Дело№
РЕШЕНИЕ
Судья Шадринского районного суда Курганской области Шестакова Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Шадринске Курганской области 07 октября 2019 года жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Рассвет» на постановление заместителя руководителя Государственной инспекции труда - заместителя главного государственного инспектора труда (по охране труда) государственной инспекции труда в Курганской области Рознина И.А. от 16 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «Рассвет»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Государственной инспекции труда - заместителя главного государственного инспектора труда (по охране труда) государственной инспекции труда в Курганской области Рознина И.А. от 16 августа 2019 года ООО «Рассвет» было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 110 000 рублей.
ООО «Рассвет» обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит постановление изменить и уменьшить размер назначенного штрафа. В обоснование доводов жалобы указывает, что ООО «Рассвет» включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и отнесено к категории «Малое предприятие», впервые привлекалось к административной ответственности по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, все предписания в установленные сроки исполнены, сумма административного штрафа в размере 110000 рублей является для ООО «Рассвет» существенной и может отразиться на его деятельности.
Представитель ООО «Рассвет» на рассмотрение жалобы не явился, направил ходатайство, в котором указал, что ООО «Рассвет» вину признает, своевременно сообщило о несчастном случае на производстве, который произошел в выходной день, в связи с чем, сообщить в исполнительные органы, в прокуратуру не представилось возможным, медицинская помощь "ЛСВ". была оказана своевременно. Все предписания Государственной инспекции труда были исполнены в указанный срок. ООО «Рассвет» не снимает с себя ответственности за вред здоровью, причиненный "ЛСВ"., в связи с чем, ему произведена компенсационная выплата в размере 20000 рублей. Из приобщенной к ходатайству справки директора ООО «Рассвет» следует, что согласно банковской выписки операций по лицевому счету, остаток денежных средств на 25 сентября 2019 года составляет 36924 рубля 58 копеек. Просит постановление изменить, уменьшить размер штрафа и рассмотреть жалобу в отсутствие представителя.
Представитель государственной инспекции труда в Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом.
Судья, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, пришел к следующему выводу.
В силу ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении проверяется на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Согласно ст.26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения лицо, совершившее противоправные действия... виновность лица в совершении административного правонарушения обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров. В силу ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Согласно п.2.1.1 Постановления Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 г. № 1/29 (ред. от 30.11.2016) «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний, требований охраны труда работников организаций», для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда.
Согласно п.2.1.2 Постановления Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 г. № 1/29 (ред. от 30.11.2016) «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда работников организаций», все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 212, ч. 2 ст. 225 ТК РФ, для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Согласно ч. 1 ст. 76 ТК РФ, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
В соответствии с п.п. 21, 23 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №873н от 16 ноября 2015 года «Об утверждении Правил по охране труда при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов» работы с повышенной опасностью, связанные с хранением, транспортированием и реализацией нефтепродуктов, проводимые в местах постоянного действия вредных и (или) опасных производственных факторов, должны выполняться в соответствии с письменным распоряжением - нарядом - допуском на производство работ с повышенной опасностью (далее - наряд - допуск), оформляемым уполномоченными работодателем должностными лицами в соответствии с рекомендуемым образцом, предусмотренным приложением к Правилам. Наряд-допуск выдается производителю работ на срок, необходимый для выполнения заданного объема работ. Перед началом работ руководитель работ должен ознакомить работников с условиями и особенностями производства работ и провести целевой инструктаж по охране труда.
В соответствии со ст.212, 213 ТК РФ работодатель обязан обеспечить: в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических
освидетельствований. Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года -ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
В соответствии с п.п. 8,14 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №155н от 28 марта 2014 года "Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте" работники допускаются к работе на высоте после проведения: а) инструктажей по охране труда б) обучения безопасным методам и приемам выполнения работ в) обучения и проверки знаний требований охраны труда. По окончании обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте работодатель обеспечивает проведение стажировки работников. Целью стажировки является закрепление теоретических знаний, необходимых для безопасного выполнения работ, а также освоение и выработка непосредственно на рабочем месте практических навыков и умений, безопасных методов и приемов выполнения работ. Продолжительность стажировки устанавливается работодателем (уполномоченное им лицо) исходя из ее содержания и составляет не менее двух рабочих дней (смен). Руководитель стажировки для работников 1 и 2 группы назначается работодателем из числа бригадиров, мастеров, инструкторов и квалифицированных рабочих, имеющих практический опыт работы на высоте не менее 1 года. К одному руководителю стажировки не может быть прикреплено более двух работников одновременно.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. № 302н (ред. от 06.02.2018 г.) «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», предварительный осмотр является завершенным в случае осмотра лица, поступающего на работу, всеми врачами-специалистами, а также выполнения полного объема лабораторных и функциональных исследований, предусмотренных Перечнем вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) факторов (приложение № 1 к Приказу) (далее - Перечень факторов) и Перечнем работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (приложение № 2 к Приказу).
В соответствии с п. 30 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», периодический осмотр является завершенным в случае осмотра работника всеми врачами-специалистами, а также выполнения полного объема лабораторных и функциональных исследований, предусмотренных в Перечне факторов или Перечне работ.
Согласно п.3.4 Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 13.012003г. №1/29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний охраны труда работников организаций» для проведения проверки знаний требовании охраны труда работников и организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не, менее грех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.
В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, влечет административную ответственность.
Согласно ст.419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Как усматривается из материалов дела, Государственной инспекцией труда в Курганской области, в соответствии с распоряжением органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля от 15 мая 2019 года №, 13 июня 2019 года проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «Рассвет», в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами:
В нарушение требований пунктов 21, 23 Правил по охране труда при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16.11.2015 № 873н, работы с повышенной опасностью, связанные с транспортированием нефтепродуктов, проводимые 05.05.2019 "ЛСВ" в местах постоянного действия вредных и (или) опасных производственных факторов - работы на высоте 1,8 м и более от уровня пола (рабочей площадки), выполнялись без проведения целевого инструктажа по охране труда работнику "ЛСВ".
В нарушение требований абзаца тринадцатого статьи 212, части 7 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, работник ООО «Рассвет» "ЛСВ"., занятый на работах, непосредственно связанных с движением транспорта и работах на высоте, а также осуществляющий отдельные виды деятельности, в том числе связанные с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов (производственная вибрация), не прошел обязательные психиатрические освидетельствования.
В нарушение требований пунктов 8, 14, абзацев первого и второго пункта 15 Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.03.2014 № 155н, 05.05.2019 "ЛСВ". допущен к работе на высоте без обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте, а также стажировки.
В нарушение требований пункта 2.1.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2003 № 1/29, абзаца восьмого части 1 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, абзаца второго пункта 5 Правил по охране труда при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16.11.2015 №873н, вновь принятый работник "ЛСВ". не прошел первичный инструктаж на рабочем месте 06.08.2018 до начала самостоятельной работы.
В нарушение требований части 1 статьи 21.3 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 6 Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.03.2014 № 155н, работник ООО «Рассвет» "ЛСВ"., занятый на работах на высоте, не прошел обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры в соответствии с пунктом 1 Приложение № 2 к Порядку проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 № 302н.
Указанные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда.
Таким образом, ООО «Рассвет» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ - допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
Указанные обстоятельства и виновность ООО «Рассвет» в совершении административного правонарушения подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 12 августа 2019 года, составленным в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ уполномоченным должностным лицом актом проверки № от 13 июня 2019 года предписанием от 13 июня 2019 года № об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права копиями материалов проверки копиями материалов расследования несчастного случая, произошедшего на производстве в отношении работника ООО «Рассвет» "ЛСВ". заключением государственного инспектора труда от 13 июня 2019 года по несчастному случаю, произошедшему 5 мая 2019 года в ООО «Рассвет», а также пояснением представителя ООО «Рассвет» в ходатайстве, из которого следует, что он признает наличие нарушений, не оспаривая виновность ООО «Рассвет» в совершении административного правонарушения, выражая лишь несогласие с размером назначенного наказания.
Согласно материалам дела, обстоятельства административного правонарушения установлены должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ, сомневаться в достоверности и допустимости которых оснований не имеется, права при привлечении к административной ответственности соблюдены, сроки и порядок привлечения к административной ответственности, правила подсудности не нарушены. Постановление должностного лица в полном объеме соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, все юридически значимые обстоятельства по делу установлены верно.
Оценив совокупность представленных доказательств всесторонне, полно и объективно по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о доказанности вины ООО «Рассвет» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Постановление о привлечении ООО «Рассвет» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено ООО «Рассвет» в пределах, установленных санкцией ч.3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Существенных нарушений норм материального и процессуального законодательства при рассмотрении дела не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления заместителя руководителя Государственной инспекции труда - заместителя главного государственного инспектора труда (по охране труда) государственной инспекции труда в Курганской области не имеется.
При назначении наказания правомерно не установлено оснований для применения положений ст.4.1.1 КоАП РФ, поскольку в данном случае не соблюдены условия, перечисленные в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, так как обстоятельства, установленные по делу, свидетельствуют о наличии в результате нарушения ООО «Рассвет» требований охраны труда присутствует угроза причинения вреда жизни и здоровью.
Санкция ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ предусматривает административное наказание в отношении юридических лиц в виде штрафа в размере от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч.3.З ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства совершенного административного правонарушения, финансовое положение юридического лица, несмотря на наличие негативных последствий, учитывая, что к моменту рассмотрения жалобы предписания Государственной инспекции труда выполнены, "ЛСВ". произведена компенсационная выплата за причиненный вред здоровью, судья полагает возможным применить по настоящему делу положения ст.4.1 КоАП РФ и снизить назначенный юридическому лицу размер штрафа наполовину, то есть до 55 ООО рублей.
Таким образом, вынесенное постановление подлежит изменению в части размера назначенного административного штрафа.
Руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░ ░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ 16 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.3 ░░.5.27.1 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░», ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 55 ░░░ ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.3 ░░.5.27.1 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░