к делу №2-2466/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02сентября 2014 г. г.Геленджик
Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Садова Б.Н.,
при секретаре Сузановской Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ИП Ерыгину А.В. о признании незаконными бездействия, выразившиеся в неисполнении требований федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности,-
У С Т А Н О В И Л:
Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ИП Ерыгину А.В. о признании незаконными бездействия, выразившиеся в неисполнении требований федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности, мотивируя свои требования тем, что Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при осуществлении деятельности по перевозке людей в труднодоступные места горного рельефа на автомобилях повышенной проходимости (джиппинг), связанной с пересечением русел рек в границах г. Геленджика.
Установлено, что индивидуальный предприниматель Ерыгин А.В. (далее – ИП Ерыгин А.В.) оказывает экскурсионные услуги в труднодоступные места горного рельефа на автомобилях повышенной проходимости (джиппинг) в г. Геленджике, с использованием 8 единиц автотранспорта.
При осуществлении вышеуказанной деятельности ИП Ерыгин А.В. допускаются нарушения экологического законодательства.
На основании п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
В силу статей 14, 15 Закона № 89-ФЗ отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. На опасные отходы должен быть составлен паспорт.
В соответствии с ч.1 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7 – ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ) производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рационального использования и восстановления природных ресурсов, соблюдения требований в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 73 вышеуказанного закона руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.
Вопреки указанным требованиям ИП Ерыгин А.В. учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов не велся; производственный экологический контроль не осуществлялся; отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности в порядке, предусмотренном действующим законодательством, не подтверждено; вывоз и санкционированное размещение отходов не подтвердил, паспортизация образующихся отходов 1-4 класса опасности не производилась; лица, осуществляющие трудовую деятельность в сфере обращения с отходами 1-5 класса опасности профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) не прошли.
Кроме того, статьей 3 Закона № 7-ФЗ закреплены принципы осуществления хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду.
Основными принципами являются платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности и иные.
В соответствии со ст.16 Закона № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным (формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами).
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду) является платным. Формы такой платы определяются федеральным законодательством.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».
Также, вышеназванным постановлением утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.
Пунктом 3 Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204 предусмотрено, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.
Вместе с тем, несмотря на образование в процессе производственной деятельности хозяйствующего субъекта отходов производства и потребления, в нарушение вышеуказанных требований ИП Ерыгин А.В. расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 - 2 кварталы 2014 не производились, фактическая оплата не осуществлялась.
Изложенное свидетельствует о непринятии ИП Ерыгин А.В. должных мер по исполнению требований федерального законодательства в области охраны окружающей среды, направленных на обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, охрану здоровья человека, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей среды, что, в свою очередь, нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о её состоянии.
Сложившаяся ситуация при осуществлении хозяйственной деятельности ИП Ерыгин А.В. при оказании экскурсионных услуг в труднодоступные места горного рельефа на автомобилях повышенной проходимости для окружающей природной среды является недопустимой и требует незамедлительного принятия комплекса мер, направленных на устранение нарушений закона.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Несоблюдение требований законодательства об отходах производства и потребления, об охране окружающей среды при осуществлении ИП Ерыгин А.В. предпринимательской деятельности нарушает гарантированное ст.42 Конституции Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду и является основанием для обращения прокурора в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц.
Просил суд обязать индивидуального предпринимателя Ерыгин А.В. принять меры, направленные на постановку в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду в управлении Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея; разработку и согласование в уполномоченном органе программы производственного контроля; проведение паспортизации образующихся опасных отходов; организации учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; обучение лиц, осуществляющих трудовую деятельность в сфере обращения с отходами I-V класса опасности; пройти обучение в области охраны окружающей среды и экологической безопасности в 60-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования и просил удовлетворить их в полном объеме.
Ответчик, в судебном заседании заявленные исковые требования признал в полном объеме, не возражал против их удовлетворения, суду пояснил что все указанные в исковом заявлении нарушения в настоящий момент устраняются.
Представитель третьего лица - Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и республики Адыгея, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствие ч.1 ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Согласно п. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований (п. 3 ст. 173 ГПК РФ).
Таким образом, в случае принятия судом признания ответчиком исковых требований, истец освобождается от необходимости доказывания предъявленных требований.
Признание исковых требований ответчиком не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы сторон и других лиц. Признание иска судом принято. В соответствии с ч.4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Таким образом, исковые требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ИП Ерыгину А.В. о признании незаконными бездействия, выразившиеся в неисполнении требований федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ИП Ерыгину А.В. о признании незаконными бездействия, выразившиеся в неисполнении требований федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности – удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Ерыгин А.В. принять меры, направленные на постановку в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду в управлении Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея; разработку и согласование в уполномоченном органе программы производственного контроля; проведение паспортизации образующихся опасных отходов; организации учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; обучение лиц, осуществляющих трудовую деятельность в сфере обращения с отходами I-V класса опасности; пройти обучение в области охраны окружающей среды и экологической безопасности в 60-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда, через Геленджикский городской суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья: