Дело № 2-414/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 мая 2017 года г. Карталы
Карталинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Стяжкиной О.В.
при секретаре Хрусловой Ю.С.
с участием помощника прокурора Маркова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карталинского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Карталинского муниципального района о возложении обязанности разработать и утвердить Лесохозяйственный регламент, поставить на кадастровый учет земельные участки,
У С Т А Н О В И Л:
Карталинский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лица к администрации Карталинского муниципального района о возложении обязанности разработать и утвердить Лесохозяйственный регламент муниципальных лесов Карталинского муниципального района в срок не позднее двенадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу; возложении обязанности поставить на кадастровый учет земельные участки, занятые муниципальными лесами Карталинского муниципального района в срок не позднее двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Свои требования мотивировал тем, что в городской прокуратурой по обращению ОАО «Новокаолиновый ГОК» проведена проверка соблюдения лесного законодательства на территории Карталинского муниципального района. В ходе проверки установлено, что на территории Карталинского муниципального район расположены земельные участки, занятые муниципальными лесами которые не поставлены на кадастровый учет. Данные леса являются бесхозяйными, поскольку не приняты в муниципальную собственность и не зарегистрированы в органах Росреестра. Все земли государственного лесного фонда, расположенные на территории Карталинского муниципального района поставлены на кадастровый учет и находятся в ведении ЧОБУ «Карталинское лесничество» Главного Управления лесами Челябинской области. Субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления. Карталинским городским прокурором по факту нарушения Лесного законодательства вынесено представление об устранении выявленных нарушений, однако, до настоящего времени нарушения не устранены. Ответчиком не принимаются меры к выявлению и постановке на учет городских лесов, в связи с чем, прокурор обратился с данным иском в суд.
В судебном заседании помощник прокурора Марков С.В. на удовлетворении заявленных исковых требований настаивал.
Представитель ответчика администрации Карталинского муниципального района Кислухина Н.И. в судебном заседании исковые требования не признала.
Представитель третьего лица Главного управления лесами Челябинской области в суд не явился, был надлежащим образом извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 36, часть 3); лесное законодательство относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "к" части 1; статья 76, часть 2).
Лесной фонд, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (Постановления от 9 января 1998 года N 1-П и от 7 июня 2000 года № 10-П; Определения от 27 июня 2000 года N 92-О и от 3 февраля 2010 года № 238-О-О).
По смыслу приведенных конституционных положений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности.
В соответствии со ст. 1 Лесного кодекса РФ, определяющей основные принципы лесного законодательства, которая среди основных принципов лесного законодательства, определяет устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; обеспечение охраны и защиты лесов.
В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» организация благоустройства и озеленения территорий поселений, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах населенных пунктах поселения и в границах городского округа, отнесена к вопросам местного значения соответственно поселения (п.19 ч.1 ст.14) и городского округа (п.25 ч.1 ст.16).
Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами (ст. 19 Лесного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области лесных отношений и в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; установление ставок платы за единицу объема древесины; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах; учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности; представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней. Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Уставом Карталинского муниципального района так же закреплено, что к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района (пп.3 п.1 статьи 5).
В соответствии со ст. 98 Лесного кодекса РФ на территории муниципального образования органами местного самоуправления осуществляется муниципальный лесной контроль в соответствии со статьей 84 настоящего Кодекса и с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В судебном заседании установлено, что Карталинской городской прокуратурой проведена проверка по обращению ОАО «Новокаолиновый ГОК» об отказе в вырубке древесно-кустарниковой растительности и уступке права собственности на земельный участок. В ходе проверки установлено, что администрацией Карталинского муниципального района деятельность по использованию, охране, защите, воспроизводству городских лесов не ведется (городские леса на учет на ставятся, лесохозяйственные регламенты не принимаются). Работа администрации Карталинского муниципального района в указанной сфере создает правовую неопределенность, приводит к нарушению прав граждан (юридических лиц) на рассмотрение обращений и создает административные барьеры в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Карталинской городской прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы Карталинского муниципального района Шулаева С.Н. вынесено предписание об устранении выявленных нарушений (л.д. 8-10).
Согласно письма администрации Карталинского муниципального района № от 27.01.2017г. – постановка на учет городских лесов, не относится к полномочиям Карталинского муниципального района, в связи с чем, разработка и принятие лесохозяйственного регламента по использованию, охране, защите, воспроизводству городских лесов не имеет правовых оснований (л.д.11-12).
Из информации, предоставленной Главным управлением лесами Челябинской области от 24.04.2017г. № участки, на которых расположены городские (муниципальные) леса на государственный учет не поставлены и лесохозяйственный регламент не разработан. Из представленных сведений из государственного лесного реестра Карталинского муниципального района следует, что площадь земель населенных пунктов, на которых расположены леса, составляет 760 га., в то числе покрытые лесной растительностью 491 га. (л.д.13-14).
Доводы представителя ответчика о том, что обязанности у администрации по разработке и утверждению лесохозяйственного регламента отсутствуют, не основаны на законе.
В силу ст. 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственный регламент является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Лесной кодекс РФ предусматривает проведение лесоустройства не только на землях лесного фонда, но и на землях иных категорий, указанных в ч.3 ст.23 настоящего кодекса: обороны и безопасности, на которых расположены леса, населенных пунктов, на которых расположены городские леса, особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Порядок проведения лесоустройства закреплен в ст. 67 Лесного кодекса РФ, и определен Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.012.2011 №, устанавливающей требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территориях, землях обороны и безопасности и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Согласно ст. 68 Лесного кодекса РФ и п.3 Лесоустроительной инструкции лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов (выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов); проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Пунктом 5 Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что проведение указанных мероприятий обеспечивается органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-84 Лесного кодекса РФ.
Согласно ст. 70 Лесного кодекса РФ выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено настоящим Кодексом. Органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу статьи 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В соответствии подпунктами 12, 13, пункта 2 статьи 7 указанного закона в ГКН вносятся сведения о земельном участке, сведения о лесах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, категория земель, к которой отнесен земельный участок.
Из анализа ст. 1 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» следует, что субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления. Определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству (ст. 67, ч. 3 ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации) и землеустройству (п. 3 ст. 69, ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации).
Как следует из пояснений сторон и подтверждается материалами дела, на день рассмотрения иска лесоустройство на землях Карталинского муниципального района не проведено, лесохозяйственный регламент не разработан, работы по постановке на государственный учет лесов, расположенных на территории муниципального района не проведены, земельные участки на которых расположены леса не индивидуализированы (не сформированы), местоположение и границы земельных участков не установлены. Выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.
Невыполнение указанных требований лесного законодательства свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией Карталинского муниципального района обязанности по владению, пользованию муниципальным имуществом.
Ответчиком не представлено доказательств, что муниципальные (городские) леса площадью 760 га являются федеральной собственностью РФ.
Невыполнение администрацией Карталинского муниципального района обязанностей возложенных на органы местного самоуправления Федеральным законом от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Лесным кодексом РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», негативно сказывается на экологической обстановке и как следствие нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, гарантированное ст. 42 Конституции РФ, создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, приводит к невозможности осуществления надлежащего государственного и муниципального контроля, обеспечения рационального использования лесов, организации мер пожарной безопасности в муниципальных лесах, а также привлечение лиц, виновных в нарушении гражданского, административного и уголовного законодательства, к предусмотренной законом ответственности, а также нарушает интересы Российской Федерации и законов, действующих на ее территории, что предусмотрено ч.2 ст.4 и ст.15 Конституции РФ.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Предложенный Карталинским городским прокурором срок исполнения обязанностей – 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу является разумным.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности, поэтому не могут расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░