Н. на учет как ребенка-сироты был законный, поскольку в соответствии с Законом Орловской области от 06.12.2007 года № 727-ОЗ- постановка на учет осуществляется по месту установления попечительства. 17.08.2015 года Калашниковой (Ивановой) Ю.Н. также было законно отказано, поскольку она на тот момент уже достигла возраста 23 лет и утратила статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение специализированного жилого помещения.
Представитель третьего лица администрации Залегощенского района Орловской области в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что не возражает против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства администрации г.Ливны Зацепилина Л.Ю. считает иск подлежащим удовлетворению, как основанный на законе.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В силу ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 2 Закона Орловской области от 06.12.2007 года № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции, действовавшей до 07.07.2015 года, заявление (ходатайство) о принятии на учет подается в соответствующие органы местного самоуправления по месту установления опеки (попечительства), заключения договора о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью, по месту нахождения соответствующего учреждения.
Статьей 3 названного Закона в редакции Закона Орловской области от 07.07.2015 N 1815-ОЗ предусмотрен порядок предоставления жилых помещений, в том числе указано, что по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их жительства общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров.
В случае отсутствия жилых помещений общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров по месту жительства ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из-за конструктивных и технических параметров многоквартирного жилого дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения на одного человека, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, уменьшается не более чем на 5 квадратных метров или увеличивается не более чем на 7 квадратных метров.
В силу ч. 3 ст. 40 Гражданского кодекса Российской Федерации попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия (пункт 2 статьи 21 и статья 27).
Судом установлено, что Калашникова Ю.Н. ( в девичестве –Иванова, регистрация брака имела место ДД.ММ.ГГГГ, что усматривается из паспорта) относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать В. умерла ДД.ММ.ГГГГ года, а отец П.. лишен родительских прав, что следует из свидетельства о смерти (л.д.28) и решения Ливенского районного суда Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.24-25).
Из договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью №№ от 8.09.2008 года (л.д. 27) следует, что Иванова Ю.Н. передана на воспитание в приемную семью У.
Из справок ФГБОУ ВПО «Орловский государственный технический университет» от 4.09.2009 года и ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» от 17.04.2015 года Иванова Ю.Н. обучалась в высших учебных заведениях с 1.09.2009 года по июль 2015 года.
В соответствии со свидетельством №№ о регистрации по месту пребывания Иванова Ю.Н. в период со 2.06.2008 года по 1.10.2010 года имела временную регистрацию по адресу: <адрес>
Согласно паспорту (л.д.14), она постоянно зарегистрирована по адресу: <адрес>
В соответствии с уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 1.10.2015 года (л.д.17) Иванова Ю.Н. не имеет права собственности на недвижимое имущество.
Согласно ответу администрации Залегощенского района Орловской области от 15.05.2015 года Иванова Ю.Н. на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда Залегощенского района не состоит и не состояла.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что Калашникова (Иванова) Ю.Н., не достигшая 23летнего возраста, на момент обращения в администрацию г. Ливны с заявлением о постановке на учет 22.04.2015 года, относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать умерла, а отец лишен родительских прав, при этом Калашникова (Иванова) Ю.Н. как ребенок, оставшийся без попечения родителей, имела право на предоставление ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору специализированных жилых помещений, поскольку является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, лишенного родительских прав в отношении неё, и общая площадь помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в нём, менее учетной нормы площади жилого помещения.
Суд считает, что отказ администрации г. Ливны от 19.05.2015 года в постановке Калашниковой (Ивановой) Ю.Н. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях детей, оставшихся без попечения родителей, по причине того, что постановка на учет должна была осуществляться по месту учреждения попечительства в администрации Залегощенского района Орловской области, является незаконным и необоснованным, поскольку на момент обращения попечительство над Калашниковой (Ивановой) Ю.Н. было прекращено, а попечительство совершеннолетней дееспособной Калашниковой (Ивановой) Ю.Н. в форме патронажа не назначалось, при этом, Калашникова (Иванова) Ю.Н. имела постоянную регистрацию по адресу: <адрес>
На основании изложенного, руководствуясь ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст. 194-198 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ 22 ░░░░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 28-40 ░░.░. ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ 1 ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░