Решение по делу № 2-388/2025 (2-3363/2024;) от 01.11.2024

Дело № 2-388/2025 (2-3363/2024)

УИД 70RS0001-01-2024-005752-83

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 января 2025 года Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Ю.А. Романовой,

при секретаре Г.С. Бежинарь,

помощник судьи К.А. Костиков,

при участии истца Л.А., представителя ответчика К.А. по доверенности от 09.01.2025 (по 31.12.2025),

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению Л.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области о перерасчете страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Л.А. (далее истец) обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области (далее ответчик), в котором просит обязать ответчика выплачивать истцу пенсию по старости в сумме 15568,12 руб. В обоснование иска указано на то, что истец является получателем страховой пенсии по старости, в ответе пенсионного органа ей определен размер пенсии в сумме 15568,12 руб., при этом она получает пенсию с апреля 2024 года в меньшем размере.

Истец Л.А. в судебном заседании поддержала доводы иска по изложенным в нем основаниям, просила ее требования удовлетворить.

Представитель ответчика К.А., действующая на основании доверенности от /________/, в судебном заседании поддержала доводы отзыва на исковое заявление, в котором просила отказать в удовлетворении исковых требований. Л.А. с /________/ назначена страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (решение от 08.08.2024 /________/) в размере 15568,12 рублей. Однако в связи с тем, что истец является работающим пенсионером (работает с /________/ в НПО «Вирион») выплата пенсии производится в размере 10 881,97 рублей (ранее в размере 10 642,96 рублей) без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии.

Выслушав пояснения истца и представителя ответчика, изучив доводы отзыва на иск, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Принцип равенства всех перед законом закреплен в статье 26 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации провозглашено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе введение правил исчисления и подтверждения стажа, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Статьей 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, возраст, страховой стаж, индивидуальный пенсионный коэффициент.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В соответствии с ч. 1, 2, 3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в редакции, действующей на момент назначения истцу страховой пенсии, право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Согласно положениям части 8 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Законом.

Страховая пенсия исчисляется исходя из количества заработанных индивидуальных пенсионных коэффициентов.

В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях" пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Из положений части 3 статьи 26.1 Закона № 400-Ф3 следует, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-Ф3 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой ценени (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 данной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 июня 2018 г. № 1488-О, реализуя предоставленные ему полномочия, законодатель определил порядок индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии для пенсионеров, прекративших осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, предусмотрев, что уточнение факта осуществления либо прекращения пенсионерами работы и указанной деятельности производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях").

В силу пункта 100 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Минтруда России от 5 августа 2021 г. № 545н, при прекращении осуществления работы и (или) иной деятельности суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в соответствии с частью 3 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", выплачиваются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), за период, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.

Из указанных положений пенсионного законодательства следует, что в случае осуществления пенсионером трудовой деятельности назначенная страховая пенсия с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачивается без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Соответствующий перерасчет пенсии с учетом индексации (увеличения) и корректировки производится в связи с увольнением пенсионера с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности. Сведения об осуществлении (прекращении) пенсионером работы и (или) иной деятельности пенсионный орган ежемесячно получает от работодателей в сроки и по форме, предусмотренным Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования", на основании которых выносит решение о выплате пенсии, определенной в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, в месяце, следующем за месяцем получения указанных сведений от работодателей (часть 6 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях"). Выплата пенсии в новом размере производится, начиная с месяца, следующего за месяцем вынесения решения о перерасчете пенсии (часть 7 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Таким образом, по смыслу приведенных выше нормативных положений, выплата индексации (увеличения) к страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии поставлена в зависимость от осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности, подлежащей обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, поскольку право на получение индексации имеет только неработающий пенсионер.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, Л.А. с /________/ являлась получателем страховой пенсии по старости на основании п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", решением ответчика от /________/ ей назначена пенсия в размере 10122,91 руб. Решением от 08.08.2024 /________/ истцу назначена пенсия с /________/ на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в сумме 15568,12 руб.

Согласно приложенной к иску справке о видах и размерах пенсий и других социальных выплат, зачисленных на счета в ПАО Сбербанк, Л.А. с /________/ по /________/ выплачена пенсия в сумме 10642,96 руб. ежемесячно, с августа по сентябрь 2024 года – 10881,97 руб.

В связи с тем, что истец является работающим пенсионером (работает с /________/ в НПО «Вирион», что подтверждается трудовой книжкой АТ-V /________/ от /________/) выплата пенсии производится в размере 10881,97 рублей (с /________/ по /________/ - в размере 10 642,96 рублей) без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии.

На основании ответа Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области по обращению Л.А. от /________/, по материалам выплатного дела установлено, что истец с /________/ является получателем досрочной страховой пенсии по старости за работу в тяжелых условиях труда, до этого она являлась получателем досрочной страховой пенсии по старости как мать ребенка-инвалида с детства. Согласно закону "О страховых пенсиях" суммарный размер пенсии состоит из фиксированной выплаты к страховой пенсии и страховой пенсии по старости. Фиксированная выплата установлена в твердом размере с /________/ в сумме 8134,88 руб.

Ранее действующий закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее — Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ) предусматривал, что оценка пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30, либо в порядке, установленном в пункте 4 статьи 30 Закона.

В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года. За период с 01 января 2002 года в расчет размера пенсии учитываются страховые взносы, отображенные на лицевом счете застрахованного лица.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 указанного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ при назначении пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчётный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП - 450 руб.) * Т, где ПК - величина расчётного пенсионного капитала; РП - расчётный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей; 450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии, который устанавливался законодательством РФ на 01.01.2002 года; Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости.

Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав гражданина может определяться по его выбору в порядке, установленном статьей 30 указанного закона: пунктами 3 или 4. Применяется тот вариант оценки, который позволяет установить гражданину пенсию в наибольшем размере, исходя из продолжительности общего трудового стажа, в который включаются периоды работы и (или) иной деятельности до /________/.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.

Согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ расчётный размер трудовой пенсии определяется по формуле: РП=СК*ЗР/ЗП*СЗП, где СК - стажевый коэффициент, который составляет 0,55 за требуемый стаж (20 лет для женщин) и повышается на 0,01 за каждый полный год трудового стажа сверх требуемого, но не более чем на 0,20. ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями; ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период.

По пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется по следующей формуле: РП = ЗР х СК, где: РП - расчетный размер трудовой пенсии; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

В случае истца для определения расчетного размера пенсии применен пункт 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ. Продолжительность страхового стажа на 22.04.2024 составила 33 года 18 дней. Общий трудовой стаж (до /________/), учитываемый при определении размера страховой пенсии по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, составил 9 лет 9 месяцев 16 дней. Суммарный ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент) Л.А. на дату назначения пенсии составил 55,868, а размер страховой пенсии по старости – 7433,24 руб. Размер пенсии с даты назначения составил 15568,12 руб., в том числе: 8134,88 руб. – размер фиксированной выплаты, 7433,24 руб. – страховая пенсия по старости (в ответе пенсионного органа от /________/ ошибочно указана сумма 5291,53 руб., как пояснила представитель ответчика в судебном заседании, допущена опечатка, верной является сумма 7433,24 руб.).

В ответе на запрос Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области указало, что Л.А., является получателем: страховой пенсии по старости с /________/ по /________/ в соответствии с п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; страховой пенсии по старости с /________/ в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В соответствии с частью 5 статьи 25 Федерального закона № 400-ФЗ по желанию пенсионера страховая пенсия может быть назначена вновь. Статьёй 26.1. Федерального закона № 400-ФЗ предусматривается выплата того же вида пенсии по старости, исходя из актуальной стоимости одного пенсионного коэффициента, только в случае прекращения работы. В случае продолжения пенсионером работы и (или) деятельности при назначении вновь страховой пенсии по старости вид страховой пенсии по старости остаётся прежним (независимо от её основания).

Поскольку истец продолжает трудовую деятельность, что подтверждается представленными в материалы дела документами и ей не оспаривается, то есть является работающим пенсионером, размер пенсии ей выплачивается без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, в связи с чем, основания для удовлетворения исковых требований об обязании ответчика производить выплату пенсии в размере 15568,12 руб. отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Л.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области о перерасчете страховой пенсии по старости оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Ю.А. Романова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 31.01.2025.

Дело № 2-388/2025 (2-3363/2024)

УИД 70RS0001-01-2024-005752-83

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 января 2025 года Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Ю.А. Романовой,

при секретаре Г.С. Бежинарь,

помощник судьи К.А. Костиков,

при участии истца Л.А., представителя ответчика К.А. по доверенности от 09.01.2025 (по 31.12.2025),

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению Л.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области о перерасчете страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Л.А. (далее истец) обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области (далее ответчик), в котором просит обязать ответчика выплачивать истцу пенсию по старости в сумме 15568,12 руб. В обоснование иска указано на то, что истец является получателем страховой пенсии по старости, в ответе пенсионного органа ей определен размер пенсии в сумме 15568,12 руб., при этом она получает пенсию с апреля 2024 года в меньшем размере.

Истец Л.А. в судебном заседании поддержала доводы иска по изложенным в нем основаниям, просила ее требования удовлетворить.

Представитель ответчика К.А., действующая на основании доверенности от /________/, в судебном заседании поддержала доводы отзыва на исковое заявление, в котором просила отказать в удовлетворении исковых требований. Л.А. с /________/ назначена страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (решение от 08.08.2024 /________/) в размере 15568,12 рублей. Однако в связи с тем, что истец является работающим пенсионером (работает с /________/ в НПО «Вирион») выплата пенсии производится в размере 10 881,97 рублей (ранее в размере 10 642,96 рублей) без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии.

Выслушав пояснения истца и представителя ответчика, изучив доводы отзыва на иск, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Принцип равенства всех перед законом закреплен в статье 26 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации провозглашено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе введение правил исчисления и подтверждения стажа, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Статьей 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, возраст, страховой стаж, индивидуальный пенсионный коэффициент.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В соответствии с ч. 1, 2, 3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в редакции, действующей на момент назначения истцу страховой пенсии, право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Согласно положениям части 8 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Законом.

Страховая пенсия исчисляется исходя из количества заработанных индивидуальных пенсионных коэффициентов.

В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях" пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Из положений части 3 статьи 26.1 Закона № 400-Ф3 следует, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-Ф3 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой ценени (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 данной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 июня 2018 г. № 1488-О, реализуя предоставленные ему полномочия, законодатель определил порядок индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии для пенсионеров, прекративших осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, предусмотрев, что уточнение факта осуществления либо прекращения пенсионерами работы и указанной деятельности производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях").

В силу пункта 100 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Минтруда России от 5 августа 2021 г. № 545н, при прекращении осуществления работы и (или) иной деятельности суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в соответствии с частью 3 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", выплачиваются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), за период, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.

Из указанных положений пенсионного законодательства следует, что в случае осуществления пенсионером трудовой деятельности назначенная страховая пенсия с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачивается без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Соответствующий перерасчет пенсии с учетом индексации (увеличения) и корректировки производится в связи с увольнением пенсионера с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности. Сведения об осуществлении (прекращении) пенсионером работы и (или) иной деятельности пенсионный орган ежемесячно получает от работодателей в сроки и по форме, предусмотренным Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования", на основании которых выносит решение о выплате пенсии, определенной в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, в месяце, следующем за месяцем получения указанных сведений от работодателей (часть 6 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях"). Выплата пенсии в новом размере производится, начиная с месяца, следующего за месяцем вынесения решения о перерасчете пенсии (часть 7 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Таким образом, по смыслу приведенных выше нормативных положений, выплата индексации (увеличения) к страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии поставлена в зависимость от осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности, подлежащей обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, поскольку право на получение индексации имеет только неработающий пенсионер.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, Л.А. с /________/ являлась получателем страховой пенсии по старости на основании п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", решением ответчика от /________/ ей назначена пенсия в размере 10122,91 руб. Решением от 08.08.2024 /________/ истцу назначена пенсия с /________/ на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в сумме 15568,12 руб.

Согласно приложенной к иску справке о видах и размерах пенсий и других социальных выплат, зачисленных на счета в ПАО Сбербанк, Л.А. с /________/ по /________/ выплачена пенсия в сумме 10642,96 руб. ежемесячно, с августа по сентябрь 2024 года – 10881,97 руб.

В связи с тем, что истец является работающим пенсионером (работает с /________/ в НПО «Вирион», что подтверждается трудовой книжкой АТ-V /________/ от /________/) выплата пенсии производится в размере 10881,97 рублей (с /________/ по /________/ - в размере 10 642,96 рублей) без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии.

На основании ответа Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области по обращению Л.А. от /________/, по материалам выплатного дела установлено, что истец с /________/ является получателем досрочной страховой пенсии по старости за работу в тяжелых условиях труда, до этого она являлась получателем досрочной страховой пенсии по старости как мать ребенка-инвалида с детства. Согласно закону "О страховых пенсиях" суммарный размер пенсии состоит из фиксированной выплаты к страховой пенсии и страховой пенсии по старости. Фиксированная выплата установлена в твердом размере с /________/ в сумме 8134,88 руб.

Ранее действующий закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее — Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ) предусматривал, что оценка пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30, либо в порядке, установленном в пункте 4 статьи 30 Закона.

В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года. За период с 01 января 2002 года в расчет размера пенсии учитываются страховые взносы, отображенные на лицевом счете застрахованного лица.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 указанного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ при назначении пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчётный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП - 450 руб.) * Т, где ПК - величина расчётного пенсионного капитала; РП - расчётный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей; 450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии, который устанавливался законодательством РФ на 01.01.2002 года; Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости.

Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав гражданина может определяться по его выбору в порядке, установленном статьей 30 указанного закона: пунктами 3 или 4. Применяется тот вариант оценки, который позволяет установить гражданину пенсию в наибольшем размере, исходя из продолжительности общего трудового стажа, в который включаются периоды работы и (или) иной деятельности до /________/.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.

Согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ расчётный размер трудовой пенсии определяется по формуле: РП=СК*ЗР/ЗП*СЗП, где СК - стажевый коэффициент, который составляет 0,55 за требуемый стаж (20 лет для женщин) и повышается на 0,01 за каждый полный год трудового стажа сверх требуемого, но не более чем на 0,20. ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями; ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период.

По пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется по следующей формуле: РП = ЗР х СК, где: РП - расчетный размер трудовой пенсии; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

В случае истца для определения расчетного размера пенсии применен пункт 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ. Продолжительность страхового стажа на 22.04.2024 составила 33 года 18 дней. Общий трудовой стаж (до /________/), учитываемый при определении размера страховой пенсии по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, составил 9 лет 9 месяцев 16 дней. Суммарный ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент) Л.А. на дату назначения пенсии составил 55,868, а размер страховой пенсии по старости – 7433,24 руб. Размер пенсии с даты назначения составил 15568,12 руб., в том числе: 8134,88 руб. – размер фиксированной выплаты, 7433,24 руб. – страховая пенсия по старости (в ответе пенсионного органа от /________/ ошибочно указана сумма 5291,53 руб., как пояснила представитель ответчика в судебном заседании, допущена опечатка, верной является сумма 7433,24 руб.).

В ответе на запрос Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области указало, что Л.А., является получателем: страховой пенсии по старости с /________/ по /________/ в соответствии с п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; страховой пенсии по старости с /________/ в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В соответствии с частью 5 статьи 25 Федерального закона № 400-ФЗ по желанию пенсионера страховая пенсия может быть назначена вновь. Статьёй 26.1. Федерального закона № 400-ФЗ предусматривается выплата того же вида пенсии по старости, исходя из актуальной стоимости одного пенсионного коэффициента, только в случае прекращения работы. В случае продолжения пенсионером работы и (или) деятельности при назначении вновь страховой пенсии по старости вид страховой пенсии по старости остаётся прежним (независимо от её основания).

Поскольку истец продолжает трудовую деятельность, что подтверждается представленными в материалы дела документами и ей не оспаривается, то есть является работающим пенсионером, размер пенсии ей выплачивается без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, в связи с чем, основания для удовлетворения исковых требований об обязании ответчика производить выплату пенсии в размере 15568,12 руб. отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Л.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области о перерасчете страховой пенсии по старости оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Ю.А. Романова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 31.01.2025.

2-388/2025 (2-3363/2024;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Чаплинская Лариса Анатольевна
Ответчики
Отделение Фонда Пенсионного и Социального Страхования РФ по Томской области
Суд
Кировский районный суд г. Томска
Дело на сайте суда
kirovsky.tms.sudrf.ru
01.11.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.11.2024Передача материалов судье
02.11.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.12.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
03.12.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.12.2024Подготовка дела (собеседование)
20.12.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.01.2025Судебное заседание
31.01.2025Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.02.2025Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.01.2025
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее