Судья: Маркова Н.В. гр. дело № 33-7171/10
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
23 июля 2010 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Решетняк М.А.,
Судей: Желтышевой А.И., Калинниковой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Казанчева Ю. М. - Богдановой К.В. на решение Центрального районного суда г. Тольятти от 21 мая 2010 года, которым постановлено:
«Отказать в удовлетворении исковых требований Казанчева Ю. М.».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Казанчев Ю.М. обратился в суд с иском к мэрии г.о. Тольятти, Министерству экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, Правительству Самарской области, в котором просил признать незаконным распоряжение об исключении его семьи из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.
В обоснование иска указал, что на основании распоряжения мэра г.о. Тольятти Номер обезличенр от Дата обезличена г. его семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в 2009 году, поскольку ими были выполнены все условия, предусмотренные ст. 5 Постановления Правительства РФ от 20.05.2006 года № 285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 г.г. Однако, на основании распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от Дата обезличена года Номер обезличенр/4 «Об исключении из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 г.г.», они были исключены из числа участников программы, в связи с достижением возраста 36 лет.
Считает исключение из числа участников программы необоснованным, поскольку на момент включения его семьи в списки на получение социальной выплаты (2008 г.) возраст его и супруги не превышал 35 лет, а в соответствии с п. 5 Постановления участницей подпрограммы может быть молодая семья, в которой возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе представитель Казанчева Ю.М. - Богданова К.В. просит отменить решение суда, считает его незаконным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЫМ СЕМЬЯМ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ЖИЛЬЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2002 - 2010 ГОДЫ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2 00 6 года № 285, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Судом установлено, что на основании заявления и представленных документов семья Казанчева Ю.М. была признана имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г., что подтверждается соответствующим заключением.
Согласно извещению от Дата обезличена года Номер обезличен, распоряжением заместителя мэра г. о. Тольятти Номер обезличенП от Дата обезличена года семья Казанчева Ю.М. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в 2009 году.
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от Дата обезличена года Номер обезличенр/4 Казанчев Ю.М. с составом семьи три человека был исключен из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.
Из пояснений представителя ответчика - мэрии г.о. Тольятти видно, что решение о включении или исключении из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. принимается в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.
В силу п.п. 21, 22 Правил, орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до Дата обезличена г.
Установлено, что в соответствии с п. 21 Правил, до Дата обезличена года был утвержден список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2009 году по г. о. Тольятти, что подтверждается постановлением мэрии г.о. Тольятти от Дата обезличена года Номер обезличенп. Впоследствии данный список был направлен в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, поскольку п. 22 Правил обязанность по определению формы списка молодых семей - участников подпрограммы возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 23 Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат и утверждает сводный списокмолодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
Заявка и сводный список предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы - Министерству регионального развития РФ, который с учетом средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы в проекте федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации заявок и сводных списков определяет для каждого субъекта РФ предварительные контрольные цифры в отношении бюджетных средств и доводит их в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы, до органов исполнительной власти соответствующих субъектов. Орган исполнительной власти субъекта РФ утверждает списки молодых семей -претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка и с учетом предварительных контрольных цифр (п.25,26 Правил).
Определение указанных контрольных цифр осуществляется исходя из количества молодых семей, включенных в сводные списки.
Как следует из материалов дела, Дата обезличена года указанный список был утвержден исполняющим обязанности Губернатора Самарской области и направлен письмом от Дата обезличена года Номер обезличен в Минрегион России в установленный срок, то есть до Дата обезличена года. Эта дата определена заказчиком подпрограммы, что подтверждается копией Правительственной телеграммы.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что днем принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в 2009 году следует считать Дата обезличена года.
Судом установлено, что указанный список, сформированный с учетом объема средств федерального бюджета, выделенных на реализацию подпрограммы в 2009 году, включил 242 семьи, в том числе и 130 семей из г. Тольятти, семья истца не вошла в список претендентов на получение социальной выплаты.
В соответствии с условиями программы из числа семей, не вошедших в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году в порядке, предусмотренном приказом министра экономического развития инвестиций и торговли Самарской области от Дата обезличена года Номер обезличен, министерство формирует и утверждает список молодых семей-участников программы, претендующих на получение социальной выплаты в планируемом году, в данном случае в 2009 году, в случае высвобождения по каким-либо основаниям средств, выделенных на реализацию областной программы. Указанный список утвержден приказом от Дата обезличена года за Номер обезличен.
Семьи, вошедшие в указанный список, являются участниками программы и потенциальными претендентами на получение социальной выплаты и должны соответствовать требованиям программы, в частности, возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия решения о включении в список не должен превышать 35 лет, из чего следует, что из указанного списка подлежат исключению семьи, возраст супругов (а) в которых достиг или достигнет до конца 2009 года 36 лет.
Из материалов дела видно, что Дата обезличена года, то есть еще до принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодых семей в список претендентов на получение социальной выплаты в 2009 году, Казанчеву Ю.М. исполнилось 36 лет, в связи с чем его семья была исключена из списка, поскольку перестала соответствовать требованиям, необходимым для участия в программе, и, соответственно, утратили право на получение социальной выплаты как участники подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг.
Судом обоснованно указано на то, что нормативные акты, регулирующие данные правоотношения, позволяют сделать вывод, что право на получение социальной выплаты имеют семьи, включенные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на ее получение.
Семья же истца в 2008 году была включена лишь в список семей-участников Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.
Статус участника не предусматривает наличия права на получение социальной выплаты, он лишь свидетельствует о подаче соответствующих сведений в орган местного самоуправления.
Указанная социальная выплата относится к расходным обязательствам Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, правом распоряжаться которыми, орган местного самоуправления не наделен.
При указанных обстоятельствах суд правильно отказал Казанчеву Ю.М. в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы о нарушении права истца на получение социальной выплаты являются несостоятельными, поскольку не основаны на законе.
Ссылка на то, что законодательством, регулирующим отношения, возникшие в рамках данной Федеральной целевой программы, не предусмотрено исключение из списков ее участников, сформированных органом местного самоуправления, не может быть принята во внимание, так как данная программа ограничена сроком и ее целью является обеспечение жильем молодых семей в соответствующем планируемом периоде. Само по себе сохранение в списках органов местного самоуправления лиц, которые перестали отвечать требованиям необходимым для признания их семьи « молодой семьей» не порождает для них никаких правовых последствий, поскольку в последующий планируемый период они не могут являться претендентами на получение социальной выплаты.
Поскольку обязательство по оказанию социальной поддержки молодым семьям в решении жилищного вопроса ограничивается размером средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, для чего формируются списки участников, а затем утверждаются списки молодых семей – претендентов подпрограммы на планируемый год, в силу ч. 1 ст. 314 ГК РФ, такое обязательство позволяет определить период, в течение которого оно должно быть исполнено и, следовательно, подлежит исполнению в любой момент в пределах такого срока. В связи с этим ссылки представителя истца в кассационной жалобе на ч. 2 ст. 314 ГК РФ нельзя признать обоснованными.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, судом не допущено. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, кассационная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 21 мая 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Казанчева Ю.М. - Богдановой К.В. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: