Решение по делу № 33-11044/2019 от 01.08.2019

Судья Болохонова Т.Ю. дело № 33-11044/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 14 августа 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Куратовой Л.В.,

судей Куденко И.Е., Бабайцевой Е.А.,

при секретаре Князевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к комитету здравоохранения Волгоградской области, ГБУЗ «Городищенская центральная районная больница» об устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований

по апелляционной жалобе комитета здравоохранения Волгоградской области

на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 5 июня 2019 года, которым исковые требования удовлетворены,

заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Куденко И.Е.,

установила:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (далее –Роспотребнадзор) обратилось в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к комитету здравоохранения Волгоградской области, ГБУЗ «Городищенская центральная районная больница» (далее – ГБУЗ Городищенская ЦРБ) об устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований. В обоснование заявленных требований указано, что по результатам плановых выездных проверок Роспотребнадзором установлено нарушение ГБУЗ «Городищенская ЦРБ» требований законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в связи с чем, учреждению неоднократно выдавались предписания об устранении нарушений нормативных требований, однако в установленные сроки в полном объеме предписанные требования им не исполнялись. По факту неисполнения предписаний и выявленных нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения ГБУЗ «Городищенская ЦРБ» привлекалась к административной ответственности, тогда как меры к устранению всех нарушений требований закона медицинским учреждением до сих пор не приняты. ГБУЗ «Городищенская ЦРБ», деятельность которого непосредственно связана с оказанием медицинских услуг населению, на протяжении нескольких лет нарушает в своей деятельности требования санитарно-эпидемиологических норм и правил, чем создает угрозу жизни и здоровью людей. Комитет здравоохранения Волгоградской области, являясь учредителем ГБУЗ «Городищенская ЦРБ», главным распорядителем и получателем средств областного бюджета, субсидий и субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов по финансированию подведомственных бюджетных учреждений, должных мер к устранению нарушений не принимал. С учетом уточнения исковых требований истец просил суд: обязать комитет здравоохранения Волгоградской области в течение девяти месяцев обеспечить выполнение ГБУЗ «Городищенская ЦРБ» эпидемиологических правил и нормативов, а именно п.п. 5.4, 5.5, 4.2, 4.3, 4.5, 11.14 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» путем обеспечения финансирования мероприятий, необходимых для устранения нарушений указанных пунктов санитарных правил; обязать ГБУЗ «Городищенская ЦРБ» в течение тринадцатимесячного срока выполнить требования, установленные п.п. п.п. 5.4, 5.5, 4.2, 4.3, 4.5, 11.14 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10: обеспечить резервное горячее водоснабжение в прививочных, перевязочных, ванных, санитарных комнатах, душевой приемного покоя центральной районной больницы по адресу: Волгоградская область, р.п. Городище, пл. Павших Борцов, 4, фельдшерско-акушерских пунктах в х. Вертячий по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, х. Вертячий, ул. Донская, 1, 3, в х. Грачи по адресу: Волгоградская область, х. Грачи, ул. Ленина, 34, в п. Новая Надежда по адресу: Волгоградская область, п. Новая Надежда, ул. Центральная, 2, в п. Каменный по адресу: Волгоградская область, п. Каменный, ул. Ленина, 21, в с. Россошка по адресу: Волгоградская область, с. Россошка, ул. Советская, 6, в х. Варламов по адресу: Волгоградская область, х. Варламов, ул. Советская, 10, в с. Карповка по адресу: Волгоградская область, с. Карповка, ул. Ленина, 41, провести текущий ремонт в помещениях гинекологического отделения стационара по адресу: р.п. Городище, пл. Павших Борцов, 4; врачебных и диагностических кабинетах поликлиники № 2 (кроме кабинетов окулиста № 26, терапевтического приема № 32, инфекционного кабинета № 31), кабинетах приема эндокринолога онколога, уролога, хирургическом кабинете по адресу: Волгоградская область, р.п. Городище, ул. Чуйкова, 11; помещениях поликлиники № 3 по адресу: Волгоградская область, р.п. Городище, ул. Чуйкова, 1 – в гинекологических кабинетах, кабинетах школы матери и ребенка; в помещениях фельдшерско-акушерских пунктов в х. Красный пахарь по адресу: Волгоградская область, х. Красный пахарь, ул. Новоселовская, 16, в х. Варламов по адресу: Волгоградская область, х. Варламов, ул. Советская, 10 и врачебной амбулатории в р.п. Ерзовка по адресу: Волгоградская область р.п. Ерзовка, ул. Школьная, 4.

Судом постановлено указанное выше решение.

Ответчик комитет здравоохранения Волгоградской области обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указано на необходимость составления проекта и локально-сметного расчета для определения размера субсидии для устранения выявленных нарушений, определения сроков исполнения с учетом принципа разумности, а также на неверный способ защиты и подведомственность данного спора арбитражному суду.

Истец Роспотребнадзор в письменных возражениях просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, выслушав представителя комитета здравоохранения Волгоградской области по доверенности Андреева К.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Роспотребнадзора по доверенности Иванову О.Г. и представителя ГБУЗ «Городищенская ЦРБ» по доверенности Сластя В.Б., выразивших согласие с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, исходя из следующего.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что при проведении Роспотребнадзором проверки в отношении ГБУЗ «Городищенская ЦРБ» выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, установленные в п.п.5.4, 5.5, 4.2, 4.3, 4.5, 11.14 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10, по поводу чего истцом в адрес учреждения неоднократно выдавались предписания об устранении выявленных нарушений.

Вследствие этого постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Волгоградской области от 20 марта 2018 года ГБУЗ «Городищенская ЦРБ» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Исходя из указанных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу о законности исковых требований в отношении ГБУЗ «Городищенская ЦРБ», в связи с чем принял решение о возложении на учреждение обязанности устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических правил.

В данной части решение суда не оспаривается, поэтому предметом проверки судебной коллегии не является (часть 1 статьи 327.1 ГПК РФ),

Проверяя законность решения суда в отношении комитета здравоохранения Волгоградской области по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и следует из п. 4.1 Устава ГБУЗ «Городищенская ЦРБ», что учреждение владеет помещениями на праве оперативного управления, тогда как указанное имущество является государственной собственностью Волгоградской области.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются эти имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества, если иное не установлено законом, распоряжаются эти имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии с положениями Устава ГБУЗ «Городищенская ЦРБ», при осуществлении оперативного управления имуществом, отраженным в балансе, учреждение обязано осуществлять капитальный и текущий ремонт закрепленного за учреждением имущества.

Согласно пунктам 1.4, 3.2 Устава функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет комитет здравоохранения Волгоградской области, к компетенции которого относится формирование и утверждение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) юридическим и физическим лицам в соответствии с предусмотренными Уставом Учреждения основными видами деятельности, а также осуществление финансового обеспечения выполнения государственного задания.

В силу частей 2, 3 статьи 9.2 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами муниципальными правовыми актами, уставом и государственным заданием, утвержденным учредителем.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества (ч. 6 ст. 9.2.).

В силу ст. 6 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств - орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

В силу пункта 2.1.37 Положения о комитете здравоохранения Волгоградской области, утв. постановлением Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 года N 152, комитет осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных ему государственных учреждений в порядке, установленным действующим законодательством, тогда как согласно п. 2.1.38, 2.1.40 комитет осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, субсидий и субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отнесенных к ведению комитета, а также функции государственного заказчика при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Волгоградской области в установленной сфере деятельности.

Согласно ст. 10 Закона Волгоградской области от 11.06.2008 № 1694-ОД «О бюджетном процессе в Волгоградской области» составление проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период осуществляется Администрацией Волгоградской области в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

На основании постановления Администрации Волгоградской области от 27.10.2008 № 111-п «Об утверждении положения о порядке и сроках составления проекта областного бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Волгоградской области на очередной финансовый год и плановый период» комитет здравоохранения Волгоградской области, осуществляющий функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, может влиять на составление проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности исковых требований о возложении на комитет здравоохранения Волгоградской области обязанности по обеспечению финансирования ГБУЗ «Городищенская ЦРБ», необходимого для устранения выявленных нарушений санитарных правил.

Доводы апелляционной жалобы о необходимости составления проекта и локально-сметного расчета для определения размера субсидии для устранения выявленных нарушений, определении сроков исполнения с учетом принципа разумности отклоняются судебной коллегией, поскольку указанные вопросы подлежат разрешению на стадии исполнения оспариваемого судебного акта и не относятся к полномочиям Роспотребнадзора, осуществляющего, в силу ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.

Вместе с тем, в силу ст. 10 Закона Волгоградской области от 11.06.2008 N 1694-ОД "О бюджетном процессе в Волгоградской области" составление проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период осуществляется Администрацией Волгоградской области в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом.

В свою очередь, комитет здравоохранения Волгоградской области (осуществляющий функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета) на основании Постановления Администрации Волгоградской области от 27.10.2008 N 111-п "Об утверждении Положения о порядке и сроках составления проекта областного бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Волгоградской области на очередной финансовый год и плановый период" может влиять на составление проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом выбран неверный способ защиты права, отсутствии гражданско-правовых отношений, также не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку в соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Доводы апелляционной жалобы о подведомственности данного спора арбитражному суду также отклоняются судебной коллегией.

Частью 3 статьи 22 ГПК РФ установлено, что суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями 1 и 2 указанной статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных названным кодексом и иными федеральными законами, - с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Из приведенных норм права следует, что при решении вопроса, какому суду - общей юрисдикции или арбитражному - надлежит рассматривать спор, необходимо исходить из критериев субъектного состава участников спора и характера правоотношений, применяемых в совокупности.

Статьей 23 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплено, что граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья
или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд,
потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Такая информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также организациями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322) устанавливается, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по
организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (п.1).

Следовательно, заявленный Роспотребнадзором иск о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, не является экономическим спором, а направлен в защиту неопределенного круга лиц, поскольку невыполнение учреждением здравоохранения предписаний об устранении нарушений требований санитарного законодательства РФ, создает угрозу нарушений санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охране
здоровья, благоприятную окружающую среду, вследствие чего спор не носит экономический характер и подведомственен суду общей юрисдикции.

Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 5 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета здравоохранения Волгоградской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-11044/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области
Ответчики
Комитет здравоохранения Волгоградской области
ГБУЗ Городищенская центральная больница
Другие
Слесаренко Ирина Михайловна
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Куденко Инна Евгеньевна
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
20.08.2020Судебное заседание
20.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2020Передано в экспедицию
14.08.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее