Дело № 2-1859/2018
Мотивированное решение изготовлено 29 октября 2018 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 октября 2018 года ЗАТО г. Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Ревенко А.А.
при секретаре Власовой Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению акционерного общества «Мурманэнергосбыт» к Соловьеву Игорю Валерьевичу, Феофановой Виктории Игоревне о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг,
установил:
Акционерное общество «Мурманэнергосбыт» обратилось в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к ответчикам о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, указав в обоснование заявленных требований, что квартира № *** в многоквартирном доме № *** является частной. Плательщиками за коммунальные услуги являются Соловьев И.В., Феофанова В.И.
За указанным жилым помещением числится задолженность за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению за период с 01 февраля 2015 года по 31 августа 2018 года в сумме 115 248, 26 руб.
Ответчику ежемесячно направлялись счета-квитанции (ПДУ) с указанием суммы задолженности и размера текущих платежей, однако какие-либо действия по погашению задолженности им предприняты не были.
АО «Мурманэнергосбыт» является исполнителем коммунальных услуг «отопление» и «тепловая энергия для подогрева воды», предоставляемых в многоквартирном доме № ***.
Согласно договору возмездного оказания услуг от 31 августа 2018 года № 17-18-102, заключенному между акционерным обществом «Мурманэнергосбыт» и обществом с ограниченной ответственностью «Единый расчетный центр», последнее приняло на себя обязательства совершать от имени истца действия по подготовке информации для расчета и начисления платы за отопление и подогрев воды по многоквартирным домам, начислению платы за отопление и подогрев воды, ежемесячному формированию платежных документов, начислению пени за несвоевременное внесение платы за отопление и подогрев воды по финансовым лицевым счетам.
В соответствии с п. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ на сумму задолженности начислены пени за спорный период в размере 48 714, 94 руб.
С учетом произведенных уточнений своих требований просил взыскать с ответчика задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг «отопление» и «тепловая энергия для подогрева воды» за период с 01 февраля 2015 года по 31 августа 2018 года в размере 115 248, 26 руб., пени за просрочку платежей в сумме 48 714, 94 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 595, 75 руб.
Представитель истца в судебном заседании, заявленные исковые требования поддержал, обосновал и просил удовлетворить в полном объеме. Также обратил внимание, что освобождение собственника жилого помещения, переведенного на электрообогрев, от обязанности по внесению платы за коммунальную услугу (отопление) нарушает права иных собственников жилых помещений многоквартирного дома, являющихся потребителями данной услуги, поскольку возлагает на них обязанность по уплате за отопление жилых помещений в большем размере, так как расчет платы за услугу «отопление» производится исходя из общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома. Данная позиция соответствует выводам Государственной жилищной инспекции Мурманской области, изложенной в письме от 31 января 2014 года № 18-16/567, а также ряду судебных решений, принятых по аналогичным спорам.
Кроме того, пояснил, что коллективный прибор учета тепловой энергии в вышеназванном жилом доме в эксплуатацию не введен.
Ответчик Соловьев И.В., надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыл. Воспользовался правом, предусмотренным ст. 48 ГПК РФ, на ведение дела через представителя.
Представитель ответчика Шаханова А.И. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась и пояснила, что спорное жилое помещение в установленном порядке переведено на электрообогрев и ответчики не пользуются услугой центрального отопления, следовательно, оплачивать услугу не должны. Просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Ответчик Феофанова В.И., извещенная о месте и времени, в судебное заседание не явилась. Направила телефонограмму, в которой указала, что мнение ответчика Соловьева И.В. поддерживает полностью.
Заслушав представителей сторон по делу, исследовав материалы дела, материалы гражданского дела № 2-2336/2018 по заявлению АО «Мурманэнергосбыт» о выдаче судебного приказа, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, Соловьев И.В. является собственником квартиры № *** в многоквартирном доме № ***, на основании свидетельства о государственной регистрации права от *** серии ***, что подтверждается копией указанного свидетельства и справкой формы № 9. Ответчик Соловьев И.В. зарегистрирован в вышеуказанном жилом помещении с 23 апреля 2013 года по настоящее время. Также в указанном жилом помещении с 23 апреля 2013 года зарегистрирована Феофанова В.И.
В соответствии с распоряжением Правительства Мурманской области от 15 июня 2011 года № 210-РП «О создании объединенной теплоснабжающей компании на территории Мурманской области» акционерное общество «Мурманэнергосбыт» является исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в отношении граждан-потребителей и осуществляет снабжение тепловой энергией многоквартирных жилых домов в городе Североморске, в том числе, в котором расположено жилое помещение ответчика. При этом организацией, формирующей единые платежные документы на оплату коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению и получающей платежи, является общество с ограниченной ответственностью «Единый расчетный центр» на основании договора возмездного оказания услуг от 31 января 2018 года № 17-18-102, заключенного с акционерным обществом «Мурманэнергосбыт».
Коллективный прибор учета тепловой энергии в вышеназванном жилом доме в эксплуатацию не введен.
Из выписки по лицевому счету № *** следует, что ответчик с 01 февраля 2015 года плату за коммунальные услуги, а именно платежи за отопление, сумма которых была рассчитана исходя из норматива потребления этой коммунальной услуги, вносит не в полном объеме, в связи с чем по состоянию 31 августа 2018 года образовалась задолженность в размере 115 248, 26 руб.
Как усматривается из представленных в материалы дела документов, решением Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО город Североморск (далее – КРГХ администрации ЗАТО город Североморск) от 27 ноября 2010 года № 1329, дано согласие на переустройство на дополнительное электроотопление жилого помещения, расположенного по адресу: *** в соответствии с представленным проектом (проектной документацией).
Согласно рабочему проекту, составленному ООО КПФ «ДЕК», проектом решается вопрос отопления квартиры электронагревательными элементами «Теплые полы». Существующие приборы демонтируются, трубопроводы подводки водяного отопления закольцовываются.
Из акта от 20 декабря 2010 года, составленного работниками ООО «ЖЭУ № 4» следует, что в жилом помещении № ***, расположенном в д. № ***, осуществлен демонтаж приборов центрального отопления, а стояки центрального отопления закольцованы. Данные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги, основные положения порядка расчета размера платы за коммунальные услуги определяются Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ и статьей 30 Жилищного кодекса РФ бремя содержания имущества (в том числе и жилого помещения) лежит на его собственнике.
Согласно ч. 2, ч. 3 ст. 31 Жилищного кодекса РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В силу требований статей 153 и 154 Жилищного кодекса РФ собственник обязан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, включающие в себя плату за горячее водоснабжение и теплоснабжение.
Согласно статьи 155 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе, на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если не установлен иной срок.
Неиспользование собственником, нанимателем помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени (в размере и на условиях, определенных нормой данной статьи).
Как предусмотрено частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354.
Из подпункта «е» пункта 4 данных Правил следует, что отопление – подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к этим Правилам.
Абзацем 2 пункта 40 указанных Правил установлено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление такой услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 42 (1) названных Правил при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
При определении стоимости тепловой энергии по нормативам потребления в расчет берется площадь жилых помещений (пункт 2 приложения № 2 к вышеуказанным Правилам).
Согласно пункта 6 данных Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 этих Правил.
Как следует из подпункта «в» пунктов 9, п. 7 указанных Правил, условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в том числе в договорах горячего водоснабжения, электроснабжения, отопления (теплоснабжения), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных данными правилами. При этом потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуг (пункт 2 Правил).
Согласно подпункту «а» п. 32 названных Правил исполнитель имеет право требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Анализ приведенных норм, с учетом частей 1, 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации», устанавливающих, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением коллективных (общедомовых), а также индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета используемых ресурсов, а также с учетом требований ч. 15 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», предусматривающих запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, позволяет прийти к выводу о том, что действующее законодательство допускает учет потребления тепловой энергии либо по показаниям приборов учета, либо расчетным путем, исходя из утвержденных Правительством Российской Федерации нормативов. Иного способа определения объема потребления коммунальных услуг по отоплению действующее законодательство не предусматривает.
Принимая во внимание, что акционерное общество «Мурманэнергосбыт», как ресурсоснабжающая организация, напрямую оказывала потребителям услуги по отоплению и горячему водоснабжению, действия истца по начислению ответчикам платы за коммунальную услугу «отопление» в порядке, предусмотренном вышеназванными Правилами, вопреки утверждению ответчиков, соответствуют требованиям действующего законодательства.
Доводы представителя ответчика о том, что услуга по теплоснабжению фактически не оказывается в связи с отсутствием в помещении радиаторов отопления, суд признает несостоятельными ввиду того, что спорное жилое помещение не лишено теплоснабжения посредством теплоотдачи через общие конструкции многоквартирного дома, оборудованного системой централизованного отопления, посредством которой отапливается и общее имущество многоквартирного жилого дома.
Расчет размера платы за услуги по отоплению без учета площади квартир, переведенных на электрообогрев, нарушает права иных собственников жилых помещений многоквартирного дома, являющихся потребителями данной коммунальной услуги, поскольку возлагает на них обязанность по внесению платы за услугу по отоплению помещений (в том числе, на общедомовые нужды) в большем размере.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что ответчикам должно производиться начисление платы за коммунальную услугу по отоплению квартиры в соответствии с Правилами и установленными ими формулами, поскольку иного порядка, а также возможности неприменения указанных формул (либо изменения их составляющих) в случае перевода жилого помещения в многоквартирном доме на электрообогрев закон не предусматривает. Само по себе наличие разрешения, полученного в ранее действовавшем порядке, на установку электронагревательных приборов об обратном не свидетельствует.
Как сформулировано в п. 3.18 ГОСТ Р 56501-2015 «Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов», под отоплением понимается искусственный, равномерный нагрев воздуха, в холодный период года, в помещениях путем теплообмена от отопительных приборов системы отопления, или нагрева поступающего воздуха в такие помещения воздухонагревателями приточной вентиляции, которые подобраны расчетным методом для компенсации тепловых потерь, поддержания на заданном уровне нормативных параметров воздухообмена, температуры воздуха в помещениях и комфортных условий проживания.
В пункте 3.17 ГОСТ предусмотрено, что система отопления помещений - это часть внутридомовой системы отопления, включающая отопительные приборы, стояки и подводки к этим приборам, а также устройства учета и автоматического регулирования теплоотдачи отопительных приборов, расположенные в объеме помещения.
Учитывая технологические особенности поставки тепловой энергии в жилой дом (через систему инженерных сетей, стояки и т.д.), тот факт, что в спорном помещении демонтированы радиаторы центрального отопления, не означает, что теплоснабжение жилого помещения прекратилось.
Помимо этого, законом не предусмотрено освобождение собственников помещений от оплаты коммунальных услуг на общедомовые нужды, что следует из положений статей 210, 289, 290 Гражданского кодекса РФ, а в соответствии с п. 40 указанных выше Правил потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Согласно пункту 15 Приложения № 1 «Требования к качеству коммунальных услуг» к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов № 354, качество услуги отопление определяется обеспечением нормативной температуры воздуха в жилых помещениях - не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C), в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2000).
В рамках ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, стороной ответчика не доказан факт снижения тепловой нагрузки многоквартирного дома, как единого объекта теплопотребления, с учетом отказа ответчика от центрального отопления, так и факт не предоставления услуги по поставке тепловой энергии. Доказательств того, что услуга «отопление» предоставляется ответчику ненадлежащего качества, также суду не представлено.
Доводы представителей ответчика о получении в установленном порядке разрешения на установку электронагревательных приборов, по мнению суда, не свидетельствует о наличии оснований для освобождения от оплаты коммунальной услуги «отопление» начисленной в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов № 354, поскольку такие основания, с учетом того, что жилое помещение, принадлежащее истцу расположено в многоквартирном доме, оборудованном централизованной системой водяного отопления, действующим жилищным законодательством не предусмотрены.
Учитывая вышеизложенное, суд находит обоснованными требования истца о взыскании с ответчиков задолженности по оплате коммунальных услуг за период с 01 февраля 2015 года по 31 августа 2018 года в размере 115 248, 26 руб. и пени в размере 48 714, 94 руб. Расчет задолженности подтвержден доказательствами, сомнений у суда не вызывает, ответчиками не оспорен.
Таким образом, суд удовлетворяет исковые требования.
Согласно ст. 98 ГПК РФ суд взыскивает с ответчиков в пользу истца подтвержденные соответствующим платежным документом расходы по уплате государственной пошлины, а также в порядке ст. 103 ГПК РФ государственную пошлину в доход местного бюджета.
Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом ст. 56 ГПК РФ и в пределах заявленных требований.
Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования акционерного общества «Мурманэнергосбыт» - удовлетворить.
Взыскать в солидарном порядке с Соловьева Игоря Валерьевича, *** года рождения, уроженца ***, Феофановой Виктории Игоревны, *** года рождения, уроженки ***, в пользу акционерного общества «Мурманэнергосбыт» задолженность по оплате за отопление и подогрев воды за период с 01 февраля 2015 года по 31 августа 2018 года в сумме 115 248, 26 руб., пени за задержку платежа в сумме 48 714, 94 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 595, 75 руб., а всего взыскать 165 558, 95 руб.
Взыскать с Соловьева Игоря Валерьевича, *** года рождения, уроженца ***, Феофановой Виктории Игоревны, *** года рождения, уроженки ***, государственную пошлину в доход местного бюджета в размере по 1 441, 75 руб. с каждого.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий А.А. Ревенко