Дело № 2-1055/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 марта 2015 года г.Волгоград
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
в составе председательствующего судьи Чистякова О.А.,
с участием прокурора Ксенофонтовой В.В.,
представителя ответчика Хмелевой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Шевченко Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах Сергеевой Е.С. к Комитету строительства Волгоградской области о понуждении к предоставлению жилого помещения для проживания по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
Михайловский межрайонный прокурор Волгоградской области обратился в Ворошиловский районный суд г. Волгограда в интересах Сергеевой Е.С. с иском к Министерству строительства Волгоградской области, в котором просит суд обязать ответчика обеспечить Сергееву Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого фонда для детей-сирот. В обоснование требований указал, что Сергеева Е.С. относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители ФИО10 и ФИО4 решением Михайловского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ лишены в отношении нее родительских прав. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ Сергеева Е.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируемый министерством образования и науки Волгоградской области. Однако, как следует из обращения Сергеевой Е.С., поступившего в Михайловскую межрайонную прокуратуру, жилое помещение заявителю до настоящего времени не предоставлено. Полагает, что сложившееся положение дел существенно нарушает жилищные права Сергеевой Е.С., которая не имеет возможности реализовать своё право на получение гарантированного ей государством жилья.
В соответствии с постановлением Губернатора Волгоградской области от 05.11.2014 года № 99 «О мерах по реализации законов Волгоградской области от 23 октября 2014 года № 131-ОД «О внесении изменений в Устав Волгоградской области от 24 февраля 2012 года 1-ОД» и от 23 октября 2014 года № 132-ОД «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Волгоградской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Волгоградской области» Министерство строительства Волгоградской области переименовано в Комитет строительства Волгоградской области.
Помощник прокурора Ворошиловского района г.Волгограда Ксенофонтова В.В., действующая по поручению Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области, в судебном заседании в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнила исковые требования, просит обязать ответчика предоставить Сергеевой Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение на территории городского округа – <адрес> не ниже установленных социальных норм из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из их числа, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Сергеева Е.С. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.
Представитель ответчика Комитета строительства Волгоградской области – Хмелева Н.А., действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, просила в удовлетворении иска отказать. Суду пояснила, что для предоставления жилого помещения в специализированном жилищном фонде необходимо соблюдение процедуры и условий предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, установленных нормативно-правовыми актами. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Сергеева Е.С. включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2015 году, под № по Волгоградской области, по городскому округу <адрес> - №. В течение 2013-2014 годов Министерством строительства Волгоградской области, ныне - Комитетом, по <адрес> было проведено <данные изъяты> конкурсных (аукционных) процедур, по итогам которых на территории городского округа – <адрес> было приобретено в государственную собственность Волгоградской области <данные изъяты> жилых помещений, остальные предложенные квартиры не отвечали требованиям конкурсной документации. В течение 2014 года комитетом неоднократно проводился мониторинг рынка недвижимости <адрес>. По информации, предоставленной администрацией, готовые жилые помещения требуемой номенклатуры для детей-сирот на территории <адрес> отсутствуют. На сегодняшний день администрация городского округа – <адрес> уведомила Комитет о наличии сформированного земельного участка под строительство жилого дома для детей-сирот по адресу: <адрес>, согласно представленным документам территориального планирования и градостроительного зонирования на предлагаемом земельном участке по <адрес>, возможно строительство 24-квартирного жилого дома для детей-сирот. В настоящее время все средства областного бюджета, предусмотренные Законом Волгоградской области от 20 ноября 2014 года № 151-ОД на приобретение жилых помещений для детей-сирот, перераспределены. Приобретение жилых помещений в <адрес> согласно изменений в плане-графике размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на 2015 год планируется за счет средств федерального бюджета. С учетом изложенного, объявление аукциона на приобретение квартир в городском округе <адрес> станет возможным лишь после подписания соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета Волгоградской области на обеспечение жильем детей-сирот. Полагает, что со своей стороны Комитетом приняты все предусмотренные законом меры, направленные на обеспечение Сергеевой Е.С. жилым помещением.
Представитель третьего лица Администрации Волгоградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года (ред. от 31.12.2014), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно п. 3 ст. 3 Закона Волгоградской области от 05.02.2013 N 5-ОД (ред. от 23.12.2014) "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области", орган опеки и попечительства в течение пяти рабочих дней со дня вынесения заключения направляет его и заявление с приложенными к нему документами, а в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилого помещения, также акт, указанный в части 2 настоящей статьи, в уполномоченный орган исполнительной власти Волгоградской области в сфере образования, который формирует список.
В ходе судебного разбирательства установлено, что решением Михайловского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 и ФИО4 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней Сергеевой Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Исходя из этого, Сергееву Е.С. необходимо отнести к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а, следовательно, на нее распространяются гарантии, предусмотренные Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Постановлением Администрации Михайловского района Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ Сергеева Е.С. признана нуждающейся в государственной защите, помещена в детское интернатное учреждение на полное государственное обеспечение, за ней закреплено право проживания в <адрес> (л.д. 29-30).
Сведений о принадлежности на праве собственности Сергеевой Е.С. какого-либо имущества материалы дела не содержат, согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области зарегистрированные права Сергеевой Е.С. на объекты недвижимого имущества отсутствуют (л.д. 20).
Распоряжением администрации Михайловского муниципального района Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ за Сергеевой Е.С. признано право на внеочередное предоставление жилого помещения (л.д. 26).
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ Сергеева Е.С. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 23-25).
Согласно п.2.1.2. Постановления Губернатора Волгоградской области от 24.11.2014 N170 (ред. от 26.02.2015) "Об утверждении Положения о комитете строительства Волгоградской области", Комитет осуществляет меры социальной поддержки по обеспечению на территории Волгоградской области детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Волгоградской области.
Вместе с тем, из пояснений помощника прокурора Ворошиловского района г.Волгограда Ксенофонтовой В.В. следует, что Сергеева Е.С. в настоящее время не обеспечена каким-либо жильем. По данному вопросу Сергеева Е.С. обращалась к ответчику, и согласно информации Комитета строительства Волгоградской области Сергеева Е.С. включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2015 году, под № - по Волгоградской области, по городскому округу <адрес> - №
При таких обстоятельствах, проанализировав с учетом вышеприведенных норм указанные обстоятельства, пояснения участвующих в деле лиц, исследованные письменные доказательства и дав всему этому оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, то есть по их относимости, допустимости, достоверности, как каждого в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что столь длительное непредоставление Сергеевой Е.С. жилого помещения нарушает ее конституционное право на предоставление жилья, в связи с чем, на Комитет строительства Волгоградской области должна быть возложена обязанность предоставить Сергеевой Е.С. жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, применительно к соответствующему населенному пункту и отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
Указанная норма не ставит предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия финансирования областного бюджета и свободных жилых помещений у администрации муниципального образования.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Как указывалось выше, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом 159-ФЗ, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе обеспечение жилой площадью должны предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.
Более того, суд принимает во внимание и тот факт, что в ходе судебного разбирательства, стороной ответчика сведений о каких-либо фактически принятых мерах к исполнению принятых на себя в отношении Сергеевой Е.С. обязательств по обеспечению жильем, как и доказательств отсутствия у него возможности для обеспечения таковым Сергеевой Е.С., представлено не было.
В этой связи, доводы ответчика со ссылкой на то обстоятельство, что объявление аукциона на приобретение квартир в городском округе <адрес> станет возможным лишь после подписания соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Волгоградской области на обеспечение жильем детей-сирот, не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска.
Обеспечение жилыми помещениями указанных категорий граждан не ставится законом в зависимость от времени включения граждан в список, наличия других граждан, имеющих такое же право на обеспечение жилыми помещениями, соблюдения между гражданами очередности или финансового обеспечения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
Таким образом, проанализировав приведенные нормы закона, изучив письменные материалы дела в их совокупности и дав правовой анализ доводам сторон, суд приходит к выводу о нарушении прав Сергеевой Е.С. на предоставление жилого помещения, так как оспариваемые стороной истца действия ответчика, а фактически – бездействие, нарушают права и законные интересы Сергеевой Е.С., тем самым, создавая препятствия в реализации гарантированного государством права.
При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах Сергеевой Е.С. к Комитету строительства Волгоградской области о понуждении к предоставлению жилого помещения, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Исходя из заявленных исковых требований, суд полагает возможным возложить на ответчика обязанность по предоставлению Сергеевой Е.С. жилого помещения в срок до ДД.ММ.ГГГГ, полагая указанный срок разумным и обеспечивающим соблюдение баланса интересов сторон.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – <░░░░░> ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 16 ░░░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░