Дело № 2а- 4163/2020 03 июня 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Приморский районный суд г. С-Петербурга в составе
председательствующего судьи Карсаковой Н.Г.,
при секретаре Басалаевой Н.А.,
с участием представителя административных ответчиков Вознесенской О.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Урвачева Игоря Вячеславовича к призывной комиссии муниципального образования № 65 Приморского района Санкт-Петербурга, ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» об оспаривании решения призывной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Решением призывной комиссии МО № 65 Приморского района Санкт-Петербурга от 05 ноября 2019 года (протокол № 5) Урвачев И.В. признан не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, и зачислен в запас (л.д. 41).
Урвачев И.В. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить заключение призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга округ № 65 от 28 июня 2019 года о признании Урвачева И.В., 1989 года рождения, не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований.
Обязать призывную комиссию осуществляющую призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга округ № 65 вынести решение о зачислении в запас Урвачева И.В., 1989 года рождения, в соответствии с абзацем 7 пункта 1 статьи 52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
В обоснование заявленных требований указывает, что в отношении административного истца 27 октября 2019 года было вынесено заключение призывной комиссии МО № 65 о зачислении в запас по достижению возраста 27 лет, как не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований. Указанное решение нарушает права административного истца на законное принятие решения, поскольку такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Указывает, что 27 лет исполнилось 21 сентября ДД.ММ.ГГГГ. В юридически значимый период с 01 января 2014 года по 21 сентября 2016 года в адрес административного истца вызовов в отдел военного комиссариата по Приморскому району г. Санкт-Петербурга либо в военный комиссариат города Санкт-Петербурга не поступало. Считает, что у призывной комиссии не было законных оснований для вынесения в отношении административного истца заключения о зачислении в запас по абзацу 7 пункта 1 статьи 52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». При этом, при наличии данного заключения административный истец ограничен в дальнейшем поступлении на государственную гражданскую службу.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом (л.д. 62), заявлений и ходатайств не представил.
Представитель административных ответчиков Призывной комиссии муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 65, ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» по доверенности Вознесенская О.Р. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, указала, что администативный истец не явился повторно для прохождения медицинского освидетельствования после дополнительного обследования в 2012 году, а также, для доставления административного истца призывная комиссия обращалась в правоохранительные органы.
Выслушав представителя административных ответчиков, изучив материалы дела, личное дело призывника Урвачева И.В., суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
По общему правилу, установленному статьей 25 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе), призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря.
Согласно статье 22 Закона о воинской обязанности и военной службе призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В соответствии с пунктом 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, при наличии оснований, предусмотренных Законом о воинской обязанности и военной службе и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
В соответствии со статьями 23 и 24 Закона о воинской обязанности и военной службе, конкретизирующими положения пункта 2 его статьи 22, от исполнения воинской обязанности освобождаются граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья; от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу, прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; на освобождение от призыва на военную службу имеют право граждане, имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень, являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, а также граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов, и граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов; не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, граждане, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, а также граждане, имеющие право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с семейными обстоятельствами, получением образования и по иным перечисленным в статье 24 основаниям.
Таким образом, Закон о воинской обязанности и военной службе определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются - на определенный срок или без указания срока - от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Из материалов дела следует, что с 27 февраля 2006 года Урвачев И.В. состоит на учете в отделе Приморского района Военного комиссариата Санкт-Петербурга (л.д. 24, 29).
В соответствии с п. а ч.2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения.
Как следует из личного дела призывника, в 2007 году Урвачев И.В. поступил в СПб ГОУ СПО «Политехнический колледж городского хозяйства», срок окончания образовательного учреждения 30 июня 2008 года.
Решением призывной комиссии от 31 октября 2007 года (протокол № 23) административному истцу была предоставлена отсрочка от призыва до 01 июня 2008 года. Основание – ст.24 п.2 «а» ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (учетная карта призывника).
Пунктом 1 статьи 1 Закона о воинской обязанности и военной службе определено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает, воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Закона о воинской обязанности и военной службе при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663.
Пунктом 34 названного Положения установлено, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Закона о воинской обязанности и военной службе, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 октября 2014 года N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" в связи с запросом Парламента Чеченской Республики", - вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу. Вместе с тем - поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), - предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что в период с 01 июня 2008 года по 21 сентября 2016 года Урвачев И.В. не проходил военную службу, решений о призыве Урвачева И.В. на военную службу в названный период не принималось.
21 сентября ДД.ММ.ГГГГ Урвачев И.В. достиг возраста 27 лет.
05 ноября 2019 года призывной комиссией муниципального образования Приморского района Санкт-Петербурга муниципальный округ № 65 было вынесено решение о том, что Урвачев И.В. подлежит зачислению в запас как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований по достижению возраста 27 лет (протокол № 5) (л.д. 41).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 22 Закона о воинской обязанности и военной службе призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе).
Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 52 Закона о воинской обязанности и военной службе запас Вооруженных сил Российской Федерации создается также из числа граждан не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет.
Таким образом, при зачислении гражданина в запас по достижении им возраста 27 лет, по оспариваемому основанию должна быть установлена совокупность обстоятельств: гражданин состоял (обязан был состоять) на воинском учете; он подлежал призыву на военную службу; гражданин фактически не прошел военную службу, не имея на то законных оснований. Такие факты должны иметь место, начиная с 01.01.2014 года.
Статьей 10 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ установлены обязанности граждан по воинскому учету, в соответствии с которыми граждане обязаны сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания (пункт 1).
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, 25 мая 2012 года административный истец проходил медицинское освидетельствование, по итогам которого врачом-психиатром выдано направление на дополнительное обследование (л.д. 32-33, 40).
Урвачеву И.В. 25 мая 2012 года выдана повестка для явки в отдел военного комиссариата Санкт-Петербурга по Приморскому району на 25 июня 2012 года для прохождения медицинского освидетельствования и заседания призывной комиссии (л.д. 43).
В связи с неявкой Урвачева И.В. на медицинское освидетельствование после дополнительного обследования, решение в отношении Урвачева И.В. призывной комиссией не принималось.
Как следует из материалов дела, личного дела призывника Урвачева И.В., в период весеннего, осеннего призывов 2015 года, отделом военного комиссариата по Приморскому району Санкт-Петербурга предпринимались меры для установления местонахождения призывника Урвачева И.В., направления ему повесток (личное дело призывника), доставления для составления протокола об административном правонарушении, посредством обращения в УМВД по Приморскому району Санкт-Петербурга (л.д. 26-27), однако обеспечить явку Урвачева И.В. в отдел военного комиссариата Приморского района Санкт-Петербурга не представилось возможным в связи с его отсутствием по месту регистрации по месту жительства: <адрес>.
Административный истец с целью получения военного билета обратился в отдел военного комиссариата Приморского района Санкт-Петербурга, 02.10.2019 года прошел медицинское освидетельствование.
Решением призывной комиссии МО № 65 Приморского района Санкт-Петербурга от 05.11.2019 года Урвачев Игорь Вячеславович признан не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, и зачислен в запас.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что оснований для освобождения административного истца от прохождения военной службы, предусмотренных ст.ст.23, 24 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», с 25.05.2012 года, в том числе и с 01.01.2014 года, не имелось.
Административный истец до 27 лет состоял на воинском учете и подлежал призыву на военную службу, которую фактически не прошел, не имея на то законных оснований.
Добросовестно пользуясь своими правами и желая исполнить предусмотренную ч.1 ст. 59 Конституции Российской Федерации обязанность, административный истец имел реальную возможность призваться на военную службу или быть освобожденным от военной службы по основаниям, указанным в Федеральном законе от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в 2012, 2013, 2014, 2015 и 2016 годы до достижения им 27 лет, однако, начиная с 25.05.2012 года он уклонялся от призыва на военную службу, не имея на то законных оснований.
Кроме того, при разрешении заявленных административным истцом требований, судом учитывается, что Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что в исковом заявлении должно быть указано содержание требований к административному ответчику и изложены основания и доводы (статья 125), следовательно, предметом судебного разбирательства является именно то требование, связанное с нарушением законодательства, которое истец предъявляет к ответчику, и относительно которого суд должен вынести решение по делу.
В соответствии с общим правилом статьи 46 названного кодекса административный истец вправе изменить основание или предмет административного иска, отказаться от административного иска полностью или частично.
При этом Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в качестве одного из основных положений предусматривает принцип состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда, которая, в числе прочего, заключается в том, что суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, оказывает содействие сторонам процесса в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные данным кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела (пункт 7 статьи 6 и часть 2 статьи 14).
Исходя из этого федеральный законодатель в части 1 статьи 178 поименованного кодекса закрепил один из важнейших принципов административного судопроизводства - принцип диспозитивности, согласно которому суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям, предусмотрев возможность суда выйти за пределы заявленных административным истцом требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) исключительно в случаях, предусмотренных названным кодексом.
Таким образом, право определения предмета иска и способа защиты принадлежит только административному истцу.
В административном исковом заявлении Урвачев И.В. просит признать незаконным и отменить заключение призывной комиссии от 28 июня 2019 года.
Копия личного дела призывника представлена по запросу суда, оглашена и приобщена к материалам административного дела в предварительном судебном заседании 27 февраля 2020 года с участием представителя административного истца по доверенности адвоката Пономарева А.А. (л.д. 45-46).
Заявлений и ходатайств об изменении предмета административного иска от административного истца, представителя административного истца в ходе рассмотрения настоящего административного дела не поступило.
При этом, решений (заключений) 28 июня 2019 года призывной комиссией муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 65 в отношении Урвачева И.В. не принималось.
При таких обстоятельствах, требования административного истца не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ № 65 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░, ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24.07.2020 ░.