Дело № 2а-1919/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 14 февраля 2018 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М. А., единолично, при секретаре Готовцевой А. С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Васильева Петра Степановича к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка,
у с т а н о в и л :
Васильев П. С. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование своих требований указывая на то, что административным ответчиком в предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером ___ общей площадью ___ кв.м, расположенного по адресу: ___, под ___, отказано. Между тем отсутствие зарегистрированных прав третьих лиц на испрашиваемый участок дает ему право на обращение с заявлением о предварительном согласовании предоставления участка, на испрашиваемом земельном участке расположен жилой дом, построенный им в ___ году для своей матери ФИО7 межевание земельного участка осуществлено им, пользуется земельным участком по назначению с момента постройки дома, выращивает картофель. Полагая, что оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка у административного ответчика не имелось, просил признать отказ органа местного самоуправления в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным, обязать административного ответчика устранить допущенное нарушение путем предварительного согласования предоставления испрашиваемого земельного участка.
В судебном заседании административный истец иск поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Дополнительно пояснил, что испрашиваемый земельный участок был выделен его матери ФИО6 которая умерла в ____ году, им осуществлено межевание участка, в ____ году построен жилой дом. Земельный участок не смог оформить на свое имя в порядке наследования в связи с утерей распоряжения о выделении земельного участка его матери.
В судебном заседании представитель административного ответчика ОА г. Якутска Кривошапкин Н. Ю. иск не признал, просил в его удовлетворении отказать, ссылаясь на законность и обоснованность действий органа местного самоуправления. Пояснил, что административному истцу следовало обратиться в ОА г. Якутска в соответствии с Административным регламентом предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги «Предоставление земельных участков без торгов из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена», поскольку испрашиваемый земельный участок уже сформирован и стоит на кадастровом учете. Предварительно согласовать предоставление уже сформированного земельного участка невозможно. Полагает, что административным истцом избран неверный способ защиты своих прав.
Суд, заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что ____ года Васильев П. С. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений (далее – ДИЗО) ОА г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления ему земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью ___ кв.м, расположенного по адресу: ___, под ___.
____ года административному истцу направлено уведомление ДИЗО ОА г. Якутска № № о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка для использования под жилой дом.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219, административным истцом не пропущен, поскольку уведомление о принятом решении датировано ____ года, а административное исковое заявление поступило в суд ____.
В качестве основания отказа органом местного самоуправления указано, что испрашиваемый земельный участок учтен в государственном кадастре недвижимости за кадастровым номером № общей площадью ___ кв.м для использования под индивидуальное жилищное строительство, зарегистрированные права на него отсутствуют, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ____ года № №. Кроме того, на испрашиваемом земельном участке расположен жилой дом с кадастровым номером №, зарегистрированные права на который также отсутствуют.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу п. 1 ст. 39.20. ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. В соответствии со ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение в собственность земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на указанных земельных участках.
Из материалов дела установлено, что вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером ___ учтен в государственном кадастре недвижимости, однако какие-либо вещные права или обременения в отношении него не зарегистрированы, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ____ года. как видно из материалов дела, ни в Национальном архиве РС (Я), ни в архиве городского округа «город Якутск» сведений о предоставлении данного земельного участка матери административного истца ФИО8 не имеется. Выписка из похозяйственной книги допустимым доказательством по настоящему административному делу не является, поскольку этот факт должен подтверждаться специальными письменными документами, в частности, решением о предоставлении или выделении земельного участка.
На данном земельном участке расположен жилой дом с кадастровым номером №, зарегистрированные права в отношении которого также отсутствуют. Данный жилой дом признан апелляционным определением Верховного суда РС (Я) от ____ года самовольным строением. Доказательств наличия у истца или его умершей матери каких-либо прав на данное строение суду также не представлено, вступившее в законную силу судебное постановление о признании права собственности административного истца или его матери на данное самовольное строение отсутствует.
Таким образом, основания полагать о том, что Васильев П. С. имеет исключительное право на получение земельного участка в собственность, отсутствуют.
В соответствии с п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, в частности согласно пп. 2 в качестве такого основания указан случай, когда земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ.
В силу п. 4 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в частности, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный п. 3 ст. 39.36 данного Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.
По смыслу указанной правовой нормы препятствием в предоставлении гражданину земельного участка является нахождение на испрашиваемом земельном участке принадлежащего кому-либо недвижимого имущества, поскольку предоставление земельного участка без проведения торгов предполагала бы возможность приобретения права собственности на объекты недвижимости принадлежащие иным лицам.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение является законным, принято в пределах компетенции органа местного самоуправления, порядок и сроки принятия решения не нарушены. При этом административным истцом не доказано, что оспариваемым действием нарушаются его права, свободы или охраняемые законом интересы, либо созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
При таких обстоятельствах на основании п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска Васильева Петра Степановича к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: п/п М. А. Кузьмина
Копия верна.
Судья: М. А. Кузьмина
Секретарь А. С. Готовцева
Решение изготовлено в окончательной форме 16 февраля 2018 года.