Дело №2-376/2020

64RS0043-01-2019-006713-88

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июня 2020 года                                                                                                       г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Титовой А.Н.,

при секретаре Лацковой И.С.,

с участием представителя истцов Красильниковой А.В.,

представителя администрации муниципального образования «Город Саратов» Степановой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Перуниной ФИО15, Кавериной ФИО16, Кавериной ФИО17 к администрации муниципального образования «Город Саратов», комитету по управлению имуществом г. Саратова, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», Перунин ФИО18, Барулин ФИО19, Каверина ФИО20, Волкова ФИО21, Волков ФИО22, Ананьева ФИО23, об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке,

установил:

Перунина И.С., Каверина С.Е., Каверина Е.В. обратились в суд с иском к администрации МО «Город Саратов» (далее – Администрация) об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке. Требования мотивированы тем, что истец Каверина С.Е. на основании обменного ордера № выданного исполнительным комитетом городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>, состоящей из двух комнат, площадью иные данные кв.м. В жилом помещении зарегистрированы: ФИО7, иные данные., ФИО8, иные данные., ФИО2, иные данные), ФИО1 иные данные), ФИО24., иные данные), ФИО25., иные данные). Данный дом признан аварийным, проживать в нем невозможно. В связи с этим, с учетом уточнений, согласно ст.87, 89 ЖК РФ просили обязать Администрацию предоставить вне очереди по учетной норме, согласно Решению Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №63-622 (ред. 30.10.2008) «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма и об установлении учетной нормы площадей жилого помещения» Перуниной И.С., Кавериной С.Е., Кавериной Е.В. на семью из семи человек другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта г. Саратова, в черте г.Саратова.

Истцы Перунина И.С., Каверина С.Е., Каверина Е.В. извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель истцов Красильникова А.В. в судебном заседании уточненный иск поддержала, дала пояснения аналогично предъявленному иску, просила удовлетворить.

Представитель ответчика иск не признала, просила отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку действующим законодательством не установлен срок для отселения граждан из аварийных домов, кроме того, в настоящее освобождаемые жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам во исполнение решений судов, исходя из даты их принятия.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в суд не явились, руководствуясь ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав явившихся участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

В соответствии со ст.40 Конституцией РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Цели социальной политики Российской Федерации, провозглашенные в Конституции РФ, устанавливают обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. Если человек, в силу объективных причин, не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, то он вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.

Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в статье 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. При этом как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учетом положений международно-правовых актов в ст.40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище. Закрепляя право граждан на жилище, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства. Применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

При этом федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

В силу п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно ст.85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

В соответствии со ст.87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В силу п.1, 2 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Статьями 87 и 89 ЖК РФ предусмотрено, что другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а взамен ранее занимаемого, в связи с чем иные обстоятельства, указанные в статьях 57 и 58 ЖК РФ, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане не лишаются права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них после предоставления равнозначного жилья не отпали основания состоять на таком учете (ст.55 ЖК РФ).

В соответствии с разъяснениями, данными в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №29"в" "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст.86-88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ст.51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (ст.50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст.89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Каверина С.Е. является нанимателем жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, по адресу: <адрес>.

Каверина С.Е. зарегистрирована по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ; совместно с нанимателем в жилом помещении зарегистрированы и проживают ее дочь ФИО12, внук ФИО2, дочь ФИО9, внучка ФИО3, внучка ФИО5, зять ФИО5 ФИО1 зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>.

Заключением межведомственной комиссии по оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции требованиям №167/Л от 06.08.2018 выявлены основания для признания многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу на основании выводов, изложенных в техническом заключении ООО "АлексГрупп".

Распоряжением администрации муниципального образования "Город Саратов" №307-р от 07.09.2018 "О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, на администрацию Ленинского района г.Саратова и Комитет по управлению имуществом г.Саратова возложена обязанность осуществить мероприятия по предоставлению гражданам, проживающим в указанном помещении на условиях социального найма, жилых помещений в соответствии со ст.89 ЖК РФ или по соглашению с нанимателем жилого помещения общей площадью не менее ранее занимаемого.

Судом установлено, что вопрос о предоставлении жилого помещений жителям <адрес> не решен, доказательств обратного не представлено, как не представлено и доказательств того, что для этого предпринимались какие-либо меры. Обстоятельство, с которым суд связывает обязанность ответчика предоставить вне очереди жилое помещение, возникло в 2018 году, когда жилой дом был признан аварийным и подлежащим сносу.

Кроме того, ни Перунина И.С., ни Каверина С.Е., ни Каверина Е.В., ни ФИО2, ни ФИО5, ни ФИО5 иного жилья, пригодного для проживания не имеют, до настоящего времени жильем не обеспечены.

Распоряжением администрации Ленинского района МО «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ №-р Перунина И.С., Каверина С.Е., ФИО2, Каверина Е.В., ФИО3 приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

С учетом изложенного, принимая во внимание объективную нуждаемость истцов в предоставлении жилого помещения, суд приходит к выводу о том, что Каверина С.Е. является нанимателем жилого помещения, признанного в установленном законом порядке непригодным для проживания, имеет право на предоставление ей и членам ее семьи ФИО12, ФИО2, ФИО5, ФИО9, ФИО3, ФИО5 вне очереди другого жилого помещения по договору социального найма, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

В силу ст.34 Устава г.Саратова под структурой администрации города понимается перечень структурных подразделений и схема подчиненности (распределение полномочий по общему руководству структурными подразделениями между высшими должностными лицами Администрации города). Структура администрации города утверждается городской Думой по представлению главы Администрации города. В структуру администрации города могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные подразделения администрации города.

В соответствии с Постановлением мэра г.Саратова от 10.05.2007 №6а "О вопросах предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда, учета, контроля и сохранности освобождаемого муниципального жилищного фонда" решение о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда принимает глава администрации города. Подготовку проектов постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда гражданам, состоящим на учете в администрации города в качестве нуждающихся в жилых помещениях и гражданам, жилые помещения которым предоставляются администрацией города по решению суда, осуществляет отдел по учету и распределению жилой площади администрации города. Подготовку проектов постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрациях районов города, гражданам, определенным ст.59 ЖК РФ, при распределении освободившихся жилых помещений в коммунальных квартирах и гражданам, жилые помещения которым предоставляются в соответствии с п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ, осуществляют администрации районов города и предоставляют в установленном порядке их в администрацию города.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе в случае их непригодности для проживания, возлагается на орган местного самоуправления, как наймодателя жилого помещения, которым является администрация муниципального образования "Город Саратов".

Поскольку администрацией муниципального образования "Город Саратов" не предприняты меры для выполнения обязанности по отселению истца из жилого помещения, непригодного для проживания, указанное обстоятельство нарушает положение ст.7 Конституции РФ, гарантирующей создание гражданам Российской Федерации условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Возложенные на орган местного самоуправления законом обязанности по вопросу расселения граждан из непригодного жилья не исполнены. Доказательств невозможности исполнения указанной обязанности не представлено.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования о возложении обязанности на администрацию муниципального образования "Город Саратов" по предоставлению благоустроенного жилого помещения в черте города Саратова обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При определении параметров предоставляемого жилого помещения суд руководствуется сведениями о жилом помещении, содержащимися техническом паспорте и экспликации помещения (коммунальная квартира), по адресу: <адрес> согласно которым указанная коммунальная квартира состоит из трех жилых комнат, имеет общую площадь иные данные, из которых жилая – иные данные, подсобная – иные данные. Две комнаты из трех, площадью иные данные кв.м и иные данные кв.м. занимают истцы. Третья комната, площадью 16,2 кв.м. принадлежит на праве собственности ФИО6

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Перуниной И.С., Кавериной С.Е., Кавериной Е.В. на состав семьи из семи человек (ФИО7, ФИО8, ФИО2, ФИО9, ФИО3, ФИО4, ФИО5) вне очереди должно быть предоставлено равнозначное жилое помещение, общей площадью не менее 29,4 кв.м.

Разрешая требование истцов о возложении обязанности на администрацию муниципального образования "Город Саратов" предоставить им отдельное жилое помещение по договорам социального найма, отвечающие установленным требованиям и находящиеся в черте г.Саратова, в соответствии с нормами жилой площади в Саратовской области, суд не находит основания для его удовлетворения.

Из положений ст.57, 85, 87, 89 ЖК возникает обязанность ответчика администрации муниципального образования "Город Саратов" предоставить во внеочередном порядке жилье гражданам, занимающим непригодное для проживания жилье, а у последних, соответственно, есть право требовать исполнения указанной обязанности.

Верховный Суд РФ в п.37 постановления Пленума от 02.07.2009 №14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указал, что судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст.86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч.5 ст.57, ст.58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст.55 ЖК РФ).

Из указанного следует, что предоставление гражданам в связи с невозможностью проживания в аварийном доме другого жилого помещения носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, и предполагает улучшение жилищных условий только с точки зрения безопасности.

При таких обстоятельствах оснований для предоставления истцам жилых помещений большего количества и большей площадью по сравнению с занимаемым ими жилым помещением не имеется, равно как и не имеется оснований для включения в число нуждающихся в предоставлении жилого помещения на основании договора социального найма Перунина ФИО26 в силу ч.1 ст.56 ЖК РФ, поскольку последний имеет постоянное место регистрации по адресу: <адрес>.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ "░░░░░ ░░░░░░░" ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░30 ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ (░░░7, ░░░8, ░░░9, ░░░2, ░░░3, ░░░4, ░░░5) ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 29,4 ░░.░, ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░27, ░░░░░░░░░ ░░░28, ░░░░░░░░░ ░░░29, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ "░░░░░ ░░░░░░░" ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░ 2020 ░░░░.

░░░░░                                                                                                                    ░.░. ░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-376/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Каверина Светлана Евгеньевна
Перунина Ирина Сергеевна
Каверина Елена Владимировна
Ответчики
Администрация МО "Город Саратов"
Комитет по управлению имуществом г. Саратова
Другие
Красильникова Армина Владимировна
Комитет по финансам МО "Город Саратов"
Администрация Ленинского района МО "Город Саратов"
Суд
Волжский районный суд г. Саратов
Судья
Титова Анна Николаевна
Дело на сайте суда
volzhsky.sar.sudrf.ru
26.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.12.2019Передача материалов судье
30.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.12.2019Судебное заседание
30.01.2020Судебное заседание
04.02.2020Судебное заседание
26.02.2020Судебное заседание
16.03.2020Судебное заседание
23.03.2020Судебное заседание
19.05.2020Производство по делу возобновлено
19.05.2020Судебное заседание
25.05.2020Судебное заседание
28.05.2020Судебное заседание
04.06.2020Судебное заседание
15.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее