УИД №
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 ноября 2024 года <адрес>
Абаканский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Стрельцовой Е.Г.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> к ФИО1 о прекращении права собственности на огнестрельное оружие,
с участием представителя истца ФИО3,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> (далее по тексту - Управление Росгвардии по <адрес>, Управление) обратилось в суд с иском к ФИО1 о прекращении права собственности на оружие с последующей передачей на уничтожение, мотивируя требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 добровольно сдано старшему УУП УМВД России по <адрес> гражданское огнестрельное оружие ограниченного поражения модели ПБ «Оса-Эгида», калибр № мм, № № и пять патронов к нему, принадлежащее на праве собственности ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. Право на хранение и ношение оружия у ФИО1 имелось на основании разрешения на хранение и ношение серии РОХа №, выданного ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик не принял действий для устранения причин изъятия оружия, а также по возврату самого оружия. Изъятое оружие находится на складе ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по РХ» до решения вопроса о наследовании с ДД.ММ.ГГГГ. Срок временного хранения оружия истек. ДД.ММ.ГГГГ Управление Росгвардии по <адрес> в адрес директора ГАУ культуры <адрес> «Исторический парк «Моя страна – моя история» ФИО5 направлен запрос № о проведении историко-культурной и искусствоведческой экспертизы оружия. ДД.ММ.ГГГГ получен ответ с перечнем огнестрельного оружия не имеющего историко-культурной и искусствоведческой ценности. Таким образом, указанное оружие не является культурной ценностью и может быть уничтожено. В связи с изложенным, Управление просит суд прекратить право собственности ФИО1 на гражданское огнестрельное оружие ограниченного поражения модели ПБ «Оса-Эгида», калибр № мм, № № и пять патронов к нему, поручить Управлению Росгвардии по <адрес> передать на уничтожение гражданское огнестрельное оружие ограниченного поражения модели ПБ «Оса-Эгида», калибр № мм, № № и пять патронов к нему.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы войск национальной гвардии по <адрес> – ФИО3 исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещался о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие не явившегося ответчика.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В силу подп. 2 п. 2 ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 238 ГК РФ если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в п. 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (п. 2 ст. 238 ГК РФ).
Пунктом 1 ст. 129 ГК РФ предусмотрено, что объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте.
Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению (п. 2 ст. 129 ГК РФ).
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - ФЗ "Об оружии").
Ограничения, устанавливаемые на оборот гражданского и служебного оружия, предусмотрены ст. 6 Федерального закона от 13.12.1996 года №150-ФЗ «Об оружии».
Статьей 9 Федерального закона "Об оружии" предусмотрено, что приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежат лицензированию, за исключением случаев, установленных частью шестой настоящей статьи.
Лицензии на приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему выдаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами на основании заявлений граждан Российской Федерации. Срок действия лицензии на приобретение оружия и патронов к нему - шесть месяцев со дня выдачи лицензии.
В силу части первой статьи 22 Федерального закона "Об оружии" хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется гражданами Российской Федерации, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
В соответствии с пунктами 13.3, 13.19 Положения о Центре лицензионно-разрешительной работы Отдела Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> (далее - ЦЛРР), утвержденного приказом Отдела Росгвардии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, ЦЛРР выдает гражданам лицензии на приобретение оружия; принимает меры, в том числе по аннулированию лицензий и разрешений.
Как предусмотрено ст. 27 ФЗ «Об оружии» изъятие оружия и патронов к нему производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами в случаях: аннулирования или изъятия в установленном порядке указанных в настоящем Федеральном законе лицензии и (или) разрешения.
Оружие и патроны к нему, изъятые в связи с аннулированием в установленном порядке лицензии и (или) разрешения, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в связи с ликвидацией юридического лица, являющегося владельцем оружия и патронов к нему, передаются (сдаются) в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, для временного хранения на срок, не превышающий четырех месяцев, до их передачи в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации".
Как следует из материалов дела, и не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела, ФИО1 является собственником следующего имущества:
- гражданское огнестрельное оружие ограниченного поражения модели ПБ «Оса-Эгида», калибр № мм, № № и пять патронов к нему.
Право на хранение и ношение оружия возникло у ФИО1 на основании разрешения РОХа №,выданного ДД.ММ.ГГГГ.
Из указанного разрешения следует, что оно действительно до ДД.ММ.ГГГГ.
Из протокола изъятия оружия и патронов от ДД.ММ.ГГГГ следует, что УУП ОУУП и ПДН УМВД России по <адрес> лейтенантом полиции ФИО4 произведено изъятие у ФИО1 огнестрельного оружия модели ПБ «Оса-Эгида», калибр № мм, № № и пяти патронов к нему. При осмотре оружия и патронов установлено, что общее техническое состояние удовлетворительное. Основание изъятия указано – сдается на временное хранение.
В протоколе изъятия огнестрельного оружия от ДД.ММ.ГГГГ имеется подпись ФИО1 об ознакомлении с ним и получении копии указанного протокола.
Из материалов дела усматривается, что Управлением в адрес ФИО1 направлялись письма – ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в которых предложено в течение десяти дней обратиться в отделение лицензионно-разрешительной работы для решения вопроса об оформлении разрешения на право хранения и ношения, либо с заявлением о его реализации через специализированные торгующие организации, либо уничтожении. При этом указано, что в случае не совершения указанных мероприятий будет решаться вопрос о признании оружия бесхозным через судебные органы и принудительной продажи его в установленном законом порядке.
Судом установлено и не оспорено сторонами, что до настоящего времени ответчик разрешение на хранение и ношение оружия в Управление Росгвардии по Республики Хакасия не представил, а также не дал разрешение на его реализацию через специализированные торгующие организации, либо на его уничтожение.
При таких обстоятельствах, с учетом положений ФЗ «Об оружии» суд считает возможным удовлетворить требования Управления о прекращении права собственности ФИО1 на гражданское огнестрельное оружие ограниченного поражения модели ПБ «Оса-Эгида», калибр № мм, № № и пять патронов к нему.
Истцом также заявлено требование о передаче Управлению Росгвардии по <адрес> на уничтожение гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения модели ПБ «Оса-Эгида», калибр № мм, № № и пяти патронов к нему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» на войска национальной гвардии возлагается выполнение следующих задач: федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной и частной детективной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.
Пунктом 79 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации либо в органы внутренних дел.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии наделены полномочиями осуществлять прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию.
Пунктом 83 Правил «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Согласно письму директора ГАУ культуры <адрес> «Исторический парк «Моя страна – моя история» ФИО5, указанное оружие не является культурной ценностью.
Таким образом, учитывая, что спорное оружие не относится к культурным ценностям, ответчиком прав в отношении указанного оружия не заявляется, разрешение на хранение не предоставляется, в свою очередь хранение и бремя содержания оружия в казенном учреждении требуют определенных материальных затрат, в частности, регулярного технического ухода, трудовых затрат, что влечет дополнительное расходование бюджетных средств, в целях предупреждения утраты контроля за оружием, суд приходит к выводу об удовлетворении требования о передачи Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> на уничтожение гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения модели ПБ «Оса-Эгида», калибр № мм, № № и пяти патронов к нему.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> удовлетворить.
Прекратить право собственности ФИО1 на гражданское огнестрельное оружие ограниченного поражения модели ПБ «Оса-Эгида», калибр №, № № и пять патронов к нему.
Поручить Управлению Росгвардии по <адрес> передать на уничтожение гражданское огнестрельное оружие ограниченного поражения модели ПБ «Оса-Эгида», калибр № № и пять патронов к нему.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Абаканский городской суд.
Председательствующий: Е.Г. Стрельцова
Мотивированное решение изготовлено и подписано 03.12.2024
Судья: Е.Г. Стрельцова