Решение по делу № 33-9687/2019 от 22.07.2019

Судья: Коваленко О.П. гр. дело №33-9687/2019

(номер дела суда первой инстанции 2-473/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 августа 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Черкуновой Л.В.,

судей – Ромасловской И.М., Осиповой С.К.,

при секретаре Лещевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Шамидановой Л.Е. на решение Самарского районного суда г.Самары от 23 мая 2019 года, которым постановлено:

«В удовлетворении иска Шамидановой Л.Е. к ФКУ «Главное бюро медико – социальной экспертизы по Самарской области», ФКУ «ФБ МСЭ» Минтруда России о признании недействительными актов медико-социальной экспертизы, определении критериев инвалидности- отказать»,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Ромасловской И.М., пояснения истца Шамидановой Л.Е., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов жалобы представителя ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России Громовой А.М.,

УСТАНОВИЛА:

    Истец Шамиданова Л.Е. обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России, ФГБУ «ФБ МСЭ» Минтруда России, в котором с учетом уточнений в порядке ст.39 ГПК РФ, просила признать недействительными акт № МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное решением ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России экспертным составом №4 ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России; признать недействительным акт от ДД.ММ.ГГГГ медико – социальной экспертизы гражданина, вынесенное ФБМСЭ Минтруда России экспертным составом №1 ФГБУ ФБ МЭС Минтруда России; определить критерии инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ по диагнозу: <данные изъяты>. Между тем, ДД.ММ.ГГГГ Бюро МСЭ № ей была установлена <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ по ее жалобе данное решение изменено, инвалидность ей не установлена. Решением ФБМСЭ инвалидность ей также не установлена. Полагает, что при проведении экспертиз экспертные составы не руководствовались приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 17.12.2015 года №1024н, в связи с чем вынуждена обратиться в суд.

    Судом постановлено вышеуказанное решение.

    Не согласившись с данным решением, истец обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Самарского районного суда г.Самары от 28.05.2019 года отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования, указав, что судом не приняты во внимание доводы о том, что при проведении экспертиз не учитывался её диагноз, а была произведена замена её диагноза на более лёгкий. Кроме того, судом необоснованно отказано в удовлетворении требований в части определения критериев инвалидности.

    Заслушав участников процесса, изучив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему:

    Из материала следует, что Шамиданова Л.Е., обращаясь в суд с исковым заявлением к ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России, ФГБУ «ФБ МСЭ» Минтруда России и заявляя требования о признании незаконными оспариваемых актов учреждений медико – социальной экспертизы об отказе в установлении ей инвалидности, выражала несогласие с оценкой специалистами указанных учреждений степени имеющихся нарушений функций организма, которые, по её мнению, обусловлены стойкими воспалительными процессами в организме и приводят к каждодневным болям в суставах и ограничении нормальной жизнедеятельности, являющиеся основанием для установления ей инвалидности.

    Судом первой инстанции установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ГБ МСЭ по Самарской области Бюро медико – социальной экспертизы № смешанного профиля истцу была установлена 3 группа инвалидности по общему заболеванию сроком на 1 год и датой очередного освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истцом было подано заявление в ФКУ ГБ МСЭ по Самарской области Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о своем несогласии с медико – социальной экспертизой и проведении повторной экспертизы.

Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной экспертным составом №4 ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России, в результате рассмотрения представленных документов, проведения очной медико – социальной экспертизы, инвалидность истцу не установлено (основание акт медико – социальной экспертизы гражданина от ДД.ММ.ГГГГ в ЭС №).

Согласно акту медико – социальной экспертизы гражданина от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной экспертным составом №1 ФГБУ «ФБ МСЭ» Минтруда России заочно, инвалидность истцу не установлена.

В силу ст.1 ФЗ от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признаётся лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребёнок – инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико – социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пункт 1 ст.7 вышеуказанного закона, даёт понятие медико – социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико – социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико – функциональных, социально – бытовых, профессионально – трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно – правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (п.2 ст.7 ФЗ от 24.11.1995 года №181-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 года №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» утверждены Правила признания лица инвалидом.

Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико – социальной экспертизы: Федеральным бюро медико – социальной экспертизы, главным бюро медико – социальной экспертизы, а также бюро медико – социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико – социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико – функциональных, социально – бытовых, профессионально – трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п.2 Правил).

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико – социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.

В соответствии с п.5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

Пунктом 25 Правил определено, что медико – социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путём обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально – бытовых, профессионально – трудовых, психологических и других данных гражданина.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 года №1024н утверждены Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико – социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико – социальной экспертизы.

При осуществлении медико – социальной экспертизы федеральными государственными учреждениями медико – социальной экспертизы используются критерии, определяющие основания установления групп инвалидности (категории «ребёнок – инвалид») (п.2 Классификаций и критериев).

Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты (п.8 Классификаций и критериев).

Из приведённых положений ФЗ от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правил признания лица инвалидом, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 года №95, приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 года №1024н следует, что федеральными учреждениями медико – социальной экспертизы на основе оценки состояния организма человека с учётом объективных критериев и в соответствии с условиями признания гражданина инвалидом, предусмотренными названными правилами, обеспечивается реализация права конкретного лица на установление инвалидности, которая согласно действующему законодательству является основанием для предоставления мер социальной защиты.

Таким образом, при рассмотрении судом требований граждан об оспаривании решений учреждений медико – социальной экспертизы об отказе в установлении инвалидности и об установлении инвалидности должен быть фактически разрешён спор о наличии права конкретного лица на установление инвалидности и, как следствие, на получение им различных мер социальной защиты.

Для правильного рассмотрения дела по существу, судом первой инстанции на основании ходатайства истца определением от ДД.ММ.ГГГГ назначена судебная медико – социальная экспертиза, производство которой поручено экспертам ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Татарстан».

По результатам проведенной экспертизы специалистами экспертного состава № 4 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан» установлен <данные изъяты>.

Специалисты по медико – социальной экспертизе ДД.ММ.ГГГГ пришли к выводу, что у истца имеются <данные изъяты>, что явилось основанием для непризнания Шамиданову Л.Е. инвалидом. На момент освидетельствований ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ имеющиеся нарушения здоровья с <данные изъяты>, не требуют мер социальной защиты. ДД.ММ.ГГГГ Бюро МСЭ № ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» третья группа инвалидности установлена необоснованно. Отказ в установлении инвалидности Шамидановой Л.Э. ДД.ММ.ГГГГ экспертным составом №4 ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России правомерен, т.к. специалистами экспертного состава при оценке клинико – лабораторных показателей выявлены незначительные нарушения функции системы крови и иммунной системы, при оценке опорно – двигательной системы (результаты осмотра и рентгенологические изменения в суставах) выявлены незначительные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций, не приводящие к инвалидности в соответствии с Правилами и Классификациями и критериями.

При проведении медико – социальной экспертизы специалистами состава проведен анализ представленных медицинских и медико – экспертных документов, данных лечебно – профилактических учреждений об обращаемости за медицинской помощью, результатов проведенных лечебных мероприятий, экспертами учтены социально – бытовые данные Шамидановой Л.Е.

Оценивая указанное заключение экспертизы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оно выполнено с соблюдением требований, предъявляемых к производству экспертизы Федеральным законом №73-ФЗ «О государственной судебно – экспертной деятельности в Российской Федерации», а также требований ст.86 ГПК РФ. При проведении судебной экспертизы в распоряжение экспертов были предоставлены все имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе оригинал дела освидетельствования, амбулаторные карты, которые ими учитывались.

Оснований не доверять заключению судебной экспертизы у суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции не имеется, экспертное исследование проводилось экспертным составом, имеющим соответствующее образование и квалификацию, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Так, приказом Минтруда России от 11.10.2012 года №310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико – социальной экспертизы. К ним относятся: Федеральное бюро медико – социальной экспертизы, главные бюро медико – социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико – социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы – бюро медико – социальной экспертизы в городах и районах (пункт 1 Порядка).

В п.4 Порядка предусмотрено, что медико – социальная экспертиза проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро). В состав бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) входят не менее 3 специалистов. Состав специалистов формируется из врачей по медико – социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации. Обязательным условием формирования состава бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) является наличие не менее 1 врача по медико – социальной экспертизе.

Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико – социальной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 29.01.2014 года №59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности – выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка – инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка – инвалида) (п.11 Административного регламента).

Согласно п.1 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 года №291, настоящее Положение определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково».

Пунктом 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности определены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, в том числе, на соответствие соискателя лицензии – юридического лица, намеренного осуществлять медико– социальную экспертизу, установленным ст.60 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и ст.8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» требованиям, касающимся организационно-правовой формы юридического лица (подп.«з» п.4 Положения).

Медико – социальная экспертиза входит в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности), и подлежит лицензированию в соответствии с подп.46 п.1 ст.12 ФЗ от 04.05.2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», которым определено, что лицензированию подлежит в том числе медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).

Подпункт 1 п.1 ст.100 ФЗ от 02.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусматривает, что право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.

Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико – социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико – социальной экспертизы. Полномочия врачебной комиссии медицинской организации ограничиваются перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность указанной медицинской организации, на которые данной медицинской организацией в установленном законом порядке получена соответствующая лицензия. Освидетельствование лица для установления ему инвалидности проводится только в федеральных учреждениях медико – социальной экспертизы, на которые возложены функции по установлению инвалидности. Назначение и проведение медико – социальных экспертиз должны осуществляться в медицинских организациях государственной системы медико – социальной экспертизы, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам) – по медико – социальной экспертизе, а также лицами, получившими высшее медицинское образование в Российской Федерации, имеющими сертификат специалиста в том объеме, в каком эта деятельность указана в лицензии и сертификате.

Таким образом, полученное в соответствии с законом заключение судебной медико – социальной экспертизы в силу требований ст.60 ГПК РФ является допустимым доказательством, подтверждающим отсутствие оснований для установления Шамидановой Л.Е. инвалидности.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, нормы материального права, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания незаконными (недействительными) оспариваемых заключений ответчиков.

Доводы апелляционной жалобы о том, что экспертами БМСЭ неправильно перенесен её диагноз стационара, являлись предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно не приняты во внимание судом первой инстанции, поскольку допрошенный специалист ФИО, руководитель экспертного состава № ФКУ «Главное бюро медико – социальной экспертизы по Самарской области», суду пояснила, что эксперты Бюро МСЭ при проведении медицинского освидетельствования выносят клинико – функциональный диагноз на основании представленных медицинских документов и осмотра освидетельствуемого. Основную часть клинического диагноза стационара эксперты не меняют, а функциональную часть диагноза они вправе изменить на основании имеющихся данных и на основании клинических обследований, что ими и было сделано в рассматриваемом случае, что, по мнению судебной коллегии, соответствует Правилам признания лица инвалидом.

Требования истца об определении критериев инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ, по мнению судебной коллегии, сводятся к требованиям об установлении истцу определенной группы инвалидности и являются производными от первоначальных требований об оспаривании решений учреждений медико – социальной экспертизы. Поскольку в удовлетворении первоначальных требований истцу отказано, соответственно не имеется оснований для удовлетворения требований об определении критериев инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы апелляционной жалобы истца не опровергают вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и направлены лишь на переоценку установленных судом обстоятельств, что в свою очередь не может являться основанием для изменения постановленного решения суда.

На основании вышеуказанного и, руководствуясь ст.ст.328 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Самарского районного суда г.Самары от 23 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Шамидановой Л.Е. – без удовлетворения.

Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.

Председательствующий:

Судьи:

33-9687/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Шамиданова Л.Е.
Ответчики
ФКУ ГБМСЭ по Самарской области Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
ФБМСЭ Министрество труда и социальной защиты РФ
Суд
Самарский областной суд
Судья
Ромасловская И. М.
24.07.2019Передача дела судье
13.08.2019Судебное заседание
04.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее