Решение от 26.02.2021 по делу № 66а-806/2021 от 11.01.2021

                                                                                 Дело № 66а-806/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва                                                                26 февраля 2021 года

Первый апелляционный суд общей юрисдикции в составе:

судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Стоян Е.В.,

рассмотрев без проведения судебного заседания частную жалобу Зайцева Виктора Александровича по административному делу по административному исковому заявлению Зайцева Виктора Александровича к администрации Костромской области и Управлению Росреестра по Костромской области об установлении в отношении объектов недвижимости рыночной стоимости,

установил:

решением Костромского областного суда от 10 августа 2020 года установлена кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, №.

Административный истец Зайцев В.А. обратилась в суд с заявлением о возмещении судебных расходов по указанному административному делу. Просил взыскать судебные расходы в размере 60 600 рублей, из которых 60 000 рублей составляют расходы на подготовку отчета по определению рыночной стоимости двух объектов недвижимости, 600 рублей – оплата государственной пошлины при подаче административного искового заявления в суд.

    Определением Костромского областного суда от 19 ноября 2020 года в удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов отказано.

    В частной жалобе административный истец Зайцев В.А. просит определение суда признать незаконным и принять по делу другое решение. В обосновании доводов указывает, что решение суда принято в пользу административного истца, с учетом требований статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации все понесенные им по делу судебные расходы должны быть взысканы с административного ответчика.

В соответствии с положениями части 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение апелляционным судом общей юрисдикции частной жалобы на определение суда первой инстанции, в частности на определение о взыскании судебных расходов, в апелляционном порядке осуществляется судьей единолично, по правилам, установленным главой 34 указанного Кодекса, без проведения судебного заседания.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого определения в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

Порядок возмещения судебных расходов по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости урегулирован главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснен Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» и пунктом 31 Постановления № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».

Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 31 Постановления №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с учетом того, что главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем, подлежит разрешению в соответствии с правилами главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 названного Кодекса.

Суммы, подлежащие выплате экспертам, в соответствии с пунктом 1 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации относятся к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела.

Согласно пункта 28 Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» после принятия итогового судебного акта по делу лицо, участвующее в деле, вправе обратиться в суд с заявлением по вопросу о судебных издержках, понесенных в связи с рассмотрением дела, о возмещении которых не было заявлено при его рассмотрении.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11 июля 2017 года №20-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр», возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу; при этом процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования; данный вывод, в свою очередь, непосредственно связан с содержащимся в резолютивной части судебного решения выводом о том, подлежит ли иск удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и влечет восстановление нарушенных прав и свобод, что в силу статей 19 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и приводит к необходимости возмещения судебных расходов. Известные судебной практике возможности взыскания с соответствующего органа судебных расходов в случае недостоверности предоставленных им сведений об объекте оценки не покрывают все варианты затрагивающих права граждан и организаций ошибок в кадастровой деятельности, которые могут возникать, в частности, при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости.

Возложение на налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.

Вместе с тем, при решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.

Таким образом, для правильного разрешения вопроса о распределении судебных расходов между сторонами по данной категории дел суду необходимо установить: укладывается ли допущенное расхождение установленной кадастровой стоимости с рыночной стоимостью объекта недвижимости в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений.

Как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации                                  в Определении от 03 июля 2014 года № 1555-О установление кадастровой стоимости равной рыночной, будучи законным способом уточнения одной                          из основных экономических характеристик объекта недвижимости, в том числе в целях налогообложения, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки.

Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2021 года №263 утвержден Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, абзацем 2 пункта 20 которого предусмотрено, что в случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на 30%, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

Таким образом, для правильного разрешения вопроса о распределении судебных расходов между сторонами по данной категории дел суду необходимо установить соотношение размера судебных расходов, понесенных административным истцом в связи с рассмотрением дела об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости, и размере налоговой выгоды в связи с изменением кадастровой стоимости (налоговой базы по соответствующему налогу) объекта недвижимости, а также укладывается ли допущенное расхождение установленной кадастровой стоимости с рыночной стоимость объекта недвижимости в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений.

Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований о взыскании с администрации Костромской области и Управлению Росреестра по Костромской области расходов на подготовку отчета по определению рыночной стоимости двух объектов недвижимости и оплаченной государственной пошлины, суд первой инстанции исходил из того, что разница между кадастровой стоимостью спорных объектов недвижимости и их рыночной стоимостью составляет 1,7 раз, что не свидетельствует об ошибочности методики определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Как видно из материалов дела, кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами №, составляла 7 357 111,75 рублей, установлена 4 232 100 рублей (разница 42%); № составляла 3 388 742,25 рублей, установлена 1 995 000 рублей (разница 41%).

Ставка налога на имущество физических лиц в отношении спорных объектов недвижимости определена решением Думы городского округа города Шарья Костромской области от 6 ноября 2015 года № 37-ДН «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории городского округа город Шарья Костромской области» и составила в период с 2016 по 2019 года 0,75 процента, в 2020 году – 1 процент.

Таким образом, сумма налога на имущество физических лиц до вынесения судебного решения в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № за период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2019 года составляла 55 178 34 рублей за каждый отчетный год, с 1 января 2020 года - 73 571,12 рублей; в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № за период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2019 года составляла 25 415,56 рублей за каждый отчетный год, с 1 января 2020 года – 33 887,42 рублей. А после вынесения решения суда, сумма налога к уплате составила: в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № за период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2019 года 31 740,75 рублей за каждый отчетный год, с 1 января 2020 года – 42 321 рубль; в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № за период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2019 года – 14 962,50 рублей за каждый отчетный год, с 1 января 2020 года – 19 950 рублей. Выгода административного истца от обращения с административным иском в суд составляет 79 078,13 рублей в год. Судебные расходы по этому делу составили 60 600 рублей.

При этом, судом учтено, что несение административным истцом расходов на проведение судебной оценочной экспертизы связано с реализацией в судебном порядке его права на установление кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости.

Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 11 июля 2017 года №20-П, согласно которой при разрешении вопроса о взыскании судебных расходов по делам об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, недопустима ситуация, при которой значение соответствующего судебного решения финансово обесценивается с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемой административным истцом налоговой выгодой, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что такое соотношение размера судебных расходов, понесенных административным истцом, и размера налоговой выгоды в связи с изменением кадастровой стоимости объектов не свидетельствует о нарушении прав административного истца как налогоплательщика.

Таким образом, обжалуемый судебный акт вынесен с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для отмены определения в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.

Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

    определил:

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 19 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░                                                                  ░.░. ░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

66а-806/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Зайцев Виктор Александрович
Ответчики
Администрация Костромской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области
Другие
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Костромской области
Администрация ГО г.Шарья КО
Суд
Первый апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Стоян Елена Валерьевна
Дело на сайте суда
1ap.sudrf.ru
11.01.2021Передача дела судье
08.02.2021Единоличное рассмотрение (без вызова лиц, участвующих в деле)
26.02.2021Единоличное рассмотрение (без вызова лиц, участвующих в деле)
02.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.04.2021Передано в экспедицию
26.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее