Решение по делу № 2а-490/2021 от 13.01.2021

Дело №2а-490/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 апреля 2021 года             г. Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Ульянкина Д.В.,

при секретаре Ивахненко А.А.,

помощник судьи Тришина Е.В.,

с участием представителя административного истца Квартиной Е.М.,

административного ответчика Волобуева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу к Волобуеву А.В. о взыскании пени,

установил:

административный истец инспекция федеральной налоговой службы России по г. Орлу (далее по тексту - ИФНС России по г. Орлу, налоговый орган) 11.01.2021 обратилась в суд с административным иском к Волобуеву А.В. о взыскании пени, в обоснование требований указав, что Волобуев А.В. являлся индивидуальным предпринимателем с 01.06.2010 по 01.03.2018. За 2017 год и по 01.03.2018 Волобуеву А.В. были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) в размере 27895 руб. 52 коп. Кроме того, по состоянию на 01.01.2017 у Волобуева А.В. имеется недоимка по ОМС в размере 18199 руб. 48 коп. и 5579 руб. 3 коп., которые им до настоящего времени не оплачены. В собственности Волобуева А.В. имеется автомобиль марки Ауди 80, государственный номер №*** в связи, с чем он является налогоплательщиком транспортного налога. За 2014 и 2015 год ему был начислен транспортный налог в размере 2640 рублей, оплата которого произведена 01.07.2019.

На основании ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налогоплательщику было направлено требование №*** по состоянию на 04.02.2020 об уплате, в том числе: пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 855 руб. 75 коп.; пени, начисленные на недоимки по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС), за периоды истекшие до 01.01.2017 в размере 3848 руб. 83 коп., а также за периоды, начиная с 01.01.2017 в размере 436 руб. 76 коп., пени, начисленные на недоимки по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФР) в размере 2184, руб. 91 коп., со сроком исполнения до 19.03.2020. Указанное требование административным ответчиком исполнено не было.

В связи с неисполнением требования ИФНС России по г.Орлу обратилась к мировому судье судебного участка №4 Советского района г. Орла с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Волобуева А.В., по которому вынесен судебный приказ. Определением от 02.11.2020 судебный приказ №2а-1404/2020 от 06.05.2020 отменен.

На основании изложенного, просит суд взыскать с Волобуева А.В. в пользу ИФНС России по г. Орлу задолженность в размере 7326 руб. 25 коп., из которых: 3848 руб. 83 коп. – пени на недоимку по страховым взносам на ОМС (за расчетные периоды до 01.01.2017), за период образования с 01.01.2017 по 07.01.2019; 436 руб. 76 коп. – пени на недоимку по страховым взносам на ОМС (за расчетные периоды после 01.01.2017), за период образования с 10.01.2018 по 04.12.2018; 2184 руб. 91 коп. – пени на недоимку по страховым взносам на ОПС, за период образования с 10.01.2018 по 04.12.2018; 855 руб. 75 коп. – пени на недоимку по транспортному налогу, за период образования с 02.12.2016 по 30.06.2019.

В судебном заседании представитель административного истца Квартина Е.М. поддержала исковые требования, просила суд взыскать с Волобуева А.В. пени в размере 7326 руб. 25 коп. Сообщила, что в настоящее время ситуация не изменилась, каких-либо платежей от административного ответчика в счет погашения задолженности не поступало.

Волобуев А.В. возражал против удовлетворения административных исковых требований, полагал, что у него отсутствует задолженность. При закрытии ИП им все страховые взносы были уплачены. В письменных возражениях Волобуев А.В. указывал на то, что ответчиком пропущены установленные налоговым законодательством сроки для обращения в суд.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных НК РФ, а также влечет начисление пени.

В соответствии с частью 2 статьи 44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

В силу пункта 8 статьи 69 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам.

Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.

Из статьи 358 НК РФ следует, что объектом налогообложения по транспортному налогу признаются в том числе автомобили. Для них в силу статьи 359 НК РФ налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Из статьи 360 НК РФ следует, что налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.

В силу статьи 361 НК РФ налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

На территории Орловский области указанные отношения урегулированы Законом Орловской области от 26 ноября 2002 г. № 289-ОЗ «О транспортном налоге». Статьей 2 указанного закона области (в редакции 2014 – 2017 г.г.) налоговая ставка по транспортному налогу для автомобилей с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил установлена в размере 15 рублей за одну лошадиную силу.

В соответствии со статьей 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Из статьи 363 НК РФ следует, что транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В собственности Волобуева А.В. с 02.09.2008 по настоящее время находится автомобиль марки АУДИ 80, 1987 года выпуска, государственный номер №***, что не оспаривается административным ответчиком и подтверждается ответом начальника МОТНРАСиЭР ГИБДД России по Орловского области от 28.01.2021 №***

Согласно сведениям, предоставленным налоговым органом и не оспоренным административным ответчиком, задолженность по транспортному налогу за 2014 и 2015 год оплачена Волобуевым А.В. только ДД.ММ.ГГ.

Из подпункта 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ следует, что плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели.

Согласно пункту 1 части 1.2 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" действовавшего до 01.01.2017, фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз

Статьей 430 НК РФ (в редакции, действующей в 2017 году) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса.

Статьей 430 НК РФ (в редакции, действовавшей с 01.01.2018) установлено, что плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26545 рублей за расчетный период 2018 года; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5840 рублей за расчетный период 2018 года.

Волобуев А.В. являлся индивидуальным предпринимателем с 01.06.2010 по 01.03.2018, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 23.12.2020.

Административным истцом предоставлен расчет задолженности, который судом проверен, ответчиком оспорен не был.

Согласно ч. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ).

На основании ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику было направлено требование №*** по состоянию на 04.02.2020 об уплате, в том числе: пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 855 руб. 75 коп.; пени, начисленные на недоимки по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС), за периоды истекшие до 01.01.2017 в размере 3848 руб. 83 коп., а также за периоды начиная с 01.01.2017 в размере 436 руб. 76 коп., пени, начисленные на недоимки по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФР) в размере 2184, руб. 91 коп., со сроком исполнения до 19.03.2020.

В установленный в требовании срок налогоплательщик недоимку по пени не оплатил.

06.05.2020 ИФНС России по г. Орлу обратилось к мировому судье судебного участка №4 Советского района г. Орла с заявлением о взыскании с Волобуева А.В. пени в размере 9619 руб. 52 коп.

Мировым судьей судебного участка №4 Советского района г. Орла вынесен судебный приказ от 06.05.2020 о взыскании с Волобуева А.В. пени за несвоевременную уплату страховых взносов и налогов в размере 9619 руб. 52 коп.

Определением мирового судьи судебного участка №4 Советского района г.Орла от 02.11.2020 судебный приказ от 06.05.2020 отменен.

11.01.2021 налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском.

Доказательств, свидетельствующих о полной, либо частичной оплате пени, в суд не представлено. Напротив, представитель административного истца в судебном заседании приобщил к материалам дела сведения о начислениях и платежах Волобуева А.В., из которых следует, что до настоящего времени от него платежи в бюджет не поступали.

Проанализировав указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии у налогоплательщика невыполненной обязанности по уплате пени в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога и страховых взносов.

Довод административного ответчика о том, что налоговым органом пропущены сроки, установленные Налоговым кодексом РФ для взыскания пени, является несостоятельным, поскольку основан на неправильном толковании норм материального права.

Пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налогового органа обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Аналогичный порядок установлен для требований о взыскании соответствующих сумм с физических лиц.

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено этим же пунктом.

Абзацем 4 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

При этом, статья 46 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающая порядок взыскания налога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафа за счет денежных средств с организаций и индивидуальных предпринимателей, не содержит правил исчисления срока взыскания задолженности для случаев отмены судебного приказа.

Между тем, пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового, производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, и данный срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом.

Основываясь на принципе равенства всех перед законом и судом (статья 19 Конституции Российской Федерации), а также универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм задолженности после отмены судебного приказа, следует признать допустимым применение пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса по аналогии закона и в рассматриваемой по настоящему делу ситуации.

Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не, вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 62, истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации является препятствием для выдачи судебного приказа, в то время как в рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (статья 123.4 КАС РФ).

По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика пени, в связи с чем поданы заявления о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск; отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены последнего.

Исходя из смысла положений статьи 48 НК РФ, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.

Таким образом, факт вынесения судебного приказа свидетельствует о восстановлении пропущенного срока обращения с таким заявлением, предусмотренного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Судом установлено и следует из материалов дела, что определением мирового судьи судебного участка №4 Советского района г. Орла от 02 ноября 2020 года судебный приказ от 06 мая 2020 года о взыскании с Волобуева А.В. задолженности по пени отменен по заявлению Волобуева А.В., следовательно, началом течения срока обращения в суд с настоящим иском является 3 ноября 2020 года, налоговый орган обратился в суд с настоящим иском 11 января 2021 года, то есть в пределах срока обращения в суд в порядке административного искового производства.

С учетом изложенного суд считает возможным удовлетворить заявленные административные исковые требования о взыскании с налогоплательщика пени за несвоевременную уплату транспортного налога и страховых взносов в размере 7326 рублей 25 копеек.

Из части 3 статьи 178 КАС РФ следует, что при принятии решения суд разрешает, в том числе вопрос о распределении судебных расходов.

В соответствии со статьей 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

При этом согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 КАС РФ. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

Административный истец при подаче административного искового заявления государственную пошлину не уплачивал, поскольку в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ освобожден от ее уплаты.

Между тем с учетом удовлетворенных административных исковых требований с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей. В связи с этим суд считает возможным ее взыскать с административного ответчика в доход муниципального образования «Город Орел».

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу к Волобуеву А.В. о взыскании пени – удовлетворить.

Взыскать с Волобуева А.В., <данные изъяты>, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Орлу задолженность в размере 7326 рублей 25 копеек, из которых:

3848 рублей 83 копейки – пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование (за расчетные периоды до 01.01.2017), за период образования с 01.01.2017 по 07.01.2019;

436 рублей 76 копеек – пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование (за расчетные периоды после 01.01.2017), за период образования с 10.01.2018 по 04.12.2018;

2184 рубля 91 копейка – пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, за период образования с 10.01.2018 по 04.12.2018;

855 рублей 75 копеек – пени на недоимку по транспортному налогу, за период образования с 02.12.2016 по 30.06.2019.

Взыскать с Волобуева А.В. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования г. Орел в размере 400 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Орловской областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Орла.

    Судья                         Д.В. Ульянкин

2а-490/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ИФНС России по г. Орел
Ответчики
Волобуев Александр Владимирович
Суд
Советский районный суд г. Орел
Судья
Ульянкин Дмитрий Васильевич
Дело на сайте суда
sovetsky.orl.sudrf.ru
13.01.2021Регистрация административного искового заявления
14.01.2021Передача материалов судье
15.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
15.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2021Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
26.02.2021Опр. о рассмотрении дела в общем порядке
23.03.2021Судебное заседание
05.04.2021Судебное заседание
12.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.04.2021Дело оформлено
05.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее