Дело № 2-3898/2022
УИД 22RS0015-01-2022-005736-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 26 декабря 2022 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Владимировой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Андреевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району» к Сергееву Г. Г.чу о взыскании денежных средств по социальному контракту,
УСТАНОВИЛ:
КГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району» (далее Управление) обратилось в суд с иском, в котором просит взыскать с Сергеева Г.Г. сумму незаконно полученных денежных средств по социальному контракту в размере 80 000 руб.
В обоснование исковых требований указано, что ДАТА между КГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району» и Сергеевым Г.Г. был заключен социальный контракт на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, предусмотренный программой социальной адаптации (строительно-ремонтной фирмы), сроком на один год с ДАТА по ДАТА, назначена единовременная денежная выплата в размере 80 000 руб. В нарушение пункта 2.4. социальногоконтракта Сергеев Г.Г. не исполнил обязательные мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, в связи, с чем специалистами Управления неоднократно осуществлялись выезда по месту жительства Сергеева Г.Г., в ходе которых было установлено, что обязательные условия социального контракта и мероприятия социальной адаптации были не исполнены. Не были приобретены необходимые основные средства с предоставлением в управление отчета о приобретенных основных средствах. Ответчику направлено уведомление о возврате денежных средств в размере 80000,00 рублей, выплаченных в виде государственной помощи на основании социального контракта от ДАТА НОМЕР. Однако денежные средства Управлению не возвращены, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель истца Петрова А.Е., действующая на основании доверенности, настаивала на удовлетворении исковых требований.
Ответчик Сергеев Г.Г. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что сведения в соцзащиту действительно не предоставил, однако ввиду того, что документы были уничтожены пожаром, однако об этом он также не сообщал истцу.
Исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
В абзаце восьмом статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" закреплено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Согласно ч. 1 - 3 ст. 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.
Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта на территории Алтайского края назначается в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", постановлением Администрации Алтайского края от 05.10.2007 N 466 "Об утверждении Правил предоставления материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации".
Как следует из представленных материалов дела, ДАТА между КГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району» и Сергеевым Г.Г. был заключен социальный контракт НОМЕР, предметом которого является оказание государственной социальной помощи на реализацию мероприятий заявителем по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, предусмотренных программой социальной адаптации.
Согласно пункта 1.1. социального контракта следует, что предметом контракта является: реализация мероприятий Заявителем по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, предусмотренных программой социальной адаптации, а конечным результатом является: регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход и повышение денежных доходов гражданина (семьи гражданина) по истечению срока действия социального контракта Сергеева Г.Г. согласно пункту 1.2. социального контракта.
В соответствии с пунктом 2.4. социального контракта Сергеева Г.Г. принял на себя обязательства: встать на учет в налоговом органе по субъекту Российский Федерации в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход;представить в Управление документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход;приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства (не более 15 % от назначаемой выплаты), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в Управление подтверждающие документы;возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе);ежемесячно представлять в Управление документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации;уведомить Управление в течение 3 рабочих дней о досрочном прекращении предпринимательской деятельности в период действия социального контракта;представлять по запросу Управления сведения об условиях жизни Заявителя (семьи Заявителя) в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта;возместить Управлению денежные средства, полученные неправомерно в течение 30 дней со дня наступления обстоятельств, указанных в пункте 3.4 социального контракта.
Сергеев Г.Г. согласился с условиями социального контракта и обязался выполнять их, что подтверждается его подписью.
Согласно п. 3.1. социальный контракт вступил в законную силу с момента его подписания, срок действия до ДАТА.
Факт выплаты Сергееву Г.Г. единовременной денежной помощи в размере 80000,00 рублей подтверждается выпиской из реестра на выплату социальной помощи на основании социального контракта, платёжным поручением.
В соответствии с п. 26. Приказа № 430 Управлением осуществляется ежемесячный контроль за выполнением гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.
На основании вышеизложенного, Сергеев Г.Г. не выполнил обязательные мероприятия, предусмотренные социальным контрактом и программой адаптации, чем нарушены условия социального контракта.
ДАТА в адрес ответчика направлено уведомление о досрочном расторжении социального контракта и возврате денежных средств в размере 80000,00 рублей. Однако Сергеев Г.Г. в добровольном порядке не возместил данную сумму материальной помощи в адрес управления.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Поскольку ответчик, в нарушении п. 2.4 социального контракта не исполнил обязательные мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации вследствие своей недобросовестности, что подтверждается представленными материалами дела, данный факт является безусловным основанием для возврата полученных по данному социальному контракту денежных средств.
Доводы ответчика о том, что все документы были уничтожены пожаром, подлежат отклонению ввиду того, что ответчик о пожаре истца в известность не поставил, с момента пожара каких-либо мероприятий по восстановлению утраченных документов не предпринял.
В силу требований ч.1 ст.103 ГПК РФ с Сергеева Г.Г.в доход бюджета муниципального образования городской округ город Новоалтайск Алтайского края подлежит взысканию госпошлина в размере 2 600 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Сергеева Геннадия Геннадьевича в пользу КГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району» денежные средства в размере 80000 рублей.
Взыскать с Сергеева Геннадия Геннадьевича в доход муниципального образования городской округ г. Новоалтайск государственную пошлину в размере 2600 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.Г. Владимирова