2а-654/2019
24RS0029-01-2019-000628-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 октября 2019 года пгт. Козулька
Козульский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Хабаровой М.Е., при секретаре Слугиной О.В.,
с участием заинтересованного лица помощника прокурора Козульского района Павлюченко М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Администрации поселка Новочернореченский Козульского района Красноярского края к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Козульскому району УФССП России по Красноярскому краю Клецко Т.В., Отделу судебных приставов по Козульскому району Красноярского края, Управлению Федеральной Службы судебных приставов по Красноярскому краю о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
Администрации поселка Новочернореченский Козульского района Красноярского края обратилась в суд с указанным административным иском в котором просит признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Козульскому району УФССП России по Красноярскому краю Клецко Т.В. о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ N № и его отменить, ссылаясь на то, что местный бюджет является дотационным, Администрация предприняла меры к взысканию денежных средств на исполнение судебного решения, в отношении 33 улиц необходимо провести межевание и установить на них протяженность автомобильных дорог, с цель определения соответствия длины автомобильной дороги и линейных сооружений на ней, а также в оценке соответствия расположения в продольном направлении элементов дорожного обустройства и объектов обслуживания установленным техническим (паспортным) данным, в соответствии с ОДМ 218.3.005-2010. «Отраслевой дорожный методический документ. Методические рекомендации по измерению протяженности автомобильных дорог». Исходя из большого объема по созданию необходимой документации, для регистрации права собственности на автомобильные дороги, а также не выделение представительным органом поселка из местного бюджета необходимого объема денежных средств на реализацию данных работ, в виду дотационное™ бюджета поселка, а также то что исполнение решения суда зависит от решения государственных органов в части выдачи разрешений, Администрацией исполнено решение суда в части требований, а именно рассматривался вопрос о выделении денежных средств для проведения работ по регистрации права на дороги. Кроме того, в постановлении данных о дате получения Администрацией постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказе от его получения не содержится, судебным приставом-исполнителем копия постановления не направлялась.
Определением Козульского районного суда Красноярского края от 27.09.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечены УФССП по Красноярскому краю, в качестве заинтересованного лица привлечен – прокурор Козульского района
В судебное заседание представитель административного истца не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, административные исковые требования поддерживает в полном объёме. Административные ответчики судебный пристав-исполнитель ОСП по Козульскому району УФССП России по Красноярскому краю Клецко Т.В., ОСП по Козульскому району УФССП России по Красноярскому краю, УФССП по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, извещены надлежаще и своевременно, заявили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Судебный пристав-исполнитель ОСП по Козульскому району УФССП России по Красноярскому краю Клецко Т.В. в судебное заседание не явилась, извещена своевременно, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Выслушав заинтересованное лицо прокурора Павлюченко М.С., полагавшего необходимым в удовлетворении административных исковых требований отказать,- обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 2.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждения исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве").
Согласно ч. 1 ст. 112 вышеназванного федерального закона должник вправе в порядке, установленном настоящим федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 названного Федерального закона).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, которые представляют собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Как разъяснено в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Исходя из этого, наличие или отсутствие вины должника в неисполнении в срок требований исполнительного документа является обстоятельством, которое может учитываться при решении вопроса об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что единственным основанием, препятствующим вынесению судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора, в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в установленный срок, является представление судебному приставу-исполнителю доказательств того, что невозможность исполнения обусловлена обстоятельствами непреодолимой силы, то есть чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что решением Козульского районного суда Красноярского края от 17 августа 2016 г. вступившим 18.10.2016 в законную силу, на администрацию поселка Новочернореченский Козульского района Красноярского края возложена обязанность с момента вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги в границах населенных пунктов муниципального поселок Новочернореченский: п. Новочернореченский улицы Кооперативная, Советская, Солонченко, Пролетарская, Рабочая, Партизанская, Красноармейская, Железнодорожная, Западная, Конечная, Тесная, Тупиковая, Майская, Прудовская, Карла Маркса, Садовая, Шерстнева, Деповская, Озерная, Новая, Юбилейная, Солнечная, Молодежная, Заречная, Веселая, Переездная, Восточная, Подгорная, Лесная, Набережная, Северная, Треугольник, Проезд от ул. Красноармейская до пожарного пирса.
На основании исполнительного листа, выданного 18.10.2016 Козульским районным судом Красноярского края, судебным приставом-исполнителем ОСП по Козульскому району 31.10.2016 в отношении администрации поселка Новочернореченский Козульского района Красноярского края возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Пунктом 3 вышеуказанного постановления должнику установлен 5 - дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения настоящего постановления.
Должник в пункте 4 постановления предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и не предоставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб.
Судебным приставом-исполнителем ОСП по Козульскому району 5.09.2017 вынесено требование о предоставлении документов об исполнении решения суда в7-дневный срок со дня поступления его должнику, на которое 8.09.2017 от главы поселка ФИО1 поступила информация, где указано, что в связи с дефицитом бюджета был направлен запрос имя главы района о необходимости выделения дополнительных финансов для исполнения решения суда. Был получен отрицательный ответ. В дальнейшем администрация посёлка намерена продолжать ходатайствовать о выделении денежных средств, т.к. без дополнительного финансирования исполнение решения суда невозможно.
Судебным приставом-исполнителем ОСП по Козульскому району 13.08.2018 вынесено требование о предоставлении документов об исполнении решения суда в 7-дневный срок со дня поступления настоящего требования, на которое 15.08.2018 г. от главы поселка ФИО1 поступила информация, в которой указано, что в связи с дефицитом бюджета был направлен запрос на имя главы района о необходимости выделения дополнительных финансов для исполнения решения суда. Был получен отрицательный ответ. В дальнейшем администрация посёлка намерена продолжать ходатайствовать о выделении денежных средств, т.к. без дополнительного финансирования исполнение решения суда невозможно.
Судебным приставом-исполнителем ОСП по Козульскому району 7.02.2019 вынесено требование о предоставлении документов об исполнении решения суда в 7-дневный срок со дня поступления настоящего требования, которое администрацией поселка Новочернореченский Козульского района Красноярского края оставлено без внимания.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Козульскому району УФССП России по Красноярскому краю от 9.09.2019 с администрации поселка Новочернореченский Козульского района Красноярского края был взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей.
Административным истцом не представлено доказательств его обращения с заявлением о продлении срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, не сообщено о наличии препятствий для подобного обращения.
При этом судебный пристав-исполнитель не вправе произвольно отказаться от взыскания исполнительского сбора при нарушении должником установленных сроков исполнения.
По смыслу ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 2.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" учитывать наличие (отсутствие) вины должника, степень его вины в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественное положение должника, иные существенные обстоятельства, уважительность причин неисполнения требований исполнительного документа, а также оценивать поведение должника вправе только суд, наделенный правом снижения размера исполнительского сбора или полностью освободить должника от его взыскания.
Суд приходит к выводу, что в действиях должника администрации поселка Новочернореченский Козульского района Красноярского края вины в нарушении сроков исполнения судебного решения не имеется, поскольку с целью исполнения решения суда должником были предприняты все предусмотренные законом меры. Неисполнение должником в установленный срок решения суда связано с длительным процессом выделения денежных средств, с временными затратами на проведение аукциона для заключения муниципального контракта.
Вместе с тем, указанное не свидетельствует о наличии чрезвычайных или непредотвратимых обстоятельств, в связи с наличием которых решение суда не было исполнено в установленный срок. Таким образом, нарушений требований Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебным приставом-исполнителем не допущено.
Административный истец является органом местного самоуправления с дотационным бюджетом, а решение суда не исполнено в установленный срок, в связи с ненадлежащим его финансированием, суд данные обстоятельства учитывает как основания для освобождения его от взыскания исполнительского сбора.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований административного искового заявления Администрации поселка Новочернореченского Козульского района Красноярского края к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Козульскому району УФССП России по Красноярскому краю Клецко Т.В., Отделу судебных приставов по Козульскому району Красноярского края, Управлению Федеральной Службы судебных приставов по Красноярскому краю об отмене постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ N № - отказать.
Администрацию поселка Новочернореченского Козульского района Красноярского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП – освободить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Козульский районный суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий судья: Хабарова М.Е.