Решение по делу № 33-10394/2024 от 04.10.2024

Судья Силантьева Т.В.                     Дело

Докладчик Коголовский И.Р.                     Дело

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ДД.ММ.ГГГГ г. Новосибирск

Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе

председательствующего Л.А. Александровой,

судей И.Р. Коголовского, Е.А. Никифоровой,

при секретаре А.А. Токаревой,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Ч.В.В. и его представителя Ш.А.А. на решение Краснозерского районного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав доклад судьи Коголовского И.Р., объяснения ответчика Ч.В.В. и его представителя Ш.А.А., подержавших доводы апелляционных жалоб, представителя истца - помощника прокурора <данные изъяты> и представителя ответчика – администрации Краснозерского района Новосибирской области – С.Р.И., выразивших согласие с решением суда, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

прокурор Краснозерского района Новосибирской области в защиту публично-правовых интересов Краснозерского района Новосибирской области и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Краснозерского района Новосибирской области и Ч.В.В., просил:

- признать муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ , заключенный между администрацией Краснозерского района Новосибирской области и Ч.В.В., недействительной сделкой.

- расторгнуть данный муниципальный контракт как заключенный с нарушением требований законодательства.

- применить последствия недействительной сделки:

взыскать с Ч.В.В. в пользу администрации Краснозерского района Новосибирской области денежные средства в размере <данные изъяты> руб.;

погасить записи о государственной регистрации права собственности на жилой дом и земельный участок с кадастровым номером , расположенные по <адрес>, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, произведенные в отношении администрации рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области и администрации Краснозерского района Новосибирской области, а также восстановить запись о государственной регистрации права собственности в отношении Ч.В.В.

Исковые требования мотивированы тем, что на основании поступившего от Б.Е.В. обращения о нарушении её жилищных прав, а также жилищных прав её несовершеннолетних детей прокуратурой Краснозерского района Новосибирской области проведена проверка исполнения законодательства при реализации мероприятий подпрограммы «Государственная поддержка муниципальных образований Новосибирской области в обеспечении жилыми помещениями многодетных малообеспеченных семей» государственной программы Новосибирской области «Стимулирование развития жилищного строительства в Новосибирской области», в ходе которой выявлены нарушения законодательства при реализации вышеуказанной программы. Семья Б.Е.В. постановлением администрации р.п.Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по основаниям установленным п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ. Нуждаемость в улучшении жилищных условий Б.Е.В. и ее семьи подтверждена ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, в котором проживала Б.Е.В. и ее семья в соответствии с заключением межведомственной комиссии р.п. Краснозерское признан непригодным для проживания.

С целью реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями многодетных малообеспеченных семей и заключением с Министерством строительства Новосибирской области соглашения на выделение из бюджета Новосибирской области субсидий на эти цели, администрацией Краснозерского района в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения многодетным малообеспеченным семьям, по результатам которого ДД.ММ.ГГГГ с Ч.В.В. заключен оспариваемый контракт. ДД.ММ.ГГГГ приемочной комиссией администрации Краснозерского района принято решение о соответствии жилого дома, являющего предметом контракта условиям контракта и подлежащим приемке, замечания по приобретаемому имуществу отсутствовали. ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой дом из муниципальной собственности Краснозерского района передан в муниципальную собственность р.п. Краснозерское с целевым назначением для предоставления Б.Е.В. и ее семье, а ДД.ММ.ГГГГ предоставлен ей и членам ее семьи по договору социального найма; ДД.ММ.ГГГГ заключен договор приватизации.

Вместе с тем в ходе эксплуатации жилого дома выявлены недостатки, препятствующие проживанию в нем, в связи с чем, Б.Е.В. обратилась в межведомственную комиссию администрации р.п. Краснозерское с заявлением о признании жилого дома непригодным для проживания. ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией проведено обследование жилого дома, по результатам которой комиссия пришла к выводу о необходимости капитального ремонта по утеплению фасада жилого дома, а также утепление крыши и ремонту кровли, следовательно, жилой дом не соответствует положениям муниципального контракта, в соответствии с которым жилое помещение должно отвечать требованиям градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям, установленным действующим законодательством; требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и не требовать капитального ремонта. Следовательно, администрацией Краснозерского района при заключении муниципального контракта не были приняты меры к установлению фактического состояния жилого дома, не дана оценка соответствия приобретаемого жилого помещения требованиям жилищного законодательства и положениям указанного муниципального контракта, определяющим требования к качеству и потребительским свойствам жилого дома.

Допущенные нарушения повлекли нарушения администрацией р.п. Краснозерское статьи 57 Жилищного кодекса РФ, обязывающей органы местного самоуправления и иные уполномоченные органы предоставлять нуждающимся гражданам жилые помещения, отвечающие требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Нарушение порядка заключения и исполнения муниципального контракта негативно влияют на состояние законности и эффективности при расходовании средств местного бюджета Краснозерского района Новосибирской области, а также негативным образом влияет на непосредственное обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования Краснозерского района Новосибирской области.

В качестве правового обоснования иска прокурор ссылается на положения ч. 1 ст. 422, ч. 1 ст. 527, ч. 1, 2, 3 ст. 166, ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением Краснозерского районного суда Новосибирской области исковые требования удовлетворены (л.д. 131-139 т. 3).

С решением не согласны ответчик Ч.В.В. и его представитель – адвокат Ш.А.А., которые в апелляционных жалобах решение суда просят отменить, вынести по делу новое решение (л.д. 145-147, 150-151 т. 3).

В обоснование доводов апелляционной жалобы Ч.В.В. выражает несогласие с выводами межведомственной комиссии по обследованию жилого помещения и технической экспертизы, обращая внимание, что акт межведомственной комиссии не содержит подписи председателя. Указывает на необоснованность непринятия судом результатов независимой экспертизы.

Представитель Ч.В.В. – адвокат Ш.В.В. в обоснование доводов своей апелляционной жалобы указывает, что в материалах дела имеется два абсолютно противоречивых доказательства (заключение, выполненное ООО «ЮрЖилЭксперт» по поручению Ч.В.В. и экспертное заключение из материалов уголовного дела), которым суд не дал надлежащей оценки и не устранил противоречия. Также обращает внимание, что выводы суда противоречат фактическим обстоятельствам дела, так визуальный осмотр сотрудниками администрации жилого дома не свидетельствует о надлежащем исполнении требований закона о проведении экспертизы приобретаемого объекта недвижимости, тогда как в решении указано, что экспертиза принимаемого объекта недвижимости была проведена, что противоречит приговору суда в отношении Б.С.А..

В судебном заседании суда апелляционной инстанции от прокурора Краснозерского района Новосибирской области Б.О.Б поступило заявление об отказе от исковых требований в части требования о расторжении муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Краснозерского района Новосибирской области и Ч.В.В.

В силу положений части 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

Согласно абзацу 3 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.

В соответствии с частью 2 статьей 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска или заявления сторон о заключении мирового соглашения определяются по правилам, установленным частями второй и третьей статьи 173, главой 14.1 настоящего Кодекса. При принятии отказа истца от иска или при утверждении мирового соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу.

Отказ прокурора Краснозерского района Новосибирской области Б.О.Б. от исковых требований в части требований о расторжении муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Краснозерского района Новосибирской области и Ч.В.В. не нарушает права и законные интересы других лиц, и подлежит принятию судебной коллегией, в связи с чем, производство по делу в указанной части подлежит прекращению в силу положений статей 173, 220, 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев дело в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения и отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Краснозерского района и Министерством строительства Новосибирской области заключено соглашение о предоставлении из бюджета Новосибирской области субсидии на реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями многодетных малообеспеченных семей по договорам социального найма. Размер субсидии составил <данные изъяты> (л.д. 30-37 т. 1)

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Краснозерского района в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения многодетным малообеспеченным семьям.

В соответствии с данными, содержащимися в извещении , источником финансирования закупки являются средства бюджета субъекта Российской Федерации, наименование бюджета - Краснозерский район.

В соответствии с пунктом 5 описания объекта закупки, являющего неотъемлемой частью документации о закупке, жилое помещение, должно соответствовать требованиям, установленным СП 54.13330.2016, качество квартиры должны соответствовать Описанию объекта закупки, требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», требованиям технических и градостроительных регламентов, а также иным обязательным нормам, правилам и требованиям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации;

жилое помещение должно иметь все предусмотренное проектом инженерно-техническое и санитарно-техническое оборудование, не требовать проведения дополнительного ремонта, быть подключено ко всем предусмотренным проектом коммуникациям, отвечать функциональному значению;

инженерные коммуникации: электроснабжение, отопление, водоснабжение, канализация, сантехнические приборы - должны находиться в рабочем состоянии;

наружные стены должны обеспечивать нормативный уровень теплозащиты, в соответствии с требованиями СНиП, а внутренние стены и перегородки должны обеспечивать нормативный уровень звукоизоляции в соответствии с требованиями СНиП;

приборы отопления: отопительные приборы и системы отопления должны обеспечивать в отапливаемых жилых помещениях температуру воздуха не ниже допустимой.

Жилое помещение должно соответствовать нормам эксплуатации жилищного фонда. Жилое помещение не должно относиться к категории ветхого и аварийного жилого фонда, не подлежит сносу, реконструкции и капитальному ремонту, расположено в благоустроенном доме, соответствовать требованиям, установленным статьей 15 Жилищного Кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», жилое помещение соответствовать ст.23 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям» Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», жилое помещение должно соответствовать требованиям п. 5.7. СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» (л.д. 38-42 т. 1).

ДД.ММ.ГГГГ по результатам электронного аукциона администрацией Краснозерского района с Ч.В.В. заключен муниципальный контракт (л.д. 61-73 т. 1).

В соответствии с пунктами 1, 1.1 муниципального контракта администрацией Краснозерского района приобретен жилой дом по <адрес>, состоящий из 5-ти комнат, общей площадью <данные изъяты> кв.м., введенный в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, стоимостью <данные изъяты> руб., который имеет соответствующее описание объекту закупки (Приложение № 1 к контракту).

Приложением № 1 к муниципальному контракту определены требования к качеству и потребительским свойствам к приобретаемому жилому помещению. Такие требования дублируют требования, установленные к приобретаемому жилому помещению в описании объекта закупки, в частности, жилое помещение должно соответствовать нормам эксплуатации жилищного фонда. Жилое помещение не должно относиться к категории ветхого и аварийного жилого фонда, не подлежит сносу, реконструкции и капитальному ремонту, расположено в благоустроенном доме, соответствует требованиям, установленным статьей 15 Жилищного Кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», жилое помещение соответствует ст. 23 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям» Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», жилое помещение должно соответствовать требованиям п.5.7. СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» (л.д.74-76 т. 1).

ДД.ММ.ГГГГ приемочной комиссией администрации Краснозерского района принято решение о соответствии жилого дома по <адрес> условиям контракта и подлежащим приемки, замечания по приобретаемому имуществу отсутствовали. О чем внесены соответствующие подписи в документы о приемке.

ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой дом из муниципальной собственности Краснозерского района передан в муниципальную собственность р.п. Краснозерское с целевым назначением для предоставления Б.Е.В. и её семье.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией р.п. Краснозерское жилой дом по <адрес> на основании договора социального найма предоставлен Б.Е.В. и её детям.

В соответствии с пунктом 5а договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ наймодатель – администрация р.п. Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области обязана передать нанимателю – Б.Е.В. жилое помещение в состоянии пригодном для проживания, отвечающее требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией р.п. Краснозерское и Б.Е.В.., действующей в своих интересах и интересах восьми несовершеннолетних детей, заключен договор приватизации жилого дома по <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на указанный жилой дом Б.Е.В. и её несовершеннолетних детей. Б.Е.В. и её дети зарегистрированы по месту жительства в данном доме.

Вместе с тем, в ходе эксплуатации указанного жилого дома выявлены недостатки, препятствующие проживанию в нём.

Постановлением администрации р.п. Краснозерское от ДД.ММ.ГГГГ создана специальная межведомственная комиссия, уполномоченная на проведение оценки жилых помещений на их соответствие требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией администрации р.п.Краснозерское в связи с обращением Б.Е.В. проведено обследование жилого дома по <адрес>

В ходе обследования установлено следующее:

- цоколь – кирпичный, имеет наружную отделку с бетона крупной фракцией щебня низкого качества раствора;

- отмостка – отсутствует по всему периметру жилого дома, с торца дома тротуарная плитка уложена на землю, на месте отмостки;

- наружные стены – фасад дома облицован кирпичной кладки из красного и белого кирпича без видимых повреждений, по торцевой стене трещина до фундамента примерно до 3 мм, стена кухни по фасаду имеет отклонение до 10 см, не значительные трещины, которые за герметизированные монтажной пеной, имеется выпучивание стены под окном кухни; второй вход в жилой дом со стороны двора, дверь железная в рабочем состоянии, через вторую дверь вход в маленькую холодную веранду, обшитую сайдингом, на стене с лева расположена система электроснабжения распределительная коробка в нерабочем состоянии; внутренние стены - кирпичные, оклеены обоями, без видимых повреждений; температура воздуха в комнатах +14 С, в ванной комнате внутренние стены имеют отделку облицовочной плиткой, одна из стен ванной комнаты печная отделана облицовочной плиткой, температура воздуха в ванной +16 С, отсутствует вытяжная вентиляция, кухня и туалет реконструированы из технического помещения гаража, в кухне торцевая стена холодная обшита сайдингом без утеплителя, в результате чего возникает промерзание стен, движение холодного воздуха, стена возле печки отделана облицовочной плиткой с видимыми трещинами, температура стены у окна +6С, промерзание в углу;

- оконные блоки – в жилой комнате (спальне №4) деревянные с двойными спаренными переплётами; трещины в местах сопряжения коробок со стенами, в рассохшемся состоянии (сквозные щели, трещины в древесине, окраска переплётов повреждена, в ограниченном состоянии; в комнатах № 1,2,3,5 (спальня) пластиковые с не значительным промерзанием, требующие регулировки;

- полы – деревянные на деревянных лагах, во всех комнатах линолеум, в кухне и в ванной плитка без утеплителя и пол ледяной;

- кровля и крыша – кровля имеет прогибы на шифере до 10 см, кровля не герметичная, обрамление трубы отопления с прикосновением кровли в разрушенном состоянии пропускает снег и дождевую воду, фронтонная часть над кухней обшита железными листам не герметична, щели до 7см, которые пропускают снег и дождевую воду, дует ветер, Имеет двух скатную стропильную систему, выполненную из стволов деревьев осины диаметром 10-15 см., не ошкурены. Расстояние между стропильными ногами до 1,20 см и более, имеются прогибы более 15 см (смотреть фотоотчет). Стойки крепления стропил выполнены так же из круглых стволов деревьев осины диаметром 10-15 см, не ошкурены, имеют вертикальные прогибы более 20 см, обрешетка выполнена из досок с не убранным обзолом расстояние местами более 1 м, на перекрытии кровли многочисленные холмы снега высотой до 0,5 метра. Общий прогиб шифера на кровле более 15 см, зафиксировано нарушение пожарной безопасности, расстояние от металлической дымовой трубы отопления и утеплителя расширителя менее 20 см (смотреть фотоотчет), обрешетка от трубы находится на расстоянии не более 10 см, возможно возникновения возгорания, утеплитель на крыши выполнен из опилок и глины, но из-за многолетнего проникновения осадков в виде снега и дождя на утеплитель, свидетельствует об неудовлетворительном состояние чердачного перекрытия;

- инженерная система теплоснабжения в жилом доме печное, печь имеет раздутость в рабочем состоянии, но мощность котла не позволяет держать нужную температуру; система отопления в жилых комнатах двухтрубная из труб 110 мм диаметром, старый электрический котел в аварийном состоянии, для безопасности необходимо его демонтировать, требуется установка нового котла, в связи с большим объемом жилых помещений.

В соответствии с выводами межведомственной комиссии требуется проведение капитального ремонта по утеплению фасада жилого дома по <адрес>, а также утепление крыши и ремонт кровли. Требуется также установка электрического нагревательного котла и печи с большей мощностью эксплуатации жилого дома.

Разрешая заявленные прокурором исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями стате 166, 168, 422, 527 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 94 Федерального закона от 05апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», установив на основании выводов заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, а также на основании приговора Краснозерского районного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ о том, что жилой дом по <адрес> не соответствует положениям муниципального контракта , в соответствии с которым жилое помещение должно отвечать требованиям градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям, установленным действующим законодательством; требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и не требовать капитального ремонта, пришел к выводу, что муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ , заключенный между администрацией Краснозерского района Новосибирской области и Ч.В.В., подлежит признанию недействительной сделкой, в силу его оспоримости, применив последствия недействительности сделки взыскав с Ч.В.В. в пользу администрации Краснозерского района Новосибирской области денежные средства в размере <данные изъяты> руб.; погасив запись о государственной регистрации права собственности на жилой дом по <адрес> и земельный участок, расположенный по <адрес>, с кадастровым номером в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, произведенную в отношении администрации рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области, восстановив запись о государственной регистрации права собственности на указанный жилой дом в отношении Ч.В.В.

Приведенные в решении суда выводы о наличии правовых оснований для признания муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ недействительной сделкой, судебная коллегия полагает правильными, сделанными на основании верно установленных юридически значимых обстоятельств по делу.

Доводы жалобы об обратном судебная коллегия отклоняет.

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима, или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ). Посягающей на публичные интересы является, в том числе сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом (пункт 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25).

В соответствии с пунктом 1 статьи 525 Гражданского кодекса Российсккой Федерации поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

Государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (п. 1 ст. 527 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

На основании положений частей 1, 2 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и ст. 95 настоящего Федерального закона.

Частью 3 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено, что для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с названным Федеральным законом.

Заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 101 ФЗ № 44-ФЗ).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по результатам электронного аукциона администрацией Краснозерского района заключен муниципальный контракт с Ч.В.В..

При этом, согласно извещению о проведении электронного аукциона от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п. 5 описания объекта закупки, являющего неотъемлемой частью документации о закупке, жилое помещение, должно соответствовать требованиям, установленным СП 54.13330.2016, качество квартиры должны соответствовать Описанию объекта закупки, требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», требованиям технических и градостроительных регламентов, а также иным обязательным нормам, правилам и требованиям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации;

жилое помещение должно иметь все предусмотренное проектом инженерно-техническое и санитарно-техническое оборудование, не требовать проведения дополнительного ремонта, быть подключено ко всем предусмотренным проектом коммуникациям, отвечать функциональному значению;

инженерные коммуникации: электроснабжение, отопление, водоснабжение, канализация, сантехнические приборы - должны находиться в рабочем состоянии;

наружные стены должны обеспечивать нормативный уровень теплозащиты, в соответствии с требованиями СНиП, а внутренние стены и перегородки должны обеспечивать нормативный уровень звукоизоляции в соответствии с требованиями СНиП;

приборы отопления: отопительные приборы и системы отопления должны обеспечивать в отапливаемых жилых помещениях температуру воздуха не ниже допустимой.

Жилое помещение должно соответствовать нормам эксплуатации жилищного фонда. Жилое помещение не должно относится к категории ветхого и аварийного жилого фонда, не подлежит сносу, реконструкции и капитальному ремонту, расположено в благоустроенном доме, соответствовать требованиям, установленным статьей 15 Жилищного Кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», жилое помещение соответствовать ст.23 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям» Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», жилое помещение должно соответствовать требованиям п. 5.7. СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные».

Приложением к муниципальному контракту определены требования к качеству и потребительским свойствам к приобретаемому жилому помещению.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции должным образом проанализированы обстоятельства приобретения спорного жилого дома и обстоятельства его приемки.

Установлено, что администрацией Краснозерского района при заключении муниципального контракта на приобретение жилого дома по <адрес> не были приняты меры к установлению фактического состояния жилого дома, не дана оценка соответствия приобретаемого жилого помещения требованиям жилищного законодательства и положениям указанного муниципального контракта, определяющим требования к качеству и потребительским свойствам жилого дома.

В соответствии с выводами межведомственной комиссии требуется проведение капитального ремонта по утеплению фасада жилого дома по <адрес>, а так же утепления крыши и ремонта кровли. Требуется также установка электрического нагревательного котла и печи, с большей мощностью эксплуатации жилого дома <адрес>

Кроме того, судом установлено, что прокурор Краснозерского района Новосибирской области обращался в суд с иском к администрации Краснозерского района Новосибирской области, администрации р.п.Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области в защиту прав и законных интересов Б.Е.В. и её несовершеннолетних детей о признании договора на передачу жилого дома в собственность граждан недействительной сделкой, расторжении договора социального найма, возложении обязанности приобрести жилое помещение для предоставления многодетной малообеспеченной семье.

В соответствии с решением Краснозерского районного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ иск прокурора удовлетворен, договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ , заключенный между администрацией рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области и Б.Е.В., расторгнут, как заключенный с нарушением требований жилищного законодательства. Договор от ДД.ММ.ГГГГ на передачу жилого помещения, по адресу: <адрес> в общую долевую собственность граждан Б.Е.В. и несовершеннолетних Б.Д.В, Б.К.В., Б.Я.Ю., Б.Т.Ю., Б.М.Ю., Б.В.Ю., Б.Е.Ю., Б.Д.Ю. признан недействительной сделкой.

Данным решением установлено, что администрацией Краснозерского района при заключении муниципального контракта на приобретение жилого дома по <адрес> не были приняты меры к установлению фактического состояния жилого дома, не дана оценка соответствия приобретаемого жилого помещения требованиям жилищного законодательства и положениям указанного муниципального контракта, определяющим требования к качеству и потребительским свойствам жилого дома.

Решение Краснозерского районного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ не обжаловано, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, обстоятельства несоответствия спорного жилого дома требованиям жилищного законодательства и положениям муниципального контракта нашли свое подтверждение в ходе проведения расследования по уголовному делу в отношении Б.С.А., которые установлены приговором Краснозерского районного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что проведение приемки дома и подписание соответствующего акта, без проведения экспертизы, что прямо предусмотрено законом и условиями муниципального контра, представляет собой совершение активных действий вопреки условиям, установленным законом, то есть выходящих за пределы полномочий должностного лица.

В рамках указанного уголовного дела проведена судебная строительно-техническая экспертиза от ДД.ММ.ГГГГ, согласно выводам которой, общая площадь жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> составляет <данные изъяты> кв.м.; конструкция крыши жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> не соответствует требованиям защиты от проникновения в конструкцию крыши и дома дождевой и талой воды, а также снега. Несущий каркас крыши не соответствует ст.7 Федерального закона от 30.12.2009 №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»; ванная комната в жилом доме, не отвечает своему функциональному назначению, в кухне отсутствуют радиаторы или трубы системы отопления, электрический котел находится в аварийном состоянии. Торцевые стены кухни и пол не соответствуют п.9.19 СП 55.13330.2016 «СНИП 31-02-2001. Дома жилые одноквартирные» и не обеспечивают нормальный уровень теплозащиты. Одной печи недостаточно для обогрева жилого дома, в соответствии с п.5.5 СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности». Оконные блоки в одной из комнат жилого дома, имеют видимые дефекты и повреждения. Внутренние помещения жилого помещения требуют ремонта, в следствии длительного намокания из-за неисправности крыши; жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> требует проведения капитального ремонта крыши (стропильной системы, несущих конструкций перекрытия, замены утеплителя на чердаке), кровли (устройство гидроизоляции и замены кровельного покрытия), утепления технических помещений стен и пола на кухне и пола в туалете, ремонта электрического нагревательного котла.

Таким образом, при проведении строительно-технической экспертизы, назначенной и проведенной в рамках возбужденного в отношении Б.С.А. уголовного дела, в спорном объекте недвижимости были выявлены многочисленные недостатки, требующие капитального ремонта, при этом установлено, что площадь спорного жилого помещения не соответствовала заявленной площади и указанной в муниципальном контракте.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что отсутствие заключения экспертизы исключало возможность приобретения жилого помещения в собственность администрации и перечисления денежных средств продавцу, а в последующем передачу жилого помещения, непригодного для проживания, малообеспеченной многодетной семье Б.Е.В..

Отклоняя доводы апелляционных жалоб о несогласии с оценкой суда представленных доказательств, в том числе заключения судебной строительно-технической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, оценивая указанное заключение экспертизы, суд первой инстанции правильно указал, что заключение, содержащее характеристику и техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а также выводы о том, что жилое помещение не соответствует требованиям и условиям муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, не имеет противоречий с заключением межведомственной комиссии администрации р.п. Краснозерское от ДД.ММ.ГГГГ по результатам, которого установлено, что требуется проведение капитального ремонта по утеплению фасада жилого дома по <адрес>, а так же утепления крыши и ремонта кровли, установка электрического нагревательного котла и печи, с большей мощностью эксплуатации жилого дома.

Данные заключения подтверждают правовую позицию истца и дополняют друг друга.

Ч.В.В., высказывая доводы о несогласии с заключениями судебной экспертизы и межведомственной комиссии, вопреки положениям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено доказательств, опровергающих выводы экспертов, в частности правом о назначении и проведении судебной экспертизы в рамках настоящего гражданского дела не воспользовался.

Довод на необходимость проведения в доме текущего, а не капитального ремонта, отклоняется судебной коллегией как несостоятельный, основанный на неверном толковании норм материального права, в частности положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливающий понятие капительного и текущего ремонта.

В целом все доводы жалоб фактически направлены на переоценку представленных доказательств и несогласие с выводами суда, но обоснованности этих выводов не опровергают, не свидетельствуют о нарушениях судом норм материального и процессуального права и предусмотренными статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемого решения суда не являются.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Краснозерского районного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части удовлетворения исковых требований прокурора Краснозерского района Новосибирской области о расторжении муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, как заключенного с нарушением требований законодательства, прекратить производство по делу в указанной части.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы Ч.В.В. и его представителя – адвоката Ш.А.А. – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

Судья Силантьева Т.В.                     Дело

Докладчик Коголовский И.Р.                     Дело

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ДД.ММ.ГГГГ г. Новосибирск

Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе

председательствующего Л.А. Александровой,

судей И.Р. Коголовского, Е.А. Никифоровой,

при секретаре А.А. Токаревой,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Ч.В.В. и его представителя Ш.А.А. на решение Краснозерского районного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав доклад судьи Коголовского И.Р., объяснения ответчика Ч.В.В. и его представителя Ш.А.А., подержавших доводы апелляционных жалоб, представителя истца - помощника прокурора <данные изъяты> и представителя ответчика – администрации Краснозерского района Новосибирской области – С.Р.И., выразивших согласие с решением суда, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

прокурор Краснозерского района Новосибирской области в защиту публично-правовых интересов Краснозерского района Новосибирской области и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Краснозерского района Новосибирской области и Ч.В.В., просил:

- признать муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ , заключенный между администрацией Краснозерского района Новосибирской области и Ч.В.В., недействительной сделкой.

- расторгнуть данный муниципальный контракт как заключенный с нарушением требований законодательства.

- применить последствия недействительной сделки:

взыскать с Ч.В.В. в пользу администрации Краснозерского района Новосибирской области денежные средства в размере <данные изъяты> руб.;

погасить записи о государственной регистрации права собственности на жилой дом и земельный участок с кадастровым номером , расположенные по <адрес>, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, произведенные в отношении администрации рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области и администрации Краснозерского района Новосибирской области, а также восстановить запись о государственной регистрации права собственности в отношении Ч.В.В.

Исковые требования мотивированы тем, что на основании поступившего от Б.Е.В. обращения о нарушении её жилищных прав, а также жилищных прав её несовершеннолетних детей прокуратурой Краснозерского района Новосибирской области проведена проверка исполнения законодательства при реализации мероприятий подпрограммы «Государственная поддержка муниципальных образований Новосибирской области в обеспечении жилыми помещениями многодетных малообеспеченных семей» государственной программы Новосибирской области «Стимулирование развития жилищного строительства в Новосибирской области», в ходе которой выявлены нарушения законодательства при реализации вышеуказанной программы. Семья Б.Е.В. постановлением администрации р.п.Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по основаниям установленным п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ. Нуждаемость в улучшении жилищных условий Б.Е.В. и ее семьи подтверждена ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, в котором проживала Б.Е.В. и ее семья в соответствии с заключением межведомственной комиссии р.п. Краснозерское признан непригодным для проживания.

С целью реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями многодетных малообеспеченных семей и заключением с Министерством строительства Новосибирской области соглашения на выделение из бюджета Новосибирской области субсидий на эти цели, администрацией Краснозерского района в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения многодетным малообеспеченным семьям, по результатам которого ДД.ММ.ГГГГ с Ч.В.В. заключен оспариваемый контракт. ДД.ММ.ГГГГ приемочной комиссией администрации Краснозерского района принято решение о соответствии жилого дома, являющего предметом контракта условиям контракта и подлежащим приемке, замечания по приобретаемому имуществу отсутствовали. ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой дом из муниципальной собственности Краснозерского района передан в муниципальную собственность р.п. Краснозерское с целевым назначением для предоставления Б.Е.В. и ее семье, а ДД.ММ.ГГГГ предоставлен ей и членам ее семьи по договору социального найма; ДД.ММ.ГГГГ заключен договор приватизации.

Вместе с тем в ходе эксплуатации жилого дома выявлены недостатки, препятствующие проживанию в нем, в связи с чем, Б.Е.В. обратилась в межведомственную комиссию администрации р.п. Краснозерское с заявлением о признании жилого дома непригодным для проживания. ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией проведено обследование жилого дома, по результатам которой комиссия пришла к выводу о необходимости капитального ремонта по утеплению фасада жилого дома, а также утепление крыши и ремонту кровли, следовательно, жилой дом не соответствует положениям муниципального контракта, в соответствии с которым жилое помещение должно отвечать требованиям градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям, установленным действующим законодательством; требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и не требовать капитального ремонта. Следовательно, администрацией Краснозерского района при заключении муниципального контракта не были приняты меры к установлению фактического состояния жилого дома, не дана оценка соответствия приобретаемого жилого помещения требованиям жилищного законодательства и положениям указанного муниципального контракта, определяющим требования к качеству и потребительским свойствам жилого дома.

Допущенные нарушения повлекли нарушения администрацией р.п. Краснозерское статьи 57 Жилищного кодекса РФ, обязывающей органы местного самоуправления и иные уполномоченные органы предоставлять нуждающимся гражданам жилые помещения, отвечающие требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Нарушение порядка заключения и исполнения муниципального контракта негативно влияют на состояние законности и эффективности при расходовании средств местного бюджета Краснозерского района Новосибирской области, а также негативным образом влияет на непосредственное обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования Краснозерского района Новосибирской области.

В качестве правового обоснования иска прокурор ссылается на положения ч. 1 ст. 422, ч. 1 ст. 527, ч. 1, 2, 3 ст. 166, ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением Краснозерского районного суда Новосибирской области исковые требования удовлетворены (л.д. 131-139 т. 3).

С решением не согласны ответчик Ч.В.В. и его представитель – адвокат Ш.А.А., которые в апелляционных жалобах решение суда просят отменить, вынести по делу новое решение (л.д. 145-147, 150-151 т. 3).

В обоснование доводов апелляционной жалобы Ч.В.В. выражает несогласие с выводами межведомственной комиссии по обследованию жилого помещения и технической экспертизы, обращая внимание, что акт межведомственной комиссии не содержит подписи председателя. Указывает на необоснованность непринятия судом результатов независимой экспертизы.

Представитель Ч.В.В. – адвокат Ш.В.В. в обоснование доводов своей апелляционной жалобы указывает, что в материалах дела имеется два абсолютно противоречивых доказательства (заключение, выполненное ООО «ЮрЖилЭксперт» по поручению Ч.В.В. и экспертное заключение из материалов уголовного дела), которым суд не дал надлежащей оценки и не устранил противоречия. Также обращает внимание, что выводы суда противоречат фактическим обстоятельствам дела, так визуальный осмотр сотрудниками администрации жилого дома не свидетельствует о надлежащем исполнении требований закона о проведении экспертизы приобретаемого объекта недвижимости, тогда как в решении указано, что экспертиза принимаемого объекта недвижимости была проведена, что противоречит приговору суда в отношении Б.С.А..

В судебном заседании суда апелляционной инстанции от прокурора Краснозерского района Новосибирской области Б.О.Б поступило заявление об отказе от исковых требований в части требования о расторжении муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Краснозерского района Новосибирской области и Ч.В.В.

В силу положений части 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

Согласно абзацу 3 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.

В соответствии с частью 2 статьей 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска или заявления сторон о заключении мирового соглашения определяются по правилам, установленным частями второй и третьей статьи 173, главой 14.1 настоящего Кодекса. При принятии отказа истца от иска или при утверждении мирового соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу.

Отказ прокурора Краснозерского района Новосибирской области Б.О.Б. от исковых требований в части требований о расторжении муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Краснозерского района Новосибирской области и Ч.В.В. не нарушает права и законные интересы других лиц, и подлежит принятию судебной коллегией, в связи с чем, производство по делу в указанной части подлежит прекращению в силу положений статей 173, 220, 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев дело в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения и отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Краснозерского района и Министерством строительства Новосибирской области заключено соглашение о предоставлении из бюджета Новосибирской области субсидии на реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями многодетных малообеспеченных семей по договорам социального найма. Размер субсидии составил <данные изъяты> (л.д. 30-37 т. 1)

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Краснозерского района в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения многодетным малообеспеченным семьям.

В соответствии с данными, содержащимися в извещении , источником финансирования закупки являются средства бюджета субъекта Российской Федерации, наименование бюджета - Краснозерский район.

В соответствии с пунктом 5 описания объекта закупки, являющего неотъемлемой частью документации о закупке, жилое помещение, должно соответствовать требованиям, установленным СП 54.13330.2016, качество квартиры должны соответствовать Описанию объекта закупки, требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», требованиям технических и градостроительных регламентов, а также иным обязательным нормам, правилам и требованиям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации;

жилое помещение должно иметь все предусмотренное проектом инженерно-техническое и санитарно-техническое оборудование, не требовать проведения дополнительного ремонта, быть подключено ко всем предусмотренным проектом коммуникациям, отвечать функциональному значению;

инженерные коммуникации: электроснабжение, отопление, водоснабжение, канализация, сантехнические приборы - должны находиться в рабочем состоянии;

наружные стены должны обеспечивать нормативный уровень теплозащиты, в соответствии с требованиями СНиП, а внутренние стены и перегородки должны обеспечивать нормативный уровень звукоизоляции в соответствии с требованиями СНиП;

приборы отопления: отопительные приборы и системы отопления должны обеспечивать в отапливаемых жилых помещениях температуру воздуха не ниже допустимой.

Жилое помещение должно соответствовать нормам эксплуатации жилищного фонда. Жилое помещение не должно относиться к категории ветхого и аварийного жилого фонда, не подлежит сносу, реконструкции и капитальному ремонту, расположено в благоустроенном доме, соответствовать требованиям, установленным статьей 15 Жилищного Кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», жилое помещение соответствовать ст.23 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям» Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», жилое помещение должно соответствовать требованиям п. 5.7. СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» (л.д. 38-42 т. 1).

ДД.ММ.ГГГГ по результатам электронного аукциона администрацией Краснозерского района с Ч.В.В. заключен муниципальный контракт (л.д. 61-73 т. 1).

В соответствии с пунктами 1, 1.1 муниципального контракта администрацией Краснозерского района приобретен жилой дом по <адрес>, состоящий из 5-ти комнат, общей площадью <данные изъяты> кв.м., введенный в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, стоимостью <данные изъяты> руб., который имеет соответствующее описание объекту закупки (Приложение № 1 к контракту).

Приложением № 1 к муниципальному контракту определены требования к качеству и потребительским свойствам к приобретаемому жилому помещению. Такие требования дублируют требования, установленные к приобретаемому жилому помещению в описании объекта закупки, в частности, жилое помещение должно соответствовать нормам эксплуатации жилищного фонда. Жилое помещение не должно относиться к категории ветхого и аварийного жилого фонда, не подлежит сносу, реконструкции и капитальному ремонту, расположено в благоустроенном доме, соответствует требованиям, установленным статьей 15 Жилищного Кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», жилое помещение соответствует ст. 23 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям» Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», жилое помещение должно соответствовать требованиям п.5.7. СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» (л.д.74-76 т. 1).

ДД.ММ.ГГГГ приемочной комиссией администрации Краснозерского района принято решение о соответствии жилого дома по <адрес> условиям контракта и подлежащим приемки, замечания по приобретаемому имуществу отсутствовали. О чем внесены соответствующие подписи в документы о приемке.

ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой дом из муниципальной собственности Краснозерского района передан в муниципальную собственность р.п. Краснозерское с целевым назначением для предоставления Б.Е.В. и её семье.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией р.п. Краснозерское жилой дом по <адрес> на основании договора социального найма предоставлен Б.Е.В. и её детям.

В соответствии с пунктом 5а договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ наймодатель – администрация р.п. Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области обязана передать нанимателю – Б.Е.В. жилое помещение в состоянии пригодном для проживания, отвечающее требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией р.п. Краснозерское и Б.Е.В.., действующей в своих интересах и интересах восьми несовершеннолетних детей, заключен договор приватизации жилого дома по <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на указанный жилой дом Б.Е.В. и её несовершеннолетних детей. Б.Е.В. и её дети зарегистрированы по месту жительства в данном доме.

Вместе с тем, в ходе эксплуатации указанного жилого дома выявлены недостатки, препятствующие проживанию в нём.

Постановлением администрации р.п. Краснозерское от ДД.ММ.ГГГГ создана специальная межведомственная комиссия, уполномоченная на проведение оценки жилых помещений на их соответствие требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией администрации р.п.Краснозерское в связи с обращением Б.Е.В. проведено обследование жилого дома по <адрес>

В ходе обследования установлено следующее:

- цоколь – кирпичный, имеет наружную отделку с бетона крупной фракцией щебня низкого качества раствора;

- отмостка – отсутствует по всему периметру жилого дома, с торца дома тротуарная плитка уложена на землю, на месте отмостки;

- наружные стены – фасад дома облицован кирпичной кладки из красного и белого кирпича без видимых повреждений, по торцевой стене трещина до фундамента примерно до 3 мм, стена кухни по фасаду имеет отклонение до 10 см, не значительные трещины, которые за герметизированные монтажной пеной, имеется выпучивание стены под окном кухни; второй вход в жилой дом со стороны двора, дверь железная в рабочем состоянии, через вторую дверь вход в маленькую холодную веранду, обшитую сайдингом, на стене с лева расположена система электроснабжения распределительная коробка в нерабочем состоянии; внутренние стены - кирпичные, оклеены обоями, без видимых повреждений; температура воздуха в комнатах +14 С, в ванной комнате внутренние стены имеют отделку облицовочной плиткой, одна из стен ванной комнаты печная отделана облицовочной плиткой, температура воздуха в ванной +16 С, отсутствует вытяжная вентиляция, кухня и туалет реконструированы из технического помещения гаража, в кухне торцевая стена холодная обшита сайдингом без утеплителя, в результате чего возникает промерзание стен, движение холодного воздуха, стена возле печки отделана облицовочной плиткой с видимыми трещинами, температура стены у окна +6С, промерзание в углу;

- оконные блоки – в жилой комнате (спальне №4) деревянные с двойными спаренными переплётами; трещины в местах сопряжения коробок со стенами, в рассохшемся состоянии (сквозные щели, трещины в древесине, окраска переплётов повреждена, в ограниченном состоянии; в комнатах № 1,2,3,5 (спальня) пластиковые с не значительным промерзанием, требующие регулировки;

- полы – деревянные на деревянных лагах, во всех комнатах линолеум, в кухне и в ванной плитка без утеплителя и пол ледяной;

- кровля и крыша – кровля имеет прогибы на шифере до 10 см, кровля не герметичная, обрамление трубы отопления с прикосновением кровли в разрушенном состоянии пропускает снег и дождевую воду, фронтонная часть над кухней обшита железными листам не герметична, щели до 7см, которые пропускают снег и дождевую воду, дует ветер, Имеет двух скатную стропильную систему, выполненную из стволов деревьев осины диаметром 10-15 см., не ошкурены. Расстояние между стропильными ногами до 1,20 см и более, имеются прогибы более 15 см (смотреть фотоотчет). Стойки крепления стропил выполнены так же из круглых стволов деревьев осины диаметром 10-15 см, не ошкурены, имеют вертикальные прогибы более 20 см, обрешетка выполнена из досок с не убранным обзолом расстояние местами более 1 м, на перекрытии кровли многочисленные холмы снега высотой до 0,5 метра. Общий прогиб шифера на кровле более 15 см, зафиксировано нарушение пожарной безопасности, расстояние от металлической дымовой трубы отопления и утеплителя расширителя менее 20 см (смотреть фотоотчет), обрешетка от трубы находится на расстоянии не более 10 см, возможно возникновения возгорания, утеплитель на крыши выполнен из опилок и глины, но из-за многолетнего проникновения осадков в виде снега и дождя на утеплитель, свидетельствует об неудовлетворительном состояние чердачного перекрытия;

- инженерная система теплоснабжения в жилом доме печное, печь имеет раздутость в рабочем состоянии, но мощность котла не позволяет держать нужную температуру; система отопления в жилых комнатах двухтрубная из труб 110 мм диаметром, старый электрический котел в аварийном состоянии, для безопасности необходимо его демонтировать, требуется установка нового котла, в связи с большим объемом жилых помещений.

В соответствии с выводами межведомственной комиссии требуется проведение капитального ремонта по утеплению фасада жилого дома по <адрес>, а также утепление крыши и ремонт кровли. Требуется также установка электрического нагревательного котла и печи с большей мощностью эксплуатации жилого дома.

Разрешая заявленные прокурором исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями стате 166, 168, 422, 527 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 94 Федерального закона от 05апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», установив на основании выводов заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, а также на основании приговора Краснозерского районного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ о том, что жилой дом по <адрес> не соответствует положениям муниципального контракта , в соответствии с которым жилое помещение должно отвечать требованиям градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям, установленным действующим законодательством; требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и не требовать капитального ремонта, пришел к выводу, что муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ , заключенный между администрацией Краснозерского района Новосибирской области и Ч.В.В., подлежит признанию недействительной сделкой, в силу его оспоримости, применив последствия недействительности сделки взыскав с Ч.В.В. в пользу администрации Краснозерского района Новосибирской области денежные средства в размере <данные изъяты> руб.; погасив запись о государственной регистрации права собственности на жилой дом по <адрес> и земельный участок, расположенный по <адрес>, с кадастровым номером в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, произведенную в отношении администрации рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области, восстановив запись о государственной регистрации права собственности на указанный жилой дом в отношении Ч.В.В.

Приведенные в решении суда выводы о наличии правовых оснований для признания муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ недействительной сделкой, судебная коллегия полагает правильными, сделанными на основании верно установленных юридически значимых обстоятельств по делу.

Доводы жалобы об обратном судебная коллегия отклоняет.

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима, или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ). Посягающей на публичные интересы является, в том числе сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом (пункт 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25).

В соответствии с пунктом 1 статьи 525 Гражданского кодекса Российсккой Федерации поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

Государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (п. 1 ст. 527 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

На основании положений частей 1, 2 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и ст. 95 настоящего Федерального закона.

Частью 3 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено, что для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с названным Федеральным законом.

Заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 101 ФЗ № 44-ФЗ).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по результатам электронного аукциона администрацией Краснозерского района заключен муниципальный контракт с Ч.В.В..

При этом, согласно извещению о проведении электронного аукциона от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п. 5 описания объекта закупки, являющего неотъемлемой частью документации о закупке, жилое помещение, должно соответствовать требованиям, установленным СП 54.13330.2016, качество квартиры должны соответствовать Описанию объекта закупки, требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», требованиям технических и градостроительных регламентов, а также иным обязательным нормам, правилам и требованиям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации;

жилое помещение должно иметь все предусмотренное проектом инженерно-техническое и санитарно-техническое оборудование, не требовать проведения дополнительного ремонта, быть подключено ко всем предусмотренным проектом коммуникациям, отвечать функциональному значению;

инженерные коммуникации: электроснабжение, отопление, водоснабжение, канализация, сантехнические приборы - должны находиться в рабочем состоянии;

наружные стены должны обеспечивать нормативный уровень теплозащиты, в соответствии с требованиями СНиП, а внутренние стены и перегородки должны обеспечивать нормативный уровень звукоизоляции в соответствии с требованиями СНиП;

приборы отопления: отопительные приборы и системы отопления должны обеспечивать в отапливаемых жилых помещениях температуру воздуха не ниже допустимой.

Жилое помещение должно соответствовать нормам эксплуатации жилищного фонда. Жилое помещение не должно относится к категории ветхого и аварийного жилого фонда, не подлежит сносу, реконструкции и капитальному ремонту, расположено в благоустроенном доме, соответствовать требованиям, установленным статьей 15 Жилищного Кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», жилое помещение соответствовать ст.23 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям» Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», жилое помещение должно соответствовать требованиям п. 5.7. СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные».

Приложением к муниципальному контракту определены требования к качеству и потребительским свойствам к приобретаемому жилому помещению.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции должным образом проанализированы обстоятельства приобретения спорного жилого дома и обстоятельства его приемки.

Установлено, что администрацией Краснозерского района при заключении муниципального контракта на приобретение жилого дома по <адрес> не были приняты меры к установлению фактического состояния жилого дома, не дана оценка соответствия приобретаемого жилого помещения требованиям жилищного законодательства и положениям указанного муниципального контракта, определяющим требования к качеству и потребительским свойствам жилого дома.

В соответствии с выводами межведомственной комиссии требуется проведение капитального ремонта по утеплению фасада жилого дома по <адрес>, а так же утепления крыши и ремонта кровли. Требуется также установка электрического нагревательного котла и печи, с большей мощностью эксплуатации жилого дома <адрес>

Кроме того, судом установлено, что прокурор Краснозерского района Новосибирской области обращался в суд с иском к администрации Краснозерского района Новосибирской области, администрации р.п.Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области в защиту прав и законных интересов Б.Е.В. и её несовершеннолетних детей о признании договора на передачу жилого дома в собственность граждан недействительной сделкой, расторжении договора социального найма, возложении обязанности приобрести жилое помещение для предоставления многодетной малообеспеченной семье.

В соответствии с решением Краснозерского районного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ иск прокурора удовлетворен, договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ , заключенный между администрацией рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области и Б.Е.В., расторгнут, как заключенный с нарушением требований жилищного законодательства. Договор от ДД.ММ.ГГГГ на передачу жилого помещения, по адресу: <адрес> в общую долевую собственность граждан Б.Е.В. и несовершеннолетних Б.Д.В, Б.К.В., Б.Я.Ю., Б.Т.Ю., Б.М.Ю., Б.В.Ю., Б.Е.Ю., Б.Д.Ю. признан недействительной сделкой.

Данным решением установлено, что администрацией Краснозерского района при заключении муниципального контракта на приобретение жилого дома по <адрес> не были приняты меры к установлению фактического состояния жилого дома, не дана оценка соответствия приобретаемого жилого помещения требованиям жилищного законодательства и положениям указанного муниципального контракта, определяющим требования к качеству и потребительским свойствам жилого дома.

Решение Краснозерского районного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ не обжаловано, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, обстоятельства несоответствия спорного жилого дома требованиям жилищного законодательства и положениям муниципального контракта нашли свое подтверждение в ходе проведения расследования по уголовному делу в отношении Б.С.А., которые установлены приговором Краснозерского районного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что проведение приемки дома и подписание соответствующего акта, без проведения экспертизы, что прямо предусмотрено законом и условиями муниципального контра, представляет собой совершение активных действий вопреки условиям, установленным законом, то есть выходящих за пределы полномочий должностного лица.

В рамках указанного уголовного дела проведена судебная строительно-техническая экспертиза от ДД.ММ.ГГГГ, согласно выводам которой, общая площадь жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> составляет <данные изъяты> кв.м.; конструкция крыши жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> не соответствует требованиям защиты от проникновения в конструкцию крыши и дома дождевой и талой воды, а также снега. Несущий каркас крыши не соответствует ст.7 Федерального закона от 30.12.2009 №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»; ванная комната в жилом доме, не отвечает своему функциональному назначению, в кухне отсутствуют радиаторы или трубы системы отопления, электрический котел находится в аварийном состоянии. Торцевые стены кухни и пол не соответствуют п.9.19 СП 55.13330.2016 «СНИП 31-02-2001. Дома жилые одноквартирные» и не обеспечивают нормальный уровень теплозащиты. Одной печи недостаточно для обогрева жилого дома, в соответствии с п.5.5 СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности». Оконные блоки в одной из комнат жилого дома, имеют видимые дефекты и повреждения. Внутренние помещения жилого помещения требуют ремонта, в следствии длительного намокания из-за неисправности крыши; жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> требует проведения капитального ремонта крыши (стропильной системы, несущих конструкций перекрытия, замены утеплителя на чердаке), кровли (устройство гидроизоляции и замены кровельного покрытия), утепления технических помещений стен и пола на кухне и пола в туалете, ремонта электрического нагревательного котла.

Таким образом, при проведении строительно-технической экспертизы, назначенной и проведенной в рамках возбужденного в отношении Б.С.А. уголовного дела, в спорном объекте недвижимости были выявлены многочисленные недостатки, требующие капитального ремонта, при этом установлено, что площадь спорного жилого помещения не соответствовала заявленной площади и указанной в муниципальном контракте.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что отсутствие заключения экспертизы исключало возможность приобретения жилого помещения в собственность администрации и перечисления денежных средств продавцу, а в последующем передачу жилого помещения, непригодного для проживания, малообеспеченной многодетной семье Б.Е.В..

Отклоняя доводы апелляционных жалоб о несогласии с оценкой суда представленных доказательств, в том числе заключения судебной строительно-технической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, оценивая указанное заключение экспертизы, суд первой инстанции правильно указал, что заключение, содержащее характеристику и техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а также выводы о том, что жилое помещение не соответствует требованиям и условиям муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, не имеет противоречий с заключением межведомственной комиссии администрации р.п. Краснозерское от ДД.ММ.ГГГГ по результатам, которого установлено, что требуется проведение капитального ремонта по утеплению фасада жилого дома по <адрес>, а так же утепления крыши и ремонта кровли, установка электрического нагревательного котла и печи, с большей мощностью эксплуатации жилого дома.

Данные заключения подтверждают правовую позицию истца и дополняют друг друга.

Ч.В.В., высказывая доводы о несогласии с заключениями судебной экспертизы и межведомственной комиссии, вопреки положениям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено доказательств, опровергающих выводы экспертов, в частности правом о назначении и проведении судебной экспертизы в рамках настоящего гражданского дела не воспользовался.

Довод на необходимость проведения в доме текущего, а не капитального ремонта, отклоняется судебной коллегией как несостоятельный, основанный на неверном толковании норм материального права, в частности положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливающий понятие капительного и текущего ремонта.

В целом все доводы жалоб фактически направлены на переоценку представленных доказательств и несогласие с выводами суда, но обоснованности этих выводов не опровергают, не свидетельствуют о нарушениях судом норм материального и процессуального права и предусмотренными статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемого решения суда не являются.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Краснозерского районного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части удовлетворения исковых требований прокурора Краснозерского района Новосибирской области о расторжении муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, как заключенного с нарушением требований законодательства, прекратить производство по делу в указанной части.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы Ч.В.В. и его представителя – адвоката Ш.А.А. – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

33-10394/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
производство по делу прекращено (с отменой решения) - в связи с отказом от иска
Истцы
Прокурор Краснозерского района Новосибирской области в интересах муниципального образования - Краснозерский район Новосибирской области и неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация Краснозерского района Новосибирской области
Черненко Владимир Валентинович
Другие
кадастровый инженер межрайонного отдела №3 ГБУ ЦКО и БТИ Подчасов Игорь Николаевич
Администрация р.п. Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области
Министерство строительства Новосибирской области
Суд
Новосибирский областной суд
Судья
Коголовский Иван Радионович
Дело на сайте суда
oblsud.nsk.sudrf.ru
04.10.2024Передача дела судье
31.10.2024Судебное заседание
19.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.11.2024Передано в экспедицию
31.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее