Дело № 2-2236/2012
Р е ш е н и е
Именем Российской Федерации
«03» июля 2012 года г.Волгоград
Тракторозаводский районный суд г.Волгограда в составе:
председательствующего судьи Дудникова А.А.,
при секретаре Миловановой Е.И.,
с участием:
истца Павловой Ю.С.,
представителя ответчика Тракторозаводского территориального управления департамента по образованию администрации Волгограда – Митрофановой Е.И., действующей на основании доверенности,
представителя третьего лица - департамента по образованию администрации Волгограда Саенко Н.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании «03» июля 2012 года в городе Волгограде гражданское дело по иску Павловой Ю.С., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО7, к Тракторозаводскому территориальному управлению департамента по образованию администрации Волгограда о признании незаконным отказа в предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, возложении обязанности предоставить ее дочери место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении г.Волгограда,
У с т а н о в и л:
Павлова Ю.С. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что 23 мая 2012 года она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ее дочери - ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, направления в МДОУ №391. В мае 2012 года департаментом образования администрации Волгограда ей было отказано в предоставлении места в МДОУ в связи с отсутствием свободных мест. Истец считает этот отказ незаконным, так как отсутствие свободных мест в МДОУ нарушает конституционное право ребенка на общедоступное бесплатное дошкольное образование, а кроме того, истец лишена возможности выйти на работу и улучшить материальное положение, поскольку в данный момент ее супруг отбывает наказание в местах лишения свободы. Просит суд признать незаконным бездействие Тракторозаводского территориального управления департамента по образованию администрации Волгограда, выразившееся в не обеспечении ФИО7 возможности получить дошкольное образование в МДОУ №391 путем не обеспечения ее свободным местом в группе полного дня муниципального дошкольного образовательного учреждения; обязать администрацию Тракторозаводского территориального управления департамента по образованию, обеспечить свободным местом в группе полного дня муниципального дошкольного образовательного учреждения по месту жительства ФИО7 в течение одного месяца; обязать управление образования администрации Тракторозаводского территориального управления департамента по образованию, установленном порядке направить ФИО7 на свободное место в группу полного дня в течение одного месяца и одного дня, но немедленно – по факту исполнения администрацией Тракторозаводского территориального управления департамента по образованию, данного решения суда.
В судебном заседании Павлова Ю.С. исковые требования уточнила, просит признать отказ ответчика в предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении незаконным и возложить на Тракторозаводское территориальное управление департамента по образованию администрации г.Волгограда обязанность предоставить ее дочери ФИО7 место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении г.Волгограда, находящееся на разумном географическом удалении от места жительства ребенка в группу полного дня в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика Тракторозаводского территориального управления департамента по образованию администрации Волгограда Митрофанова Е.И. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что ребенок истца стоит в очереди на получение места в детском саду. В соответствии с порядком комплектования от 16.02.2009 года, при каждом территориальном управлении комитета по образованию формируется комиссия по комплектованию дошкольных учреждений. Созданная комиссия выдает путевку ребенку на свободное место в детском саду согласно очередности. ФИО7 зарегистрирована в электронной базе данных в МОУ детский сад № 391. Предоставить место в детском саду на данный момент не представляется возможным в связи с большой численностью детей, стоящих на учете в дошкольные учреждения г.Волгограда и, в частности, в МОУ детский сад № 391 Тракторозаводского района г.Волгограда. На момент комплектования групп раннего возраста в МОУ детские сады ФИО7 числилась в районном реестре за номером 684 среди 1487 детей ее возрастной группы. Рассмотрение вопроса о предоставлении ФИО7 места в детском саду Тракторозаводского района г.Волгограда состоится на комиссии по комплектованию МОУ Тракторозаводского района г.Волгограда в апреле-мае 2013 года. Считает, что в ответе Тракторозаводского территориального управления департамента по образованию администрации Волгограда не содержится отказ в предоставлении ФИО7 места в детском саду, а указывается на существующий порядок комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений и порядок предоставления места в МОУ детских садах Тракторозаводского района. Указывает также, что детские сады предоставляют не только дошкольное образование, но и условия для содержания детей. Содержание детей в детских садах не регламентировано как обязательное и общедоступное ни в одном из действующих нормативных документов. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития в помощь семье действует сеть дошкольных общеобразовательных учреждений. Поскольку Тракторозаводским территориальным управлением департамента по образованию администрации Волгограда личные неимущественные права либо принадлежащие гражданину другие нематериальные блага не нарушены, просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица департамента по образованию администрации Волгограда в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что на данный момент предоставить место в детском саду не представляется возможным в связи с большой численностью детей, состоящих на учете в дошкольные учреждения г.Волгограда. Согласно закона «Об образовании» родители являются первыми педагогами и обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Выслушав истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено следующее.
Истец Павлова Ю.С., являясь матерью малолетней ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.9), встав в очередь на предоставление места в МОУ детский сад № 391 по месту жительства обратилась с заявлением в Тракторозаводское территориальное управление департамента по образованию администрации Волгограда о предоставлении места в МОУ детский сад № 391 (л.д.10).
Как следует из объяснений сторон Павлова Полина зарегистрирована в электронной базе постановки на учет как нуждающаяся в услугах МОУ.
Письмом от 30 мая 2012 года №01/1045 Тракторозаводское территориальное управление департамента по образованию администрации Волгограда сообщило Павловой Ю.С., что в очереди в МОУ детские сады ФИО7 числится за номером 684, и рассмотрение вопроса о предоставлении места ФИО7 в детском саду Тракторозаводского района будет произведено на комиссии по комплектованию МОУ Тракторозаводского района г.Волгограда в апреле-мае 2013 года в порядке общей районной очереди (л.д.7).
Частями 1, 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации гражданам гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании», - право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 5 указанного Закона Российской Федерации «Об образовании», - государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 15.05.2006 №5-П указал, что важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства является обеспечение прав каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (ст. 43 части 1 и 2 Конституции Российской Федерации).
Закрепляя право на образование, и в качестве одного из его элементов право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и ст.13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.
12 сентября 2008 года Правительством Российской Федерации принято Постановление № 666 «об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, в силу п. 27 которого порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе. Количество групп в дошкольном образовательном учреждении определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости. В группах обще-развивающей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей и составляет: от 1 года до 3 лет – 15 детей (п.п. 31,32 Типового положения).
С учетом изложенного довод ответчика о невозможности принять ФИО7 в детский сад в связи с предельной комплектацией младших групп суд находит необоснованными.
В силу п.28 Типового положения в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 и п. 13 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Решением Волгоградской городской Думы от 24.12.2008 №14/414 утверждено положение о Тракторозаводском территориальном управлении Комитета по образованию администрации Волгограда, в соответствии с которым задачами Территориального управления, в частности, являются:
- осуществление единой политики органов местного самоуправления Волгограда в сфере образования, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционного права граждан на получение образования на территории Тракторозаводского района Волгограда;
- организация предоставления гражданам общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в пределах полномочий органов местного самоуправления Волгограда, делегированных Территориальному управлению, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса на территории Тракторозаводского района Волгограда;
- организация предоставления гражданам дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Тракторозаводского района Волгограда.
Приказом комитета по образованию администрации Волгограда от 18.03.2011 года за №174 утверждено Положение о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений Волгограда, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Как следует из пояснений ответчика, по смыслу указанного Положения места в детские дошкольные образовательные учреждения Волгограда предоставляются в порядке очередности согласно электронного реестра района, в связи с чем истцу было разъяснено, что кандидатура ФИО7 на зачисление в детский сад будет рассматриваться в апреле-мае 2013 года в порядке общей районной очереди.
Однако, ссылку представителей ответчика на указанный «Порядок комплектования» суд находит несостоятельной по следующим основаниям.
В силу ст.15 Основного Закона РФ, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Учитывая данные обстоятельства, а также положения ст.11 ГПК Российской Федерации, в соответствии с которой, суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативно правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего большую юридическую силу.
Поскольку государство гарантирует своим гражданам общедоступность дошкольного образования, как одну из важных социальных гарантий и законодательством об образовании, регулирующих рассматриваемые правоотношения, не следует, что право граждан Российской Федерации на дошкольное образование реализуется в «очередном» порядке, то суд приходит к выводу о том, что действия Тракторозаводского территориального управления департамента по образованию администрации Волгограда по не предоставлению места в детском саду в пределах места жительства нарушает конституционное право ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на получение дошкольного образования, в связи с чем, указанные действия Тракторозаводского территориального управления департамента по образованию администрации Волгограда следует признать незаконными.
Кроме того, ответчик не представил суду доказательства, что им принимались действенные меры по обеспечению права ребенка истца на получение дошкольного образования.
Доводы представителя третьего лица о том, что исковые требования Павловой Ю.С. не подлежат удовлетворению, поскольку в детских дошкольных учреждениях Тракторозаводского района г.Волгограда не имеется вакантных мест в связи с большой численностью детей, стоящих на учете в дошкольные учреждения г.Волгограда, не могут служить основанием для отказа истцу в иске, поскольку не являются юридически значимыми обстоятельствами для разрешения спора.
Учитывая приведенные нормы права и положения Конституции Российской Федерации суд приходит к выводу, что отсутствие мест в дошкольных образовательных учреждениях не исключает возможность возложения на ответчика обязанности, предусмотренной законом, тем более, что соответствующее право гарантируется Конституцией Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать отказ Тракторозаводского территориального управления департамента по образованию администрации Волгограда Павловой Ю.С. в предоставлении ее дочери ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении - незаконным.
Обязать Тракторозаводское территориальное управление департамента по образованию администрации Волгограда предоставить ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ, место в муниципальном дошкольном общеобразовательном учреждении Тракторозаводского района г. Волгограда, находящееся на разумном географическом удалении от места жительства ребенка в группе полного дня в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Тракторозаводский районный г. Волгограда.
Судья А.А. Дудников