Дело № 2-315/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.Кавалерово 06 апреля 2015 года
Кавалеровский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Маркелова М.Н.
при секретаре Клюевой Л.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора <адрес> в защиту неопределенного круга лиц к администрации Кавалеровского муниципального района <адрес>, Муниципальному казённому образовательному учреждению дополнительного образования детей « Центр детского творчества» пгт Кавалерово Кавалеровского муниципального района <адрес> (далее МКОУ ДОД ЦДТ) о понуждении к совершению действий,
установил:
и.о. прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором просил обязать администрацию Кавалеровского муниципального района <адрес> в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МКОУ ДОД ЦДТ для оборудования системы видеонаблюдения, обязать МКОУ ДОД ЦДТ оборудовать учреждение системой видеонаблюдения, в соответствии со строительными нормами и правилами в течение трех месяцев с момента выделения финансовых средств администрацией Кавалеровского муниципального района <адрес>.
В обоснование исковых требований указал, что проведенной проверкой соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования, установлено, что в МКОУ ДОД ЦДТ отсутствует система видеонаблюдения, что может повлечь наступление неблагоприятных последствий для жизни и здоровья неопределенного круга граждан.
В судебном заседании и.о. прокурора <адрес> ФИО2 уточнил заявленные требования, в связи с реорганизацией МКОУ ДОД ЦДТ, просил признать надлежащим ответчиком по делу Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей центр детского творчества пгт Кавалерово Кавалеровского муниципального района <адрес> (далее МОБУ ДОД ЦДТ), в остальной части иск поддержал в полном объеме по изложенным в нем основаниям.
Представитель администрации Кавалеровского муниципального района <адрес> ФИО3 с иском не согласилась, ссылаясь на то, что законом прямая обязанность по оборудованию системой видеонаблюдения здания образовательной организации не предусмотрена, требования нормативных правовых актов, предусматривающих необходимость установки систем видеонаблюдения, распространяются лишь на вновь проектируемые здания и сооружения, тогда как здание МОБУ ДОД ЦДТ введено в эксплуатацию до их принятия. Кроме того, полагает, что требования прокурора о возложении на администрацию Кавалеровского муниципального района <адрес> обязанности произвести финансирование мероприятий по установке видеонаблюдения незаконны, поскольку МОБУ ДОД ЦДТ является бюджетным учреждением и в силу закона отвечает по своим обязательствам самостоятельно.
Представитель МОБУ ДОД ЦДТ по доверенности - ФИО4 иск также не признал, пояснил, что действующее законодательство не содержит обязательных для образовательного учреждения требований об оснащении здания образовательного учреждения системой видеонаблюдения, в связи с чем полагает, что в удовлетворении требований и.о. прокурора следует отказать. Кроме того указал, что профилактика терроризма и экстремизма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма сами по себе предполагают множество других способов осуществления данных полномочий, так учреждение МОБУ ДОД ЦДТ огорожено забором, ведется постоянное визуальное наблюдение, в ночное время здание находится под охраной.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Федерального закона N 35-ФЗ от 06.03.2006 "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В силу п. п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; а также несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 названного Федерального закона).
Согласно п. 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Из приложения "В" к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
Как следует из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальный район наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Из материалов дела следует, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения МОБУ ДОД ЦДТ законодательства по антитеррористической защищенности указанного образовательного учреждения.
В ходе проверки установлено, что в учреждении отсутствует система видеонаблюдения.
Учредителем образовательного учреждения является администрация Кавалеровского муниципального района.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> главе администрации Кавалеровского муниципального района внесено представление об устранении выявленных нарушений.
Однако, как следует из ответа главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ № 426, администрация Кавалеровского муниципального района не сможет безотлагательно профинансировать образовательные учреждения района для установки систем видеонаблюдения в силу недостаточности доходных источников в бюджете района и значительной стоимости оборудования системы видеонаблюдения.
Принимая во внимание, что осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, суд, руководствуясь приведенными выше нормами права, приходит к выводу, что заявленные требования обоснованные и подлежат удовлетворению.
Выполнение указанной обязанности направлено на обеспечение безопасности детей и работников учреждения, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Доводы представителя МОБУ ДОД ЦДТ о том, что в целях минимизации совершения террористических актов в МОБУ ДОД ЦДТ предпринят ряд мер, направленных на уменьшение возможности криминальных проявлений, в частности, обеспечение охраны, наличие забора, постоянное визуальное наблюдение, не могут быть приняты во внимание, поскольку отсутствие постоянного видеонаблюдения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, так как не обеспечивается постоянный контроль и предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, что, в свою очередь, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей и работников учреждения. Достижение полной антитеррористической защищенности может быть осуществлено лишь при комплексном функционировании всех предусмотренных законодательством мер антитеррористической направленности.
Ссылки представителей ответчиков на то, что здание, в котором расположен детский сад, введено в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона "Технический регламент безопасности зданий и сооружений", в связи с чем установленные им требования не могут быть применены до осуществления капитального ремонта здания, несостоятельны ввиду следующего.
Положения п. 1 ч. 1 ст. 42 Федерального закона "Технический регламент безопасности зданий и сооружений" действительно предусматривают, что требования к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения. Аналогичную норму содержит СП 118.13330.2012.
Между тем, установленные названным Федеральным законом и СП ограничения в применении содержащихся в них требований к зданиям и сооружениям, указывающих на необходимость их реконструкции, либо выполнения капитального ремонта, в данном случае применены быть не могут, поскольку выполнение работ по установке системы видеонаблюдения не связано с реконструкцией или капитальным ремонтом здания МОБУ ДОД ЦДТ. Доводы главы администрации Кавалеровского муниципального района об отсутствии в бюджете денежных средств, необходимых для оборудования здания образовательного учреждения системой видеонаблюдения, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не освобождает ответчиков от исполнения возложенных на них обязанностей. Действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности от их финансовых возможностей.
Довод представителя администрации Кавалеровского муниципального района <адрес> о том, что администрация, не отвечает по обязательствам МОБУ ДОД ЦДТ, поскольку МОБУ ДОД ЦДТ осуществляет свои полномочия, установленные ст. 9 Федерального закона "Об образовании в РФ" от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ в полном объеме самостоятельно, является не состоятельным, поскольку данный довод не основан на законе и не освобождает ответчиков от принятия всех необходимых мер для предотвращения последствий проявлений терроризма и экстремизма.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования и.о. прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать администрацию Кавалеровского муниципального района <адрес> в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование Муниципального образовательного бюджетного учреждения дополнительного образования детей центр детского творчества пгт Кавалерово Кавалеровского муниципального района <адрес> для оборудования системы видеонаблюдения.
Обязать Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей центр детского творчества пгт Кавалерово Кавалеровского муниципального района <адрес> оборудовать учреждение системой видеонаблюдения, в соответствии со строительными нормами и правилами в течение трех месяцев с момента выделения финансовых средств администрацией Кавалеровского муниципального района Приморского края.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через Кавалеровский районный суд.
Судья М.Н.Маркелов