Решение по делу № 2-385/2016 от 25.01.2016

Дело № 2-385/16 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Волжск 21 апреля 2016 года

Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Емельяновой Е.Б.,

при секретаре судебного заседания Никифоровой Л.А.,

с участием помощника прокурора Боева М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волжске гражданское дело по иску Волжского межрайонного прокурора к КГУ РМЭ «Алексеевское лесничество» об обязании ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов,

УСТАНОВИЛ:

Волжский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеназванным иском, указывая, что Волжской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства, в ходе которой выявлены нарушения закона, выразившиеся в следующем.

Замененным ответчиком ГКУ РМЭ «Алексеевское лесничество» не предпринимается должных мер по выполнению возложенных обязанностей по обеспечению благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки, охраны окружающей среды на территории лесничества.

В ходе проведенной межрайонной прокуратурой проверки установлено, что между лесным массивом квартала 97 выдела 18 Алексеевского лесного участка Алексеевского участкового лесничества ГКУ РМЭ «Алексеевское лесничество» и гаражами, расположенными за много квартирным жилым домом по <адрес> РМЭ, находится несанкционированная свалка, состоящая из отходов производства и потребления: мешков и коробок с мусором, полиэтиленовых пакетов, пластмассовых бутылок, старой мебели, срезанных веток, строительного мусора, отходов автозапчастей, сметного мусора. <адрес> несанкционированной свалки составляет более 10 кв.м.

Волжский межрайонный прокурор в окончательных требованиях с учетом замены ответчика с администрации ГО «<адрес>, на Администрацию МО «Помарское сельское поселение», с Администрации МО «Помарское сельское поселение» на ГКУ РМЭ «Алексеевское лесничество» просил суд:

-обязать ответчика ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов на территории ГКУ РМЭ «Алексеевское лесничество», а именно:

между лесным массивом квартала 97 выдела 18 Алексеевского лесного участка Алексеевского участкового лесничества ГКУ РМЭ «Алексеевское лесничество» и гаражами, расположенными за многоквартирным жилым домом по <адрес> РМЭ.

В судебном заседании помощник Волжского межрайонного прокурора Боев М.О. заявленные исковые требования к данному ответчику поддержал в полном объеме, суду пояснил соответствующее изложенному в исковом заявлении, указав, что ГКУ РМЭ «Алексеевское лесничество» является надлежащим ответчиком.

Представители ответчика ГКУ РМЭ «Алексеевское лесничество» Поларшинов А.А., Домрачева О.В. просили суд в иске отказать, поддержали позицию письменного отзыва, представленного в материалы дела. Однозначно полагали, что не могут быть ответчиками в силу закона и обстоятельств по делу. Считают, что полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, в том числе на территории лесного фонда, законодательство относит к компетенции органов местного самоуправления, так как уборка бытовых отходов, в том числе на землях лесного фонда, лесным законодательством не регламентирована, ГКУ таких средств в бюджете не заложено, тогда как учреждение осуществляет свои полномочия по использованию бюджетных субвенций только по целевому назначению.

Представитель третьего лица глава администрации МО «Помарское сельское поселение» Козин Д.Ю. считал, что требования подлежат удовлетворению с ГКУ РМЭ «Алексеевское лесничество», администрация МО «Помарское сельское поселение» не может быть ответчиком, так как данная территория не относится к землям населенных пунктов и их ответственность в данном случае не может быть безусловной, в том числе согласно положений Постановления Конституционного Суда РФ от 13.10.2015г. №26-П.

Представитель третьего лица ООО «Алексеевское» на рассмотрение дела не явился, извещался надлежаще, о чем в деле имеются сведения.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица в порядке ст.167 ГПК РФ.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 (п. 1) Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В силу ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

В ходе рассмотрения дела судом установлено наличие несанкционированной свалки бытового и строительного мусора, расположенной между лесным массовом квартала 97 выдела 18 Алексеевского лесного участка Алексеевского участкового лесничества ГКУ РМЭ «Алексеевское лесничество» и гаражами, расположенными за многоквартирным жилым домом по <адрес> РМЭ.

Участок лесного фонда, на котором выявлена несанкционированная свалка, являющийся собственностью Российской Федерации, по договору аренды лесного участка не передавался привлеченному удом третьему лицу ООО «Алексеевское лесничество», но находится в пределах территориальных границ МО «Помарское сельское поселение».

Установлено, что свалка образована вследствие действий неустановленных лиц. При таких обстоятельствах, сам по себе факт наличия данной свалки на территории муниципального образования не может с достоверностью свидетельствовать о неисполнении (ненадлежащем исполнении) Администрацией возложенных на нее обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения.

В силу закона участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица (ч. 1 ст. 4 Лесного кодекса РФ).

Ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (п. 1).

Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные объекты, а также размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека (п. 2).

Согласно п. "е" ст. 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 г. N 414, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.

П. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

Согласно ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

П. 4 ч. 1 статьи 55 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

В силу ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

П. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Лесного кодекса РФ в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"), при условии, что иное не установлено настоящим Кодексом.

В силу ст. 12 и 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения и захламления земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

Указанные обязанности на собственников и пользователей земельных участков возложены независимо от того, кому принадлежат данные отходы производства и потребления, результатом чьей деятельности отходы являются.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к числу вопросов местного значения городского округа организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (пункт 24 части 1 статьи 16).

К полномочиям администрации МО «Помарское сельское поселение» относится, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 13 октября 2015 г N0 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в связи с жалобой администрации муниципального образования «Североуральский городской округ», Закрепление пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в качестве вопроса местного значения городского округа организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устоичивои и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории городского округа своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.

Сформулировав в рамках общих принципов правового регулирования компетенции муниципальных образований указанное направление деятельности городских округов в виде нормы общего характера, федеральный законодатель исходил из того, что содержание этой деятельности, включая конкретные способы, методы, средства решения данного вопроса местного значения, должно раскрываться на основе названного Федерального закона во взаимосвязи с соответствующим специальным, отраслевым, в том числе бюджетным, законодательством. Это означает, что при определении применительно к организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов объема полномочий органов местного самоуправления городских округов, а также их финансовых обязательств, обусловленных реализацией данной публичной задачи, необходимо учитывать компетенцию иных территориальных уровней публичной власти, которой они наделены в этой области, а также обязанности по обращению, с отходами, возложенные на участников гражданского оборота, принимая при этом во внимание особенности регулирования такого рода отношений в конкретных сферах природопользования (пункт 4).

Федеральный закон "Об охране окружающей среды", рассматривая образование и размещение отходов производства и потребления как проявление негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16), предусматривает, что такие отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды (статья 51).

Исходя из того что издержки на восстановление окружающей среды должны нести прежде всего субъекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающей на нее негативное воздействие, названный Федеральный закон, в частности, обязывает юридические лица и физических лиц, которые осуществляют эксплуатацию здании, строений сооружений и иных объектов, обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологии обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (пункт 2 статьи 39). Одновременно им закрепляется принцип ответственности как органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, так и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях при осуществлении возложенных на них данным и иными федеральными законами полномочии в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды (статьи 3 и 5 - 7) (пункт 4.1 Постановления Конституционного Суда РФ).

Таким образом, в системе действующего правового регулирования отнесение к вопросам местного значения городского округа организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов не может рассматриваться как безусловное основание для возложения на органы местного самоуправления городского округа обязанностей, касающихся проведения очистки территории городского округа от загрязнения отходами, без учета характера предоставленных им полномочии в сфере обращения с отходами, в том числе применительно к расположенным на территории городского округа земельным участкам различной формы собственности, и без правовой оценки качества выполнения таких полномочий, а также вне связи с обязанностями по обращению с отходами, которые возлагаются на юридические лица и физических лиц как на субъектов природопользования. В системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке (пункт 4.2 Постановления Конституционного Суда РФ).

Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации). Мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, по смыслу взаимосвязанных положений статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации и утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414 во исполнение части 3 данной статьи Правил санитарной безопасности в лесах, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них. Органы же государственной власти и органы местного самоуправления, согласно части 2 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляют охрану и защиту лесов в пределах полномочий, определенных в соответствии с его статьями 81 - 84, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими федеральными законами.

Исходя из того, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации: согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации к ним относятся, в частности, полномочия по организации использования лесов их охраны, защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (пункт 4 части 1 и часть 3).

Что касается полномочий органов местного самоуправления в области лесных отношений, то, как следует из части 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации, они сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Утвержденные Правительством Российской Федерации Правила санитарной безопасности в лесах также предусматривают обеспечение органами местного самоуправления проведения соответствующих санитарно-оздоровительных мероприятий лишь в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований.

Таким образом, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории городского округа, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного поселения не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти (пункт 5.1 Постановления Конституционного Суда РФ).

Согласно Уставу ГКУ РМЭ «Алексеевское лесничество» Учреждение находится введении Минлесхоза органа исполнительной власти Республики Марий Эл в сфере использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов (п.1.6 Устава). В целях и задачах ГКУ имеется организация работ по охране и защите лесов…организация мероприятий по благоустройству лесов. Помимо наличие субвенций имущество и финансы лесничества могут состоять из иных, не запрещенных законом поступлений. В связи с чем, доводы ответчика о невозможности предусмотреть статью расходов для исполнения заявленной прокурором обязанности не могут быть приняты судом во внимание.

Как указано в пункте 5.2 Постановления Конституционного Суда РФ, пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку содержащееся в нем положение - по своему конституционно- правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не предполагает возложение на органы местного самоуправления городских округов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.

В связи с изложенным, исковые требования Волжского межрайонного прокурора к заявленному ответчику КГУ РМЭ «Алексеевское лесничество» не противоречат действующему законодательству, соответствуют его целям и задачам и подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Волжского межрайонного прокурора частично.

Суд в соответствии со ст.196 ГПК РФ разрешил спор в пределах заявленных требований.

В связи с удовлетворением исковых требований прокурора и в соответствии со ст.333.19 НК РФ с ГКУ «Алексеевское лесничество» подлежит взысканию в пользу бюджета городского округа «<адрес>» государственная пошлина в сумме 6000руб.00коп., исходя из удовлетворенных требований неимущественного характера.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 97 ░░░░░░ 18 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «<░░░░░>» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 6000░░░.00░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░░

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░

░░░░░░░░ 22 ░░░░░░ 2016 ░░░░

2-385/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Волжский межрайонный прокуро РМЭ
Ответчики
ГКУ РМЭ "Алексеевское лесничество"
Суд
Волжский городской суд Республики Марий Эл
Дело на сайте суда
volzhkiy.mari.sudrf.ru
25.01.2016Передача материалов судье
25.01.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.01.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.01.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.01.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.02.2016Предварительное судебное заседание
11.03.2016Предварительное судебное заседание
22.03.2016Предварительное судебное заседание
06.04.2016Судебное заседание
12.04.2016Судебное заседание
21.04.2016Судебное заседание
22.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее