Судья Дружкова А.В. Дело № 33-3637

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Н.Новгород 29 апреля 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Башаркиной Н.Н., судей Козлова О.А. и Корниловой О.В.

при секретаре судебного заседания Гончаровой Н.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Козлова О.А. дело по апелляционной жалобе Панфиловой Екатерины Александровны на решение Починковского районного суда Нижегородской области от 4 февраля 2014 года по делу по иску Панфиловой Е.А. у Администрации Починковского сельсовета, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании незаконными акта обследования жилого помещения, заключения межведомственной комиссии о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, о признании права на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, о понуждении включить в сводный список граждан, имеющих право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья

У С Т А Н О В И Л А:

Истица обратилась в суд с иском

-о признании незаконными акта обследования помещения по адресу <адрес> от 17.01.13 г и заключения о признании указанного жилого помещения непригодным для постоянного проживания от 17.01.13 г,

-признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий

-признать за ней право на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета

-обязать Администрацию Починковского муниципального района Нижегородской области и Министерство социальной политики Нижегородской области включить ее в сводный список граждан, состоящих на учете и имеющих право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

В обоснование иска указано, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны, является собственником квартиры по адресу <адрес>. В марте 2013 г на основании ее заявления о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий Администрация Починковского сельсовета провела обследование ее дома и признала его пригодным для проживания. С данным актом она не согласна, поскольку была нарушена процедура проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям.

Решением Починковского районного суда Нижегородской области от 4 февраля 2014 года в удовлетворении заявленных требований Панфиловой Е.А. было отказано.

В апелляционной жалобе Панфилова Е.А. просит указанное решение суда отменить и принять по делу новое решение.

В обоснование доводов жалобы указано, что по делу была проведена строительно-техническая экспертиза, в соответствии с заключением которой жилое помещение имеет износ №%, а следовательно, является непригодным для проживания. Вывод суда о пропуске срока обращения в суд для обжалования муниципальных актов администрации является необоснованным, т.к. ее никто не предупреждал о сроке обжалования.

На апелляционную жалобу от Министерства социальной политики Нижегородской области поступили возражения.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, выслушав объяснения явившихся лиц, приходит к следующему выводу.

Указом Президента РФ от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Статьей 21 ФЗ "О ветеранах" определены меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, включающие в себя, в том числе и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом установлено, что члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Вышеперечисленные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем ветеранов, инвалидов, участников Великой Отечественной войны, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

Из материалов дела усматривается, что истица Панфилова Е.А. является вдовой участника ВОВ (л.д.№). В ее собственности имеется квартира по адресу <адрес> (л.д.№), расположенная на первом этаже одноэтажного бревенчатого дома. 17.01.13 г Администрацией Починковского муниципального района был составлен акт обследования жилого помещения по адресу <адрес>, которым было установлено, что помещение соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к жилым зданиям и помещениям, и дом признан пригодным для постоянного проживания (л.д.№). На основании данного акта 17.01.13 г межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы местного самоуправления района принято заключение о признании жилого помещения по адресу <адрес> пригодным для проживания (л.д.№).

Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований Панфиловой Е.А., суд сослался на пропуск истицей срока обращения в суд с заявлением о признании акта обследования и заключения межведомственной комиссии о признании жилого дома пригодным для проживания незаконными.

С данным выводом суда согласиться нельзя.

Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих"), судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).

В соответствии с пунктом 52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 47 от 28.01.2006 г.решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

Вне зависимости от формы обращения в суд, акт и основанное на нем заключение межведомственной комиссии, созданной органом местного самоуправления, могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.

Согласно ст.256 ГПК РФ 1. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

2. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Однако, учитывая, что указанный срок является процессуальным и в соответствии со ст.112 ГПК РФ подлежит восстановлению, принимая во внимание престарелый возраст заявителя, а также неразъяснение в заключении межведомственной комиссии возможности и порядка его обжалования, на что ссылается заявитель в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит причины пропуска истицей срока обращения в суд уважительными и считает возможным восстановить пропущенный срок.

В рамках рассмотрения гражданского дела по ходатайству истицы была проведена строительно-техническая экспертиза, согласно заключению которой техническое состояние <адрес>, расположенной по адресу <адрес> при имеющихся дефектах основных конструкций и элементов можно охарактеризовать как не совсем удовлетворительное и неудовлетворительное. Физический износ конструктивных элементов <адрес> составляет №%.Квартира находится в ветхом техническом состоянии и непригодна для проживания в связи с наличием выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровью граждан. Проведение капитального ремонта конструкций квартиры экономически нецелесообразно так как замене подлежат все конструкции жилого дома в т.ч. фундаменты, стены, окна, перекрытие, кровля.

Обосновывая заявление, а также апелляционную жалобу, Панфилова Е.А. указывает на несоответствие жилого помещения, в котором она проживает, требованиям, предъявляемым к жилому помещению, ссылаясь при этом на заключение экспертизы.

Ответчик ссылается на законность принятых им муниципальных правовых актов по признанию жилого помещения пригодным для проживания, вынесенных на основании заключения межведомственной комиссии.

В соответствии с п. 3 ст. 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 47 от 28.01.2006 г.

В соответствии с п. 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

В соответствии с п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя), проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно п. п. 43 и 44 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Суд не учел положения ст.249 ч.1 ГПК РФ согласно которой обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Аналогичное разъяснение содержится в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих".

На основании вышеуказанной экспертизы судебная коллегия находит выводы межведомственной комиссии о пригодности жилого дома для проживания необоснованными и опровергнутыми выводами судебной экспертизы. Напротив данные выводы экспертизы о непригодности жилого помещения для проживания ничем не опровергнуты. В силу изложенного судебная коллегия находит необходимым отменить решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований истицы о признании незаконными акта обследования помещения от 17.01.13 г и заключения о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от 17.01.13 г.,

Указ Президента РФ N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" не регулирует порядок признания членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" нуждающимися в улучшении жилищных условий, в связи с чем порядок признания таких граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий определяется нормами действующего законодательства о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма и их постановке на учет.

Основанием для обеспечения инвалидов и участников Великой Отечественной войны (членов их семей) в соответствии с Указом Президента РФ N 714 от 07 мая 2008 года является их нуждаемость в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно статье 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 данного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. ст. 14, 15, 17 - 19 и 21 данного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 1). Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 11).

Во исполнение предписаний федерального законодателя в Нижегородской области 07 июля 2006 года принят Закон N 68-З "О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области", согласно которому предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области на основании распоряжения Правительства Нижегородской области, которое доводится до сведения гражданина - получателя меры социальной поддержки по обеспечению жильем (пункт 2).

В соответствии со ст. 3 указанного Закона, на основании списков, подготовленных органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, уполномоченный Правительством Нижегородской области орган исполнительной власти Нижегородской области осуществляет формирование и утверждение сводных списков граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

Меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются в соответствии со сводными списками граждан, сформированными отдельно по каждой категории в хронологической последовательности исходя из даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, относящихся к категориям, указанным в статье 1 настоящего Закона.

Органом, осуществляющим полномочия по формированию и утверждению сводных списков граждан, имеющим право на получение мер социальной поддержки и обеспечению жильем, является Министерство социальной политики Нижегородской области.

С учетом положений вышеуказанных норм, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Панфилова Е.А. как член семьи умершего участника Великой Отечественной войны, нуждающийся в улучшении жилищных условий, имеет право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, а следовательно и в этой части заявленные требования также подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 4 ░░░░░░░ 2014 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░/░ ░░ 17.01.13 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 17.01.13 ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-3637/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Панфилова ЕА
Ответчики
Администрация Починковского с/с
Министерство социальной политики НО
Администрация Починковского р-на
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Козлов Олег Александрович
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
29.04.2014Судебное заседание
05.05.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.05.2014Передано в экспедицию
29.04.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее