№
мотивированное
решение составлено
30 ноября 2020 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Тавда 23 ноября 2020 года
Тавдинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Федотовой Н.С.,
при помощнике судьи Цаллаевой Ф.С., осуществляющей протоколирование,
с участием представителя административного истца Вишневой А.В.– Хасаншиной Н.Х.,
представителя административного ответчика администрации Тавдинского городского округа Кашаевой М.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Севостьяновой ФИО35, Ларионова ФИО36, Зюрина ФИО37, ФИО33 ФИО38, Вишневой ФИО39, действующей за себя и своего несовершеннолетнего ребенка ФИО1, Афанасьевой ФИО40, Афанасьева ФИО41, Ковалевой ФИО42, Никулиной (ФИО34) ФИО43, Пермякова ФИО44, Пермякова ФИО45, Пермяковой ФИО46, действующей за себя и своих несовершеннолетних детей: ФИО49 Вячеславовну, к Администрации Тавдинского городского округа о признании постановления Администрации Тавдинского городского округа № от 18 августа 2017 года «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу» незаконным в части установления срока отселения граждан до 01 сентября 2023 года,
УСТАНОВИЛ:
Севостьянова Е.С., Ларионов Н.П., Зюрин Н.Ю., Токарева Я.Ю., Вишнева А.В., действующая за себя и своего несовершеннолетнего ребенка ФИО1, Афанасьева В.А., Афанасьев Г.Г., Ковалева Р.А., Никулина (Коркунова) В.А., Пермяков В.А., Пермяков Е.В., Пермякова Н.Е., действующая за себя и своих несовершеннолетних детей: ФИО3, ФИО4 обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации Тавдинского городского округа, в котором просит признать незаконным постановление Администрации Тавдинского городского округа № от 18 августа 2017 года «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока отселения граждан до 01 сентября 2023 года.
В обоснование иска указано, что 18 августа 2017 года постановлением Администрации Тавдинского городского округа № многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. В пункте 3 данного постановления указано «произвести отселение граждан, проживающих в вышеназванном доме, в срок не позднее 01 сентября 2023 года». С данным сроком они не согласны, поскольку считают, что администрацией Тавдинского городского округа данный срок установлен незаконно и ничем не обусловлен.
Капитальный ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, 1951 года постройки, должен был быть в 2021 году, но в связи с тем, что данный дом снят с программы по проведению капитальных ремонтов и признан аварийным, капитальный ремонт дома производиться не будет.
Специалистом Департамента было проведено обследование технического состояния жилого дома на предмет аварийности. По результатам обследования было оформлено заключение от 18 июля 2019 года, данное заключение было направлено в Администрацию Тавдинского городского округа для рассмотрения вопроса по обеспечению безопасного проживания жителей <адрес> в <адрес> и о признании указанного дома непригодным для проживания.
Они неоднократно обращались в администрацию Тавдинского городского округа с просьбой расселить их дом в кротчайшие сроки, но все безрезультатно. Часть квартир в доме брошена, часть квартир расселили по решению суда. В связи с тем, что часть квартир в жилом доме пустует и не отапливается, в зимнее и осеннее время, в период холодов, перемерзнет водопровод и не будет возможности им пользоваться.
Также они обращались в ОНД и ПР Тавдинского ГО, Таборинского МР УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской области с просьбой провести проверку и предоставить заключение на предмет возникновение пожароопасной ситуации, в связи с тем, что дом признан аварийным, но даже не получили ответа.
Из заключения ООО «ВЕКтор» от 14 июля 2017 года следует, что с учетом значительного физического износа жилого дома и недопустимого состояния несущих и ограждающих конструкций, рекомендовалось признать жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу. (Решение Тавдинского районного суда <адрес> от 14 мая 2019 года).
Полагают, что срок отселения до 01 сентября 2023 года многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, не разумный.
Непринятие своевременных мер ответчиком может повлечь за собой необратимые последствия в виде обрушения несущих конструкций спорного жилого дома или его части, создает угрозу жизни и здоровью проживающих в нем граждан и иных лиц.
В судебном заседании представитель административного истца Вишневой А.В. - Хасаншина Н.Х. административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в обоснование административного иска. Суду пояснила, что срок отселения граждан из аварийного дома, установленный в постановлении Администрации Тавдинского городского округа № от 18 августа 2017 года до 2023 года является неразумным и незаконным. Установленный срок отселения ничем не обоснован.
Представитель административного ответчика Администрации Тавдинского городского округа Кашаева М.Л. в судебном заседании с административными исковыми требованиями была не согласна и пояснила, что установление срока отселения граждан из многоквартирного дома признанного аварийным и подлежащим сносу относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления. Считает установленный срок обоснованным, так как домов к расселению в городе много, а в бюджете отсутствует достаточное количество денежных средств, для реализации переселения всех граждан из аварийного жилья.
Административные истцы Севостьянова Е.С., Ларионов Н.П., Зюрин Н.Ю., Токарева Я.Ю., Вишнева А.В., действующая за себя и своего несовершеннолетнего ребенка ФИО1, Афанасьева В.А., Афанасьев Г.Г., Ковалева Р.А., Никулина (Коркунова) В.А., Пермяков В.А., Пермяков Е.В., Пермякова Н.Е., действующая за себя и своих несовершеннолетних детей: ФИО3, ФИО4 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Ранее в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ административные истцы ФИО10, Никулина В.А., ФИО6, ФИО15 действующая за себя и своих несовершеннолетних детей: ФИО3, ФИО4, Вишнева А.В., действующая за себя и своего несовершеннолетнего ребенка ФИО1, административные исковые требования поддержали по доводам, изложенным в обоснование административного иска, просили их удовлетворить.
Изучив доводы, изложенные в административном исковом заявлении, заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований к Администрации Тавдинского городского округа по следующим основаниям.
В силу ч.1.1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Принимая во внимание обстоятельства того, что в той части, в которой оспаривается постановление Администрации Тавдинского городского округа от 18 августа 2017 года № 1367, исходя из его буквального толкования, обозначен временной период, в течение которого у административного ответчика сохраняется обязанность по отселению граждан, проживающих в многоквартирном доме, при этом предельный срок исполнения данной обязанности не наступил, административными истца соблюден срок для обращения за судебной защитой нарушенного права.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с частями 1, 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти, органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесены признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации (п. 8 и п. 10 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", в силу пункта 49 которого на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Согласно п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что в силу части 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В силу приведенных норм закона, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления, однако согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации срок отселения и сноса аварийного дома должен быть разумным.
В судебном заседании установлено, что многоквартирный дом по адресу: <адрес>, является двухэтажным, состоит из 12 квартир.
Из информации, представленной Тавдинским БТИ от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ФИО5 данным учетной регистрации документов о правах, осуществляемой в период до начала деятельности органа по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (до ДД.ММ.ГГГГ), сведения о регистрации жилых помещений на праве собственности на объекты недвижимости - <адрес>, №, №, №, №, №, №, №, №, №, расположенные по адресу: <адрес>, отсутствуют.
Комнаты №,2,3 в <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, зарегистрированы за ФИО21 на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного ФИО22 нотариусом <адрес>, в реестре за № и договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ удостоверенного ФИО22 нотариусом <адрес>, в реестре за №.
Квартира №, расположенная по адресу: <адрес>, зарегистрирована за ФИО23 на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, свидетельствам о государственной регистрации права, собственниками квартир, расположенных в вышеуказанном многоквартирном доме являются: <адрес> по ? доли каждый ФИО6, ФИО7, <адрес> по ? доли каждый ФИО24, ФИО25, ФИО8, ФИО26, <адрес> по 1/3 доли каждый ФИО9, ФИО1, ФИО33, <адрес> по ? доли каждый ФИО10, ФИО11, <адрес> по ? доли каждый ФИО27, ФИО28, <адрес> по 1/10 доли каждый ФИО3, ФИО13, ФИО4, ФИО14, ФИО15, ? доли Никулина В.А., <адрес> Тавдинский городской округ. Право собственности на <адрес>, №, №, №, №, в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано.
Из справок представленных МБУ ТГО «Единое агентство заказчика» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в д���������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�???????????????????????x???????�???????�???????�??v???????�??????????�??????????�??????????�???????�??????????�??????????�???????�??v???????�???????�????????????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������������?�?????¦?�?????????¦?�?????‡?�?????????‡?�?????‡?�??‡?�?????????‡?�?????????‡??�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?����������?�?????????S?�?????????‡?�?????????¦??�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�??????????????????????????v???????�??????????�???????�???????�??????????�??v??????
Из адресных справок ОВМ МО МВД России «Тавдинский» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО6 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>1, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, ФИО7 зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>1, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; ФИО8 зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>3, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; ФИО1 зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>5, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, ФИО9 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>5, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; ФИО29(ФИО33) зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>34, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; ФИО12 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>6, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; ФИО11 зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>6, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, ФИО10 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>6, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; ФИО4 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>10, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Никулина В.А. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>10, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; ФИО3 зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>10, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, ФИО15 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>10, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, ФИО14 зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>10, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, ФИО13 зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>10, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из технического паспорта на жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>, составленного по состоянию на 19 апреля 1999 года установлено, что дом является двухэтажным, состоящим из 12 квартир (32 жилые комнаты), 1951 года постройки, общая полезная площадь <адрес>,6 кв.м., общая жиля площадь 548,8 кв.м., средняя площадь квартир 45,7 кв.м.
24 марта 2017 года ООО «Межрегиональное проектно-инвентаризационное и кадастровое агентство» составлена справка о техническом состоянии многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. По данным технического обследования на 22 марта 2017 года общий процент физического износа здания многоквартирного дома составляет 66%, в том числе: фундамент, стены и их наружная отделка, перегородки, дверные и оконные проемы, отделка, водопровод, канализация, горячее водоснабжение, электроосвещение, отопление – 65%, полы, крыша - 70%, перекрытие- 60%.
Администрацией Тавдинского городского округа 30 марта 2017 года министру энергетики и жилищно - коммунального хозяйства Свердловской области было направлено письмо с просьбой актуализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, в том числе и по дому, расположенному по адресу: <адрес>.
Согласно ответу Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, исключен из проекта Региональной программы капитального ремонта, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306-ПП (в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 22 февраля 2016 года № 905-ПП), как дом с высоким процентом износа основных конструктивных элементов.
Межведомственной комиссией Тавдинского городского округа от 08 августа 2017 года на основании заключения по результатам технического обследования состояния строительных и конструктивных элементов жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, выполненного ООО «ВЕКтор» от 14 июля 2017 года, принято заключение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Главы Тавдинского городского округа № 1367 от 18 августа 2017 года на основании заключения межведомственной комиссии от 08 августа 2017 года № 16, многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. В части 2 пункта 3 данного постановления установлен срок отселения граждан, проживающих в вышеназванном многоквартирном доме, в срок не позднее 01 сентября 2023 года.
Суд полагает, что административным ответчиком в данном случае не доказана разумность установленного постановлением № 1367 от 18 августа 2017 срока отселения граждан, при этом учитывает правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в ответе на вопрос N 3 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года, согласно которой определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Согласно Заключению Арх ФИО50 по результатам технического обследования состояния строительных и конструктивных элементов жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, выполненного ООО «ВЕКтор» от 14 июля 2017 года, специалистом сделан вывод, что процент физического износа жилого дома на момент проведения обследования составляет 73 %, что указывает на аварийное состояние. В процессе проведения технического обследования состояния строительных и конструктивных элементов жилого дома, расположенного по адресу; <адрес>, жилой дом не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым домам, согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. №47 по следующим основаниям: несущие и ограждающие конструкции должны находиться в работоспособном состоянии и обеспечивать несущую способность, надежность и безопасное пребывание граждан - п. 10; наружные ограждающие конструкции должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую отсутствие конденсации влаги и препятствующую накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома - п. 15; жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств - п. 16;
С учетом значительного физического износа жилого дома и недопустимого состояния несущих и ограждающих конструкций (согласно ведомости дефектов и повреждений), основываясь на пункты 33 34 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или ре-конструкции» (Постановление Правительства РФ №47 от 28.01.2006 г.), при рассмотрении вопроса о пригодности жилого дома для дальнейшего проживания, рекомендуется признать его аварийным и подлежащим сносу.
В декабре 2018 года жители <адрес>, обращались к Главе Тавдинского городского округа с коллективным письмом, в котором просили расселить дом в 2019 году, по тем основаниям, что проживать в доме до установленного срока отселения невозможно. В доме несколько квартир, которые пустуют, через них проходит водопровод, трубы перемерзают, зимой температура в квартирах доходит до - 10 градусов. Происходит разрушение перекрытий, фундамент разрушен, стены перекосились. Они вынуждены постоянно держать включенными электроприборы, что образует огромные счета за электроэнергию. Опасаются за свою жизнь и здоровье.
Решением Тавдинского районного суда <адрес> от 14 мая 2019 года Вишневой А.В., Токаревой Я.Ю., Вишневу И.А было отказано в удовлетворении иска к Администрации Тавдинского городского округа о возложении обязанности в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу направить требование о сносе или реконструкции многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, и принять решение об изъятии земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
В июне 2019 года Вишнева А.В. обратилась в Государственную жилищную инспекцию Свердловской области с коллективным обращением жителей <адрес> в <адрес>, где просили оказать содействие в решении вопроса по расселению дома.
23 июля 2019 года Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области Вишневой А.В. дан ответ, согласно которому специалистом Департамента 09 июля 2019 года в отношении ООО «Управляющая компания» проведена внеплановая выездная проверка технической эксплуатации жилого дома по указанному адресу. При проведении проверки установлены следующие факты: в квартирах № 5 и 6 по потолочному перекрытию следы протечек кровли; на чердаке примыкания шифера к печным трубам не герметичны (следы протечек); местами пробоины и трещины в шиферных листах. По результатам проверки составлен акт. В отношении ООО «Управляющая компания» оформлено предписание о необходимости устранения выявленных нарушений со сроком до 01 октября 2019 года. Сроки устранения нарушений находятся на контроле Департамента. Также, специалистом Департамента проведено обследование технического состояния жилого дома по адресу: <адрес> на предмет аварийности. По результатам обследования оформлено заключение от 18 июля 2019 года, данное заключение направлено в Администрацию Тавдинского городского округа для рассмотрения вопроса по обеспечению безопасного проживания жителей <адрес> в <адрес> и о признании указанного дома аварийным и непригодным для проживания.
Суду представлены фотографии жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, подтверждающие плохое состояние дома.
Определением Тавдинского районного суда от 07 августа 2020 года по административному делу № назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение судебной строительно-технической экспертизы было поручено эксперту ООО «Независимая экспертиза» ФИО31
По результатам проведенной экспертизы экспертом ООО «Независимая экспертиза» ФИО31 составлено ФИО5 №э-20, согласно выводам которого, строительно-техническое состояние конструкций и жилого многоквартирного дома в целом, расположенного по адресу: <адрес>, оценивается как аварийное состояние и предельное состояние, которое создает угрозу для жизни и здоровья граждан проживающих в нем.
Исследуемые конструкции и элементы здания многоквартирного дома, его жилых помещений, помещений МОП, на момент обследования, полностью выработали свой ресурс и не выполняют функции по несущей способности, являются аварийными. Существует опасность внезапного обрушения данных конструкций, что может привести к человеческим увечьям и даже жертвам. Безопасное проживание жильцов в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, до 01 сентября 2023 года, невозможно. Необходимо немедленное отселение жильцов из данного многоквартирного дома.
Данное заключение эксперта №э-20 от 26 октября 2020 года суд принимает в качестве относимого и допустимого доказательства, подтверждающего опасность дальнейшего проживания граждан в многоквартирном доме, распложенном по адресу: <адрес>, а также необоснованность установленного Администрацией Тавдинского городского округа срока отселения граждан до ДД.ММ.ГГГГ.
Экспертное заключение составлено в соответствии с требованиями законодательства, содержит ссылки на источники информации, методическую и нормативную литературу, объективные данные об исследованном объекте.
Эксперт, проводивший экспертизу, имеет высшее строительно-техническое образование, соответствующую квалификацию, длительный стаж экспертной работы, был предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования, представлены фотоснимки обследуемого объекта, выводы эксперта мотивированы, их обоснованность сторонами не опровергнута.
Оснований не доверять заключению эксперта суд не усматривает, поскольку экспертом даны ответы на поставленные судом вопросы, обследование произведено экспертом 29 сентября 2020 года с выездом к многоквартирному дому.
Поскольку, с учетом представленных заключений, в том числе и заключения, которое было положено в основу признания дома аварийным в 2017 году, судом установлено, что техническое состояние конструкций и жилого многоквартирного дома в целом, расположенного по адресу: <адрес>, оценивается как аварийное состояние и предельное состояние, создает угрозу для жизни и здоровья граждан, проживающих в нем. Существует опасность внезапного обрушения данных конструкций, что может привести к человеческим увечьям и даже жертвам. Безопасное проживание жильцов в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, невозможно. Необходимо немедленное отселение жильцов из данного многоквартирного дома.
При данных обстоятельствах установленный в оспариваемом постановлении органа местного самоуправления срок для отселения граждан, проживающих в многоквартирном доме, по адресу: <адрес>, не позднее 01 сентября 2023 года, нельзя признать разумным и обоснованным.
В обоснование своих возражений по законности установления срока отселения из многоквартирного дома – не позднее 01 сентября 2023 года представителем административного ответчика указано на необходимость выполнения администрацией Тавдинского городского округа всех предусмотренных законом сроков и процедур по изъятию земельного участка под многоквартирным домом и реализации прав граждан, проживающих в нем.
Установленный срок (более 6 лет) для необходимости перечисленных действий и последующего отселения граждан, с учетом технического состояния дома, указанного в заключениях, нельзя признать разумным и обоснованным. Представителем административного ответчика иных доводов и доказательств, подтверждающих обоснованность и необходимость установления такого длительного срока не приведено.
Вместе с тем, обоснованность срока, указанного в постановлении, подлежит доказыванию административным ответчиком.
Принятие решения органом местного самоуправления не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение указанного срока.
При таких обстоятельствах у суда имеются основания для удовлетворения заявленных требований.
Суд считает, что административным ответчиком в нарушение части 11, пунктов 3 и 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не доказана законность постановления № от 18 августа 2017 года в части установленного срока отселения граждан из жилого <адрес> в <адрес>, право административных истцов на восстановление их жилищных прав в разумный срок нарушено.
Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении административных исковых требований, в силу п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд обязывает Администрацию Тавдинского городского округа устранить допущенное нарушение прав административных истцов, проживающих в доме, расположенном по адресу: <адрес>, и об исполнении решения известить административных истцов и Тавдинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░51, ░░░░░░░░░ ░░░52, ░░░░░░ ░░░53, ░░░░░░░░░ ░░░55, ░░░░░░░░ ░░░56, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░1, ░░░░░░░░░░░ ░░░57, ░░░░░░░░░░ ░░░58, ░░░░░░░░░ ░░░59 ░░░░░░░░░ (░░░34) ░░░60, ░░░░░░░░░ ░░░61, ░░░░░░░░░ ░░░62, ░░░░░░░░░░ ░░░63, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░░░3, ░░░4, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ 18 ░░░░░░░ 2017 ░░░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 01 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░ 30 ░░░░░░ 2020 ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.