Дело № 2-588/2017
Мотивированное решение составлено 24.05.2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 мая 2017 года г.Новоуральск
Новоуральский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Калаптур Т.А.,
при секретаре Донсковой Е.А.,
с участием истца Ульянова В.А., его представителя Кузнецовой ЕА., представителей ответчика Семянниковой С.П., Никоновой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Ульянова В.А. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Новоуральске Свердловской области о включении периодов работы в специальный страховой стаж, изменении размера назначенной пенсии, возложении обязанности произвести выплату разницы между размером ранее назначенной пенсии и пенсии, установленной с учетом районного коэффициента,
УСТАНОВИЛ:
Ульянов В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Новоуральске Свердловской области (далее – ГУ УПФ РФ в г.Новоуральске) о включении периодов работы в специальный страховой стаж, изменении размера назначенной пенсии, возложении обязанности произвести выплату разницы между размером ранее назначенной пенсии и пенсии, установленной с учетом районного коэффициента, в обоснование которого указал, что с 14.01.2003 является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии п.п. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации». При назначении пенсии ему в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, не включены периоды службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с 22.05.1974 по 30.05.1975, а также обучение в Высшей школе тренеров при Государственном Центральном ордена Ленина Институте физической культуры с 01.12.1981 по 05.07.1983. Кроме того, при определении размера пенсии и ее начислении ГУ УПФ РФ в г.Новоуральске не учтен районный коэффициент, установленный к заработной плате 20%. Полагает, что включение оспариваемых периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, определение пенсии с учетом районного коэффициента дает ему право на увеличение размера пенсии. С учетом изложенного, истец просил обязать ответчика включить периоды работы с 22.05.1974 по 30.05.1975, с 01.12.1981 по 05.07.1983 в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, изменить размер назначенной пенсии с учетом включения оспариваемых периодов и районного коэффициента, установленного к заработной плате на территории Свердловской области (20%), а также выплатить разницу между размером ранее назначенной пенсии и установленной с учетом включения оспариваемых периодов и районного коэффициента, установленного к заработной плате на территории Свердловской области.
В связи с отказом истца от требования о зачете в специальный трудовой стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение периодов работы с 22.05.1974 по 30.05.1975, с 01.12.1981 по 05.07.1983, производство по делу в указанной части прекращено, о чем вынесено отдельное определение.
В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали, указав, что ответчиком при начислении и выплате Ульянову В.А. пенсии по старости применяется отношение средней зарплаты за 2000-2001 годы по Российской Федерации в целом, при этом районный коэффициент как жителю закрытого административно-территориального образования в соответствии с постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 21.11.1964 № хххх, не учтен. Просили иск удовлетворить, обязать ответчика изменить размер назначенной Ульянову В.А. пенсии с учетом районного коэффициента, установленного к заработной плате на территории Свердловской области (20%), а также выплатить разницу между размером ранее назначенной пенсии и установленной с учетом включения оспариваемых периодов и районного коэффициента, установленного к заработной плате на территории Свердловской области.
Представители ответчика Семянникова С.П., Никонова Т.Н., действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали, указав, что в соответствии с пунктом 12 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу названного закона. Статьей 100 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в заработок для исчисления пенсии включались все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренных статьей 89 Закона № 340-1, на которые начислялись страховые взносы. В связи с чем в фактический заработок истца за 2000-2001 годы, учтенный при исчислении размера пенсии, уже включен районный коэффициент, который в составе заработка облагался взносами. В настоящее время у истца максимально возможное отношение зарплат - 1,2, установленное ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Просили в иске отказать.
Рассмотрев требования иска, заслушав объяснения истца и его представителя, представителей ответчика, исследовав представленные в материалах дела письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что истец Лукьянов В.А. с 29.01.2003 является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 10 п.1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (л.д. 13).
Согласно ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с введением в действие настоящего Федерального закона осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
В силу п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при конвертации в расчетный пенсионный капитал определяется исходя из среднемесячной заработной платы за 2000 - 2001 годы, либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с п. 12 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ при оценке пенсионных прав применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, а в необходимых случаях заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственной пенсии и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Такой порядок был установлен Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 № 340-1.
Согласно ст. 89 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.
В соответствии п. 1 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Согласно п. 1 ст. 14 Закона размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется из суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости, поделенного на количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (СЧ = ПК / Т + Б).
Как следует из статьи 29.1 Закона, расчетный пенсионный капитал застрахованного лица складывается из суммы расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 данного закона, суммы валоризации и суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года (ПК = ПК1 + СВ + ПК2).
В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП - ххх рублей) x Т, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; ххх рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости; Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости.
В соответствии с п. 3 ст. 30 Закона расчетный размер трудовой пенсии определяется по следующей формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (хххх руб.). Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2. Оснований не соглашаться с расчетом по вышеуказанной норме закона не имеется.
При установлении страховой части пенсии расчетный размер пенсии для конвертации пенсионных прав в расчетный капитал на 01 января 2002 года определен из общего трудовой стажа по состоянию на 01 января 2002 года – 30 лет 09 месяцев 20 дней, стажевый коэффициент – 0,6, из отношения среднемесячной заработной платы к среднемесячной заработной плате по стране за период с 01 января 2000 года по 31 декабря 2001 года - 1,2, хххх руб. как среднемесячного заработка по стране за период с 01 июля по 30 сентября 2001 года.
Расчетный размер пенсии на 01 января 2002 года исчислен исходя из следующего.
Стажевый коэффициент умножен на отношение среднемесячной заработной платы и на хххх = хххх руб.
В последующем рассчитан расчетный пенсионный капитал. При этом расчетный пенсионный капитал на 01 января 2002 года равен расчетному размеру пенсии на 01 января 2002 года - базовая часть на 01 января 2002 года x ожидаемый период выплаты трудовой пенсии (Т): (1203,12 руб. – ххх руб.) x 150 месяцев = хххххх руб. Расчетный капитал на дату назначения с учетом индексации – хххххх руб.
Размер пенсии на 29.01.2003 составил хххх руб. В последующем страховая пенсия пересчитывалась в установленном законом порядке.
Как следует из данных выплатного дела, размер пенсии истца произведен в соответствии с вышеперечисленными нормами закона.
Как следует из пенсионного дела истца (л.д. 22-82), Ульянов В.А. проживал и осуществлял свою трудовую деятельность в г.Новоуральске, имеющем статус закрытого административно-территориального образования.
Статьей 100 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 было предусмотрено, что в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьей 89 Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Город Новоуральск Свердловской области в соответствии с Законом Российской Федерации от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», Указом Президента Российской Федерации от 16.03.1996 № 386 «Об утверждении границ закрытого административно-территориального образования г.Новоуральска Свердловской области», постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 № 508 «Об утверждении перечня закрытых аминистративно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов», в котором осуществлял свою деятельность истец, является закрытым административно-территориальным образованием, что сторонами не оспаривалось.
Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют в отношении закрытого административно-территориального образования с учетом особенностей, устанавливаемых настоящим Законом (часть 4).
Пунктом 1 статьи 7 названного Федерального закона предусмотрено, что проживание и (или) работа граждан в условиях особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании обеспечиваются мерами государственной поддержки.
Меры государственной поддержки включают повышенный уровень бюджетной обеспеченности населения, меры социальной защиты, льготы в оплате труда, государственном страховании и гарантии занятости.
Меры государственной поддержки устанавливаются федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.
С учетом положений указанного Закона, льготы и меры социальной поддержки направлены на компенсацию условий проживания работающего населения закрытого города в условиях особого режима обеспечения безопасности функционирования и охраны государственной тайны, в связи с непосредственной близостью предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, влекущих установление отдельных ограничений и запретов для проживающих и работающих в этих условиях граждан.
В соответствии с постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15.07.1964 № 620 «О повышении заработной платы работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население» должностные (месячные) оклады (ставки), установленные настоящим постановлением, повышаются на 20 % работникам организаций, учреждений и предприятий просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население в закрытых городах, образованных в местах расположения объектов Государственного производственного комитета по среднему машиностроению СССР.
В соответствии с постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 21.11.1964 № хххх районный коэффициент к заработной плате в размере 1,2 устанавливается работникам просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, охраны, торговли и общественного питания, местных органов государственного и хозяйственного управления и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население закрытого города.
Истец в судебном заседании подтвердил, что заработная плата ему выплачивалась с учетом районного коэффициента 1,2.
Таким образом, учитывая положения ст.ст. 89, 100 Закона № 340-1, суд приходит к выводу о том, что в фактический заработок истца за 2000-2001 годы, учтенный при исчислении размера пенсии, уже включен районный коэффициент 1,2, который в составе заработка облагался взносами, в связи с чем доводы истца и его представителя об обратном основаны на неверном толковании норм права.
Также суд учитывает, что стороной истца в обоснование доводов о том, что районный коэффициент при расчете пенсии Ульянова В.А. не учтен, суд находит голословным, поскольку доказательств этому, а также соответствующих расчетов суду представлено не было.
Фиксированный базовый размер страховой части пенсии устанавливается в твердой сумме, размер которой зависит от категории получателя пенсии и проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно п.6 ст.14 указанного ФЗ, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, указанный в пунктах 2 - 5 настоящей статьи, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).
Так как истец не относится к числу лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, увеличение фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии на районный коэффициент законом не предусмотрено.
Согласно п.2 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Однако, применить данный коэффициент при начислении пенсии истцу не представляется возможным, поскольку в абзаце 10 п.3 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» указано, что отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
В связи с указанным положением закона, при расчете пенсии истцу применяется отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в максимально возможном размере 1,2.
Вместе с тем, абзацами 10 и 11 п.3 ст.30 данного Закона установлены предельные размеры соотношения среднемесячного заработка застрахованного лица к средней заработной плате в РФ. В отношении истца данное отношение не может превышать 1,2, посколькуг.Новоуральск Свердловской области не входит в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей.
Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15.07.1964 № 620 «О повышении заработной платы работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население», постановление Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 21.11.1964 № хххх, устанавливающие для жителей ЗАТО районный коэффициент к заработной плате 1,2, направлены на регулирование трудовых правоотношений, а не пенсионных, в связи с чем применение данного коэффициента для расчета и назначения истцу пенсии не имеется.
С учетом изложенного, суд полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований по доводам истца не имеется.
Поскольку Ульянову В.А. в удовлетворении иска отказано, оснований для взыскания в его пользу с ответчика понесенных судебных расходов на оплату государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░