дело № 2а-4212/2018

(объединено с № 2а-4213/2018,

№ 2а-4214/2018)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 сентября 2018 года                  г. Калининград

Центральный районный суд года Калининграда в составе:

председательствующего судьи                 Эльзессер В.В.,

при секретаре                              Мазяр К.А.,

рассмотрев административное исковое заявление Смирнова Николая Витальевича к Министерству юстиции РФ, заместителю руководителя аппарата Уполномоченного РФ при Европейском суде Борисовой Я.Ю. об оспаривании действий должностного лица, выразившихся в принятии решения не по существу спора, признании незаконным ответа №10-57724/18 от 28.04.2018; к Генеральной прокуратуре РФ, Генеральному прокурору РФ, начальнику и заместителю начальника Управления по обеспечению участия прокуроров в кассационной и надзорной стадиях уголовного судопроизводства Генеральной прокуратуры РФ о признании незаконным бездействия должностных лиц, признании незаконным ответа №12-2249-18 от 07.05.2018, обязании рассмотреть обращение и предоставить ответ по существу обращения,

УСТАНОВИЛ:

Смирнов подал в Центральный районный суд г.Калининграда административное исковое заявление к руководителю, должностным лицам Администрации Президента Российской Федерации, к администрации Президента РФ, а также к Министерству юстиции РФ, заместителю руководителя Аппарата Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека – заместителю министра юстиции Борисовой Я.Ю., ссылаясь на т е обстоятельства, что в феврале 2018 года он направил жалобу Президенту Российской Федерации на бездействие Уполномоченного Российской Федерации по правам человека при Европейском Суде по правам человека, в которой указал на факт умышленного неисполнения Уполномоченным возложенных на него обязанностей. Письмом за подписью главного советника Департамента письменных обращений граждан и организаций Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций от 04.04.2018 № А26-18-4122229271 Смирнов был уведомлен о направлении его заявления для рассмотрения в Министерство юстиции Российской Федерации. После чего Смирнов получил ответ № 10-57724/18 от 28.02.2018 за подписью заместителя руководителя Аппарата Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции РФ Борисовой Я.Ю. из которого следует, что по существу проверка по заявлению Смирнова не проводилась. Административный истец полагает, что решение о направлении заявления для рассмотрения в Министерство юстиции, ответ от 04.04.2018 №4122229271, а также действия заместителя руководителя Аппарата Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции РФ Борисовой и ее ответ от 28.04.2018 № 10-57724/18 являются незаконными, просил признать также незаконным бездействие должностных лиц Администрации Президента РФ, которые не организовали надлежащий контроль за соблюдением порядка рассмотрения заявлений граждан и не обеспечили рассмотрение заявления Смирнова по существу.    

Определением судьи Центрального районного суда г.Калининграда от 09.07.2018 административное исковое заявление Смирнова принято к производству в части требований к Министерству юстиции РФ, заместителю руководителя Аппарата Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека Борисовой Я.Ю., а именно:

- о признании незаконными действий заместителя руководителя аппарата Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека - заместителя Министра юстиции РФ Борисовой Я.Ю., выразившихся в принятия ею решения не по существу изложенных в обращении доводов, то есть с существенным нарушением ст.15 ч.2 Конституции РФ; ст.9; ст. 10 ч.1 п.1; п.4; ст. 10 ч.3 ФЗ РФ №59-ФЗ от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»;

- о признании незаконным ответа заместителя руководителя аппарата Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека - заместителя Министра юстиции РФ Федорова А.М. от 28.04.2018 № 10-57724/18, как противоречащего требованиям ст.15 ч.2 Конституции РФ; ст.9; ст. 10 ч.1 п.1; п.4; ст. 10 ч.3 ФЗ РФ №59-ФЗ от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (дело 2а-4213/2018).

В принятии административного искового заявления в части остальных требований отказано.

Кроме того, Смирнов подал в Центральный районный суд г.Калининграда административное исковое заявление к тем же ответчикам, указав, что в феврале он (Смирнов) направил жалобу Президенту Российской Федерации на бездействие представителя Президента РФ при Европейском Суде по правам человека, в которой указал на факт умышленного неисполнения возложенных на представителя Президента обязанностей, что способствовало принятию незаконных и необоснованных решений об отказе в принятии и рассмотрении жалоб Европейским Судом по правам человека. Письмом за подписью главного советника Департамента письменных обращений граждан и организаций Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций от 04.04.2018 № А26-18-41228071 Смирнов был уведомлен о направлении его заявления, для рассмотрения в Министерство юстиции Российской Федерации. Ответ на свое обращение по существу поставленных вопросов Смирнов из Министерства юстиции РФ не получил. Административный истец полагает, что решение о направлении заявления для рассмотрения в Министерство юстиции, ответ от 04.04.2018№ А26-18-41228071, а также действия заместителя руководителя Аппарата Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции РФ Борисовой и ее ответ от 28.04.2018 № 10-57724/18 являются незаконными, просил также признать незаконным бездействие должностных лиц Администрации Президента РФ, которые не организовали надлежащий контроль за соблюдением порядка рассмотрения заявлений граждан и не обеспечили рассмотрение заявления Смирнова по существу.    

Определением судьи Центрального районного суда г.Калининграда от 09.07.2018 административное исковое заявление Смирнова принято к производству в части требований к Министерству юстиции РФ, заместителю руководителя Аппарата Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека Борисовой Я.Ю., а именно:

- о признании незаконными действий заместителя руководителя аппарата Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека - заместителя Министра юстиции РФ Борисовой Я.Ю., выразившихся в принятия ею решения не по существу изложенных в обращении доводов, то есть с существенным нарушением ст.15 ч.2 Конституции РФ; ст.9; ст. 10 ч.1 п.1; п.4; ст. 10 ч.3 ФЗ РФ №59-ФЗ от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»;

- о признании незаконным ответа заместителя руководителя аппарата Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Борисовой Я.Ю. от 28.04.2018 № 10-57724/18, как противоречащего требованиям ст.15 ч.2 Конституции РФ; ст.9; ст. 10 ч.1 п.1; п.4; ст. 10 ч.3 ФЗ РФ №59-ФЗ от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (дело 2а-4214/2018).

В принятии административного искового заявления в части остальных требований отказано.

Кроме того, Смирнов представил в суд административный иск к Генеральному прокурору РФ, должностным лицам Генеральной прокуратуры РФ, указав, что в феврале 2018 года отправил Генеральному прокурору РФ жалобу, в которой обжаловал бездействие представителя Генеральной прокуратуры РФ при Европейском Суде по правам человека, умышленно не исполняющего возложенные на него обязанности и участвующего в совершаемом сотрудниками Европейского Суда по правам человека произволе, в виде необоснованного и незаконного отказа в принятии и рассмотрении жалоб. На своё обращение в мае 2018 года получил ответ № 12-2249-2018 от 07.05.2018 за подписью заместителя начальника отдела управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры РФ Юсифова Р.Н. из которого усматривалось, что проверка изложенных в обращении доводов Генеральной прокуратурой РФ не проводилась, а ответ на обращение не только дан формальный, с очевидными признаками существенного нарушения Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и не по существу изложенных в обращении доводов, поскольку Смирнов с жалобой на деятельность Европейского Суда по правам человека к Генеральному прокурору РФ не обращался, а указывал на бездействие представителя Генеральной прокуратуры РФ при Европейском Суде по правам человека, который в соответствии с требованиями ст. 129 Конституции РФ; ст.4 Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" подчиняется Генеральному прокурору РФ.

Учитывая изложенное, административный истец просил:

- признать действия заместителя начальника Управления по обеспечению участия прокуроров в кассационной и надзорной стадиях уголовного судопроизводства Генеральной прокуратуры РФ Юсифова Р.Н. в виде принятия им незаконного решения об отказе в проведении проверки изложенных в жалобе незаконным, противоречащим требованиям ст. 15 ч.2 Конституции РФ; ст. 5 ч.1 п.3; ст.9 ч. 1; ст. 11 ФЗ РФ №59-ФЗ от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»;

-признать ответ №12-2249-18 от 7 мая 2018 г заместителя начальника управления по обеспечению участия прокуроров в кассационной и надзорной инстанциях Генеральной прокуратуры РФ Юсифова Р.Н. незаконным, противоречащим требованиям ст. 15 ч.2 Конституции РФ; ст.9; ст. 10 ч.1 п.1; п.4; ст. 10 ч.3 ФЗ РФ №59-ФЗ от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»;

- признать бездействие начальника управления по обеспечению участия прокуроров в кассационной и надзорной стадиях уголовного судопроизводства Генеральной прокуратуры РФ, существенно нарушившего ст. 15 ч.2 Конституции РФ; ст. 8 ч.3; ст.9; ст. 10 ч.1 п.1; п.4; ст. 10 ч.3 ФЗ РФ №59-ФЗ от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», ст.1» Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", незаконным и таким образом нарушившего права Смирнова, предоставленные ст. 46 ч.3 Конституции РФ, на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты и ст. 5 ч.3 ФЗ РФ №59-ФЗ от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» предоставляющей право на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов;

- признать бездействие Генерального прокурора РФ существенно нарушившего требования ст. 15 ч. 2 Конституции РФ; ст.9; ст. 10 ч.1 п.1; п.3; ст. 12; 14 ФЗ РФ №59-ФЗ от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» ст.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", незаконным и таким образом нарушившего Смирнова права, предоставленные ст. 46 ч.3 Конституции РФ, на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты и ст. 5 ч.3 ФЗ РФ №59-ФЗ от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» предоставляющей право на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов;

-обязать Генерального прокурора РФ устранить допущенные нарушения Конституции РФ и закона, и восстановить нарушенные административными ответчиками права, путем проведения проверки жалобы от 21.02.2018 в соответствии с требованиями ФЗ РФ №59-ФЗ от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ и дачи ответа по существу изложенных в обращении доводов.(дело 2а-4212/2018)

Названные выше административные иски объединены в одно производство на основании определения суда.

Административный истец Смирнов в судебное заседание не явился, отбывает наказание в исправительном учреждении ФКУ ИК-13 УФСИН России по калининградской области, извещен надлежаще.

Представитель административного истца Кулагина Л.С. по доверенности заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили письменные возражения, ходатайства о рассмотрении дела без участия своего представителя.

Исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку, суд приходит к следующему.

В соответствии ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 62, ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Согласно ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для признания действия (бездействия), решений должностного лица незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.

Как указано выше, производству суда приняты требования Смирнова к Министерству юстиции РФ, заместителю руководителя аппарата Уполномоченного РФ при Европейском суде Борисовой Я.Ю. об оспаривании действий должностного лица, выразившихся в принятии решения не по существу спора, признании незаконным ответа №10-57724/18 от 28.04.2018; к Генеральной прокуратуре РФ, Генеральному прокурору РФ, начальнику и заместителю начальника Управления по обеспечению участия прокуроров в кассационной и надзорной стадиях уголовного судопроизводства Генеральной прокуратуры РФ о признании незаконным бездействия должностных лиц, признании незаконным ответа №12-2249-18 от 07.05.2018, обязании рассмотреть обращение и предоставить ответ по существу обращения.

В принятии заявленных Смирновым требований к Администрации Президента РФ, должностным лицам Управления Президента по работе с обращениями граждан и организаций Администрации Президента РФ о признании незаконными действий (бездействия) и решений должностных лиц судом отказано, в связи с чем, доводы административного иска в данной части не могут являться предметом судебного рассмотрения.

Судом установлено, что Смирновым направлены на имя Президента РФ жалобы аналогичного содержания, датированными 28.02.2018:

- на действия Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека;

- на действия представителя Президента РФ при Европейском Суде по правам человека.

А также Смирновым направлена жалоба Генеральному прокурору РФ на действия представителя Генеральной прокуратуры РФ при Европейском Суде по правам человека.

Во всех перечисленных жалобах Смирнов указывает, в частности, на следующие обстоятельства: «24 октября 2011 года, защитник Смирнова - адвокат Матюхин Г.Н. отправил по почте Expanded Service в Европейский Суд по правам человека жалобу против Российской Федерацией. Основанием для обращения в Европейский Суд явилось нарушение Российской Федерацией части 1 статьи 6 Европейской Конвенции по правам человека при рассмотрении судом уголовного дела по обвинению Смирнова Н.В. в совершении преступления, предусмотренного статьёй 30 частью 3; статьёй 228-1 частью 3 пункта «Г» Уголовного Кодекса Российской Федерации. В связи с отсутствием у информации о рассмотрении жалобы представитель Смирнова 29 сентября 2015 года непосредственно в приёмную Суда, находящуюся в г.Страсбурге, Франция, подала заявление о предоставлении ей возможности ознакомиться с досье по жалобе, зарегистрированной в Европейском суде по правам человека за номером 70771/11. 17 декабря 2015 года получено уведомление от 24 ноября 2015 года за подписью юридического референта Алексея Дацкевича, о том, что жалоба адвоката рассмотрена в период с 16 мая 2013 года по 30 мая 2013 года составе единоличного судьи K.Hajiyev, а досье за №70771/11 уничтожено за сроком давности.»

По мнению заявителя, данные обстоятельства, свидетельствуют о том, что представитель Генеральной прокуратуры РФ при Европейском Суде по правам человека, Уполномоченный РФ при Европейском Суде по правам человека, а также представитель Президента РФ возложенные на них обязанности не исполняют и незаконно участвуют в совершаемом сотрудниками Европейского Суда по правам человека произвола, в виде необоснованного и незаконного отказа в принятии и рассмотрении жалоб.

Как следует из материалов дела, обращения, направленные Смирновым в Администрацию Президента Российской Федерации, были переданы для рассмотрения в Минюст России 05.04.2018 (исх. №№ А26-18-41228011 и А26-18-41229211 от 4 апреля 2018 г.) на основании части 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, поскольку Руководитель Аппарата Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека является должностным лицом в составе Министерства юстиции Российской Федерации.

По поступлении в Минюст России обращения Смирнова Н.В. в тот же день были зарегистрированы с присвоением номеров ог-9332/18 и ог-9334/18.

Как указано выше, в данных обращениях Смирнов Н.В. жаловался на признание его жалобы, поданной в Европейский Суд по правам человека, неприемлемой без вынесения мотивированного постановления или решения названным международным судом. Смирнов Н.В. утверждал также, что к незаконному отказу в принятии Европейским Судом жалобы к рассмотрению причастие должностное лицо, именуемое в одном обращении как представитель Президенте Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека, а во втором - Уполномоченный по правам человека при Европейском Суде по правам человека.

Из приложенных к обращениям материалов следовало, что 30.05.2013 жалоба Смирнова Н.В., поданная 14.10.2011, была признана неприемлемой - единоличным судьей.

Письмом от 06.06.2013 представитель Смирнова Н.В. в Европейским Суде Матюхин Г.Н. был уведомлен о признании жалобы неприемлемой.

Позднее 24.11.2015 при повторном обращении Смирнова, в лице представителя Кулагиной Л.С., письмо аналогичного содержания о признании жалобы неприемлемой направлено в адрес Кулагиной.

Данная процедура рассмотрения жалобы в полной мере соответствует требованиям Конвенции о защите прав человека и основных и положениям Регламента Европейского Суда по правам человека.

В частности, согласно пункту 1 статьи 26 Конвенции для рассмотрения переданных ему дел Европейский Суд заседает в составе единоличного судьи, комитетов из трех судей, Палат из семи судей и Большой палаты из семнадцати судей.

Статья 27 Конвенции устанавливает компетенцию единоличных судей, В соответствии с пунктом 1 данной статьи единоличный судья вправе объявить неприемлемой жалобу, поданную в соответствии со статьей 34 Конвенции или исключить ее из списка подлежащих рассмотрению Европейским Судом дел, если таковое решение может быть принято без дополнительного изучения жалобы. Пункт 2 названной статьи закрепляет, что данное решение является окончательным.

Согласно пункту 1 правила 49 Регламента ЕСПЧ, если материалы, представленные заявителем, сами по себе являются достаточными, чтобы можно было прийти к выводу о том, что жалоба является неприемлемой или должна быть исключена из списка подлежащих рассмотрению дел, жалоба рассматривается единоличным судьей за исключением случаев, когда имеются особые обстоятельства, свидетельствующие об обратном.

Пункт 1правила 52А Регламента ЕСПЧ, закрепляющего процедуру разбирательства дела единоличным судьей, устанавливает, что в соответствии со статьей 27 Конвенции единоличный судья вправе объявить жалобу, поданную на основании статьи 34 Конвенции, неприемлемой или исключить ее из списка подлежащих рассмотрению в Европейском Суде дел, если такое решение может быть вынесено без дополнительного изучения жалобы; решение является окончательным; заявитель уведомляется о решении письмом.

Описанная стадия рассмотрения жалобы единоличным судьей проходит без процессуального участия государства-ответчика.

В этой связи по итогам рассмотрения обращений Смирнова Н.В. от 28.02.2018 заместителем руководителя Аппарата Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации Борисовой Я.Ю. заявителю дан ответ от 28 апреля 2018 г. № 10-57724/18 о том, что Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместитель Министра юстиции Российской Федерации, являющийся представителем государства-ответчика в Европейском Суде, вступает в процесс после уведомления его названным международным судом о поданной жалобе. В ответе Смирнову Н.В. разъяснено также, что поданная им жалоба была признана неприемлемой единолично судьей без уведомления государства-ответчика, что соответствует требованиям Конвенции и положениям Регламента ЕСПЧ.

Получение ответа подтверждено и самим Смирновым, поскольку копия названного документа представлена административным истцом в материалы дела.

Полученный ответ Смирнов считает незаконным, помимо прочего, в связи с тем, что в его обращении была изложена жалоба на бездействие Уполномоченного Российской Федерации по правам человека при Европейском Суде по правам человека (поименованного в том числе как представить Президента РФ при Европейском Суде по правам человека), исходя из этого, Смирнов полагает, что обращение должно быть рассмотрено непосредственно Администрацией Президента Российской Федерации, где, по его мнению, числится названное должностное лицо. Вместе с тем подобные должности отсутствует в Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 № 1574 «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы». В связи с чем, суд приходит к выводу о рассмотрении обращений (жалоб) Смирнова от 28.02.2018 по существу надлежащим должностным лицом.

Что касается оспариваемого Смирновым ответа от 07.05.2018 за № 12-2249-2018 из представленных Генеральной прокуратурой сведений следует, что ответ дан на обращение (жалобу) Смирнова, зарегистрированное 13.04.2018, зарегистрировано (вх. per. № ОГР-91320-18), в котором заявитель в целом выражал несогласии с порядком и результатом рассмотрения его жалобы в Европейском суде по правам человека.

В соответствии со ст. 1, 3, 10, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 Генеральная прокуратура Российской Федерации и иные органы прокуратуры не осуществляют надзор за процессуальной деятельностью каких-либо судов и реализуют свои полномочия на территории Российской Федерации.

С учетом изложенного истице в ответе даны необходимые разъяснения. Ответ представлен в материалы дела самим административным истцом.

Порядок рассмотрения заявлений и жалоб и иных обращений в органаы прокуратуры регулируется Инструкцией «О порядке рассмотрение обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российское Федерации», утвержденной приказом Генерального прокурора Российское Федерации от 30.01.2013 № 45.

В соответствии с п. 4.14 Инструкции по итогам рассмотрения обращение может быть принято, в том числе, решение «разъяснено» - разъяснены вопросы правового характера, в том числе при отсутствии в обращении просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств либо если к моменту рассмотрения обращения по нему уже принято решение компетентным органом.

Согласно п. 6.5 Инструкции в Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Главной военной прокуратуре решение об отказе в удовлетворении первичных обращений принимает и дает ответ заявителям начальник отдела, а повторных обращений - начальник управления, главного управления, заместитель Главного военного прокурора, заместитель Генерального прокурора Российской Федерации.

Обращение Смирнова, передано в компетентное подразделение - управление по обеспечению участия прокуроров в кассационной и надзорной стадиях уголовного судопроизводства. Поскольку заявитель ранее в Генеральную прокуратуру Российской Федерации не обращался, обращение разрешено как первичное.

Доводы Смирнова сводились к несогласию с отказом в принятии к рассмотрению Европейским Судом по правам человека жалобы его адвоката Матюхина Г.Н.

По результатам рассмотрения изложенных доводов 07.05.2018 компетентным должностным лицом и в установленный срок дан ответ разъяснительного характера, в котором приведены мотивы принятого решения.

В соответствии с п. 3 ст. 1, ст.ст. 3, 10, 35 Закона о прокуратуре органы прокуратуры не осуществляют надзор за деятельностью судов и их должностных лиц, в том числе за деятельностью Европейского Суда по правам человека не разъясняют принятые ими решения и не дают консультаций по применению действующего законодательства, а рассматривают обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Поскольку характер обращения Смирнова исключал возможность какого-либо вмешательства, оснований для принятия по его жалобе иного решения, кроме как разъяснения полномочий органов прокуратуры, у административного ответчика не имелось.

Таким образом, спорное обращение разрешено в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также Инструкции. При этом нарушения прав административного истца не допущено, его доступ к правосудию не ограничен

Действия должностных лиц Генеральной прокуратуры Российской Федерации при разрешении обращения Смирнова не противоречили требованиям Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской федерации» и Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45.

Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" образует законодательную основу регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, определяет права и обязанности участников соответствующих отношений, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан.

Гарантируя реализацию указанного конституционного права, названный Федеральный закон обязывает государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, а также дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункты 1 и 4 части 1 статьи 10). Исполнение данных обязанностей, в том числе в части того, дан ли ответ гражданину по существу поставленных им в обращении вопросов, может быть подвергнуто судебному контролю по жалобе самого гражданина на принятое по его обращению решение или на действие (бездействие), связанное с его рассмотрением (пункт 4 статьи 5).

Из положений части 3 статьи 8, пунктов 4 и 5 части 1 статьи 10 данного Федерального закона, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, следует, что государственный орган обязан дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, если указанные вопросы входят в его компетенцию; если же поставленные вопросы в его компетенцию не входят, то он пересылает обращение гражданина по подведомственности и уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией; такое регулирование, будучи основанным на положениях Конституции Российской Федерации, регулирующих организацию деятельности органов государственной власти и предполагающих, что для каждого государственного органа устанавливаются свои компетенция и полномочия и что государственные органы не могут подменять друг друга, не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан (определения от 21 мая 2015 года N 1163-О, от 23 июня 2016 года N 1230-О, от 28 сентября 2017 года N 1864-О и др.).

По смыслу приведенной правовой позиции, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционное право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления не предполагает возможность гражданина требовать по своему усмотрению ответа на поставленные в его обращении вопросы от того органа, должностного лица, которым гражданин адресует свое обращение, не учитывая при этом их компетенцию; вместе с тем во всяком случае гражданину должен быть дан ответ по существу на все поставленные им в обращении вопросы, если их разрешение входит в компетенцию государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц (Определение от 28 марта 2017 года N 664-О).

Поскольку обращения Смирнова рассмотрены в соответствии с установленным порядком и ответы заявителю направлены, бездействие со стороны должностных Министерству юстиции РФ, заместителя руководителя аппарата Уполномоченного РФ при Европейском суде, должностных лиц Генеральной прокуратуры Российской Федерации не допущено, а права и свободы административного истца не нарушены.

Несогласие заявителя с решением, принятым по результатам рассмотрения её обращений, не является основанием для признания действий должностных лиц, а также полученных ответов незаконными.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения административного иска.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №10-57724/18 ░░ 28.04.2018; ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №12-2249-18 ░░ 07.05.2018, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░░░░ 2018 ░░░░.

░░░░░                             ░.░.░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-4212/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Смирнов Н. В.
Смирнов Николай Витальевич
Ответчики
Главный советник департамента рассмотрения жалоб и правовой работы управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций Администрации Президента РФ Иванова Е.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР РФ ЧАЙКА Ю.А.
Начальник управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций Администрации Президента РФ Михайловский Михаил Геннадьевич
Министерство юстиции РФ
Заместитель начальника управления по обеспечению участия прокуроров в кассационной и надзорной стадиях уголовного судопроизводства
Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций Администрации Президента РФ
Генеральная прокуратура РФ
Начальник Управления по обеспечению участия прокуроров в кассационной и надзорной стадиях уголовного сдопроизводства Генеральной прокуратуры РФ
Администрация президента РФ
Заместитель руководителя Аппарата Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека -заместителя Министра юстиции РФ Борисова Я.Ю.
Другие
Кулагина Лариса Сергеевна
Суд
Центральный районный суд г. Калининград
Судья
Эльзессер Владимир Владимирович
Дело на сайте суда
centralny.kln.sudrf.ru
04.07.2018Регистрация административного искового заявления
04.07.2018Передача материалов судье
09.07.2018Решение вопроса о принятии к производству
09.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.07.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.09.2018Судебное заседание
05.09.2018Судебное заседание
17.04.2020Регистрация административного искового заявления
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2020Дело оформлено
17.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее