Судья Болохонова Т.Ю. дело № 33-11044/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 14 августа 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Куратовой Л.В.,
судей Куденко И.Е., Бабайцевой Е.А.,
при секретаре Князевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к комитету здравоохранения Волгоградской области, ГБУЗ «Городищенская центральная районная больница» об устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований
по апелляционной жалобе комитета здравоохранения Волгоградской области
на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 5 июня 2019 года, которым исковые требования удовлетворены,
заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Куденко И.Е.,
установила:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (далее –Роспотребнадзор) обратилось в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к комитету здравоохранения Волгоградской области, ГБУЗ «Городищенская центральная районная больница» (далее – ГБУЗ Городищенская ЦРБ) об устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований. В обоснование заявленных требований указано, что по результатам плановых выездных проверок Роспотребнадзором установлено нарушение ГБУЗ «Городищенская ЦРБ» требований законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в связи с чем, учреждению неоднократно выдавались предписания об устранении нарушений нормативных требований, однако в установленные сроки в полном объеме предписанные требования им не исполнялись. По факту неисполнения предписаний и выявленных нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения ГБУЗ «Городищенская ЦРБ» привлекалась к административной ответственности, тогда как меры к устранению всех нарушений требований закона медицинским учреждением до сих пор не приняты. ГБУЗ «Городищенская ЦРБ», деятельность которого непосредственно связана с оказанием медицинских услуг населению, на протяжении нескольких лет нарушает в своей деятельности требования санитарно-эпидемиологических норм и правил, чем создает угрозу жизни и здоровью людей. Комитет здравоохранения Волгоградской области, являясь учредителем ГБУЗ «Городищенская ЦРБ», главным распорядителем и получателем средств областного бюджета, субсидий и субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов по финансированию подведомственных бюджетных учреждений, должных мер к устранению нарушений не принимал. С учетом уточнения исковых требований истец просил суд: обязать комитет здравоохранения Волгоградской области в течение девяти месяцев обеспечить выполнение ГБУЗ «Городищенская ЦРБ» эпидемиологических правил и нормативов, а именно п.п. 5.4, 5.5, 4.2, 4.3, 4.5, 11.14 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» путем обеспечения финансирования мероприятий, необходимых для устранения нарушений указанных пунктов санитарных правил; обязать ГБУЗ «Городищенская ЦРБ» в течение тринадцатимесячного срока выполнить требования, установленные п.п. п.п. 5.4, 5.5, 4.2, 4.3, 4.5, 11.14 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10: обеспечить резервное горячее водоснабжение в прививочных, перевязочных, ванных, санитарных комнатах, душевой приемного покоя центральной районной больницы по адресу: Волгоградская область, р.п. Городище, пл. Павших Борцов, 4, фельдшерско-акушерских пунктах в х. Вертячий по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, х. Вертячий, ул. Донская, 1, 3, в х. Грачи по адресу: Волгоградская область, х. Грачи, ул. Ленина, 34, в п. Новая Надежда по адресу: Волгоградская область, п. Новая Надежда, ул. Центральная, 2, в п. Каменный по адресу: Волгоградская область, п. Каменный, ул. Ленина, 21, в с. Россошка по адресу: Волгоградская область, с. Россошка, ул. Советская, 6, в х. Варламов по адресу: Волгоградская область, х. Варламов, ул. Советская, 10, в с. Карповка по адресу: Волгоградская область, с. Карповка, ул. Ленина, 41, провести текущий ремонт в помещениях гинекологического отделения стационара по адресу: р.п. Городище, пл. Павших Борцов, 4; врачебных и диагностических кабинетах поликлиники № 2 (кроме кабинетов окулиста № 26, терапевтического приема № 32, инфекционного кабинета № 31), кабинетах приема эндокринолога онколога, уролога, хирургическом кабинете по адресу: Волгоградская область, р.п. Городище, ул. Чуйкова, 11; помещениях поликлиники № 3 по адресу: Волгоградская область, р.п. Городище, ул. Чуйкова, 1 – в гинекологических кабинетах, кабинетах школы матери и ребенка; в помещениях фельдшерско-акушерских пунктов в х. Красный пахарь по адресу: Волгоградская область, х. Красный пахарь, ул. Новоселовская, 16, в х. Варламов по адресу: Волгоградская область, х. Варламов, ул. Советская, 10 и врачебной амбулатории в р.п. Ерзовка по адресу: Волгоградская область р.п. Ерзовка, ул. Школьная, 4.
Судом постановлено указанное выше решение.
Ответчик комитет здравоохранения Волгоградской области обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указано на необходимость составления проекта и локально-сметного расчета для определения размера субсидии для устранения выявленных нарушений, определения сроков исполнения с учетом принципа разумности, а также на неверный способ защиты и подведомственность данного спора арбитражному суду.
Истец Роспотребнадзор в письменных возражениях просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, выслушав представителя комитета здравоохранения Волгоградской области по доверенности Андреева К.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Роспотребнадзора по доверенности Иванову О.Г. и представителя ГБУЗ «Городищенская ЦРБ» по доверенности Сластя В.Б., выразивших согласие с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, исходя из следующего.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что при проведении Роспотребнадзором проверки в отношении ГБУЗ «Городищенская ЦРБ» выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, установленные в п.п.5.4, 5.5, 4.2, 4.3, 4.5, 11.14 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10, по поводу чего истцом в адрес учреждения неоднократно выдавались предписания об устранении выявленных нарушений.
Вследствие этого постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Волгоградской области от 20 марта 2018 года ГБУЗ «Городищенская ЦРБ» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Исходя из указанных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу о законности исковых требований в отношении ГБУЗ «Городищенская ЦРБ», в связи с чем принял решение о возложении на учреждение обязанности устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических правил.
В данной части решение суда не оспаривается, поэтому предметом проверки судебной коллегии не является (часть 1 статьи 327.1 ГПК РФ),
Проверяя законность решения суда в отношении комитета здравоохранения Волгоградской области по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из п. 4.1 Устава ГБУЗ «Городищенская ЦРБ», что учреждение владеет помещениями на праве оперативного управления, тогда как указанное имущество является государственной собственностью Волгоградской области.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются эти имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества, если иное не установлено законом, распоряжаются эти имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с положениями Устава ГБУЗ «Городищенская ЦРБ», при осуществлении оперативного управления имуществом, отраженным в балансе, учреждение обязано осуществлять капитальный и текущий ремонт закрепленного за учреждением имущества.
Согласно пунктам 1.4, 3.2 Устава функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет комитет здравоохранения Волгоградской области, к компетенции которого относится формирование и утверждение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) юридическим и физическим лицам в соответствии с предусмотренными Уставом Учреждения основными видами деятельности, а также осуществление финансового обеспечения выполнения государственного задания.
В силу частей 2, 3 статьи 9.2 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами муниципальными правовыми актами, уставом и государственным заданием, утвержденным учредителем.
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества (ч. 6 ст. 9.2.).
В силу ст. 6 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств - орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
В силу пункта 2.1.37 Положения о комитете здравоохранения Волгоградской области, утв. постановлением Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 года N 152, комитет осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных ему государственных учреждений в порядке, установленным действующим законодательством, тогда как согласно п. 2.1.38, 2.1.40 комитет осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, субсидий и субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отнесенных к ведению комитета, а также функции государственного заказчика при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Волгоградской области в установленной сфере деятельности.
Согласно ст. 10 Закона Волгоградской области от 11.06.2008 № 1694-ОД «О бюджетном процессе в Волгоградской области» составление проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период осуществляется Администрацией Волгоградской области в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
На основании постановления Администрации Волгоградской области от 27.10.2008 № 111-п «Об утверждении положения о порядке и сроках составления проекта областного бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Волгоградской области на очередной финансовый год и плановый период» комитет здравоохранения Волгоградской области, осуществляющий функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, может влиять на составление проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности исковых требований о возложении на комитет здравоохранения Волгоградской области обязанности по обеспечению финансирования ГБУЗ «Городищенская ЦРБ», необходимого для устранения выявленных нарушений санитарных правил.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости составления проекта и локально-сметного расчета для определения размера субсидии для устранения выявленных нарушений, определении сроков исполнения с учетом принципа разумности отклоняются судебной коллегией, поскольку указанные вопросы подлежат разрешению на стадии исполнения оспариваемого судебного акта и не относятся к полномочиям Роспотребнадзора, осуществляющего, в силу ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
Вместе с тем, в силу ст. 10 Закона Волгоградской области от 11.06.2008 N 1694-ОД "О бюджетном процессе в Волгоградской области" составление проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период осуществляется Администрацией Волгоградской области в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом.
В свою очередь, комитет здравоохранения Волгоградской области (осуществляющий функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета) на основании Постановления Администрации Волгоградской области от 27.10.2008 N 111-п "Об утверждении Положения о порядке и сроках составления проекта областного бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Волгоградской области на очередной финансовый год и плановый период" может влиять на составление проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом выбран неверный способ защиты права, отсутствии гражданско-правовых отношений, также не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку в соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Доводы апелляционной жалобы о подведомственности данного спора арбитражному суду также отклоняются судебной коллегией.
Частью 3 статьи 22 ГПК РФ установлено, что суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями 1 и 2 указанной статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных названным кодексом и иными федеральными законами, - с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Из приведенных норм права следует, что при решении вопроса, какому суду - общей юрисдикции или арбитражному - надлежит рассматривать спор, необходимо исходить из критериев субъектного состава участников спора и характера правоотношений, применяемых в совокупности.
Статьей 23 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплено, что граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья
или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд,
потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Такая информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также организациями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322) устанавливается, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по
организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (п.1).
Следовательно, заявленный Роспотребнадзором иск о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, не является экономическим спором, а направлен в защиту неопределенного круга лиц, поскольку невыполнение учреждением здравоохранения предписаний об устранении нарушений требований санитарного законодательства РФ, создает угрозу нарушений санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охране
здоровья, благоприятную окружающую среду, вследствие чего спор не носит экономический характер и подведомственен суду общей юрисдикции.
Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 5 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета здравоохранения Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: