№ 2-2151/2021
УИД № 25RS0003-01-2019-003654-41
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 апреля 2021 года г. Владивосток
Первореченский районный суд г.Владивостока Приморского края в составе
судьи Струковой О.А.,
при участии представителя истца ФИО18
при участии представителя ответчика УМС администрации г. Владивостока ФИО17
представителя ответчика ООО «ЭталонСтрой» ФИО19
представителя ответчика ООО «ЭталонСтрой» ФИО20
третьего лица ФИО21
третьего лица и представителя третьих лиц ФИО22.,
представителя третьих лиц ФИО23
представителя третьих лиц ФИО24
при секретаре Тимошенко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации г. Владивостока к ООО «ЭталонСтрой», Управлению муниципальной собственности г. Владивостока о признании отсутствующим обременения в виде аренды земельного участка, исключении из Единого государственного реестра недвижимости и Государственного кадастра недвижимости сведений о государственном учете земельного участка,
установил :
Администрация г. Владивостока обратилась в суд с названным иском, указав в обоснование, что 27.08.2013 г. между Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края и ООО «Армада-Р» был заключен договор № 04-Ю-17487 аренды земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 3 925 кв.м, расположенного по адресу: г. <адрес> для целей строительства многофункционального здания. Срок аренды установлен на 5 лет с момента государственной регистрации договора аренды. 29.08.2017 между ООО «Армада-Р» и ООО «ЭталонСтрой» заключен договор об уступке права аренды земельного участка с кадастровым номером №, о чем в ЕГРН 14.09.2017 сделана регистрационная запись № №. В дальнейшем между Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края и ООО «ЭталонСтрой» заключено соглашение от 06.09.2018 о внесении изменений в договор от 27.08.2013 № 04-Ю-17487 аренды земельного участка с кадастровым номером №, в соответствии с которым срок аренды установлен сроком до 12.10.2085 г., а также изменена цель предоставления земельного участка : для реализации инвестиционного проекта «Строительство жилого здания в районе <адрес>, г. Владивосток». На основании постановления администрации г. Владивостока от 25.04.2019 № 1667 «Об осуществлении полномочий по представлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», органом по распоряжению земельными участками, находящихся на территории Владивостокского городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, является Управление муниципальной собственности г. Владивостока. Таким образом, на сегодняшний день арендодателем по указанному договору является УМС г. Владивостока. Согласно заключению МКУ «Комплексное развитие земель и недвижимости города Владивостока» от 22.06.2020 единственным проездом к домам, расположенным по адресу: г. <адрес> является тупиковая дорога, проходящая вдоль многоквартирного дома <адрес> через земельный участок с кадастровым номером №. В границах земельного участка с кадастровым номером № расположены территории общего пользования: лестничные марши и асфальтированная пешеходная дорожка, являющиеся единой пешеходной сетью к местам общего пользования – детский сад № 34, школа № 69, автобусная остановка от домов № <адрес>. Размещение лестничных маршей в составе данной пешеходной сети предусмотрено Генпланом «Группы жилых домов по ул. Южной в г. Владивостоке» 1982 года (заказ № 8223) и обусловлено резким перепадом высот рельефа между жилыми домами и объектами общего пользования. Так же в границах земельного участка с кадастровым номером № расположена надземная теплотрасса. Таким образом, как на дату заключения спорного договора земельный участок с кадастровым номером № являлся территорией общего пользования, которой пользуется неограниченный круг лиц, так и является таковой на сегодняшний день, что исключает возможность владения арендатором данным участком. Истец полагает, что применение им такого способа защиты, как признание зарегистрированного права отсутствующим, является допустимым и в тех случаях, когда соответствующее право ответчика было внесено в ЕГРН в отсутствие правового основания, чем нарушаются имущественные права истца, и при этом ответчик фактически не владеет спорным имуществом, а у истца отсутствует необходимость в восстановлении фактического владения вещью. На основании изложенного просит признать отсутствующим обременение в виде аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3 925 кв.м, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 13 см от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес> Исключить из Единого государственного реестра недвижимости и Государственного кадастра недвижимости сведения о государственном учете вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером №.
В судебном заседании представитель администрации г. Владивостока заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, указанным в иске, просит их удовлетворить в полном объеме, полагает, что заявление представителя ответчика о пропуске администрацией г. Владивостока срока исковой давности с обращением с настоящим иском в суд не может быть удовлетворено, поскольку спорный земельный участок в связи с расположением на нем территорий общего пользования, из владения неограниченного круга лиц не выбывал, фактическое пользование земельным участком неограниченного круга лиц не утрачено, исковая давность на заявленные администрацией г. Владивостока требования применению не подлежит.
Представители ответчика ООО «ЭталонСтрой» в судебном заседании возражали против заявленных требований, пояснили, что в удовлетворение исковых требований не подлежит удовлетворению в связи с пропуском срока исковой давности на основании ст.199 ГК РФ без исследования фактических обстоятельств дела. Так же полагают, что необходимо отдельно оценить и недобросовестность администрации г. Владивостока при реализации ею своих процессуальных прав. Так, в материалах гражданского дела по иску собственников жилых помещений <адрес> в г. Владивостоке к ООО «Эталон Строй», ООО «Армада-Р», администрации г. Владивостока, Управлению муниципальной собственности г. Владивостока о признании недействительными договоров аренды земельного участка, договора уступки права аренды, дополнительного соглашения, признании отсутствующим права аренды, исключении сведений о земельном участке, возложении обязанности имеется отзыв администрации г. Владивостока от 26.11.2019 с требованиями отказать истцам в иске по мотивам того, что данные граждане не являются владеющими собственниками спорного земельного участка с кадастровым номером №, предоставленного ООО «Эталон-Строй», гражданами участок для эксплуатации многоквартирного дома не был сформирован, его границы не определены, доказательств наложения земельных участков не представлено, как и доказательств наличия на спорном земельном участке объектов, необходимых для эксплуатации многоквартирного жилого дома истцов. Таким образом, администрацией г.Владивостока в ходе рассмотрения указанного гражданского дела был сделан вывод о том, что данные граждане не обладают каким-либо вещным правом в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером №, а требование о признании права отсутствующим не является, применительно к настоящему спору, надлежащим способом защиты права. Более того, в ходе судебного разбирательства по делу № 2-32/21 представителем администрации г.Владивостока также было заявлено о пропуске истцами срока исковой давности. Учитывая кардинальное изменение правовой и фактической позиции представителя администрации г. Владивостока, подобное процессуальное поведение, исходя из принципа процессуального эстоппеля, является самостоятельным основанием к отказу в заявленных ею в дальнейшем требованиях. Полагают, что оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились). Вместе с тем, администрация г.Владивостока не является владеющим собственником спорного земельного участка с кадастровым номером №, сведения о соответствующих правах которых были бы внесены в Единый государственный реестр недвижимости и вступили бы в противоречие с соответствующей записью в Реестре о правах (обременениях) ООО «Эталон-Строй», То есть условия, необходимые для применения указанного способа защиты права, отсутствуют, иные доводы истца о действительности оспариваемого договора к указанным требованиям не могут быть применимы. При этом, вывод о том, что требование о признании права отсутствующим не является, применительно к настоящему спору, надлежащим способом защиты права, ранее уже был сделан и самой администрацией г.Владивостока в представленном ею в материалы дела письменном отзыве по гражданскому делу № 2-32\2021 по иску собственников жилых помещений МКД <адрес> в г. Владивостоке к ООО «Эталон Строй», ООО «Армада-Р», администрации г. Владивостока, Управлению муниципальной собственности г. Владивостока о признании недействительными договоров аренды земельного участка, договора уступки права аренды, дополнительного соглашения, признании отсутствующим права аренды, исключении сведений о земельном участке, возложении обязанности. То есть неприменимость заявленного в настоящее время администрацией г.Владивостока способа защиты права признана самой администрацией г.Владивостока. Так же считают, что не подлежит удовлетворению и требование администрации г.Владивостока об исключении из Единого государственного реестра недвижимости и Государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером №, материально-правовое либо фактическое обоснование таких требований отсутствует.
Представитель УМС администрации г. Владивостока возражала против удовлетворения заявленных требований.
Третьи лица ФИО26., ФИО25., представитель третьих лиц по доверенности ФИО27. поддержали заявленные исковые требования администрации г. Владивостока в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела.
Представитель Правительства ПК и Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края в судебном заседании поддержала позицию ООО «ЭталонСтрой», полагает, что истцом администрацией г. Владивостока пропущен срок исковой давности для обращения в суд с настоящим иском. Считает, что спорный земельный участок является ограниченным в обороте и может быть предоставлен только для целей, для которых он был сформирован, а именно для строительства многофункционального здания. Иной подход к правовому статусу земельного участка противоречил бы смыслу статьи 31 ЗК РФ. 27.08.2013 между Департаметнтом земельных и имущественных отношений ПК и ООО «Армада-Р» заключен договор аренды спорного земельного участка пои адресу <адрес> с кадастровым номером №, договор зарегистрирован в Управлении Росрееста по ПК в установленном законом порядке, данные обстоятельства подтверждаются постановлением Арбитражного суда апелляционной инстанции по делу № А-51-27952/2013. Таким образом, доводы истца о том, что договор был заключен без проведения аукциона и проведения торгов несостоятелен. 29.08.2017 между ООО «Армада-Р» и ООО «ЭталонСтрой» заключен договор уступки права аренды спорного земельного участка, который так же прошел регистрацию регистрирующим органом в установленном законом порядке. Ссылается на п. 5 ст. 22 ЗК РФ, правовые разъяснения пунктов 67,68 Постановления ВС РФ, ВАС РФ № 10\22, ч. 3,4 ст. 16 Вводного закона.
В судебное заседание представитель управления Росреестра по ПК, ООО «Армада-Р» в судебное заседание не явились, уведомлялись о дате и времени судебного разбирательства, причины неявки неизвестны.
В силу ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения представителей сторон, третьих лиц, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Выслушав мнения сторон, изучив материалы дела, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что по заявлению ООО «Армада-Р» в районе <адрес> в г. Владивостоке был произведен выбор земельного участка площадью 3924 кв.м. для строительства многофункционального здания, о чем был оформлен акт выбора от 28.12.2007 за регистрационным номером № 64\07.
Распоряжением УМИГА администрации г. Владивостока от 30.09.2008 № 2378 ООО «Армада-Р» утвержден проект границ земельного участка в районе <адрес> в г. Владивостоке для строительства с предварительным согласованием места размещения многофункционального здания.
Распоряжением Департамента земельных и имущественных отношений ПК от 19.07.2010 № 1318 принято решение о предварительном согласования ООО «Армада-Р» места размещения многофункционального здания на земельном участке площадью 3924 кв.м.
22.05.2013 ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» на основании заявления ООО «Армада-Р» принято решение № Ф01\13-32579 о постановке государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № площадью 3925 кв.м. из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: Приморский край, г. <адрес> (установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 13 м от ориентира по направлению на восток).
Распоряжением Департамента земельных и имущетсвенных отношений ПК № 1666-рз от 05.08.2013 ООО «Армада-Р» предоставлен земельный участок участка с кадастровым номером № площадью 3925 кв.м. из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: Приморский край, г. <адрес>
27.08.2013 года между Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края и ООО «Армада-Р» был заключен договор № 04-Ю-17487 аренды земельного участка, по условиям которого, арендодатель на основании распоряжения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 05.08.2013 № 1666-рз предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером № площадью 3925 кв.м, из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: Приморский край, г. <адрес> (установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 13 м от ориентира по направлению на восток), вид разрешенного использования: для строительства с предварительным согласованием места размещения многофункционального здания, в целях строительства многофункционального здания, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, являющемся неотъемлемой частью настоящего договора.
Проектной документацией объекта «Многофункциональное здание в районе <адрес> в г. Владивостоке» было предусмотрено здание высотой в два этажа общей площадью 908,12 кв.м.
Срок аренды участка устанавливается пять лет с момента (даты) государственной регистрации договора в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (п. 1.3 договора).
Договор зарегистрирован в Управлении Росреестра по ПК 11.09.2013, регистрационная запись №.
Распоряжением Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 13.12.2013 № 2590 ООО «Армада-Р» утвержден градостроительный план земельного участка.
08.08.2014 администрация г. Владивостока отказала ООО «Армада-Р» в выдаче разрешения на строительство, после обращения ООО «Армада-Р» в Арбитражный суд ПК с иском об оспаривании решения администрации г. Владивостока от 08.08.2014, администрация г. Владивостока добровольно удовлетворила требования Общества, выдав разрешение на строительство от 27.02.2015 № № сроком до 27.10.2015.
По истечению срока разрешения на строительство от 27.02.2015 № № администрацией г. Владивостока ООО «Армада-Р» было выдано новое разрешение на строительство от 28.09.2015 № №.
13.07.2016 администрацией г. Владивостока принято постановление № 2101 «Об отмене разрешения на строительство от 28.09.2015 № №.
Указанные обстоятельства установлены в ходе рассмотрения Арбитражным судом ПК заявления ООО «Армада-Р» о признании незаконным постановления № 2101 «Об отмене разрешения на строительство от 28.09.2015 № №, решением Арбитражного суда ПК от 03.02.2017 в удовлетворении заявленных требований ООО «Армада-Р» было отказано, а так же в постановлением пятого Арбитражного апелляционного суда от 18.02.2014 по иску ООО «ВладАвтоГрупп» к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о признании незаконными действий по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №, обязании аннулировать из государственного кадастра недвижимости запись о земельном участке, которым в удовлетворении исковых требований ООО «ВладАвтоГрупп» было отказано.
Доводы истца и представителя третьих лиц о нарушении процедуры предоставления спорного земельного участка в аренду ООО «Армада-Р», а именно без проведения публичных слушаний и торгов необоснованны.
Так, договор № 04-Ю-17487 от 27.08.2013 года между Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края и ООО «Армада-Р» аренды земельного участка заключался в соответствии с Земельным кодексом РФ в редакции по состоянию на 23.07.2013г., действовавшей на дату заключения договора (27.08.2013).
В соответствии с ч.2 ст.22 ЗК РФ, земельные участки, за исключением указанных в п.4 ст.27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Положениями ч.5 ст.30 ЗК РФ был установлен следующий порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст.32 настоящего Кодекса.
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства является основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации проведение публичных слушаний при предоставлении земельного участка в аренду не требовалось.
29.08.2017 года между ООО «Армада-Р» и ООО «ЭталонСтрой» был заключен договор уступки права аренды земельного участка, по условиям которого, ООО «Армада-Р» уступает, а ООО «ЭталонСтрой» принимает права и обязанности арендатора земельного участка по договору аренды № 04-Ю-17487 от 27.08.2013, заключенному между ООО «Армада-Р» и Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края на срок пять лет, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток<адрес> (установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - жилой дом, участок находится относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир – жилой дом, участок находится примерно в 13 м от ориентира по направлению на восток), площадью – 3925 кв.м, разрешенное использование (назначение) – для строительства с предварительным согласованием места размещения многофункционального здания, категория земель – земли населенных пунктов, кадастровый номер – №.Об уступке прав арендодатель был уведомлен, договор зарегистрирован в Управлении Росреестра по ПК 14.09.2017.
06.09.2018 между Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края и ООО «ЭталонСтрой» было заключено соглашение о внесении изменений в договор аренды земельного участка № № от 27.08.201300, текст договора аренды изложен в новой редакции, а именно в пользование арендатору – ООО «ЭталонСтрой» передан земельный участок с кадастровым номером № площадью 3925 кв.м, из земель населенных пунктов, местоположение: Приморский край, г. Владивосток, ул. <адрес>, разрешенное использование: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), цель предоставления: для реализации инвестиционного проекта «Строительство жилого здания в районе улицы <адрес>», в границах, указанных в Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора.
Срок аренды земельного участка установлен сроком до 12.10.2085 года согласно инвестиционного проекта.
Указанное соглашение зарегистрировано в Управлении Росреестра по ПК 15.10.2018 года.
Согласно статье 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218 "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии абз. 4 п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение (п. 53 данного постановления).
При этом, истцу необходимо доказать тот факт, что запись в ЕГРП нарушает право истца на объект недвижимого имущества.
Обращаясь в суд с настоящими требованиями, администрация г. Владивостока ссылается на нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым территории общего пользования могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации, в связи с чем договор аренды от 27.08.2013 ничтожен и не влечет каких-либо юридических последствий.
Согласно заключению МКУ «Комплексное развитие земель и недвижимости города Владивостока» от 22.06.2020 единственным проездом к домам, расположенным по адресу: г. <адрес> является тупиковая дорога, проходящая вдоль многоквартирного дома № <адрес> в г. Владивостоке через земельный участок с кадастровым номером №.
В границах земельного участка с кадастровым номером № расположены территории общего пользования: лестничные марши и асфальтированная пешеходная дорожка, являющиеся единой пешеходной сетью к местам общего пользования – детский сад № 34, школа № 69, автобусная остановка от домов № <адрес>. Размещение лестничных маршей в составе данной пешеходной сети предусмотрено Генпланом «Группы жилых домов по ул. Южной в г. Владивостоке» 1982 года заказ № 8223 и обусловлено резким перепадом высот рельефа между жилыми домами и объектами общего пользования. В границах земельного участка с кадастровым номером № расположена надземная теплотрасса.
Как ранее указал Конституционный Суд Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (определения от 6 ноября 2003 года № 387-О и от 15 июля 2010 года № 931-О-О).
С учетом этого Градостроительный кодекс Российской Федерации отдельно выделяет такие объекты, как территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. К данным территориям относятся в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары (пункт 12 статьи 1).
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В силу пункта 12 названной статьи Кодекса территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Исходя из статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых в числе прочего отображаются красные линии.
Согласно части 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
По смыслу изложенных правовых норм следует, что красные линии устанавливаются не только для фиксации границ уже существующих территорий общего пользования, но и для планирования новых (изменяемых, вновь образуемых). Сам по себе факт утверждения красной линии не придает конкретному земельному участку статус территории общего пользования: такие линии лишь ограничивают территории, которые либо уже являются землями общего пользования, либо могут стать ими в перспективе.
При этом Градостроительный кодекса Российской Федерации не содержит норм, обязывающих осуществлять планирование территории в соответствии с ее фактическим использованием, поскольку в обратном случае такое планирование было бы направлено исключительно на фиксацию существующего положения, а не на развитие (изменение) соответствующей территории в будущем.
Из анализа приведенных выше норм следует вывод о том, что отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть само по себе такое отображение не может служить препятствием для осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Однако границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий.
Таким образом, наличие планируемого к размещению объекта транспортной инфраструктуры на спорном земельном участке, а также наличие красных линий служит лишь для целей определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, но не является при этом препятствием для предоставления земельного участка в аренду и осуществления арендатором имеющихся у него прав по такому договору.
При этом суд учитывает, что при рассмотрении вопроса о возможности предоставления ООО «Армада-Р» земельного участка с кадастровым номером 25:28:040011:6272, комитетом по архитектуре и градостроительству была осуществлена топографическая съемка спорного земельного участка. Согласно заключению от 28.12.2007, красные линии на земельный участок не попадают, строительство на участке (с предварительным согласованием места размещения) многофункционального здания на земельном участке площадью 3024 кв.м в районе ул. Сабанеева, 13 ООО «Армада-Р» при условии п. 4 и п. 5 данного заключения, возможно.
Что касается фактически имеющихся на местности лестницы и асфальтированной пешеходной дороги, наличие которых было установлено при осмотре спорного земельного участка специалистами ГКУ «Управление землями и имуществом на территории Приморского края» и отраженными в Акте осмотра земельного участка от 23.11.2020 г., не свидетельствует об их легальности по аналогии отображенных на градостроительном плане земельного участка гаражных боксов, которые судебным актом признаны самовольными постройками.
Кроме того, указанные объекты общего пользования исключены из границ, в которых разрешается строительство, то есть пешеходная дорожка затронута при строительстве не будет, при этом разрешение на строительство многоквартирного жилого дома до настоящего времени ООО «ЭталонСтрой» не получено. Также суд учитывает, что, согласно информационному письму ООО « Сега», обслуживающей МКД № <адрес>, средства на содержание пешеходного маршрута снимаются со счета дома № 19, то есть указанная пешеходная дорожка не содержится из средств местного бюджета городского округа и не может быть отнесена к муниципальному имуществу.
Тем самым, признание отсутствующим обременения в виде аренды земельного участка со ссылкой администрации г. Владивостока на имеющиеся на данном участке мест общего пользования, необоснованно.
Так, согласно части 1 статьи 21 Закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу части 1 статьи 51 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.
Особенности (и в том числе основания) осуществления государственной регистрации прекращения права аренды на земельный участок, установлены пунктом 99 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.12.2015 № 943, в соответствии с которым государственная регистрация прекращения и расторжения договора аренды осуществляется посредством погашения записей о сделке и об ограничении (обременении) в порядке, установленном пунктом 16 Порядка.
Согласно пункта 16 Порядка ведения ЕГРН при снятии объекта недвижимости с государственного кадастрового учета, государственной регистрации прекращения права, ограничения права, обременения объекта недвижимого имущества, сделки в данных о прекращении (снятии с учета) указываются: кадастровый номер объекта недвижимого имущества; номер регистрации прекращения права, ограничения права, обременения объекта недвижимости, сделки (для реестра прав на недвижимость); сведения о документах-основаниях для снятия с государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прекращения права, ограничения права, обременения объекта недвижимого имущества, сделки в объеме сведений, предусмотренных пунктом 51 Порядка, либо сведения о предусмотренных федеральными законами основаниях снятия объекта недвижимости с государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прекращения прав на него с указанием: слов "снят с государственного кадастрового учета и (или) права прекращены на основании", соответствующей нормы Закона (части 11 или 15 статьи 60.2, части 3 или 3.1 статьи 70, части 7 статьи 72); номер записи о регистрации прекращаемого права, ограничения права, обременения объекта недвижимости (для реестра прав на недвижимость); номер записи о регистрации вновь возникшего права, ограничения права, обременения объекта недвижимости, если право (ограничение права, обременение объекта недвижимости) прекращено в связи с его переходом к новому правообладателю (для реестра прав на недвижимость).
В силу пункта 51 Порядка ведения ЕГРН в отношении документов-оснований указываются: основные сведения, позволяющие идентифицировать документ: наименование документа, его серия и номер (при наличии), дата выдачи (подписания), наименование органа (организации), выдавшего (выдавшей) документ; если документ нотариально удостоверен, также указываются дата нотариального удостоверения, фамилия и инициалы нотариуса, номер в реестре регистрации нотариальных действий; если решение о государственной регистрации принято на основании зарегистрированной сделки, дополнительно указываются дата и номер государственной регистрации сделки.
В качестве правовых оснований для регистрации в Управлении Росреестра по ПК обременения земельного участка с кадастровым номером № в виде аренды указаны - договор аренды земельного участка от 27.08.2013 г. № 04-Ю-17487, дата регистрации 11.09.2013 за регистрационным номером №, соглашение о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 20.05.2014, дата регистрации 26.01.2015 за регистрационным номером №, договор уступки права аренды земельного участка от 29.08.2017, дата регистрации 14.09.2017 за регистрационным номером №, соглашение о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 06.09.2018, дата регистрации 15.10.2018 за регистрационным номером №
Тем самым, право аренды ООО «Эталон-Строй» спорного земельного участка основано на ряде правоустанавливающих документов, которые истец не оспаривал, требование о ничтожности договора аренды от 27.08.2013 № 04-Ю-17487, в случае удовлетворения которого все последующие сделки могли бы быть признаны недействительными, истцом не заявлялось.
Также истцом не заявлено требование об оспаривании межевания спорного земельного участка, а также распоряжения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 15.08.2013 № 1666-рз о предоставлении ООО «Армада-Р» земельного участка по адресу: г. <адрес>, при таких обстоятельствах, оснований для исключения из ЕГРН сведений о кадастровом учете земельного участка № не имеется.
При этом, довод ответчика ООО «Эталон-Строй» о пропуске истцом срока исковой давности суд отклоняет, поскольку, в силу положений ст. 208 ГК РФ на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ), исковая давность не распространяется.
На основании Закона Приморского края от 18.11.2014 № 497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края» полномочия Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края по распоряжению земельными участками на территории Владивостокского городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, с 01.05.2019 переданы администрации г. Владивостока.
На основании постановления администрации г. Владивостока от 25.04.2019 № 1667 «Об осуществлении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», органом по распоряжению земельными участками, находящихся на территории Владивостокского городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, является Управление муниципальной собственности г. Владивостока.
Тем самым, администрация г. Владивостока, являясь надлежащей стороной по вопросам оспаривания прав на земельные участки, находящихся на территории г. Владивостока, по мнению суда, избрала неверный способ защиты, что исключает удовлетворение заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.13, 194-198 ГПК РФ суд
решил :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16 ░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.